Программа развития СП Солнышко на 2013-2016г.г.
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_sp_solnyshko_na_2013-2016g.g.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждено
Управляющим Советом Учреждения Приказом директора
Протокол № 1 от 19.01.2013г. № от 2013г.
________/Марданова Р.Ф./ ________М.М.Габидуллина
Программа развития структурного подразделения «Детский сад «Солнышко» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с.Старое Ермаково муниципального района Камышлинский Самарской области
на 2013 - 2016 годы
Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 27.09.2013г.
Программа развития
на 2013-2016 годы
Содержание:
1. Паспорт Программы развития.
2. Информационно – аналитическая справка о ДОУ.
3. Анализ состояния воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
4. Концепция развития детского сада. Пути реализации намеченных задач.
5. План действий педагогического коллектива по реализации программы развития ДОУ.
6. Прогнозируемые результаты по основным направлениям развития детского сада.
7. Отслеживание результатов работы по основным направлениям развития ДОУ.
1.Паспорт Программы развития.
Наименование программы:
Программа развития СП «Детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Старое Ермаково
(далее Программа).
Разработчики программы:
Заместитель руководителя СП «Детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Старое Ермаково – Амирова Э.Ш., воспитатели, специалисты.
Исполнители программы :
Администрация и педагогический коллектив ОУ, родительская общественность, социальные партнёры ДОУ.
Научно методические основы разработки Программы:
«Международная конвенция о правах ребёнка», «Декларация прав ребёнка», Конституция РФ, Концепция развития дошкольного образования, положения закона РФ « Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении , Устав ГБОУ СОШ.
Цели и задачи Программы:
Цель: Создание в детском саду системы интегративного образования,
реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное
образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для
полноценного физического и психического развития детей, как
основы их успешного обучения в школе.
Задачи:
- Обеспечить высокое качество дошкольного образования, создания предпосылки для роста личностных достижений детей;
- Создать основную образовательную программу и программы дополнительных образовательных услуг: внедрение технологии «портфолио» ребёнка, проектной деятельности;
- Внедрить информационные технологии в образовательный и управленческий процесс;
- Сформировать гражданскую позицию всех субъектов образовательного процесса;
- Укрепить материально-техническую базу детского сада;
- Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников;
- Расширить связи с учреждениями и партнерами.
Миссия детского сада:
- Охрана безопасности жизни и здоровья детей;
- Помочь детям социализироваться в обществе;
- Поддерживать семью в плане воспитания ребенка.
Приоритетные направления Программы:
Управление качеством дошкольного образования
Программное обеспечение, методик технологии
Информация образования
Толерантность
Опытно-экспериментальная деятельность
Здоровьесберегающие технологии
Безопасность образовательного процесса
Кадровая политика
Государственно-общественное самоуправление
Организации-партнеры
Ожидаемые результаты Программы:
Для детского сада – повышение конкурентоспособности учреждения;
Для детей – получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами и возможностями каждого ребенка;
Для педагогического коллектива – увеличение интереса к профессии и профессиональной компетентности;
Для семьи – сохранение здоровья ребенка успешность ребенка при поступлении в школу;
Для социума – реализация системы социального партнерства.
Основные этапы реализации Программы:
1 этап – 2013- 2014 гг.
Организационно-мобилизационный:
- диагностика имеющихся ресурсов, условий для реализации и начала выполнения Программы.
2 этап – 2014-2015 гг.
Экспертно поисковый:
- апробация новшеств и преобразований, внедрение их в текущую работу ДОУ.
3 этап – 2015-2016 гг.
Итогово – обобщающий:
- подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основным направлениям Программы.
Срок действия Программы: 2013 -2016гг.
2.Информационно-аналитическая справка
Cтруктурное подразделение «Детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Старое Ермаково, расположено по адресу: с.Старое Ермаково Камышлинский район Самарская область, улица Тупиковая 15-а, телефоны: 8846643-41-19, E-mail: ds-soln@mail.ru
Заместитель руководителя СП «Детский сад «Солнышко»: Амирова Энзудя Шайхразыевна, награждена почетной грамотой Министерства Образования и Науки Российской Федерации.
СП «Детский сад «Солнышко занимает типовое двухэтажное кирпичное здание, здание рассчитано по проекту на 4 группы с пребыванием 72 детей. В настоящее время в ДОУ функционирует 4 группы, из них: 1 группа раннего возраста, 3 группы дошкольного возраста, построено в 1983году, капитальный ремонт не осуществлялся со дня открытия. Территория озеленена, имеются различные породы деревьев и кустарников, детский огород. В 2013-2014 учебном году выбыло – 14 детей и прибыло 9 детей. Выбывшие дети будут учиться в ГБОУ СОШ с.Старое Ермаково. Охват детей дошкольным образованием составляет- 84 %, по району – 75. Согласно специфике дошкольного учреждения режим пребывания детей в детском саду пятидневный, длительность пребывания воспитанников 10,5 часов с 7.30 – 18.00. СП «Детский сад «Солнышко» является звеном образования, обеспечивающим право семьи на оказание ей помощи в разностороннем развитии, воспитании и образовании детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учётом их возрастных, индивидуальных особенностей и возможностей на основе реализации программ, реализуемых в образовательном учреждении.
Педагогический коллектив продолжает работу над повышением качества работы ДОУ.
В марте 2013 года воспитатель Яруллина И.Х. приняла участие в муниципальном конкурсе «Воспитатель года-2013», награждена сертификатом за участие на заочном туре. В апреле 2013г. был семинар для руководителей структурных подразделений и воспитателей. Был проведен открытый просмотр НОД в старшей группе. Показала НОД по развитию речи воспитатель старшей группы Халилова З.Р. на тему:»Зимующие птицы», а в средней группе развлечение на тему:»Зимушка-зима»- воспитататели -Яруллина И.Х. и Хайруллина Л.Н. Провели развлечение воспитатели- Хайруллина Л.Н. и Яруллина И.Х. Воспитателем старшей группы Амировой Э.Ш.был подготовлен доклад с презентацией на тему:»Создание образовательной развивающей среды в ДОУ в рамках ФГТ».
Воспитатели: Нуриева Р.Р., Халилова З.Р., Яруллина И.Х., Хайруллина Л.Н., Амирова С.Р.участвовали на Всероссийском конкурсе «Лучший проект 2013года» по версии журнала «Детский сад будущего-галерея творческих проектов» и награждены дипломами участника. В Международном конкурсе детского рисунка «Мир во всем мире» воспитатели Яруллина И.Х., Амирова С.Р., Халилова З.Р.,Нуриева Р.Р. были награждены дипломами за подготовку более 10участников.
На семинаре, проходившем в ГБОУ СОШ по коррекционной работе поделились опытом работы логопед-Яруллина И.Х. и воспитатель младшей группы- Нуриева Р.Р.
Коллектив учреждения и семьи наших воспитанников являются участниками Всероссийского конкурса «Лучший проект 2013г.по версии журнала «Детский сад будущего-галерея творческих проектов», участвуют в разных мероприятиях.
Cтруктурное подразделение «Детский сад «Солнышко реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Содержание образования определено в соответствии с ФГОС ДОО и на основе комплексной программы воспитания и обучения в детском саду«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой».
Приоритетное направление в работе детского сада:
Познавательно-речевое развитие воспитанников
Руководитель СП «Детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Старое Ермаково:
Амирова Энзудя Шайхразыевна
Образование: средне-специальное педагогическое.
Педагогический стаж: 33 лет
Стаж в должности: 17 лет
Количество сотрудников в ДОУ: 23
Из них:
- заведующий: 1
- педагогов: 5
- музыкальных руководителей: 1
- инструктор по физической культуре :1
- обслуживающий персонал: 16
Квалификация педагогов:
1 категория –5 педагогов – 83%
Образовательный ценз:
Высшее педагогическое образование –3 чел - 43%
Среднее специальное педагогическое –3 чел - 43%.
Контингент воспитанников ДОУ: 72
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
Дошкольное образовательное учреждение находится в центре села Старое Ермаково, что способствует удовлетворению потребности родителей в образовательных услугах. Дошкольное учреждение взаимодействует с объектами социального окружения на основании содержательных планов работы через разные формы и виды совместной деятельности.
В ближайшем окружении от детского сада находятся: школа ГБОУ СОШ, в школе имеется богатый музей, СДК, здание врача общей практики, отделение связи, библиотека. Такое удобное расположение даёт нам возможность привлекать ресурсы социального партнерства для разностороннего развития наших воспитанников, их социализации, а также совместно с вышеперечисленными организациями и семьями воспитанников разрабатывать и реализовывать различные социальные проекты, мероприятия социального характера.
Сведения о семьях воспитанников:
Количество детей | 58 / 100% | Неработающих матерей | 38 /54% |
Из них мальчиков | 32 / 54% | Матерей со средним, средним спец.образованием | 33 /46% |
Из них девочек | 26 /46% | Матерей с высшим образованием | 15 / 21% |
Полных семей | 35 / 63 % | Отцов со средним, средним спец. образованием | 39 / 54% |
Неполных семей | 13 /24% | Отцов с высшим образованием | 9 / 13% |
Семей с 1 ребенком | 7 /15% | Приемные семьи | 9/13% |
Семей с 2 детьми | 15 / 35% | Семей, проживающих с родителями жены или мужа | 23 /32 % |
Семей более чем 2 детьми | 36 /50 % | Татарских семей | 57/99% |
Работающих матерей | 20 /46% | Семей других национальностей | 1 /1% |
Педагогический стаж педагогов:
Детский сад полностью укомплектован кадрами. Коллектив ДОУ составляет 23 человека. Воспитательно-образовательную работу осуществляют 7 педагогов: из них 5 воспитателей и специалисты: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Характеристика кадрового состава | ||
1. По образованию | высшее педагогическое образование | 3 человека |
среднее педагогическое образование | 4 человек | |
2. По стажу | до 5 лет | 0 |
от 5 до 10 лет | 2 | |
от 10 до 15 лет | 0 | |
свыше 15 лет | 5 |
Стратегические направления
Программа развития является документом, определяющим основные направления развития. Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивает:
-охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие,
-эмоциональное благополучие каждого ребенка,
-интеллектуальное развитие детей как условие формирование начал будущего умения учиться,
-создание условий для развития ребенка , его познавательной и личностной сферы, творческих способностей,
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям,
-взаимодействие с семьей с целью обеспечения единого пространства
Данная программа предусматривает организацию детской жизни, как в учебной деятельности, так и в нерегламентированной - игровой, бытовой, трудовой и т.д.
Стратегии основной деятельности детского сада определяются как интегрированные и интерактивные, предполагающие совместные усилия по созданию благоприятных условий для развития воспитанников.
Миссия и задачи ДОУ
Миссия:
-охрана безопасности жизни и здоровья детей, помощь при социализации детей в современное общество, обеспечение дошкольников квалитетным начальным образованием, поддержка семьи в плане воспитания ребенка.
Задачи:
1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.
2. Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению , развитию умственных способностей, речи, интеллектуального и личностного развития через получение начального дошкольного образования и социализации в современное общество.
3. На основе широкого образовательного содержания развитие у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в поведении, поступках, в детской деятельности.
4.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Потребность населения в образовательных услугах СП «Детский сад «Солнышко ГБОУ СОШ с.Старое Ермаково:
- Оздоровительные услуги -
услуги, направленные на физическое развитие, охрану и укрепление здоровья детей
- Медицинские услуги -
Профилактические, оздоровительные мероприятия и процедуры
- Организационные услуги -
улучшение условий пребывания и питания, специальное оснащение
для игр, обучающих занятий, для физического развития детей и их оздоровления, для коммуникативного воспитания в детском социуме.
- Образовательные услуги -
Познавательно-речевое и подготовка к обучению в школе, физическое, художественно-эстетическое развитие детей.
Материально- техническое обеспечение
СП «Детский сад «Солнышко занимает типовое двухэтажное кирпичное здание находится в центре села. Площадь здания-961,0кв.м. Участок озеленен, оснащен теневыми навесами, спортивным и игровым оборудованием, имеется общая спортивная площадка и зеленый массив. Для каждой группы выделен игровой участок . Условия в саду обеспечивают полное выполнение санитарно-гигиенических требований Роспотребнадзора к оборудованию, освещению, содержания помещений. Детский сад обеспечен условиями и средствами для воспитания, обучения и оздоровления детей. В ДОУ имеется пищеблок, медицинский кабинет на осуществление медицинской деятельности . Методический кабинет оснащен в достаточном количестве методической, программной и детской литературой, наглядным и демонстрационным материалом для занятий. В музыкальном зале имеется аудио и видеоаппаратура, музыкальные инструменты.. Физкультурные занятия, динамические часы, спортивные досуги проводятся в зале совмещенном с музыкальным, оснащенном физкультурным оборудованием Площадь совмещенного зала соответствует нормам СЭС и имеет два выхода.
В саду имеется 4 группы с игровыми и спальными помещениями, комнатами для одежды детей, обучающими зонами и бытовыми комнатами. В группах имеются детская мебель и игровой материал для ролевых игр, уголки книги, уголки творчества и экспериментирования, уголки здоровья.
Нормативно – правовое обеспечение
1.Лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам ГБОУ СОШ с.Старое Ермаково
2. Типовое положение о ДОУ
3. Закон РФ об образовании
4. Устав ГБОУ СОШ с.Старое Ермаково
5. Программа развития ДОУ до 2016 года.
6. Образовательная программа, соответствующая ФГОС ДО.
7. Годовой план работы ДОУ.
Обеспечение безопасности
1. В детском саду разработан паспорт безопасности (антитеррористической защищенности.
2. Имеется Декларация пожарной безопасности .
3. В детском саду установлена автоматическая пожарная сигнализация.
4. В ДОУ ведутся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности.
5. Педагоги ДОУ проводят с детьми мероприятия по ОБЖ.
Вывод: социальные условия села способствуют успешной социализации воспитанников ДОУ. Педагоги имеют возможность знакомить дошкольников с социальной действительностью. Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса четко планируются, прописываются планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций.
3. Анализ
Воспитательно - образовательной работы ДОУ.
Содержание образовательного процесса.
Воспитательно – образовательный процесс в ДОУ выстроен в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, переработанной примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», принятой на переходный период, научный редактор Веракса Н.Е., Комарова Т.С.,Васильева М.А.2010года издания; а также части программы, формируемой педагогическим коллективом ДОУ (НРК)
Парциальные программы :
1. «Цветные ладошки»-авторская программа по изобразительной деятельности. Автор: Лыкова И.А.
2. . «Основы безопасности жизни дошкольников»
Автор: Стеркина Р.Б.
3. «Программа развития речи детей дошкольного возраста»
Автор: Ушакова О.С.
Основным приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения является: «Познавательно- речевое направление в развитии воспитанников».
В основу работы учреждения заложены задачи, определенные Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей: физического и психического. В детском саду при участии педагогов, родителей, логопеда обеспечивается коррекция речевого развития детей с учетом индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника.
Основываясь на принципах гуманистической педагоги ,и руководствуясь положениями примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», принятой на переходный период, научный редактор Веракса Н.Е., Комарова Т.С.,Васильева М.А.2010года издания; а также части программы, формируемой педагогическим коллективом ДОУ(НРК) ,а также порциальными программами:«Программа развития речи детей дошкольного возраста» автор Ушакова О.С., «Цветные ладошки»-авторская программа по изобразительной деятельности Лыковой И.А. , «Основы безопасности жизни дошкольников» автор: Стеркина Р.Б.
Педагоги считают главной целью - всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства.
В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте - необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
Речь как средство выражения мысли является орудием мышления. Она связана с умственным развитием. Вот почему так важно развивать речь дошкольника. Поэтому Совет ДОУ особо обозначил в плане развития эту педагогическую проблему: « Разрабатывать и внедрять эффективные методы развития речи через познавательную активность детей»
В саду сложилась определенная система работы по развитию речи детей. Основная цель работы по развитию речи - формирование устной речи детей и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Основные направления работы по развитию речи детей в ДО У определяют образовательные области «Познание», « Коммуникация», «Чтение художественной литературы» :развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи(формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, обучение грамоте, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи (диалог и монолог), воспитание любви к художественному слову через формирование интереса и потребности в чтении).
Формы работы по развитию речи детей:
- Непосредственная образовательная деятельность в плане развития познавательно-речевой деятельности осуществляется на занятиях по развитию речи, работе с художественной литературой, занятиях по познавательному развитию, в детской исследовательской и проективной деятельности.
- Создание культурной языковой среды через общение взрослых и детей Словотворчество детей, речетворчество детей, родителей и воспитателей (сочинение сказок, стихов, создание собственных детских книг)
- Интегрирование развития речи в другие виды занятий и детскую деятельность: художественное творчество, музыку, математику, труд, театрализованную деятельность, экспериментально – исследовательскую детскую деятельность, коммуникативное развитие - общение со сверстниками и взрослыми и др.
- Театрализованная деятельность. Театрализация создает особенные благоприятные условия для развития речи детей,
- Развивающая познавательно - речевая среда в группах и в саду.
- Развитие речи через игровую детскую деятельность: ролевые игры, подвижные с текстом, хороводные, дидактические игры со специальной дидактической задачей, игры-драматизации, словесные игры.
Проблемно-ориентированный анализ деятельности учреждения
Анализ работы ДОУ с учетом его специфики и необходимости обновления
содержания в соответствии с основными направлениями модернизации
дошкольного образования позволяет отметить положительные результаты,
особенности и одновременно обозначить ряд проблем.
Эффективность и действенность реализации приоритетного
художественно-эстетического направления
Достижение положительных результатов обеспечивается использованием разных форм организации непосредственно образовательной деятельности. Наряду с традиционными используются ярмарки, путешествия, конкурсы, викторины. В ходе НОД используются различные изобразительные материалы, нетрадиционные техники рисования, что способствует развитию творческих способностей детей.
Разработанный перспективный план организации совместной
деятельности педагога с детьми по художественно-эстетическому
направлению предусматривает следующие формы работы: экскурсии, наблюдения в природе и окружающей действительности, организация тематических выставок в ДОУ, тематические дни (День
искусства, День творчества, День театра), развлечения, праздники.
Следует отметить, что в ходе непосредственно образовательной
деятельности используются недостаточно эффективные методы обучения.
Редко применяется экспериментирование с цветом, творческие задания,
элементы ТРИЗ, проблемные ситуации, проектные методы.
Не всегда включается в непосредственно образовательную
деятельность музыкальный, литературный ряд, предусмотренный в
программе. Причина – несформированность фонотеки ДОУ, отсутствие
подборки литературных произведений к программе. Недостаточно внимания
уделяется ознакомлению с искусством.
Однако при наблюдении педагогического процесса, собеседовании с педагогами установлено, что педагоги испытывают затруднения при проведении НОД по театру в связи с недостаточным методическим обеспечением. Недостаточны теоретические знания и практические умения по развитию у детей навыков театрально-исполнительской деятельности, проявлению творчества в создании образа.
Планируется разработать методическое обеспечение, организовать
систему методических мероприятий по повышению теоретических знаний
и практических умений педагогов.
В связи с этим возникает необходимость обеспечения реализации
инновационных программ.
Эффективность и результативность физкультурно-оздоровительной
работы
Физическое развитие детей, укрепление их состояния здоровья является
одним из важнейших направлений работы ДОУ.
Достигнута положительная динамика в обучении детей основным видам
движения: 67% имеют высокий уровень, 33% - средний.
Модель организации двигательного режима учитывает удовлетворение потребностей детей в двигательной активности, а так же рациональное соотношение разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Вместе с тем существует ряд проблем в работе по физическому
воспитанию: 1. Недостаточный уровень теоретической и методической
подготовки педагогов.
2. Использование неэффективных форм и методов обучения.
Планируется уделить внимание повышению уровня методической и
практической подготовке педагогов, использованию эффективных форм и
методов работы, продолжить работу по совершенствованию методического
обеспечения.
Анализ организации воспитательно-образовательного процесса по
познавательно-речевому направлению
При наблюдении педпроцесса установлено, что формы организации
непосредственно образовательной деятельности достаточно разнообразны:
занятия-путешествия, ярмарки, День творчества, День искусства, День театра, выставки, экскурсии, конкурсы, викторины.
При проведении НОД преимущество отдается объяснительно-
иллюстративным методам. Редко используются развивающие методы
обучения: экспериментирование, моделирование, поисковая деятельность,
проектирование и др. Остаются проблемы с осуществлением
индивидуализации и дифференциации обучения, применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Анализ кадрового потенциала
При анализе кадрового потенциала установлено, что ДОУ полностью
укомплектовано педагогическими кадрами. Достаточно высок
квалификационный и образовательный уровень педагогов: 43% имеют
высшее образование, 57% - среднее профессиональное; 71% имеют
квалификационные категории.
Педагоги в своей работе в большей мере ориентируются на индивидуальные особенности воспитанников.
Анализ организации воспитательно-образовательного процесса позволяет
сделать вывод, что большинство педагогов используют в практике работы с
детьми традиционные формы и методы, испытывают затруднения в ведении образовательной работы в условиях дифференциации и индивидуализации обучения.
В связи с этим возникает необходимость интенсификации педагогического
труда, повышение его качества и результативности, готовности педагогов к
применению современных образовательных технологий.
Анализ образовательного пространства.
Большое внимание в ДОУ уделяется организации образовательного
пространства: оборудованы изостудия, театральная студия, музей народного
быта, учебно-познавательный центр, фитобар.
Предметно-пространственная среда групп оснащена современными сюжетно-
ролевыми играми, развивающими пособиями и материалами в соответствии с
реализуемыми программами.
Зонирование образовательного пространства осуществляется без учета
интеграции образовательных областей, вариативности, познавательной
информативности среды.
В связи с этим существует проблема обновления предметно-развивающей среды, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования.
Анализ потребности в образовательных услугах Образовательные услуги в системе воспитательно-образовательной работы ДОУ обеспечивают углубление содержания основного образования в соответствии с приоритетным направлением работы.
Анализ анкетирования родителей выявил потребность в организации
дополнительных образовательных услуг познавательно-речевой и
художественно-эстетической направленности.
Вместе с тем предстоит решить кадровую проблему, разработать программно-методическое обеспечение.
Таким образом, отмечается необходимость расширения сферы
образовательных услуг в соответствии с интересами детей и
запросами родителей.
Анализ работы с родителями
Успешное решение задач воспитания ребенка возможно только при
объединении усилий семьи и ДОУ. Дошкольное образовательное учреждение
по-прежнему остается одним из важнейших социальных институтов,
обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие
ребенка, родителей, педагогов.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных
взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно –
сотрудничества, взаимодействия.
В ДОУ ведется большая работа по взаимодействию с семьями
воспитанников. Большое внимание уделяется изучению семей: условий
семейного воспитания, удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ,
выявление потребностей в образовательных услугах, степени вовлеченности
в воспитательно-образовательный процесс.
Вместе с тем следует отметить, что отсутствует система в проведении
данных исследований. Необходимо сформировать банк анкет, методик для изучения семьи, разработать систему комплексного,
пролангированного исследования. Следует отметить также, что, зачастую сведения, полученные при изучении семей, остаются простой констатацией фактов, не используются педагогами для организации дифференцированного взаимодействия с родителями. Причина – недостаточная компетентность в работе с родителями.
В ДОУ ведется работа по психолого-педагогическому просвещению
родителей, формированию их правовой культуры. Наряду с традиционными
формами работы на уровне ДОУ используются устные журналы,
педагогические гостиные /с выставкой дидактических пособий/. Проводятся досуговые мероприятия совместно с родителями. Однако, анализ планов воспитателей по работе с родителями показал, что в практике используются в основном стандартные формы работы, которые не
вызывают у родителей интереса, о чем свидетельствует низкая посещаемость
таких мероприятий. Задачи, содержание запланированных мероприятий,
методы не позволяют организовать эффективную работу по психолого-
педагогическому просвещению родителей по основным направлениям
воспитания: физическому, социально-нравственному, художественно-
эстетическому, познавательно-речевому. Не осуществляется
дифференцированный подход к разным категориям семей. Требуется
обновление наглядной информации для родителей: стендов, папок-
передвижек, включение в них актуальной информации по вопросам
воспитания и обучения дошкольников. Взаимодействие педагогов с
родителями нередко носит формальный характер, ограничивается решением
организационных вопросов, не затрагивая проблем развития дошкольников.
Причины создавшегося положения:
- использование неэффективных форм и методов взаимодействия,
увлеченность педагогов вербальными формами работы /беседы,
консультации/ при доминирующей монологической их позиции;
- недооценка роли семьи в воспитании детей и вытекающий отсюда
формализм в работе с родителями;
- отсутствие системы проводимых мероприятий.
Анализ изучения семейного воспитания позволил выявить, что во многих семьях воспитание происходит стихийно, педагогические знания родителей отрывочны, нет четких представлений о возрастных и психологических особенностях и потребностях ребенка. И как следствие – частые ошибки снижающие результативность воспитания. Поэтому особенно важно организовать систематическое психолого-педагогическое просвещение родителей.
Следует отметить недостаточную готовность и включенность родителей в управление качеством образования через общественно-государственные
формы управления.
В связи с выявленными проблемами необходимо повысить качество работы с
семьей, разработать систему мероприятий по психолого-педагогическому
просвещению, организации совместной деятельности с родителями,
осуществлять дифференцированный подход к разным категориям семей,
посещающих ДОУ, повысить профессиональную компетентность педагогов
в работе с родителями, обеспечить включение родителей в управление ДОУ.
Анализ взаимодействия с социальными институтами
Заключен договор о совместной работе между ДОУ и ГБОУ СОШ с.Старое Ермаково.
Следует отметить, что в реализации содержания образования по
приоритетному направлению работы между ДОУ и школой не удается
добиться преемственности, т.к. не используются педагогические технологии
непрерывного образования, являющиеся основными средствами
преемственности.
Планируется согласовать выбор учебных программ, провести цикл
методических мероприятий по обеспечению преемственности содержания
образования.
Заключены договора сотрудничества с детской библиотекой.
Проводятся экскурсии в школьный музей, посещение выставок. К
сожалению, из-за территориальной удаленности экскурсии в музей
организуются не систематически.
Несмотря на то, что заключены договора сотрудничества, работа с
социальными институтами ведется бессистемно, мероприятия разрозненные,
не согласуются с программными задачами, решаемыми в ДОУ, нет четкого
плана преемственности, обеспечивающего достижения высоких
образовательных результатов совместными усилиями.
Таким образом, выявлено, что воспитательно-образовательный потенциал социума используется не в полной мере, необходимо расширение координационных связей с социальными институтами, осуществление взаимодействия на планомерной основе.
Концепция развития дошкольного учреждения
Концепция программы развития составлена на основе анализа имеющихся
условий, проблем, с учѐтом прогноза о перспективах их изменений.
Ключевая идея развития ориентирует коллектив на создание интегративного
образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию
всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников и их родителей. Реализация ФГОС ДОО в образовательном процессе требует комплекса мероприятий по обновлению содержания и выбору технологий в образовательный процесс. Предстоит работа по перестроению сознания педагогов с учебно-дисциплинарной модели построения образовательного процесса и общения с детьми на модель личностно-ориентированную.
Существенные изменения в системе образования требуют изменений в
квалификационном уровне педагогов. Современный педагог должен
обладать многими качествами: компетентность, творчество, гуманность,
нравственность, обладать точными знаниями современных педагогических технологий и умело их применять в своей работе.
В детском саду образовательный процесс должен строиться вокруг ребенка, обеспечивая своевременное формирование возрастных новообразований детства, развитие компетентности, самостоятельности, творческой активности, гуманного отношения к окружающим, становление личностной позиции, получение ребенком качественного образования как средства для перехода на последующие возрастные ступени развития, обучения и воспитания.
Проектирование личностно-ориентированной образовательно-
оздоровительной системы начинается с выбора и осмысления базовых
ценностей, которые отражают потребности и интересы развивающейся
личности, связывают образовательный процесс с социокультурным окружением, задают ориентиры развития образовательного учреждения в оптимальном направлении.
Ценность инновационного характера современного дошкольного
образования и Программы развития ДОУ направлена на сохранение
позитивных достижений детского сада, внедрение современных
педагогических технологий, в том числе информационно-
коммуникационных, обеспечение личностно-ориентированной модели
организации педагогического процесса, позволяющий ребенку успешно
адаптироваться и удачно реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны
стать сформированные у ребенка ключевые компетенции:
Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым
Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими
Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать»
информацию, работать с разными видами информации
Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца,
способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки,
постройки)
Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по
общепринятым нормам и правилам
Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе
жизни.
Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связано с
ценностью ребенка. Стремление простроить образовательный процесс в
соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка
означает с одной стороны – бережное отношение к ребенку (его здоровью,
его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное
создание оптимальных условий для его развития в воспитательно-
образовательном процессе и в системе дополнительного образования.
Исходя из всего вышесказанного, концептуальными
направлениями развития деятельности ДОУ служат:
Моделирование совместной деятельности с детьми на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций дошкольников.
Использование инновационных программ. Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды детского сада, способствующей самореализации ребенка в разных видах деятельности.
Построение дифференцированной модели повышения профессионального
уровня педагогов.
Руководствуясь законом РФ «Об образовании», Типовым положением о
дошкольном образовании, Концепцией дошкольного воспитания,
Конвенцией о правах детей, стратегией развития дошкольного образования,
деятельность детского сада основывается на следующих принципах:
Принцип гуманизации, предполагающей ориентацию взрослых на личность
ребенка.
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов.
Обеспечение заинтересованности педагогов в результате своего труда.
Радикальное изменение организации предметно развивающей среды,
жизненного пространства детского сада, с целью обеспечения свободной
деятельности и творчества детей в соответствии с их желаниями,
склонностями, социального заказа родителей.
Изменение содержания и форм совместной деятельности с детьми, введение
интеграции различных видов деятельности.
Принцип демократизации, предполагающий совместное участие
воспитателей специалистов, родителей в воспитании и образовании детей, подготовку выпускников, адаптированных к новым социальным условиям жизни.
Принцип индивидуализации предполагает разработку на основе
современных научных исследований и широкое внедрение новых форм
воспитания и образования, обеспечивающих индивидуальный подход к
каждому ребенку и его всестороннее развитие.
Принцип интеграции предполагает целенаправленное взаимодействие
содержания образования по разным направлениям развития ребенка,
обеспечивающее гармонизацию развития личности.
Принцип развивающего обучения предполагает использование новых
развивающих технологий образования и развития детей.
Принцип вариативности модели познавательной деятельности,
предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей
развития и педагогической поддержки каждого ребенка.
Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через
собственную деятельность под руководством взрослого.
Принцип координации подходов к воспитанию и обучению в условиях
детского сада и семьи предполагает активное вовлечение родителей в
процесс воспитания дошкольников.
Принцип учета функционирования ДОУ в контексте социокультурной
среды.
Стратегия развития дошкольного учреждения
Стратегия развития учреждения рассчитана на период 2015 г. Стратегия
определяет совокупность реализации приоритетных направлений,
ориентированных на развитие детского сада.
Цель: создание в детском саду системы интегративного образования,
реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное
образование, обеспечивающего равные стартовые возможности для
полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
Задачи:
1. Достижение современного качества дошкольного образования путем
- обеспечения эффективности реализации инновационных программ
- введения новых образовательных технологий (проектная деятельность,
применение информационных технологий, технологий «портфолио»
детей)
- обновления методического и дидактического обеспечения, внедрения
информационных технологий в образовательный и управленческий
процесс
2. Повышение профессионального уровня педагогов, формирование
технологической составляющей педагогической компетентности
(использование информационно-коммуникационных технологий).
3. Обеспечение обновления предметно-развивающей среды ДОУ,
способствующей реализации нового содержания дошкольного
образования и достижению новых образовательных результатов.
4. Создание условий для успешного функционирования и развития
дополнительного образования в ДОУ.
5. Повышение качества работы с семьей для создания единого
образовательного пространства, привлечение родителей к участию в
управлении ДОУ.
6. Расширение , налаживание координационных связей с различными социальными институтами.
Этапы реализации Программы развития
1 этап: 2013-2014 г. Аналитико-прогностический. Анализ комплекса
условий, имеющихся в ДОУ, выявление проблем, определение
возможностей дошкольного учреждения и готовности коллектива для
реализации задач программы развития. Разработка нормативно-правового и программно-методического обеспечения.
2 этап: 2014-2015 г. Деятельностный. Формирование и апробирование
нововведений, оптимизация функционирования детского сада, коррекция
отдельных направлений работы.
3 этап: 2015-2016 г. Рефлексивный. Оценка эффективности и
совершенствование инновационной деятельности, обеспечивающей
доступность и новое качество образования. Внедрение, совершенствование и
распространение результативного опыта.
Прогнозируемые результаты по реализации программы развития
Прогнозируемые результаты:
- Осуществление новой формы планирования и моделирования воспитательно - образовательного процесса в ДОУ, соответствующей Федеральным требованиям к образовательной программе ДОУ (2010 г.), с интеграцией образовательных областей и комплексно – тематическим планированием воспитательно – образовательного процесса.
-Создание условий для экспериментально-исследовательской работы детей в целях решения приоритетной задачи познавательно-речевого развития дошкольников.
-Использование технологий - разработок детских исследовательских проектов, групповых и индивидуальных проектов по исследовательской деятельности в разнообразных образовательных областях.
-Систематическое проведение мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Программы через внедрение методик диагностирования промежуточных и итоговых (интегративных качеств выпускников ДОУ) результатов развития детей.
-Объективное продвижение детей, суммарные показатели динамики их развития по определенным критериям
-Реализация программы по Национально-региональному компоненту и локальной программы по коррекции речи.
-Успешность овладения детьми содержанием базовых программ и программ дополнительного образования.
-Активное участие коллектива ДОУ, воспитанников и их родителей в конкурсах все рангов (от всероссийского до локального по ДОУ)
- Оценка профессионального мастерства педагогов через фестивали, конкурсы, семинары всех уровней (от локальных до всероссийских).
-Личностный и профессиональный рост воспитателей, педагогов, выявляемый в результате самооценки, экспертной оценки, результатов практической работы с детьми.
-Выявление эффективности деятельности всех структурных блоков педагогической системы по определенным параметрам
- Повышение квалификации всех специалистов ДОУ, их направленность на гуманизацию воспитательного процесса.
-Ориентированность родителей на конструктивные партнерские взаимоотношения со специалистами, гармонизация отношений в социуме, использование на практике идей социального партнерства.
Ожидаемые результаты от реализации программы развития ДОУ
на 2013-2016г.
- Для детского сада: повышение конкурентноспособности и имиджа учреждения, работа в инновационном режиме, повышение качества дошкольного образования и уровня развития детей.
-Для воспитанников: получение полноценного качественного образования в соответствии с индивидуальными особенностями развития и возможностями каждого ребенка.
-Для педагогического коллектива: усиление мотивации к профессиональной деятельности, увеличение интереса к профессии и профессиональной компетентности, нацеленность на результат деятельности.
-Для семьи: сохранение физического и психического здоровья ребенка, успешность при поступлении в школу.
-Для социума: реализация системы социального партнерства.
7. Отслеживание результатов работы по основным направлениям.
Отслеживание результатов работы по основным направлениям реализации программы развития на 2013-2016 год осуществлять по нескольким направлениям:
- мониторинг эффективности учебно-воспитательного процесса;
- тематические проверки согласно годовому плану, в соответствии с задачами концепции развития ДОУ;
-взаимопосещения и взаимопроверки, коллективные просмотры в соответствии с задачами годового плана;
-систематическое участие в конкурсах и фестивалях всех уровней от всероссийских до локальных, получение призов, дипломов, сертификатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут профессионального роста развития воспитателя на 2013-2016г.
Индивидуальный маршрут профессионального роста развития воспитателя (2013-2016г.)...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА Пировой Оксаны Карабековны муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №14 «Солнышко» на 2015-2020 годы
Содержание I.Паспорт Программы «Развитие педагога МАДОУ города Нижневартовска ДС №14 «Солнышко» на 2015-2020 годы»………..... 3II.Характеристика проблем, на решение которых направленаПрограмма…...
Аналитический отчет 2013-2016г
Педагог-психолог современного ДОУ создает условия для гармоничного становления личности ребенка, обеспечивает его эмоциональное благополучие, помогает дошкольнику продуктивно реализовать индивидуальны...
Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Полтавский детский сад "Солнышко"
Программа развития предназначена для определения модели и перспективных направлений развития дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Полтавский детский сад «Солныш...
Участие в реализации программы развития МАДОУ ДС №15 "Солнышко"
Решение задачи Программы развития МАДОУ г. Нижневартовска ДС №15 "Солнышко" "Совершенствование условий для сохранения и укрепления здоровья, путем развитие физической культуры, здо...
Конспект по развитию речи «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» (младшая группа)
Конспект по развитию речи «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» (младшая группа)...