Основы развития внимания у дошкольника
статья на тему

Данилова Раиса Александровна

Основы и принципы развития внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_razvitiya_vnimaniya_u_doshkolnikov.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Основы развития внимания у дошкольника

Внимание человека в своем развитии имеет свои  особенности и закономерности. Знание и соблюдение которых позволяет  усилить данное свойство, а также  совершенствовать его на протяжении всего онтогенеза.

Особо  актуален  вопрос становления внимания в дошкольном возрасте, так как ребенок начинает познавать окружающий мир.  Его психические возможности от природы велики, но еще не совершенны. Познавательные процессы активизируются, но носят хаотичный характер. Отсутствует направленность.  Самостоятельно изучая окружающий мир, ребенок, начинает взаимодействовать с разнообразными предметами, но в зоне его внимания тот или иной предмет задерживается не долго, так как он легко переключается с предмета на предмет. Внимание  ребенка неустойчиво и ему еще только предстоит этап научения - управлять своим вниманием.

Внимание рассматривается как направленность  и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. При этом направленность имеет не только избирательный характер, а также сохранение психической деятельности на определенный промежуток времени. В то время как сосредоточенность предполагает углубленность в деятельность (отвлечение от постороннего), сопровождающаяся напряженностью.

Психика ребенка еще только начинает формироваться. При повышенных нагрузках, особенно дети раннего и младшего возраста, выражают протест в виде эмоционального всплеска.

Таким образом, направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение – с углубленностью в занятие. При этом в поле сознания выделяется «зона внимания» и «боковое поле».  В зоне внимания находится то, что составляет смысл нашей деятельности, в то время как  в« боковом поле» находятся менее важные объекты  сознания, характеризующиеся смутностью и неотчетливостью.

Внимание дошкольника отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. На начальных этапах своего развития его деятельность ограничена только тем предметом, который непосредственно находится в зоне его внимания и то на короткий промежуток времени. Ребенок с легкостью переносит внимание на «боковое поле».

Внимание, как и любой психический процесс,  имеет  физиологические основы. Пусковым механизмом которых, является некий раздражитель («яркое пятно», тихий или громкий звук и др.),  вызывающий возбуждение одних нервных центров и торможение других. Наиболее сложным в «запуске» физиологических механизмов является фильтрация раздражителей на входе, осуществляемая с помощью периферических органов чувств. В свою очередь основную роль фильтрации берет на себя внимание.

Произвольное внимание  у дошкольника  неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно, сосредоточено. В этой связи, при организации специальной деятельности с детьми, особенно на начальном этапе, необходимо обращать внимание на создание раздражителя ( «яркое пятно»), превышающего существующий на данный момент.

Вместе с тем, грубый отбор информации происходит по физическим характеристикам (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле осуществляется согласно предварительной установке). Данная установка запускает механизмы предвнимания, а также внутренне выражает состояние внимания.

Установка позволяет настроить детей на определенную деятельность, задает направленность на удержания внимания на определенном предмете, который может быть неинтересен для них в данный момент или еле заметен по силе своего раздражителя.

В свою очередь, центральные механизмы внимания увеличивают силу нервного возбуждения в зависимости от силы внешнего раздражителя. Более сильное возбуждение подавляет возникшее одновременно с ним слабое возбуждение и определяет течение психической деятельности в соответствующем направлении. Также возможно слияние двух или нескольких раздражителей одновременно, усиливающих друг друга.

Эффект  «яркого пятна» может усиливаться за счет  внесения еще одного «яркого пятна». При этом качество внимания не пострадает, так как усилиться концентрация и объем внимания.

 Интенсивность внимания  поддерживается  благодаря: накоплению импульсов, поступающих в нервную систему; а также  внутреннему состоянию нервной системы.

Физиологические основы лишь частично раскрывают основы внимания, особенно произвольного. Человек способен самостоятельно – целенаправленно управлять своим вниманием. Благодаря постановке  цели деятельность поддерживается и переключается внимание.

 В связи с тем, что уровень сознания  у младших детей развит слабо постановку цели осуществляет взрослый. В дальнейшем  более совершенные структуры сознание ребенка позволяют ему самому определять не только цели, но и выделить план действий. Таким образом, ребенок научается управлять своим вниманием, осуществляет контроль над действиями.

Наряду  с физиологическими версиями механизмов внимания существуют и другие  психологических теорий внимания.

 Так выделяют особую связь между двигательной активностью (мышечным напряжением), эмоциями и произвольным  вниманием. Согласно данной теории, эмоциональные состояния обуславливают интенсивность и продолжительность внимания.  Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движением всех частей тела. В то же время отвлечение внимания связывается с мышечной усталостью.

Эмоциональный компонент в воспитательно – образовательном процессе имеет огромное значение. Воспитание и обучение через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс.  Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Если взрослый будет уделять данному вопросу внимание, то снизит излишнюю напряженность у ребенка и  осуществит  плавный переход от непроизвольного внимания к произвольному, а также послепроизвольному (уже на основе интереса). При решении данного вопроса главенствующую роль занимают речевые показатели, элементы театрализации, эффект новизны и др.

Таким образом «детекторы новизны» активизируются (связь с ЦНС), возбуждаются нейроны ожидания, удовлетворяется эмоциональная потребность.

Подводя итог, можно сказать, что вышесказанное не только имеет свои обоснования, но и природные проявления. Вопрос лишь в том, насколько современность  следует законам природы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры на развитие внимания у дошкольников

Дидактические  игры для старшего дошкольного возраста, детей с задержкой психического развития....

Развитие внимания у дошкольников

Ни один психический процесс не может протекать целенаправленно и продуктивно, пока человек не заострит свое внимание на том, что воспринимает или делает. Хорошо развитое внимание - это одно из условий...

Консультация для воспитателей: «Игры для развития внимания у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития"

В данной статье представлены игры и упражнения для развития внимания старших дошкольников с ЗПР. Материалы статьи могут быть использованы педагогами и родителями....

Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития через систему игр и упражнений

Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития через систему игр и упражнений...

Теоретические основы развития познавательных способностей дошкольников на основе применения электронных образовательных ресурсов.

Работа посвящена основам развития познавательных способностей дошкольника. За основу развития предложены использование электронных образовательных ресурсов в ходе организации развивающей образовательн...

Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития

В консультации представлены рекомендации, придерживаясь которых родители смогут узнать об особенностях внимания у детей, а также об играх, благодаря которым можно развивать этот познавательный процесс...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты видов внимания детей дошкольного возраста, особенности их развития у детей среднего дошкольного возраста. Отражены дидактические игры, котор...