Особенности организации экспериментов со старшими дошкольниками.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Особенности организации экспериментов со старшими дошкольниками.
Сухорукова Т.А., МБДОУ г. Мценска
«Детский сад №11», воспитатель
«Прежде чем давать знания, нужно
научить думать, воспринимать,
наблюдать».
В. Сухомлинский
Современные условия общественного развития требуют от нас развития активной личности, а не личности исполнителя. Поэтому, в настоящее время все больше внимания уделяется проблеме развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования, образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности (см. пункт 2.6 ФГОС ДО).
Дети по природе исследователи. Естественное состояние ребенка – это исследовательская деятельность, он настроен на познание окружающего мира, он хочет изучать, открывать. Я считаю, что экспериментирование именно та деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основываясь на своих собственных наблюдениях, установлении взаимосвязей. Ребенок слышит, видит, делает своими руками, то есть усваивает прочно и надолго. Экспериментирование в детском саду – это способ пробудить у детей интерес к науке, к познанию от простого к более сложному. Игровая деятельность тесно связана с познавательной деятельностью и на протяжении всего детства у ребенка происходит усвоение знаний, умений, навыков.
Экспериментирование - это та деятельность, которая не задается взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения новых сведений. Действуя самостоятельно, производя действия поискового и подражательного характера, ребенок приобретает наиболее полный личный опыт экспериментирования. ( Поддъяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. М.: Педагогика, 1998 ).
Моя роль состоит не в руководстве действиями ребенка или показе этих действий, а в стимулировании и поддержании познавательной активности детей. При этом необходимо помнить, что если все желания ребенка удовлетворяются без каких-либо усилий с его стороны, если взрослые лишают его малейшей возможности проявления инициативы, то потребность поисковой деятельности у ребенка угасает. Для себя я отметила, что в экспериментировании необходимо избегать критической оценки детской поисковой деятельности; нужно проявлять искреннюю заинтересованность деятельностью детей; поддерживать уверенность ребенка в собственных силах; способствовать доведению эксперимента до конца. Также необходимо подводить итоги таким образом, чтобы дети самостоятельно подошли к мысли о достоверности эксперимента.
В ходе своей работы я отметила, что экспериментальная деятельность дает больше возможностей для включения ребенка в работу группы сверстников, позволяет ребенку самореализоваться и самоутвердиться. Совместная работа в коллективе способствует развитию самостоятельности, умения формулировать варианты решения задачи, аргументировать свою точку зрения, умения выслушивать других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка, активизирует и развивает коммуникативные умения, активизирует поисковую активность и умение действовать в новых нестандартных ситуациях.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Детей окружают различные явления природы: солнце, звезды, луна, ветер, плывущие по небу облака, летящие снежинки. Дети играют с песком, водой, собирают камушки, ракушки. Все эти предметы и явления природы являются объектом детских наблюдений. Моя задача, как педагога, на основе этих наблюдений сформировать у детей познавательную инициативу, умение сравнивать и классифицировать объекты и явления, устанавливать простые связи . Хочу отметить, что в работе с детьми при ознакомлении с явлениями природы целесообразно использовать благоприятные периоды каждого сезона. Например, изучение свойств песка, глины, воды в ее жидком состоянии проводила в теплые месяцы ( например, «Песчаные тоннели», «Песчаный конус», «Водяная мельница», «Вода в почве», «Вода в овощах и фруктах». Дети с удовольствием знакомились со свойствами воздуха в организованной мною «Лаборатории Кроша и Ежика» во время прогулки.), свойства снега, льда – в зимние месяцы( например, «Волшебные снежинки», «Цветные льдинки», «Почему скрипит снег», «Как образуется иней»), наблюдаем за солнцем – летом(например, «Солнечные зайчики», «Солнце согревает землю»), а за луной, звездами – зимой, т.к. в это время самый короткий день и можно проводить наблюдения во время прогулки. Как писал П.П. Блонский «Пуская голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше она способна рассуждать». Я уверена, чтобы дать детям опыт, знания можно и нужно проводить различные эксперименты: с воздухом, водой, солнечным теплом, песком, льдом. Велик познавательный интерес детей к практическим экспериментам и опытам, это способствует вовлечению детей в активное освоение окружающего мира. Важно дать детям проявить фантазию, творческую активность. Ведь знания, полученные самостоятельно, в результате эксперимента, намного достовернее и надежнее для детей, чем знания, полученные репродуктивным путем. Дети стали чаще задавать вопросы «Как это сделать?», «Почему так происходит?», предлагать свои пути решения проблемы или пути выхода из сложившейся ситуации. Дети учатся размышлять, сравнивать, анализировать, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Дети почувствовали себя исследователями. При этом мы являемся равноправными партнерами, что позволяет ребенку более значимо проявить себя в поисковой деятельности.
Я уверена, что использование детского экспериментирования в педагогической практике является необходимым и эффективным направлением для развития познавательной активности дошкольников, формирования умений и навыков. Китайское изречение как нельзя лучше напоминает нам об этом:
То, что я слышал – я забыл.
То, что я увидел – я помню.
То, что я сделал – я знаю!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов.
Введение.1.Физкультурные досуги в ДОУ круглый год. 2. Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов. Заключение.Список литературы....
Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками разных возрастов.
Особенности организации физкультурных досугов с дошкольниками ...
"Особенности организации художественно-эстетического развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
В чём же заключаются «Особенности организации художественно-эстетического развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»? Почему же столько внимания уделяется художественно-эстетическому развит...
Классификация и особенности организации театрализованных игр с дошкольниками
Театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения его в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за с...
Картотека занимательных опытов и экспериментов для старших дошкольников. Старшая группа.
В картотеке представлен материал по направлению "Живая природа": "Растения и животные как живые организмы", "Строение, значение, функции, видоизменения частей растений", ...
Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.
Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...
Памятка для родителей «Домашнее экспериментирование. Особенности организации экспериментов с детьми раннего дошкольного возраста»
Памятка для родителей детей 2-3 лет по использованию самых элементарных опытов в домашних условиях....