Опыт создания портфолио дошкольника
материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию собственный опыт создания в своей группе детских портфолио. Создавались они три года - начиная со средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_sozdaniya_porftolio_doshkolnika.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт создания портфолио дошкольника
Детский сад для ребенка-дошкольника – это то место, где он проживает каждый день своей жизни максимально активно, переживает успешность и эмоциональный комфорт. Здесь он удовлетворяет присущую лишь человеку потребность в самореализации, защите, развитии и саморазвитии себя как индивидуальности. В детском саду каждого понимают, принимают его самобытность, любят и уважают.
И если взрослые способны создать условия, когда ребенок погружен в атмосферу творческой активности, диалога и увлекательных (развивающих) занятий, в таком случае заметные успехи в развитии не заставят себя долго ждать.
Помочь дошкольнику раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио»
Собирая специальную папку — портфолио, мы можем не только зафиксировать эти успехи, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития.
В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития.
Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.
Мы решили начать формировать детские портфолио со среднего дошкольного возраста.
В начале 2012-2013 учебного года, на организационном родительском собрании родителям было предложено начать вести такие папки. В доступной форме взрослые узнали, что такое «портфолио» и для чего оно будет нужно ребенку впоследствии.
Создание портфолио – достаточно трудоемкий и длительный процесс – у нас на это ушло три года.
Мы с родителями определили и уяснили для себя, что портфолио дошкольника рассматривается в качестве его личных достижений в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Но практика показала, что и дома дети активно проводят время и продуктивные результаты деятельности ребенка вне стен детского сада также можно и нужно отображать в портфолио.
Вариантов наполнения портфолио на сегодняшний день достаточно много. Рассмотрев их в специализированной литературе, в Интернете мы определились со структурой нашей папки. Она включает в себя следующие разделы:
- титульный лист (наименование дошкольного образовательного учреждения, дата начала и окончания ведения портфолио, имя и фамилия ребенка, название группы ДОУ);
- раздел «Давайте знакомиться!» (информация о ребенке, дата рождения, фото ребенка, данные о группе – девиз, герб, гимн группы «Колобок», отпечаток ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио, генеалогическое древо с фотографиями членов семьи);
- раздел «Мои достижения» (фотографии с занятий, мероприятий, любой деятельности ребенка, в которой он принимает участие и показывает определенные достижения и результаты – грамоты, сертификаты, дипломы, удостоверения);
- раздел «Творческая деятельность» (разнообразные творческие работы ребенка);
- раздел «День за днем» (здесь находятся наиболее интересные фотографии жизни ребенка, как в детском саду, так и дома)
- раздел «Родительская страничка» (здесь родители могли оставлять свои вопросы, касающиеся развития и воспитания ребенка специалистам ДОУ – педагогу-психологу, логопеду, инструктору по физическому воспитанию, старшему воспитателю, музыкальному руководителю, заведующей).
Одним из важных условий при создании портфолио было - сделать его ярким, красочным и привлекательным для самих детей. Большую квалифицированную помощь здесь оказали родители – несколько человек владеют компьютерными технологиями. Они и помогли нам с дизайном оформления папок.
Следующий вопрос возник сам собой: кто, когда и как будет работать с этими портфолио, его наполнять?
Считаю, что составление портфолио должно стать совместным делом, в которое включены дети, родители и воспитатели.
Мамы и папы активно включились в процесс оформления и наполнения папок информацией. Их брали с собой домой или работали с портфолио в группе, перед тем, как забрать ребенка из сада домой.
Чтобы портфолио достигло своей цели желательно соблюдать ряд условий. Одно из них – систематичность. С родителями мы договорились, что не реже раза в месяц информация в папке должна пополняться.
Так как наши ребята к моменту начала ведения портфолио еще не умели читать, то мы стремились оформить первые страницы так, чтобы им было понятно, о чем идет речь в каждом разделе. Этому способствовали фотографии, рисунки, иллюстрации.
Чтобы поддерживать постоянный интерес ребенка к портфолио, я предлагала брать его с собой на выходные и на каникулы, чтобы дети вместе с родителями (родственниками) могли лишний раз порадоваться успехам и достижениям малыша.
В подготовительной группе 12 человек посещали субботнюю школу. При записи в нее, некоторые родители брали с собой детские портфолио. Отзывы педагогов образовательных учреждений, которые услышали родители, очень порадовали и их, и наш педагогический коллектив. Так как был отмечен высокий уровень активности детей в разнообразных видах деятельности.
А на выпускном вечере в детском саду помимо основных подарков, будущим первоклассникам были торжественно вручены и портфолио, которые дети взяли с собой в первый класс.
В первые два года ведения детских портфолио активнее всего пополнялись разделы – «Творческая деятельность» и «День за днем». А в подготовительной группе стал больше пополняться раздел «Мои достижения» – на протяжении всего года ребята принимали участие в конкурсах разных уровней от городских до международных, о чем свидетельствует большое количество грамот, дипломов и сертификатов участия.
Таким образом, созданные портфолио дошкольника в моей группе «Колобок» позволяют считать, что данная форма позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накоплением субъективного опыта.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
• создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;
• поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
• поощрять его активность и самостоятельность;
• формировать навыки учебной деятельности;
• содействовать индивидуализации образования дошкольника;
• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
• укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути маленького человечка. И я уверена, что работа над созданием портфолио – это продвижение вперёд, это стимул к чему-то более важному и значимому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по созданию портфолио дошкольника
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6830745","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"219","width":"480"}}]]...
Методические рекомендации по созданию "Портфолио дошкольника"
Материалы для педагогов...
Памятка для педагогов по созданию портфолио дошкольника
Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка»...
Структура создания портфолио дошкольника
Четкой структуры создания портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеально...
Технология создания портфолио дошкольника
Актуальность использования в практике работы с детьми технологии детского портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимули...
семинар-практикум по созданию портфолио дошкольника
Цель создания портфолио: формирование позитивного образа себя, чувства самоуважения, собственного достоинства, помогающего обрести уверенность в себе и своих силах, что позволяет детям акти...
Создание портфолио дошкольника.
Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и...