Конспект родительского собрания «Пресс-конференция «Социализация в контексте дошкольного детства»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Родительское собрание в старшей группе в форме пресс-конференции. Такая форма работы, как пресс-конференция, позволяет родителям в интересной форме рассмотреть с разных сторон такой важный и сложный вопрос, как социализация дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
press-konf_roditelskoe_sobranie.docx | 29.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 21 «ДЮЙМОВОЧКА»
ГОРОДА САФОНОВО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект родительского собрания
«Пресс-конференция «Социализация в контексте дошкольного детства»
Воспитатели: З. А. Виноградова
Т. В. Нестерова
2015 г.
Родительское собрание в старшей группе
«Пресс-конференция «Социализация в контексте дошкольного детства»
Пояснительная записка
Практика работы с родителями, через родительские собрания показала, что традиционное информационное содержание не всегда является эффективной формой работы и не дает положительного результата во взаимодействии с семьей. Положительный результат может быть достигнут только если изменить форму родительского собрания. На родительских собраниях должны быть использованы такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути беседы, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и результативный разговор. Такая форма работы, как пресс-конференция, позволяет родителям в интересной форме рассмотреть с разных сторон такой важный и сложный вопрос, как социализация дошкольников.
Ожидаемые результаты использования нетрадиционных методов проведения родительских собраний:
- Равно партнёрские отношения педагогов и родителей;
- Педагогическое просвещение родителей;
- Повышение профессионализма педагогов во взаимодействии с семьей;
- Заинтересованность родителей работой ДОУ.
План-конспект родительского собрания
Тема: «Социализация в контексте дошкольного детства»
Форма проведения: использование нетрадиционной формы проведения собрания – пресс-конференция.
Место проведения: МБДОУ детский сад №21»Дюймовочка» ,
музыкальный зал
Характеристика аудитории: педагоги, психолог, заместитель заведующей, родители старшей группы.
Цель:
Погружение родителей в проблему социализации дошкольников. Внедрять в практику новые нетрадиционные формы работы с семьёй. Формирование позитивного эмоционального контакта между родителями и педагогами внутри родительского коллектива группы.
Задачи:
- познакомить родителей с понятием «социализация»;
- познакомить родителей с основными условиями успешной социализации дошкольников;
- сплотить родительский коллектив;
- повысить имидж дошкольного учреждения.
Предварительная работа:
С некоторыми родителями заранее обсуждается тема будущего собрания, готовятся вопросы, с которыми они будут выступать в роли журналистов.
В роли представителей организаций выступают педагоги, педагог-психолог, общественный инспектор по охране детства, социальный педагог.
Изготовление с детьми пригласительных билетов на родительское собрание, выставка детских рисунков на тему «Моя семья», выставка публикаций, статей на тему социализации, изготовление памяток для родителей.
Ресурсное обеспечение: мультимедийный проектор, демонстрационная доска, конспект, бейджики, микрофон.
Ход родительского собрания:
Педагог группы встречает родителей в музыкальном зале, предлагает ознакомиться с выставкой детских рисунков «Моя семья», выставкой публикаций, статей на тему социализации. В музыкальном зале столы и стулья расставлены полукругом. «Корреспонденты» (родители) с бейджиками, представители «организаций» - за столами. На столах – карточки с названием организаций.
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые гости! Приветствуем вас в нашем конференц-зале. Сегодняшняя наша пресс-конференция, под названием «Социализация в контексте дошкольного детства» посвящена проблеме социального развития, как одного из направлений становления личности детей дошкольного возраста.Мы рады, что вы проявили интерес к этой теме. Чувствуйте себя свободно и активно включайтесь в работу.
На встрече присутствуют «корреспонденты» журналов: «Семья и ребёнок», «Ребёнок и закон», «Для вас, родители», «Дружба», «Собеседник», а также информационно-просветительской газеты «Солнечный вестник», информационного журнала для родителей «Добро пожаловать в Детство».
А также представители организаций: педагогической службы, психологической службы, службы по охране прав человека.
(слайд №1 с названием пресс-конференции).
Ведущий:
Проблема социализации подрастающего поколения актуальна. Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их сверстники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребёнку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте.
Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям существующим в обществе, - одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности ребёнка к школе.
(слайд №2-3 с определением понятия«социализация»)
Слайд № 4Базой, фундаментом развития социальных навыков у ребёнка служит развитие у него саморегуляции поведения.
Слайд №5
(Саморегуляция – это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками).
Слайд№6
(В соответствии с ФГОС ДО, «становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий» - одна из задач социально-коммуникативного развития ребёнка.
Ведущий:
Но прежде чем приступить к пресс-конференции, предлагаем родителям ответить на вопросы, которые помогут нам в работе по развитию социальных навыков и саморегуляции поведения ваших детей.
Вопросы к родителям (краткий обмен мнениями):
- В чём выражается самостоятельность вашего ребёнка дома, на улице, в общественных местах?
- Какие дополнительные знания, навыки или конкретные действия, отражающие самостоятельность, вы бы хотели развить в вашем ребёнке?
- Что вы делаете для того, чтобы ребёнок становился самостоятельным?
- Можете ли вы выделить ребёнку один день, когда он может делать, что пожелает, и ни во что не вмешиваться?
- Если вы даёте ребёнку самостоятельность, что он делает?
- Хотели бы вы, чтобы детский сад обучал детей самостоятельности?
Ведущий: Спасибо вам за ваши высказывания. А теперь давайте послушаем, что говорят ваши дети. Их мы тоже попросили ответить на аналогичные вопросы.
Просмотр видео(Слайд №7):
- Считаете ли вы себя самостоятельными?
- А что значит быть самостоятельным? Что вы делаете сами?
- Дома вам разрешают делать то, что вы хотите?
- А что вы делаете, когда вам всё разрешают? Чем занимаетесь?
- Вам нравится быть самостоятельными?
Ведущий:
Ну, а теперь мы постараемся ответить на ваши вопросы.
Первый вопрос представителям организаций.
Корреспондент: Журнал «Семья и ребёнок»
Наряду с понятием социализации существует термин «социальная адаптация».
Вопрос: Что такое социальная адаптация и чем она отличается от социализации?
Представитель педагогической службы:
Ответ:
Наряду с понятием социализации употребляют термин «социальной адаптации». Социальная адаптация предполагает взаимоотношения ребёнка с окружающими людьми, позволяющие удовлетворять широкий спектр социально адекватных потребностей (в общении, признании, самовыражении) без существенного ущерба для себя и окружающих. (Т. И. Комиссаренко).
Необходимо заметить, что отличие социализации от процесса социальной адаптации заключается в том, что социализация означает общее развитие ребёнка, становление личности, а адаптация в первую очередь означает приспособление ребёнка к существующим и вновь возникающим условиям общения, деятельности. Поэтому в дошкольной педагогике вопрос адаптации связывают с переходом ребёнка из семьи в дошкольное учреждение или переходом из одного образовательного учреждения в другое.
Корреспондент: Журнал «Собеседник»
К трём годам ребёнок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром и начинает всё более активно взаимодействовать с обществом и людьми, а к шести годам появляется ориентация на общественные функции людей, их поведение, нормы.
Вопрос: Что влияет на способность и к адаптации, и к социализации?
Представитель психологической службы:
Ответ:
На способность к адаптации и социализации влияют возрастные, психофизиологические, индивидуальные особенности и принадлежность к полу. Так, например, девочки легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях, более выносливы. Мальчики менее выносливы, менее охотно занимаются самообслуживанием, менее дисциплинированы, труднее принимают требования, тяжелее вступают в социальные взаимоотношения.
Корреспондент: журнал «Для вас, родители»
Назовите инновационные технологии эффективной социализации дошкольников.
Представитель педагогической службы:
Ответ:
Заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства – это основная цель ДОУ.
Слайд №8 (инновационные технологии эффективной социализации дошкольников)
Педагогические технологии социализации дошкольников, которые могут использоваться как все вместе, так и отдельно.
- Клубный час
- Ежедневный круг рефлексии
- Проблемные педагогические ситуации
- Ситуации месяца (проектная деятельность с целью овладения ребёнком разными социальными ролями)
- Дети-волонтёры (разновозрастная деятельность)
- Волшебный телефон (своеобразный телефон доверия0
- Социальные акции
- Развивающее общение
- Работа с родителями
Корреспондент: Журнал «Дружба»
Нам стало известно, что в вашем ДОУ используется такая технология, как «Клубный час». В чём её эффективность?
Представитель педагогической службы:
Ответ:
Данная технология позволяет нам успешно решать следующие задачи:
Слайд №9 (задачи)
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
- учить детей ориентироваться в пространстве и времени;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- формировать умение проявлять инициативу;
- формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.
Работу по эффективной социализации в ДОУ мы начали с технологии «Клубный час». Дети в течение одного часа перемещаются по всему зданию ДОУ, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу. В данную работу включаются все сотрудники ДОУ, включая работников пищеблока и медицинскую сестру. Проводится большая подготовительная работа с сотрудниками и родителями воспитанников. Для того, чтобы обеспечить свободное перемещение по ДОУ, детям необходимо создать безопасные условия, поэтому все сотрудники находятся на местах, где организовывается детская деятельность. Во всех помещениях ДОУ организовываются разнообразные виды деятельности. Дети в условиях ДОУ могут самостоятельно решать, чем им заняться, какой кабинет посетить и сколько потратить времени на посещение.
Слайды № 10-14
Ведущий:
А сейчас хотелось бы услышать мнение родителей по поводу использования этой технологии. Что вам понравилось, а может быть не понравилось и почему? (высказывание разных точек зрения).
Корреспондент: Журнал «Добро пожаловать в Детство»
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребёнком должен постоянно находиться любящий и понимающий взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.
Вопрос:
Так какова же роль семьи в развитии ребёнка дошкольного возраста?
Слайд № 15 (на экран проецируется фото семьи)
Ответ:
Развитие ребёнка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими людьми. Первые 5 лет у человека формируется самое важное – структура личности. В этот период ребёнок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности. Опыт взаимоотношений с ними служит для ребёнка школой социального общения. В семье должно поддерживаться любое проявление творчества, инициативы, самостоятельности. В семье ребёнок учится высказывать своё мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать. Какой бы ни был ребёнок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.
Ведущий:
Основная цель семьи – помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, помочь детям в формировании отношения к себе и окружающему. Если ребенок не имеет успеха и позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, то он не может быть сильным как психически, так и физически.
Предлагаю вам решить несколько психологических ситуаций. На примере наиболее распространенных ситуаций мы предлагаем вам определить свои типичные реакции, почерпнуть идеи , которые помогут вам действовать сознательно в зависимости от того, чего вы хотите для вашего ребенка. Вспомните, как вы обычно реагируете в таких ситуациях (как поступаете чаще всего и как - иногда). Поставьте себя на место ребенка и представьте, что бы вы почувствовали, услышав такой (ваш) тон, видя такое (ваше) выражение лица. Станьте вновь ребенком, вслушайтесь в свои чувства и мысли. Это поможет вам больше, чем любая книга по воспитанию.
Ситуации:
Слайды № 16-23(Сказка для взрослых – психологические ситуации).
Ведущий:
Время, отведённое для пресс-конференции, к сожалению, подходит к концу, но мы не прощаемся, а предлагаем вам поучаствовать в социальном проекте «Семья – ключ к счастью». В рамках этого проекта запланировано много интересных мероприятий по правовому, нравственному, социальному воспитанию. Это и гостиные с родителями, и выставки детского творчества, и совместные спортивные соревнования и праздники.
(слайд).
На память о нашей сегодняшней встрече мы хотим подарить вам буклет "Общение взрослого с ребёнком"
Слайд № 24 (буклет)
После собрания родителям предоставляется возможность индивидуальной консультации.
Используемая литература:
- Н. П. Гришаева «Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации»
- «Психология социальной одарённости» Пособие по выявлению и развитию коммуникативных способностей дошкольников под редакцией Я. Л. Коломинского , Е. А. Панько
- Гришаева Н.П., Струкова Л. Н. «Педагогическая технология «Клубный час», как средство саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"
Игра основной вид деятельности ребенка, ей принадлежит ведущая роль в его развитии....
Конспект родительского собрания «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
МБДОУ «Детский сад №87»...
Конспект родительского собрания "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Конспект родительского собрания «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»МБДОУ №19Подготовила: воспитатель Субботина О.Г. Цель: Развитие...
Конспект родительского собрания на тему: "Безопасность детей младшего дошкольного возраста"
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №101» Левобережного р-на ...
Конспект родительского собрания на тему: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
В. А. Сухомлинский говорил: «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать&ra...
Конспект родительского собрания «РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Цель: повысить интерес родителей в совместной игровой деятельности с собственным ребенком....
«Пресс-конференция для родителей на тему: «Позитивная социализация в контексте дошкольного детства»
Цель: погружение родителей в проблему позитивной социализации дошкольников. Внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьёй. Формирование позитивного эмоционального контакта между родит...