Отчет по самообразованию на тему «ФЭМП у дошкольников в различных видах детской деятельности»( из опыта работы)
материал по математике

Шевелева Надежда Викторовна

Отчет по самообразованию на тему «ФЭМП у дошкольников в различных видах детской деятельности»( из опыта работы)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию на тему «ФЭМП у дошкольников в различных видах детской деятельности»( из опыта работы)

Подготовила воспитатель Шевелева Н.В.

Одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» является формирование элементарных математических представлений дошкольников. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного развития детей и оказывает активное влияние на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть математическими представлениями по основным разделам:

- количество и счёт;

- цифры и знаки;

- счётные действия;

- величины;

- ориентировка в пространстве;

- ориентировка во времени;

- геометрические фигуры.

На практике условия для применения у дошкольников математических знаний существуют в различных видах деятельности - в режимных моментах, в изобразительной, музыкальной, двигательной, трудовой, познавательной и т. д. Для достижения положительного результата в работе в данном направлении-образовательный процесс осуществляю через организацию различных видов детской деятельности. Обучение детей математике в комплексе с иными видами дошкольной деятельности позволит, с одной стороны, детям лучше осознать математические представления, с другой - поможет решить различные проблемы и в других областях.

Итак, свою работу по формированию элементарных математических представлений осуществляю в разных формах и начинаю с самого утра:

Утренний приё м детей: мы выясняем с детьми, кто пришёл первый, кто второй, сколько пришло девочек, сколько мальчиков, посчитали вместе т. д

Утренняя гимнастика: выполнение упражнений на счёт, построение детей в два или три ряда, или все встаем в круг, закрепляем понятие левая рука, правая рука, после зарядки работаем с календарем.

Дежурства по группе: ребенок считает полотенца – сравнивает с количеством присутствующих детей.

Перед приемом пищи: дежурные расставляют тарелки, обращаю внимание детей на форму предметов, например: тарелки круглые, что еще у нас имеет такую форму (часы круглые.); чашки, ложки, считаем - количество предметов, перед этим они должны определить количество детей, сидящих на своих местах за столом.

Прогулкапостоянно упражняемся в счете: сравниваем, по дороге рассмотрели деревья определили (выше-ниже, толще-тоньше, в песке «налепили» куличики, сравнили их по форме и по размеру, и т.д.

После сна: Причесывая девочек, спрашиваю, у кого волосы длинные, у кого – короче (а у кого самые длинные)

Играют в сюжетно-ролевые игры:

«Магазин»- в который дети играют с удовольствием. У нас имеется кассовый аппарат, весы, наборы овощей и фруктов. На занятие по Финансовой грамотности дети познакомились с деньгами, что они бывают наличные и безналичные и как обращаться с ними при игре.

Принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира.

На занятиях, в режимных моментах, играя с детьми в дидактические игры, сюжетно - ролевые игры, так же использую математические задачки на смекалку.

Освоение математических представлений продолжается и в повседневной жизни.

Ребёнок с удовольствием принимает участие в трудовой деятельности, если она организована в виде игры с вопросами и заданиями.

Формирование элементарных математических представлений непосредственно связанно с образовательной областью «Речевое развитие», где основной задачей является развитие математического словаря у детей. В процессе интеграции осуществляется практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отрабатывается правильное звукопроизношение. Процесс формирования математического словаря предполагает планомерное усвоение, постепенное его расширение.

На занятиях дети учатся не только распознавать величину предметов, но, и правильно отражать свои представления («шире — уже»«выше — ниже»); находить более сложные ориентировки в величине предметов («высокий»«ниже»«самый низкий»); осваивать существительные, обозначающие предметы, геометрические фигуры («круг»«квадрат»«треугольник», а также пространственные отношения и временные обозначения («утро»«день»«вечер»«ночь»«сегодня»«завтра»; названия дней недели, месяцев).

Образовательная область «речевое развитие» прослеживается в недрах практически всех образовательных областей, в том числе и познания, а именно математики. Ведь от правильной формулировки, постановки грамотного вопроса воспитателем зависит, поймет ли ребенок, и каков будет его ответ. И сам ответ должен быть полным, правильным, грамотно сформулированным. Если у ребенка будет бедный словарный запас, будет отсутствовать понятийный аппарат математики, соответственно будет очень сложно выразить правильный ответ.

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:

- обогащение словаря (числительные, пространственные предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);

- согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

- формулировка ответов полным предложением;

- логические рассуждения.

Развивая навыки использования обобщающих слов, закрепляем навыки группировки предметов, количественного и порядкового счета. Обучая детей делить предложение на слова и проводить звуковой анализ слова, обращаем внимание на количество слов в предложении, слогов в слове; определяем, какое слово (какой звук) стоит первым (вторым, третьим) по порядку, какое место занимает определенное слово.

Математика неразрывно связана с такой областью, как чтение художественной литературы.

Художественная литература способствует формированию у ребенка представлений об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире; развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка, многие произведения, способствуют формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

В любой из сказок, будь она народная или авторская, присутствует целый ряд математических понятий. «Колобок» познакомит с порядковым счетом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счет.С помощью сказки «Три медведя» или «2 жадных медвежонка» - легко усвоить понятие о размере.

Лепка

На занятиях по лепке я обращаю внимание - на сколько частей и какого размера нужно разделить кусок пластилина. В процессе работы дети могут практическим путем установить отличие плоских и объемных фигур, объемных фигур между собой. Особенно ценно то, что в ходе изготовления предметов дети могут самостоятельно сделать маленькие открытия, например, может ли катиться конус. Дети могут рассмотреть, какой формы основания у объемных фигур и сделать вывод о том, чем они похожи на плоские фигуры.

Аппликация

В ходе выполнения заданий ребята видоизменяют фигуры: из квадрата получают круг-срезая уголки, из прямоугольника - квадрат, тем самым воочию познавая свойства фигур. Часто встречаются на занятиях задания по определению формы предмета в целом и отдельных его частей, что способствует аналитическому мышлению.

В процессе аппликации возникает необходимость сосчитать или отсчитать нужное количество деталей. Часто нужно применить знание порядкового счета. Особенно успешно в процессе аппликации формируется умение делить предметы на части, т. к. задания такого рода встречаются очень часто. Дети убеждаются в том, что части могут быть равными и неравными, закрепляют названия равных частей: "половина", "четверть"

Рисование

На занятиях по изобразительной деятельности часто необходимо определить, каких деталей много, а какая деталь одна. Например, у дерева один ствол, а веточек много; для изображения цветка нужно много лепестков - овалов и одну серединку - круг.

На некоторых занятиях по изобразительной деятельности возможно решение программных задач из области временных представлений. Формировать представления о временах года можно в процессе рисования следующих тем: «Яблоня с золотыми яблоками", «Что нам осень принесла»«Осенний лес»«Зима»«Волшебные снежинки»«Наша нарядная елочка».

Так же на занятиях и изобразительной деятельности я использую загадки математического содержания:

Я беру карандаши.

Ты считай, но не спеши.

Вот смотри,

Не будь разиней:

Красный, черный, желтый, синий.

Отвечай –

В руке моей сколько всех

Карандашей? (4).

Хорошенько посмотри,

принесли альбом Алисы

и один альбом для Даши

и для Софы принесли.

Ну, дружочек, не зевай,

ты альбомы посчитай. (3)

Ненавязчивое разгадывание загадок математического содержания, мимолетных игр – это увлекательная игра, которая вызывает у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера общих признаков анализируемых предметов, определение простейших математических связей и зависимостей.

Конструирование

В процессе строительства различных конструкций, конструирования из бумаги, картона, из природного материала, из готовых форм, при формулировании заданий и анализе детских работ обращаю внимание детей на математические отношения, а именно:

- предлагаю сгруппировать детали, обращаю внимание на то, каких деталей много, а какая деталь одна, давайте сравним;

- обращаю внимание на отличие деталей по форме, прошу правильно называть форму деталей, обращаю внимание на характерные признаки геометрических фигур;

- обращаю внимание на отличие поделок и деталей по величине, учу сравнивать следующими методами: приложения, наложения, глазомера, условной мерки;

- обращаю внимание на пространственные отношения между деталями.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка. Познакомить ребёнка с цифрами, научить его считать, складывать и вычитать – это не главное при подготовке к школе. Главное – научить ребёнка думать.

Для родителей оформила консультацию «Применение математических знаний в различных видах деятельности», где познакомила их со значением практического применения математических знаний в различных видах деятельности .Также провела ООД по ОО «Познавательное развитие»  ФЭМП в различных видах деятельности  «Путешествие в сказочный лес»         .Для педагогов провела мастер-класс «Математический досуг на основе сказки»,целью которого было познакомить педагогов с нетрадиционными методами в работе по ФЭМП. Показать способы закрепления основных математических понятий с помощью сказок и игр.

Интеграция позволила объединить воедино все виды деятельности ребенка в детском саду, одна тема перетекает из одной образовательной области в другую, и в каждой решаются свои обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Наша задача – дать ребенку возможность почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А самое главное – это познать радость при преодолении трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование дошкольников представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения через различные виды детской деятельности.( описание опыта работы)

Развитие у дошкольников необходимых умений и навыков адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах и дорогах....

Выступление на городском семинаре музыкальных руководителей "Формирование музыкального кругозора дошкольников через различные виды музыкальной деятельности (из опыта работы)"

По ряду причин, музыкальные руководители, как правило,  уделяют большее внимание исполнительской деятельности дошкольников. Результаты этой деятельности демонстрируются  на праздниках, конку...

Семинар-практикум на тему: "Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности"

quot;Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности"...

Доклад из опыта работы на тему: «Игра – путешествие как одна из эффективных форм развития инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах детской деятельности»

игры - путешествия - одна из форм организации совместной деятельности детей и взрослых, где детская инициатива и самостоятельность проявляется в самых разных видах деятельности....

ФЭМП у дошкольников в различных видах детской деятельности

Одной из состовляющих образовательной области является формирование элементарных математических представлений дошкольноков. Приобретение этих представлений имеет существенное значение для умственного ...

Развитие активной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности (из опыта работы) Воспитатель: Демешкина М.В.

К началу обучения в школе ребенок должен  овладеть родным языком, словарным запасом родного языка. То есть овладеть грамматическим строем. А именно уметь полно, связанно, последовательно и понятн...

«Развитие активной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности (из опыта работы)»

ull;Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием ...