Конспект урока ИЗО "Пятно как средство выражения" (6 класс) в условиях реализации ФГОС
план-конспект занятия по рисованию по теме

Саенкова Ирина Анатольевна

Предварительный просмотр:

Предмет        Изобразительное искусство     Класс   6

Тема:  Пятно как средство выражения. 

Тип урока: Комбинированный

Цель урока:  создать условия для ознакомления с термином «пятно в изобразительном искусстве». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное- светлое. Композиция листа. Линия и пятно.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Используемые методы или приемы

Результаты этапы

1

Организационный

момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

– Перед вами тени от разных предметов. Определите, от какого объекта упала тень. Почему вы легко определили каждый предмет .

-Попробуйт определить тему урока.

Любые художественные материалы (кисть, карандаш, перо и т. д.) оставляют свой след на плоскости. Этот след – пятно. Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами?   Какая цель нашго урока?

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Ставят перед собой цель учебной деятельности

- П ятна очень выразительны, без лишних деталей.

- пятна как средство выражения

- указать роль пятна в изображении.

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.

Личностные: проявляют познавательную активность

беседа

2

Изучение нового материала

        

– Перед вами серый лист бумаги. Можете ли вы ответить на вопрос:

– Он светлый или темный? Что еще необходимо, чтобы ответить

на мой вопрос?

– Сравните его с черной бумагой (серый – светлый). Сравните с белой бумагой (серый – темный).

 

А сли  сравнить серый с другим серым цветом. Что можно сказать об этих двух серых листах? (Один серый немного светлее другого.)

        

Темное и светлое образуют контраст.

Белый, черный и серый – резкий контраст.

Два серых разного тона – мягкий контраст.

– Чтобы сравнить тональные отношения пятен, необходимо построить тональную шкалу.

(задание в рабочей тетради)

Раскрасьте полоску, начиная с белого, постоянно добавляя в палитру с белой гуашью одинаковое количество черной гуаши.  

На работу 7 минут.

– Рассмотрим картины А. А. Дейнеки «Девочка у окна» и Дж. Констебла «Вид на реке Стур» (фрагмент): линия, пятно, контраст, ритм. Пятна, из которых строится изображение, обладают многими свойствами…

                

Делают сравнительный анализ. Запоминают основные понятия и термины.

- Серый лист необходимо сравнить!

- Пятна могут быть большими и маленькими, изгибающимися

и перекатывающимися друг в друга, округлыми и длинными… . Пятна могут быть разными по ритму и тону

Познавательные: классифицируют по заданным основаниям; сравнивают по заданным критериям; делают выводы

Объяснительно-иллюстративный

Фронтальная,

индивидуальная работа

3

Творческая практическая деятельность

Работа без предварительного рисунка кистями разного размера «Состояние природы» по выбору (творческий поиск).

На работу 25 минут

Исследуют свойства линий и пятен, резкий и мягкий контрасты

Регулятивные: различают ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности

Самостаятельная работа

4

Итоги урока.

Рефлексия

-прослушайте отрывок:

«Графических  материалов  много.  Это  может  быть  простой  карандаш,  уголь,  сангина,  соус,  пастель  и  др.  И  каждый  из  них  имеет  свои  особенности,  каждый    по-своему  может  выразить  художественные  особенности  изображаемых  предметов», -  прочитал  я  в  учебнике  по  рисунку.  Только  лишь простой  карандаш,  которым  работаю  на  каждом  уроке.  Скучно.  И  вдруг я  вспомнил,  что  вчера  мы  с  папой  жгли  сухие  листья  и  среди  них  попадались  веточки  нашей  старой  березы. 

   Покопавшись  в  кострище,  я  нашел  несколько  угольков.  А  вот  и  белая  стена  папиного  гаража.  Какая  же  яркая  получается  линия!  Жаль,  что  стереть  её  трудно.  На  этом  месте  остаются  серые  пятна.  И  тут  я  понял,  что  углем  можно  не  только  линии  проводить,  но  и  растертые  изображения  могут  быть  частью  рисунка.

      Самым  древним  графическим  материалом  является  уголь.  С  его  помощью  выполняются  очень  эмоциональные  рисунки,  так  как  он  позволяет  проводить  и  тонкие  линии,  и  с  нажимом,  дает  возможность  передачи  тональных  отношений  через  пятно,  при  этом  работы  получаются  «бархатистыми».

– Можно ли сказать, что художник изображает окружающий мир разнообразными пятнами?

-Проанализируем,  одну из сегоднишних работ. (по желанию)

Критерии:

- Целостность композиции;

- декоративность;

-аккуратность.

- какое впечатление осталось у вас от проделанной работы?

- Спасибо всем за урок.

- Пятно – основное средство изображения на плоскости.

        

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге; делают выводы; осознанно используют речевые средства в зависимости от ситуации

        

Беседа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Воспитать ребёнка успешным – это ли не мечта любого родителя? Отсюда и желание вмесить в детскую голову как можно больше знаний, ставка на раннее (как можно более раннее) развитие. И соответствующие т...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современн...

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Изготовление лэпбука «Железная дорога»

Цель мастер-класса: внедрение новой формы организации образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями – изготовление лэпбука. Формирование практических навыков - создание лэпбука «...

Конспект занятия по познавательному развитию через экологию в условиях реализации ФГОС в ДОУ по средствам изобразительной деятельности В 1 младшей группе «В лесу родилась ёлочка»

Программное содержание : учить детей различать характерные признаки предметов различным анализатором (глаза, нос, руки и т. д.). Развивать тактильную память. Закрепить сравнение предметов (р...

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе средствами музейной педагогики в условиях реализации ФГОС ДО»

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе средствами музейной педагогики»Цель: Создание условий для патриотического развития личности пут...

Мастер-класс «Давайте поиграем» на районном семинаре по теме: «Игра, как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»

Мастер-класс«Давайте поиграем» на районном семинаре по теме: «Игра, как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС»...