ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧЕК
статья на тему

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей и учителей является увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_privychek.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЫЧЕК

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей и учителей является увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Разные привычки возникают в различные годы жизни. Значит, "фактор времени" не только не безразличен для их воспитания, но, наоборот, чрезвычайно важен. Родители должны помнить, что воспитание привычек нужно начинать, как можно раньше. Некоторым родителям кажется, что в первые годы жизни ребенка самое важное - сохранить его здоровье, обеспечить питанием, одеждой и т.д. А воспитание откладывается на более позднее время. Поэтому, когда ребенку исполняется 3-4 года, родители часто сталкиваются со множеством стихийно возникших у него привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка, незаметно для родителей образуя некоторый фундамент его будущей личности.

Когда нужная ребенку и соответствующая его возрасту, привычка своевременно воспитана, его поведение удовлетворяет окружающих, и он чувствует себя спокойно, бодро. Если же у ребенка сложилась неправильная привычка, она мешает ему самому, нервирует его, становится источником конфликтов со старшими, причиной капризов, слез.

Если обратиться к примерам, то можно заметить, что для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения. Ребенок начал сам раздеваться - возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей - возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке.

Можно сказать, что привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Вот тогда и происходит как бы "закладка" соответствующих привычек. Понимая это, родители должны с особым вниманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые.

Купив ребенку книги, покажите место их хранения и на протяжении нескольких дней внимательно наблюдайте за тем, чтобы он не бросал книги, где попало, а убирал их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока у ребенка не укрепится привычка класть свои книги на место.

Ребенок научился застилать свою постель - овладел умением, навыком. Но после этого необходимо добиться, чтобы это умение перешло в привычку, т.е. чтобы, проснувшись, ребенок сразу вставал и, не раздумывая, всегда сам застилал свою постель. И по мере того, как появляются в жизни ребенка новые вещи, новые формы действий с этими вещами, новые умения, новые виды деятельности, - следует позаботиться о том, чтобы весь этот новый жизненный опыт ребенка был организован так, чтобы он способствовал формированию разумных, хороших привычек.

Родители, приступая к целенаправленному воспитанию у детей тех или иных привычек, обычно встречаются с немалыми трудностями. Все делается как будто правильно: и режим продуман, и проявлено достаточно много требовательности со стороны родителей, а нужные привычки у детей все же не возникают.

Рассмотрим подробнее, как же формируется новая привычка? Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что привычки воспитывают не столько словами, сколько делами.

Ваш ребенок вначале просто наблюдает за хорошими действиями, причем ни один раз, а затем пробует повторить увиденное. Если у ребенка получилось повторить – все, привычка сформировалась. Теперь задача – ее закрепить. И закрепляется она, если ребенок наблюдает ее долгий промежуток времени.

Опыт показывает, что для превращения какого-нибудь действия ребенка в привычку важно и нужно не только многократное повторение этого действия, важен его результат: приводило ли это действие к удовольствию или к неудачам и огорчениям.

Таким "подкреплением" может быть положительная оценка действия ребенка со стороны взрослых, детского коллектива или непосредственное удовольствие от результата труда, от процесса действия (наслаждение музыкой, книгой, природой и т.д.). Напротив, неудачи, неприятности, связанные с действиями, мешают превращению последних в привычку.

Если, например, родители хотят создать у детей привычку делать утреннюю зарядку, нужно позаботиться, чтобы в первые недели дети к моменту подъема успевали хорошо выспаться, чтобы в комнате не было холодно (поэтому лучше начитать летом), чтобы упражнения были подобраны в меру трудные, чтобы утренние дела после зарядки приносили удовольствие. Одним словом чтобы первые несколько недель зарядку было делать легко, приятно и весело. В дальнейшем ребенок должен делать зарядку и в те дни, когда в комнате прохладно или когда он не выспался. В том то и сила привычки, что она помогает преодолевать трудности. Однако для того, чтобы эта привычка сформировалась и хоть немного окрепла, в самом начале нужно обеспечить ей благоприятные "подкрепления". Если этот первый этап не обдуман, не подготовлен родителями, дети начинают делать зарядку, а затем бросают.

Девочка, которая умеет расчесываться и плести косы станет содержать свои волосы в порядке лишь в том случае, если у нее есть привычка расчесываться и ухаживать за волосами. Кому не знакома распространенная фраза " Что нужно сказать девочке (бабушке, мальчику, папе)?" И ребенок обычно отвечает: "Спасибо". Не нуждаются в напоминании только те дети, у которых сформировалась привычка так отвечать. Частично привычки и навыки приобретают автоматизированный характер.

Если малыш был обучен умываться перед сном, и будет совершать эти действия ежедневно, на первых порах по указанию старших, а затем без напоминаний, то спустя какое-то время привычка станет более стойкой, и он вряд ли сможет пойти в кровать, не умывшись. Если использовать навык лишь периодически, а не постоянно, то закрепляться привычка будет хуже. Когда ребенку после приема пищи не напоминают все время о том, что следует высказывать свою благодарность, то привычка так и не будет сформирована.

Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду онанизм, сосание пальцев, языка, грызение ногтей. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался строго, чрезмерно требовательно, либо у тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей. Такие дети подолгу оставались одни в постели, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т. п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает его внимания: он занят сам собой.

Опыт показывает, что процесс искоренения вредных привычек детей требует значительного времени и что нельзя перекладывать всю тяжесть борьбы с вредной привычкой на еще не окрепшую волю ребенка. Родители должны терпеливо оказывать ему помощь. Но обычно бывает так: объяснив детям вред и недопустимость той или иной привычки, они берут с них слово "больше так не делать", а затем, в случае повторения действия, всячески подчеркивают обман, нарушение обещания. Они забывают при этом, что дурная привычка (например, грызть ногти) уже "залегла" в нервной системе ребенка и чтобы преодолеть ее, от него требуется необычайный, не соответствующий его возрасту сознательный контроль над своим поведением, не ослабевающий ни на минуту. Что же удивительного в том, что при самом искреннем желании сдержать слово и "не делать так больше" старая привычка вдруг "прорвется" у ребенка. От привычки одним обещанием - "больше так не делать" - не избавишься. Делать это нужно постепенно. Привычка формировалась постепенно, и избавляться от нее нужно постепенно.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Дорогие родители, вы знаете, что «ваши дети станут похожими на вас; поэтому старайтесь сами быть такими, какими в будущем хотите видеть их».

Родители обязательно должны уделять большое внимание воспитанию своего ребенка. И во многом, примеры родителей вырабатывают привычки детей.

Тот факт, что дети, вырастая, становятся похожими на своих родителей, заставляет каждого взрослого человека задуматься над своим поведением, внутренним состоянием.

Полезные привычки родителей обязательно отразятся на формировании характера вашего чада.

«Если ребенок видит, как его родители неизменно ведут себя доброжелательно, сдержанно и достойно, если он видит, что они способны приводить в порядок свою собственную жизнь - тогда глубоко внутри себя он однажды ощутит, что именно так и ему следует строить свою жизнь».

На основе привычек у ребенка формируются черты характера.

Прививая, например, ребенку навыки самостоятельности и хозяйственной помощи взрослым, родители могут надеяться на то, что в будущем их малыш будет трудолюбивым. Потому что трудиться он начнет еще задолго до того как сможет осознать, что трудолюбие это весьма ценное качество любого члена нашего общества. И в остальном, то же самое. Приучая детей чистить зубы, заботиться о младших, бережно относиться к одежде, вовремя ложиться спать, быть благодарным и т.д. мы формируем у них такие черты характера, как отзывчивость, чистоплотность, вежливость, пунктуальность. Привычки - это основа основ. Недаром гласит народная мудрость: "Привычка - вторая натура", потому что они сохраняются надолго и могут повлиять на всю дальнейшую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме: "Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ОВЗ"

Проект по теме: "Здоровьесберегающие технологии в формировании привычек к здоровому образу жизни для детей с ОВЗ"...

«Встреча в театре поучительных сказок» - куклотерапия и сказкотерапия как средство формирования привычки к здоровому образу жизни

В данном пособии представлены авторские сказки, с помощью которых формируется привычка к здоровому образу жизни и  к каждой сказке  изготовлены куклы.  Данное пособие будет по...

Формирование привычек у детей

Статья посвящена формированию привычек у детей дошкольного возраста...

Педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Цель - систематизировать знания педагогов по разделу программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой "Формируем привычку к здоровому образу жизни", развитие навыков моде...

Сообщение «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного образа»

Сообщение на педагогический совет по теме "Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста"...

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» из опыта работы

Описание  опыта работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...