Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему
Проблема воспитания детей изучалась и рассматривалась педагогами и психологами с давних времён и до нашего времени. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, О.А. Соколова, А.М. Виноградова, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, В.И. Логинова, М.Э. Вайнер, В.А. Петровский и др.
Дошкольный возраст – это важный период развития ребёнка, а также активного усвоения ребёнком навыков и привычек культурного и организованного поведения и развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt_o_vospitanii.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья воспитателя Сурковой Ольга Александровны
МБДОУ «Детский сад № 96»
«Все правила достойного поведения
давным - давно известны,
остановка за малым –
умением ими пользоваться»
Паскаль.
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей изучалась и рассматривалась педагогами и психологами с давних времён и до нашего времени. Этой проблемой занимались К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, О.А. Соколова, А.М. Виноградова, Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, А.И. Леонтьев, В.И. Логинова, М.Э. Вайнер, В.А. Петровский и др.
Дошкольный возраст – это важный период развития ребёнка, а также активного усвоения ребёнком навыков и привычек культурного и организованного поведения и развития.
Мы работаем в старшей группе с детьми пяти лет. В содержание образования нашего детского сада заложена основная образовательная программа дошкольного образования нашего МАДОУ. Исходя из наблюдений за детьми отмечалось:
- Недостаточное выполнение детьми норм культуры поведения, культуры общения. А ведь поведение детей – это именно то, на что чаще всего жалуются родители и воспитатели.
- недостаток культуры поведения и доброжелательности в их отношении не только друг с другом, но и с окружающими людьми в детском саду.
Начали мы работу с обследования особенностей поведения, сознания и чувств детей в соответствии с задачами воспитания:
- Проведена дополнительная диагностика «Типы поведения детей», предложенная М.Э. Вайнер.
- психолог провела дополнительное обследование при помощи методики «Закончи историю». Исходя из результатов исследования социального сознания детей, заметили, что 19 детей из 25 не объясняют и не мотивируют нравственную оценку поведения людей. Дети знают, как надо поступить, но не всегда могут это объяснить, что говорит о недостатке нравственного сознания, а это в свою очередь влияет на культуру поведения детей.
- психолог провела обследование коллектива детей нашей группы методом социометрии. Была использована методика Коломинскго Я.Л. «Выбор в действии». Цель: Изучение и оценка межличностных отношений в группе, их симпатий и антипатий. Исходя из результатов социометрии мы видим, что психологическая обстановка в группе благоприятная, что способствует формированию дружелюбия, взаимопонимания, вежливости и взаимопомощи.
Проведя диагностику, мы поставили перед собой цель работы: обеспечить воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Работа проходила в три этапа.
1 этап - первичное восприятие материала: сообщить знания и сформулировать конкретные навыки культуры поведения. Преобладание объяснительно - репродуктивных методов.
2 этап – повторение знаний, закрепление их при восприятии нового материала. Наряду с объяснительно – репродуктивными методами используются проблемно – ситуативные методы.
3 этап – использование знаний в новой ситуации, опираясь на сделанные ранее выводы. Преобладают проблемно – ситуативные методы.
В образовательной деятельности мы используем методики Волчковой В.Н. и Степановой Н.В., Груба Г.В. и Помеловой И.К., Николаевой С.О. и других и игровые технологии, опираясь на методику Вайнер М.Э.
Содержание занятий объединено игровым сюжетом, мотивацией, что помогает заинтересовать детей и включить их в деятельность. Например, к нам часто приходит Незнайка, и дети вместе с ним учатся правилам культуры поведения, делятся своими знаниями, помогают, выходят из проблемных ситуаций.
В содержание всех занятий входят игры, упражнения, направленные на воспитание культуры поведения у детей, а также элементы самомассажа, психогимнастики, пальчиковой гимнастики, физкультминутки. В конце каждого занятия подводится итог деятельности, дети привлекаются к самооценке: «Как ты думаешь, что было самым трудным?», «Какие ошибки допускали?», «что больше всего запомнилось?».
В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по воспитанию культуры поведения у детей, опираясь главным образом, на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных на занятиях. В игре особенно проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. В своей деятельности дети используют различные вида игр.
По - прежнему, любимыми остаются сюжетно – ролевые игры, где дети отражают элементы окружающей действительности, изображают героев прочитанных книг. В утренние и вечерние часы дети любят поиграть в настольные игры, которые формируют привычку самостоятельно и постоянно соблюдать установленные правила. Наблюдая за поведение детей в играх, отмечаем, что они тали проявлять больше умений, сдержанности и самостоятельности в определении замысла, в выборе сюжета и распределении ролей.
Ежедневно мы предусматриваем труд для всех детей группы и для каждого в отдельности. В самообслуживании мы используем умения детей для организации взаимопомощи и воспитания моральных норм (помочь завязать шарф, научить завязывать шнурки, навести порядок).
В уголке «Дежурства» мы помещаем фотографии детей, назначенных дежурными по столовой, уголку природы и занятиям. При назначении дежурных мы учитываем тип поведения и сформировавшиеся навыки детей. Дети вместе с нами контролируют работу дежурных и оценивают её; всегда охотно помогают, если одного из дежурных нет в детском саду.
В течение дня читаем детям художественную литературу, небольшие рассказы из книги «Азбука поведения», обсуждаем жизненные различные ситуации (что бы ты сделал? как бы поступил? что хорошо и что плохо?).
Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить их практический опыт культуры поведения, углубить знания и моральные представления, чувства и отношения.
В конце января 2015 года нами была проведена промежуточная диагностика особенностей поведения детей по методике «Закончи историю».
Видна положительная динамика в освоении правил культуры поведения у детей. Дети стали больше общаться друг с другом; самостоятельно следовать правилам культуры поведения; научились давать оценку своим поступкам и поступкам сверстников; стали эмоционально - отзывчивее и доброжелательнее.
Большая роль в воспитании к.п. детей отводится родителям.
Для эффективности взаимодействия с родителями в деле воспитания детей мы выбрали такие методы, как:
- наблюдение (общение родителей с детьми во время утреннего прихода
в д/с и ухода домой; в проведении совместных мероприятий);
- опросные методы (беседы, тестирование, анкетирование, изучение
продуктов детской деятельности);
- вовлечение родителей в единое образовательное пространство.
Результатами нашей работы стало более тесное взаимодействие с родителями и их интерес к воспитанию своего ребенка. Родители чаще стали обращаться за советами, ответственнее стали относиться к нашим рекомендациям и пожеланиям.
Результатами проделанной работы стали:
- Повышение формирования нравственных представлений, суждений, оценок.
- Повышение уровня овладения детьми нормами и правилами поведения.
- Развитие культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности.
Итак, главным результатом нашей работы стало повышение уровня развития и воспитания культуры поведения детей нашей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание у детей дошкольного возраста положительной привычки безопасного поведения на улицах города"
В статье описан опыт работы МДОУ ЦРР - д/с № 27 "Сказка" по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизиа....
Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста. По моему глубокому убеждению, с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь, чувство гордости за свою страну.
В жизни каждого человека есть памятные даты, свои праздники. Но весь многонациональный народ России объединят великий день 9 мая – День Победы. У нас создан не один проект по патриотическом...
Физкультурное занятие в ДОУ для детей старшегодошкольного возраста с элементами степ-аэробики.
В статье описывается здоровьезберегающая технология-"степ-аэробика", как один из видов организации физкультурных занятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием нестандартно...
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
В современном мире, в его быстроразвивающихся событиях не всегда уделяется особое внимание развитию детского творчества. Это может быть связанно с тем, что родителям проще дать ребенку в руки га...
Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшегодошкольного возраста
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...
Воспитание у детей дошкольного возраста эмоционально – ценностного отношения к природе. Содержание и приёмы работы воспитателя по воспитанию у детей эмоционально – ценностного отношения к природе в разных возрастных группах. Консультация для воспитателей
Гуманизм в отношении человека к человеку неразрывно связан с его отношением к окружающему миру, природе. Именно природа выступает в качестве объекта, к которому формируется отношение, когда речь идёт ...
Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшего дошкольного возраста «Духовно – нравственное воспитание для детей дошкольного возраста Срок реализации: 2020-2023 г.г.
Рабочая программа кружка «Мы дети земли Олонхо» для детей старшей дошкольного возрастаПояснительная запискаОсобое внимание в деятельности ЧДОУ «Солнечные лучики» уделяется...