"Воспитание у детей дошкольного возраста положительной привычки безопасного поведения на улицах города"
статья по теме
В статье описан опыт работы МДОУ ЦРР - д/с № 27 "Сказка" по проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизиа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание у детей дошкольного возраста положительной привычки безопасного поведения на улицах города
Гришаева Наталья Витальевна, воспитатель
Статья написана для фестиваля педагогических идей «Открытый урок» сайта «Первое сентября»
http://festival.1september.ru/articles/599587/
В современных условиях особенно важно сформировать у ребенка дошкольного возраста навыки и положительные привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, разработать технологии, способствующие эффективному развитию устойчивых практических навыков у детей.
Статистика свидетельствует, что детский дорожно-транспортный травматизм со смертельным исходом во многих странах превосходит смертность от детских болезней, причем жертвами становятся и школьники, и дети дошкольного возраста.
В 2010 году по Республике Хакасия достигнуто существенное уменьшение основных показателей аварийности детского дорожно-транспортного травматизма. Более чем на 20% уменьшилось количество ДТП и раненых в них детей до 16 лет, на 80% -уменьшилось количество погибших. В городе Саяногорске за 2010 год зарегистрировано 4 ДТП с участием детей.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки и положительные привычки безопасного поведения на улицах города необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные.
В нашем детском саду на протяжении нескольких лет ведется активная работа, направленная на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. За это время были реализованы авторские инновационные проекты “Добрый Светофор”, “Добрые Дороги Детства”.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма по проекту “Добрый Светофор” имела ярко выраженную сезонную направленность. Во время занятий, бесед, игр, развлечений акцент делался на времена года и погодные условия. Например, “Зимние уроки” предусматривали беседы на тему: почему опасно кататься с горки рядом с дорогой; “Весенние уроки” включали в себя тренинги “Как вести себя при переходе перекрестка”. Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма по данному проекту проводилась не только с воспитанниками детского сада, но и с детьми, проживающими в нашем микрорайоне.
Совместный проект МОУ СОШ №3 им. Сергея Медведева и МДОУ ЦРР д/с №27 “Сказка” по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма “Добрые Дороги Детства” объединил работу школьного отряда ЮИД; педагогов, воспитанников и родителей детского сада, а также сотрудников ГИБДД. На средства гранта Министерства Образования Республики Хакасия были оформлены автоплощадка, закуплена методическая литература, дидактические игры, атрибуты для проведения мероприятий. Возрождение шефской традиции “школа – детский сад” позволило вывести работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в нашем детском саду на новый уровень. ЮИДДовцы с удовольствием принимали участие в различных мероприятиях, показывая малышам пример для подражания, а малыши с интересом смотрели на старших товарищей.
Так, например, юные инспектора дорожного движения провели соревнования перед воспитанниками детского сада: показали, как преодолевают препятствия велогородка, проходят трассу на скорость. Затем воспитанники детского сада на велосипедах самостоятельно преодолевали препятствия.
Силами команды ЮИДД на территории детского сада был нарисован перекресток. Затем состоялось открытие автогородка, на которое были приглашены инспектор ГИБДД, инспектор ОДН и корреспонденты Первого Городского Телевидения. В ходе мероприятия ребята читали стихи о правилах дорожного движения, отгадывали загадки о видах городского транспорта, совместно с ЮИДДовцами участвовали в обучающей игре “Перекресток”.
В игре-путешествии “Зеленый огонек”, которая проводилась для старших и подготовительных групп детского сада, дети изучали правила пользования светофором, отгадывали загадки о правилах дорожного движения, участвовали в веселых гонках на разных транспортных средствах. Ребята ЮИДДовцы были желанными гостями на этом празднике.
На базе нашего детского сада проходил традиционный городской конкурс “Зеленый Огонек”, в котором участвовали команды из детских садов. В различных этапах конкурса ведущими и судьями были ЮИДДовцы из разных школ города. Дошкольники достойно прошли все испытания. Ребята из нашего детского сада показали отличное знание дорожных знаков.
Особое внимание при профилактике детского дорожно-транспортного травматизма уделяется взаимодействию с родителями. В детском саду оформлен стенд “Безопасность дорожного движения” для родителей, в каждой группе в информационном уголке периодически обновляются памятки по безопасности дорожного движения. Родители с удовольствием принимают участие в массовых мероприятиях, посвященных профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В познавательно-игровом конкурсе “Мама, папа, я и дорога” принимали участие семейные команды из старших и подготовительных групп. Данный конкурс решал следующие задачи: активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города; формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения. Воспитанники детского сада и их родители показали отличные знания безопасного поведения на улицах города, собирали необычное транспортное средство, участвовали в конкурсе “Новый дорожный знак”, участвовали в эстафете. В конкурсе поделок “Добрый Светофор” приняли участие 83 семьи. На конкурс были представлены поделки, выполненные в разной технике: аппликация, вязание, объемное конструирование, коллаж; также были поделки из дерева, из соленого теста, из природного материала, была сделана модель светофора, работающего на батарейках.
В целях повышения уровня компетентности педагогов по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ был проведен семинар-практикум, на котором инспектор ГИБДД по пропаганде, майор милиции Надымова Т.Л. рассказала о ситуации в городе; а учитель ОБЖ – руководитель кружка ЮИДД “Рыцари трассы” Кулакова М.Ю. рассказала о типичных ошибках, которые делают педагоги, обучая детей правилам дорожного движения.
Для педагогов в методическом кабинете детского сада имеется методическая и детская литература; плакаты; материалы, освещающие опыт работы педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
В каждой группе детского сада созданы уголки безопасности, где собран наглядный материал для каждого возраста, который регулярно пополняется и обновляется.
Анализ результатов диагностики ЗУН детей по вопросам безопасности дорожного движения показал, что:
– Средний показатель ЗУН по детскому саду – 93%;
– Высокий уровень ЗУН у 80% детей; средний уровень ЗУН у 18% детей, низкий уровень ЗУН у 2% детей.
В настоящее время наш детский сад реализует инновационный проект по профилактике детского дорожно –транспортного травматизма “Уроки Светофора”. Данный проект стал победителем конкурса инновационных проектов образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма “Дорога без опасности”, который проводился в рамках реализации республиканской целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения в Республике Хакасия”. Цель проекта – воспитание общей культуры поведения ребёнка на дороге, формирование у детей дошкольного возраста важнейших алгоритмов восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения на улицах и дорогах.
Работа по реализации основной цели проекта проводится комплексно по следующим направлениям:
- Познавательно – исследовательская деятельность с воспитанниками.
- Консультационно – просветительская работа с родителями.
- Методическая работа с педагогическим коллективом.
- Сотрудничество с общественностью.
Реализация проекта осуществляется с учетом интегрированного подхода. Знания детей закрепляются в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах, анализируются с помощью тестов, тренингов.
Для формирования устойчивых знаний и прочных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в ДОУ проводятся специальные занятия по разработанной рабочей учебной программе, которая решает следующие задачи:
- – Разъяснять детям ценность человеческой жизни, развивать сознательное отношение к своим и чужим поступкам;
- – Формировать привычку – находясь на улице крепко держать за руку взрослого;
- – Расширять знания о транспортных средствах, формировать умение наблюдать за движением транспорта и различать скрытую опасность;
- – Знакомить детей с дорожными знаками для пешеходов.
- – Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора.
- – Закреплять знание правил дорожного движения.
- – Вместе с родителями учить соблюдать правила уличного движения, переходить улицу в указанных местах в соответствии со световыми сигналами светофора.
- – Продолжать учить соблюдать правила дорожного движения и техники безопасности. Совершенствовать знания детей о дорожных знаках и их назначении.
Детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженный сезонный и временной характер, поэтому весь программный материал распределен нами по сезонам года – “Осенние Уроки Светофора”, “Зимние Уроки Светофора”, “Весенние Уроки Светофора”, “Летние Уроки Светофора”.
Кроме того, реализация данного проекта решает проблему обучения правилам дорожного движения детей предшкольного возраста, не посещающих детский сад, но проживающих в микрорайоне.
В этом учебном году на базе нашего детского сада организована работа городского методического объединения “Безопасное детство”, в котором педагоги города получили возможность обмениваться опытом работы по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. На одном из заседаний ГМО своим опытом делились педагоги нашего детского сада. Театральный коллектив родителей группы “Теремок” приготовил для своих детей поучительную сказку о том, что может случиться, если быть невнимательным на дороге. А ребята группы “Умка” показали для гостей развлечение “Путешествие в Страну Дорожных Знаков”.
Работа по проекту “Уроки Светофора” продолжается и вроде бы рано подводить итоги. Но уже сейчас можно сказать, что вся работа, направленная на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, проводимая в течение нескольких лет в нашем детском саду дает положительные результаты. Такими результатами мы можем считать: отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников нашего детского сада; сотрудничество с общественными организациями – ГИБДД, ОДН, школьной командой ЮИДД, функционирование Городского методического объединения педагогов на базе нашего ДОУ; поддержка средствами массовой информации. И наконец, самым приятным событием для всех нас стала победа в конкурсе инновационных проектов образовательных учреждений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма “Дорога без опасности” и получение оборудования для класса ПДД.
Новое оборудование позволит проводить работу по формированию у детей дошкольного возраста положительных привычек безопасного поведения на более высоком уровне. Моделирование различных дорожных ситуаций с использованием магнитной доски поможет детям в игровой форме закрепить навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника "Уважайте Светофор!" для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый правилам безопасного поведения на улицах города
Уважайте Светофор! ( праздник для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый правилам безопасного поведения на улицах города) Цель. 1. Уточнить и закрепит...
Мастер-класс «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
Мастер - класс для родителей....
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Статья на тему: игровая деятельность, как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города.
Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения отнесено к приоритетным задачам. Проблема детского травматизма становится все острее. Основной фактор дорожно-транспортных происшествий &nd...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города» ...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»...