Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников старшего возраста.
статья (старшая группа) на тему

Плытникова Ольга Анатольевна

Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, т.е. собирание чего – либо (как правило, однородных объектов) имеющего определенную ценность.

Наша работа посвящена изучению жизни динозавров. Выбор темы вызван интересом детей к динозаврам.

Цель: изучение жизни динозавров на земле.

Задачи:

             1)  Выяснить из научных (энциклопедий) источников, кто такие динозавры и когда динозавры жили на планете.

               2) Найти факты, подтверждающие существование динозавров.

               3) Изучить группы динозавров

               - травоядные;

               - плотоядные;

               4) Изготовить макет «Мир динозавров».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dinozavry.docx30.55 КБ
Файл statya_dinozavry.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников старшего возраста.

                                                                                        Авторы проекта:

                                                                                  Грацкая Алла Анатольевна,

                                                                          Плытникова Ольга Анатольевна

 В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком.

Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование?

Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, т.е. собирание чего – либо (как правило, однородных объектов) имеющего определенную ценность. (Википедия).

Коллекционирование – форма работы с детьми, основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания,  оформления, презентации коллекции, удовлетворяющий присущую детям потребность  «собирательства чудесных сокровищ».

Коллекционирование – эффективный метод работы с детьми.
            1) Это новое  направление работы с детьми, расширяющий сенсорный опыт;
          2) В детях всегда заложена страсть к собирательству;

  1. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения;
  2. Коллекционирование приучает детей к аккуратности,  усидчивости, развивается любознательность, расширяет кругозор, творческий потенциал, обогащает внутренний мир, улучшает характер;
  3. Расширяется  круг общения детей, повышается  авторитет среди сверстников, формируется  уверенность в своих силах.

Виды интегрированной деятельности, реализуемые в коллекционировании.

- Коммуникативно – познавательная;

- Изобразительно – познавательная;

- Познавательно – игровая;

- Изобразительно – игровая;

- Познавательно – трудовая;

- Изобразительно – трудовая;

-Коммуникативно – игровая.

Наша работа посвящена изучению жизни динозавров. Выбор темы вызван интересом детей к динозаврам.

Цель: изучение жизни динозавров на земле.

Задачи:

             1)  Выяснить из научных (энциклопедий) источников, кто такие динозавры и когда динозавры жили на планете.

               2) Найти факты, подтверждающие существование динозавров.

               3) Изучить группы динозавров

               - травоядные;

               - плотоядные;

               4) Изготовить макет «Мир динозавров».

Этапы проекта:        

Мотивационно – целевой этап.

 В  группу принесли энциклопедию  «От тираннозавра до лягушки». Во время рассматривания выяснилось, что у детей возникло много вопросов

относительно того, кто такие динозавры?   Как выглядела Земля, когда жили динозавры? Откуда мы знаем о динозаврах?

Удивительные, ужасные, тяжеловесные ящеры…… Примерно так можно перевести с греческого языка название группы  древних пресмыкающихся. Много – много миллионов лет назад животные и растения были совсем другими.  Птиц не существовало вовсе, а млекопитающие, да и то мелкие, встречались очень редко. Самой многочисленной группой животных, заселивших всю сушу, были динозавры. Они жили на Земле, когда еще не было людей. Трудно даже представить, насколько многочисленными и разнообразными были динозавры, хозяйничавшие в этом мире. Длина тела динозавров составляла от 20 см. до 30 м. Одни динозавры передвигались на двух ногах, другие – на четырех. Некоторые из этих древних рептилий были безобидными растительноядными гигантами, другие – свирепыми хищниками.

На данном этапе,  мы,  педагоги    обеспечивали  позитивный настрой детей на совместную деятельность и осознание каждым ребенком, что ему предстоит делать. При знакомстве со стимульным материалом дети принимали решение о своем участии в создании коллекции.

Проектировачно  -  организационный этап.

 На данном этапе мы, педагоги   сформулировали образовательные задачи, отбирали  содержание заданий, определили  способы их предъявления. Подготовили  место для размещения готовой коллекции.

Содержательно – деятельный этап.

На данном этапе мы с ребятами  выяснили, что все знания о динозаврах получены  благодаря изучению окаменелостей учеными. По найденным окаменелостям ученые – палеонтологи способны восстановить внешний вид динозавров и понять, как выглядели динозавры и как был устроен их организм. Рассматривая картинки, читая энциклопедии, ребята выбрали представителей травоядных и плотоядных динозавров, составили таблицу, краткое описание и их изображения нашли с помощью родителей в сети интернет. На данном этапе дети вели раскопки, находили скелет динозавра,

изготовили макет «Мир  динозавров", лепили и рисовали динозавров, придумывали сказки о них.

 Родители подготовили небольшие презентации для детей.

Темы презентация были таковы:

- Как выглядели яйца динозавров?

- Как динозавры заботились о своем потомстве?

- Голоса и окраски динозавров.

- Как вымерли динозавры?

Оценочно – рефлексивный этап

Подведение итогов, оформление и  презентация коллекции.

Итогом деятельности является созданная коллекция, которую дети презентовали   родителям в  «День открытых дверей». Данная работа завершилась  публичным докладом, то есть небольшим рассказом о своей коллекции. Вместе с детьми мы подвели итоги, подчеркнули  позитивные моменты, озвучили  результаты. Во время презентации все зрители  смогли свободно подойти к коллекции, познакомиться с экспонатами, выразить своё мнение.

В процессе коллекционирования у детей  развились  такие ключевые компетентности:

-  Коммуникативная: дети задавали  познавательные вопросы, аргументировали свою точку зрения, готовили доклады, придумывали загадки, сказки.

- Социальная: дети  взаимодействовали друг с другом.

- Информационная:  получали информацию из разных источников и делились ею.

- Деятельная:  подбирали материалы, инструменты для создания продукта (макета), рисовали,  лепили, раскрашивали, участвовали в раскопках (игры с песком).

Итоги работы.

- Собрана коллекция динозавров и книг о динозаврах.

- Изготовлен макет «Мир динозавров».

- Дети получили знания о жизни динозавров.

- Начали собирать информацию для книги «Эпоха динозавров».

- Хотим подробнее изучить,  какие динозавры жили в триасовом, юрском и меловом периодах.



Предварительный просмотр:

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников старшего возраста.

                                                                                        Авторы проекта:

                                                                                  Грацкая Алла Анатольевна,

                                                                          Плытникова Ольга Анатольевна

 В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объема информации об окружающем, потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого. Педагог должен создать тот увлекательный мир познания, который способствует развитию наблюдательности, вызывает любопытство и активность, помогает проявлению самостоятельного выполнения действий ребенком.

Для формирования познавательной активности дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Что же такое коллекционирование?

Коллекционирование – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, т.е. собирание чего – либо (как правило, однородных объектов) имеющего определенную ценность. (Википедия).

Коллекционирование – форма работы с детьми, основанная на взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель», в процессе которой дети осуществляют поэтапные действия создания,  оформления, презентации коллекции, удовлетворяющий присущую детям потребность  «собирательства чудесных сокровищ».

Коллекционирование – эффективный метод работы с детьми.
            1) Это новое  направление работы с детьми, расширяющий сенсорный опыт;
          2) В детях всегда заложена страсть к собирательству;

  1. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения;
  2. Коллекционирование приучает детей к аккуратности,  усидчивости, развивается любознательность, расширяет кругозор, творческий потенциал, обогащает внутренний мир, улучшает характер;
  3. Расширяется  круг общения детей, повышается  авторитет среди сверстников, формируется  уверенность в своих силах.

Виды интегрированной деятельности, реализуемые в коллекционировании.

- Коммуникативно – познавательная;

- Изобразительно – познавательная;

- Познавательно – игровая;

- Изобразительно – игровая;

- Познавательно – трудовая;

- Изобразительно – трудовая;

-Коммуникативно – игровая.

Наша работа посвящена изучению жизни динозавров. Выбор темы вызван интересом детей к динозаврам.

Цель: изучение жизни динозавров на земле.

Задачи:

             1)  Выяснить из научных (энциклопедий) источников, кто такие динозавры и когда динозавры жили на планете.

               2) Найти факты, подтверждающие существование динозавров.

               3) Изучить группы динозавров

               - травоядные;

               - плотоядные;

               4) Изготовить макет «Мир динозавров».

Этапы проекта:        

Мотивационно – целевой этап.

 В  группу принесли энциклопедию  «От тираннозавра до лягушки». Во время рассматривания выяснилось, что у детей возникло много вопросов

относительно того, кто такие динозавры?   Как выглядела Земля, когда жили динозавры? Откуда мы знаем о динозаврах?

Удивительные, ужасные, тяжеловесные ящеры…… Примерно так можно перевести с греческого языка название группы  древних пресмыкающихся. Много – много миллионов лет назад животные и растения были совсем другими.  Птиц не существовало вовсе, а млекопитающие, да и то мелкие, встречались очень редко. Самой многочисленной группой животных, заселивших всю сушу, были динозавры. Они жили на Земле, когда еще не было людей. Трудно даже представить, насколько многочисленными и разнообразными были динозавры, хозяйничавшие в этом мире. Длина тела динозавров составляла от 20 см. до 30 м. Одни динозавры передвигались на двух ногах, другие – на четырех. Некоторые из этих древних рептилий были безобидными растительноядными гигантами, другие – свирепыми хищниками.

На данном этапе,  мы,  педагоги    обеспечивали  позитивный настрой детей на совместную деятельность и осознание каждым ребенком, что ему предстоит делать. При знакомстве со стимульным материалом дети принимали решение о своем участии в создании коллекции.

Проектировачно  -  организационный этап.

 На данном этапе мы, педагоги   сформулировали образовательные задачи, отбирали  содержание заданий, определили  способы их предъявления. Подготовили  место для размещения готовой коллекции.

Содержательно – деятельный этап.

На данном этапе мы с ребятами  выяснили, что все знания о динозаврах получены  благодаря изучению окаменелостей учеными. По найденным окаменелостям ученые – палеонтологи способны восстановить внешний вид динозавров и понять, как выглядели динозавры и как был устроен их организм. Рассматривая картинки, читая энциклопедии, ребята выбрали представителей травоядных и плотоядных динозавров, составили таблицу, краткое описание и их изображения нашли с помощью родителей в сети интернет. На данном этапе дети вели раскопки, находили скелет динозавра,

изготовили макет «Мир  динозавров", лепили и рисовали динозавров, придумывали сказки о них.

 Родители подготовили небольшие презентации для детей.

Темы презентация были таковы:

- Как выглядели яйца динозавров?

- Как динозавры заботились о своем потомстве?

- Голоса и окраски динозавров.

- Как вымерли динозавры?

Оценочно – рефлексивный этап

Подведение итогов, оформление и  презентация коллекции.

Итогом деятельности является созданная коллекция, которую дети презентовали   родителям в  «День открытых дверей». Данная работа завершилась  публичным докладом, то есть небольшим рассказом о своей коллекции. Вместе с детьми мы подвели итоги, подчеркнули  позитивные моменты, озвучили  результаты. Во время презентации все зрители  смогли свободно подойти к коллекции, познакомиться с экспонатами, выразить своё мнение.

В процессе коллекционирования у детей  развились  такие ключевые компетентности:

-  Коммуникативная: дети задавали  познавательные вопросы, аргументировали свою точку зрения, готовили доклады, придумывали загадки, сказки.

- Социальная: дети  взаимодействовали друг с другом.

- Информационная:  получали информацию из разных источников и делились ею.

- Деятельная:  подбирали материалы, инструменты для создания продукта (макета), рисовали,  лепили, раскрашивали, участвовали в раскопках (игры с песком).

Итоги работы.

- Собрана коллекция динозавров и книг о динозаврах.

- Изготовлен макет «Мир динозавров».

- Дети получили знания о жизни динозавров.

- Начали собирать информацию для книги «Эпоха динозавров».

- Хотим подробнее изучить,  какие динозавры жили в триасовом, юрском и меловом периодах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Коллекционирование - как средство развития познавательной активности дошкольников»

Использование коллекционирования в опытной эксперементальной деятельности позволяет вызвать интерес у детей....

Проект "Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников старшего возраста"

У детей 5 года жизни наблюдается большой интерес в получении знаний и представлений об окружающем мире. Но у ребёнка нет соответствующих навыков и умений самостоятельно добывать эти знания, поэтому оч...

Коллекционирование, как средство развития познавательной активности у дошкольников c ОНР старшего возраста.

В любом возрасте дети любознательны, задают взрослым множество вопросов: зачем? как? почему? Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. С возрастом, накоплением объе...

Коллекционирование как средство развития познавательной активности у дошкольников.

Дошкольный возраст - это время открытий, время активного познания окружающего мира. Ребенок - это исследователь, который непременно хочет узнать что-то новое, получить информацию о том, что он увидел,...

Консультация для педагогов "Детское коллекционирование как средство развития познавательной активности дошкольников"

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников. В процессе коллекционирования у детей развивается умение замечать новое, неизвестное, задавать вопро...

Мастер-класс для педагогов. Эксперименты с детьми. Экспериментирование в раннем возрасте детей как средство развития исследовательской активности детей. Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности у дошкольников.

Китайская пословица гласит: “Расскажи - я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Самое важное, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, пр...