Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредствам художественного слова
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

адаптация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

 «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредствам

 художественного слова».

Подготовила Богачёва Е.Н

Тема адаптации ребенка к детскому саду всегда остается одной из ведущих: каждый год, по мере набора ясельных групп в детских садах, родителей все больше волнует вопрос о том, как же будет себя чувствовать их малыш в новом для него помещении, коллективе, с новым незнакомым взрослым. Педагоги и воспитатели дошкольного учреждения непрестанно объясняют взволнованным мамам и папам, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду, как нужно и как ненужно себя вести с ребенком, что будет способствовать успешной адаптации малыша к ДОУ.

         То, насколько быстро малыш привыкнет к детскому саду зависит не только от его личностных качеств, но и от того насколько воспитатель вооружен знаниями о психологических особенностях возраста ребенка, о специфике его адаптивных возможностей, о способах эффективной помощи ему в приспособлении к новой обстановке, освоении неизвестного пространства с новым окружением и новыми социальными отношениями.

Большинство детей раннего возраста испытывают разного рода трудности в процессе адаптации к ДОУ. У кого-то из малышей полностью меняется распорядок дня и характер питания, кто-то не обладает полностью сформированными навыками самообслуживания, многие испытывают трудности в речевом развитии, воспитательные приемы и стиль взаимодействия взрослый-ребенок во многом отличны от тех, которые используются дома. В связи с этим многие дети испытывают стресс и находятся в состоянии психоэмоционального напряжения, что может быть причиной трудностей его дальнейшего развития. Задача воспитателя в это период состоит не только в повышении уровня адаптации детей к ДОУ,

но и в:

 - создании условий для комфортного пребывания детей в группе детского сада, преодолении стрессов, различного рода детских страхов, снятии эмоционального и мышечного напряжения;

 - создании системы эффективного взаимодействия между педагогом и детьми, развитии навыков взаимодействия детей друг с другом, игровых навыков, произвольного поведения;

 - развитии интеллектуально-психических функций детей (внимания, восприятия, речи, воображения, чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.

 - обучении социально-бытовым навыкам.

 Исходя из многолетнего опыта нашей работы наиболее успешным и эффективным нам представляется способ адаптации ребенка к детскому саду через ритм, в частности стихотворный ритм. Почему ритм, можете спросить вы? Давайте задумаемся – что слышит ребенок, находясь еще утробе матери? Звук ее ритмично сокращающегося сердца. И именно этот, знакомый и родной звук он ищет сразу после рождения, именно этот звук сопровождает малыша в процессе адаптации к новому миру. В дальнейшем мама берет малыша на руки и, прижимая к себе, напевает колыбельную – на ритмичный звук сердца накладывается другой ритм, который вкупе с маминым теплом и ритмом голоса позволяет ребенку успокоиться, вспомнить свое внутриутробное состояние защищенности и спокойствия.

 Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: дыхания, сердца, различных движений, активности и отдыха. Психологическое состояние личности тоже имеет свои непростые ритмы: окрыленности и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости, и прочее. Ритм упорядочивает нашу жизнь. С чем это связано? Физиологическое обоснование этого явления таково: как известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое полушарие «отвечает» за логическую деятельность, правое – за интуитивную и эстетическую. Правым полушарием человек воспринимает цвет, музыку, образы, а левым – математику, языки, логику. Впечатления и мимолетные образы, которое восприняло правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события. Именно ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу понять свое тело, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и четкость речи.

Используя стихотворный ритм в процессе адаптации детей к ДОУ (сопровождая ритмическим четверостишием любую деятельность детей) мы тем самым активизируем нервно-психические процессы в головном мозге, которые способствуют лучшей адаптации ребенка к условиям внешней среды. Непонятные требования взрослого становятся понятными и интересными. Да, многие педагоги и воспитатели используют стихотворную форму в процессе взаимодействия с детьми, и эта тема не нова, с одной стороны, однако мы предлагаем рассмотрение данной тематики именно в контексте адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

В течение многолетнего опыта работы с детьми ясельной группы нами были не только подобраны различные произведения известных авторов (А. Барто, С. Маршак, Т. Хитрова, В. Берестов и др, но так же самостоятельно составлены четверостишия в легкой стихотворной форме описывающие различные ежедневные действия, которые необходимо выполнить малышу в детском саду: умывание, зарядка, одевание и т. д. На ряду с этим, было отмечено, что и игровые упражнения, и занятия (лепка, рисование, конструирование и т. д.) становятся намного более понятными и увлекательными для маленького крохи.

 Так, например, утренняя гимнастика для малыша может стать увлекательной, если сопровождать действия следующими словами:

Медвежата в чаще жили,

Головой они кружили (раз, два)

Медвежата мед искали, дружно дерево качали (раз, два)

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики,

Сели-посидели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Снова, снова высоко

Прыгай на носках легко.

или

Физкультура нам нужна

Физкультура нам важна

Будем сильными, здоровыми,

Красивыми веселыми.

 

Режимные моменты можно сопровождать следующими четверостишиями:

 - мытье рук:

Мыло в ручки мы возьмем,

Рукава закатим.

Ручки моем мы всегда,

И совсем не плачем.

- прием пищи:

 Завтрак наш волшебный

 Дружно мы съедим.

 Вырастим большими –

 В космос полетим.

 Масло с хлебом очень вкусно –

 Знают все ребята.

 Чаем мы запьем и будем

 Сильными как папа.

 Завтрак мы всегда съедаем

 Дружно ручки поднимаем.

 Ждем добавку, а потом

 На ковер играть пойдем.

 Нам пора обедать сесть,

 Надо супчик весь доесть.

 А потом попьем компот,

 Только не наоборот.

 Кашу повара сварили

 И детей всех накормили.

 Манная, пшеничная

 Каша симпатичная.

- одевание:

 Что одеваем мы сначала? Ножки.

 Надеваем штанишки и сапожки.

 Что оденем мы потом? Руки.

 А на них наденем кофты и куртки.

 А последней, а последней

 Знаем мы как дважды два,

 Одевается, конечно, на прогулку – голова!

- прогулка:

 Мы в песочнице играем,

 Пасочки мы лепим.

 Кукол всех мы угостим,

 А потом полечим.

 На качелях мы катаемся,

 С горки дружно мы спускаемся,

 Мячики бросаем вверх,

 Далеко наш слышен смех.

- пробуждение после дневного сна: для гимнастики пробуждения

Глазки открывайтесь,

 Ручки поднимайтесь,

 Ножки подтянитесь,

 Губки улыбнитесь.

 Мы поспали, дружно встали,

 Разбудили ручки, ножки,

 Побежали по дорожке.

 Вещи на себя надели,

 Дружно кашу всю поели.

-вечер:

День наш быстро весь прошел,

 Вечер в гости к нам пришел.

 Скоро мамочка придет

 И домой нас заберет.

 Мы с игрушками играли,

 Занимались, рисовали.

 Кукол спать мы уложили,

 Кубики мы все сложили.

 Скажем спасибо детскому саду!

 День был веселый –

 Такой, как надо.

 Ночью в кроватке мы дома поспим,

 А утром мы снова в детсад прибежим.

Для занятий можно использовать следующие четверостишия (авторские разработки) :

 - конструирование: При использовании крупного деревянного конструктора можно строить дом для кукол, сопровождая его следующими словами:

Кубики большие,

Разные, цветные.

Голубые, красные,

Мы возьмем любые.

Домик куколкам построим,

Будем весело играть.

Мы его не поломаем,

Чтобы маме показать.

 - рисование:

Карандаши цветные

Красивые такие.

Листок бумаги мы возьмем

И нарисуем птичкам дом.

 - лепка:

Взяли в руки пластилин,

Слепим вкусный мандарин.

А потом для кукол слепим

Колобок и апельсин.

 или

Пластилин возьмем мы сами:

Красный, желтый, голубой.

Мы цветочек слепим маме

И возьмем его домой.

 - наблюдение: наблюдение за птицами.

Птички, птички, чик-чирик

Прилетели в гости к нам.

Птичкам, птичкам чик-чирик

Хлебушек сейчас я дам.

Хлебушек они клюют (дети показывают)

Крылышками машут

Песенки они поют

Как Максим и Даша.

 Ну и конечно, одно из главных использований стихотворного ритма это утренний прием детей. Для этого нами были составлены следующие четверостишия:

Плакать нам совсем не нужно,

Мы заходим в группу дружно.

Будем петь и танцевать,

И с игрушками играть.

В группу заходи скорей,

Тебя много ждет друзей.

Поиграем мы с тобой,

А потом пойдем домой.

Машенька, Настенька,

Слезоньки вытри.

Тебя в группе детки ждут,

Тебе песенки споют.

Влад – акробат, заходи к нам скорей

Ждут тебя много новых друзей.

 Использование четверостиший помогает воспитателю быстрей и легче наладить контакт с вновь поступающими в ДОУ детьми. И хотя можно говорить о том, что адаптация ребенка к детскому саду зависит от многих условий и факторов грамотный воспитатель, обладающий знаниями о закономерностях протекания психического развития ребенка в раннем детстве в контексте его адаптивных возможностей к ДОУ, может во время прийти на помощь к малышу, создав для него такие условия, которые позволят малышу приспособиться к новой среде. Использование стихотворного ритма, как катализатора для активизации нервно-психических процессов в головном мозге, способствующих лучшей адаптации ребенка к условиям и требованиям внешней среды, может, на наш взгляд, выступать одним из таких условий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Рекомендации для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Из опыта работы воспитателя группы раннего возраста (2-3года).

Работая уже 5 лет в группе раннего возраста, каждый раз сталкиваешься с одной и той же проблемой: незнание родителей особенности адаптации ребенка к детскому саду. Мне бы хотелось чтобы моя статья пом...

Родительское собрание для родителей детей раннего возраста. «Адаптация детей раннего возраста»

Родительское собрание для родителей детей раннего возраста.«Адаптация детей раннего возраста»Ведущие : воспитатели группы.Цель:  Формирование дружеских, доверительных взаимоотношений ...