Педагогический проект на тему "Нам года - не беда!"
проект (средняя группа) на тему
В проекте отражены мероприятия, посвященные празднику "День пожилого человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_na_temu_nam_goda_-_ne_beda.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Колокольчик»
г.Новоульяновск
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Нам года – не беда»
Выполнил: воспитатель
Митричева Светлана Ивановна
высшая квалификационная
категория
2015 год
Тип проекта: творческий.
Цель проекта: формирование духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению.
Задачи проекта:
- образовательные: расширять представление детей о семье, укрепить связи между поколениями;
- развивающие: развитие творческих способностей;
- воспитательные: продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким, пожилым людям), совершенствовать навыки культуры поведения, воспитывать стремление радовать старших своим хорошим поведением.
Срок реализации проекта: сентябрь – октябрь (краткосрочный).
Участники проекта: Митричева С.И., Илюхина Н.Б., дети средней группы, родители, бабушки и дедушки.
Аннотация: 1 октября отмечается международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 года.
Актуальность: отсутствие тесного контакта детей со старшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышение их активности в вопросах воспитания.
Мы живем в период, когда в обществе все более назревают проблемы, возникшие как следствие глубоких изменений в политико-экономической системе нашего государства. Эти изменения в той, или иной степени затронули духовные, нравственные, морально-бытовые стороны общественного устройства. Но, пожалуй, наиболее тяжело они отразились на людях пенсионного возраста. Пожилые люди, особенно одинокие, постоянно чувствуют свою оторванность от общества.
В наше время люди преклонного возраста чувствуют себя забывчивыми, невостребованными, а мизерные пенсии обрекают их на однообразную и безрадостную жизнь.
Как изменить сложившееся поколение? Как способствовать формированию у детей уважения и любви к людям старшего поколения?
Поиск ответов на эти вопросы способствовал возникновению идеи создания проекта.
Ожидаемый результат: формируются добрые чувства к людям преклонного возраста, чувства сопереживания, дети станут добрые, углубят знания о своей родословной.
Проблема, на решение которой направлен проект.
Не жалейте добрых слов привета
Для больных усталых стариков
Чтобы их душа была согрета,
Им не надо слишком много слов.
Пока мы молоды, мысль о старости кажется нам такой далекой и даже невозможной. Нам кажется, что мы всегда будем молоды, но …
Жизнь быстротечна, годы проходят быстро, и в какой-то момент человек начинает понимать, что он пополняет ряды бабушек и дедушек.
Участие бабушек и дедушек в воспитании внуков – в духе российских традиций. Издавна на Руси прародителям (родителям родителей) отводилась важная роль в воспитании младшего поколения.
Сегодня, когда многие родители озабочены проблемами социально-экономического выживания, бабушки оказываются еще более востребованными, чем раньше.
Большинство современных семей находятся в состоянии постоянного стресса, и часто именно бабушки и дедушки спасают их в этой ситуации. Современным родителям приходится быстро думать, быстро говорить, быстро делать. А ребенок, особенно дошкольник, живет в гораздо более медленном темпе. В то время, как родители поглощены различными заботами – работой, учебой, карьерой – пожилые люди «передвигаются» во времени более размеренно, потому они более понятны и более предсказуемы для ребенка, чем папа и мама; они лучше ориентируются в эмоциональных переживаниях и впечатлениях внуков и все свое внимание могут отдать проблемам ребенка. Их готовность разделить интересы внуков, не считаясь со своим личным временем, и является тем волшебным витамином, благодаря которому расцветают творческие способности и нравственные качества малышей.
Специалисты (педагоги, психологи, медики) пришли к единодушному мнению, что помощь бабушек и дедушек в воспитании внуков оказывает благоприятное воздействие на психологический климат любой семьи. Это эмоциональная поддержка матери во время беременности, и помощь советом в случае конфликтов в семье, и игры с внуками, и регуляция отношений между внуками и подготовка внука к школе и т.д.
Общение ребенка с людьми разных поколений, где существуют различные мнения, позволяет ему расти человеком широких взглядов, доброжелательным и терпимым. Если общение с родителями дает ребенку непосредственную радость существования, переживание ценности самой жизни, то контакт с бабушкой и дедушкой позволяет ему усмотреть в общечеловеческих жизненных ценностях богатство собственной души. Считается, что в семье мать отвечает за эмоциональное состояние ребенка, отец – за интеллектуальное и физическое, а бабушка и дедушка – за духовное. Бабушки и дедушки способствуют передаче семейных традиций, культурных норм и ценностей, которых порой так не хватает в современном обществе. Чаще всего именно благодаря прародителям ребенок знакомится с золотым фондом народной педагогики – переработанными тысячами поколений сказками, пословицами, поговорками, стихами. Общение с бабушкой и дедушкой позволяет ребенку удерживать связь с прошлым, иметь более четкое представление о жизни предыдущих поколений. От прародителей ребенок может узнать об истории своих предков, о детстве бабушек и дедушек, родителей, об их печалях и радостях, успехах и поражениях. Все это способствует формированию чувства семейной идентичности и традиций.
Конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а условием развития социально-педагогической системы детского сада. Современный детский сад призван нести просветительскою миссию – он должен стать центром, где каждая семья (включая ее старших членов) найдет поддержку и помощь в столь важном вопросе, как воспитание детей.
Решая задачу укрепления нравственного, психического здоровья дошкольников, через комплекс совместных мероприятий с участием детей, родителей, бабушек и дедушек, детский сад создает единое поле комфортного взаимодействия, взаимотворчества, взаимопроникновения жизненных установок, ценностных ориентаций представителей различных поколений. Восстановление утраченных преемственных связей между поколениями можно считать одним из универсальных инструментов формирования устойчивых нравственных моральных установок дошкольников. Поэтому одной из задач просветительской деятельности детского сада является формирование ценностного отношения дошкольников и их родителей к представителям старшего поколения, повышение их социальной активности в вопросах воспитания. При этом очень важно формировать у детей представления о вкладе пожилых людей в общественную жизнь страны и личную жизнь каждого ребенка, на воспитание, уважение к старшему поколению семьи и овладение способами выражения любви, внимания и заботы о бабушках и дедушках.
Формы работы детского сада в этом направлении могут быть разнообразными как по форме, так и по содержанию: различные выставки рисунков, фотовитрины на тему: «Мои любимые бабушка и дедушка», экспозиции «Руками наших бабушек и дедушек», мини-музеи «В деревне», «Странички истории: когда бабушка была молодой». При подготовке выставки рисунков на тему: «О чем мечтала бабушка, когда была как я» дети узнают от своих бабушек и дедушек об их детских мечтах, о том, что им помогло добиться своих целей.
Наиболее эффективными являются мероприятия, организованные на основе деятельностного подхода, где каждый человек – полноправный и равноценный участник значимой и эмоциональной привлекательной деятельности.
- Семейные досуги, посвященные Дню пожилого человека, дням воинской славы «Дедушкин альбом», «Обычные герои» - в непосредственном общении, играх, беседах малыши постигают такие сложные нравственные категории как мужество, выдержка, любовь к Родине, преодоление трудностей. Старшее поколение, которое еще застало годы Великой Отечественной войны, может рассказать о том, что им помогало выжить, преодолевать трудности в то непростое время.
- Развлечения «А ну-ка, дедушки!», «Волшебный мир бабушек», «Как молоды мы были…» способствуют эмоциональному единению малышей и пожилых людей, приобретению радостных переживаний и положительного опыта общения.
- Мастер-классы «Секреты бабушкиного клубка», «О чем рассказал дедушкин молоток» позволяют осуществлять взаимообмен опытом с учетом гендерного подхода. Бабушка покажет малышам, как много замечательных вещей можно изготовить из обычных ниток, а дети предложат креативные способы оформления работ. Дедушка познакомит с замечательным миром столярных инструментов, расскажет о «мужской работе». Мальчишки смогут с помощью уважаемого наставника починить игрушки в группе.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых является технология проектирования, на основе которой и разрабатываются практические мероприятия. Невозможно научить малыша уважать, заботиться о старших, интересоваться их прошлым, советоваться по поводу настоящего, вместе строить исключительно путем усвоения определенного объема знаний. Только в совместной деятельности возможно единение целей и мотивов, появление чувства счастья и потребности быть вместе.
В 2012 году под руководством Л.Г.Петерсон (д. п. н., директор Института системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…») вышла в свет программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Мир открытий». В Программе особое внимание уделено объединению педагогов и семьи в единое содружество.
Цель, объединяющая педагогов, родителей, бабушек и дедушек единая – содействовать приобретению детьми многогранного жизненного опыта, помочь им научиться быть любящими, чуткими, ответственными людьми, умеющими преодолевать жизненные трудности и препятствия.
Программа «Мир открытий» позволяет не только ребенку открывать огромный мир, себя и свое место в этом мире, но и взрослым (педагогам, родителям, бабушкам и дедушка) открывать себя, свои воспитательные возможности.
Реализуемые мероприятия:
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность | Тематическое занятие по Конвенции о правах ребенка «Право на имя, право на семью». ООД «Лучше всех на свете бабушка моя». |
Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья». Игры «Похвали бабушку, дедушку», «Назови ласково», «Да – нет». Игра-путешествие «В деревню к бабушке». Игра с ладошками «Ладушки-ладушки». Игровые ситуации: «Бабушкины (дедушкины) помощники», «Бабушка (дедушка) заболела». Под. игра «Во что играли наши бабушки и дедушки». Рус. нар. игры «Репка», «Огородники». | |
Речевое развитие | Творческое рассказывание детей по темам: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома»; рассказы по картинкам «Моя месья». Пословицы и поговорки о семье. Чтение художественной литературы: рус. нар. сказка «Как у бабушки козел»; А.Барто «Было у бабушки сорок внучат», «Бабушка»; рус. нар. сказка «Морозко»; Михаил Садовский «Бабушкин халат»; Ольга Чусовитина «Моя бабуленька»; А.Чурбанова «Мой дедуля»; Р.Рождественский «Моя бабушка». Заучивание стихов о бабушке и дедушке. |
Познавательное развитие Природа | ООД «Труд людей по разведению домашних животных». Составление плана схемы «Мой путь от дома до детского сада». |
ООД «Что растет в огороде у бабушки и дедушки». | |
Конструирование | Оформление с детьми уголка «Домашнее подворье». |
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная деятельность | Рисование «Бабушки и дедушки – милые родные». Лепка «Угощение для гостей». Аппликация «Фрукты», «Овощи». |
Театрализованная деятельность | Драматизация сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Мужик и медведь», «Петушок и бобовое зернышко». |
Музыкальная деятельность | Итоговое мероприятие: праздник-концерт ко Дню пожилого человека «Нам года – не беда». |
Работа с родителями | Сбор фотографий, материала по теме. Выставка рисунков «Бабушка и дедушка – милые, родные». Фоторепортаж «Бабушке – песню, дедушке – стих, много здоровья вам на двоих». Составление генеалогического древа семьи. Консультации: «Бабушки и дедушки, балуйте своих внуков», «Бабушка и дедушка». Родительское собрание «Где корни уважения ребенка к бабушке». |
Оценка результатов проекта:
- Дети знают и называют имена и отчества своих дедушек и бабушек.
- Проявляют интерес к истории своей семьи и ее традициям.
- Проявляют уважительное отношение к пожилым людям, помогают им.
- Понимают, что бабушка и дедушка – это родители мамы и папы, прабабушки и прадедушки – это родители дедушки и бабушки.
Итог:
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети, родители, дедушки и бабушки приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Чтобы не было беды" (пожарная безопасность)
Педагогический проект "Чтобы не было беды" направлен на социально-личностное развитие дошкольников в процессе реализации образовательной области «Безопасность». Данный проект представляет собой систем...
Педагогический проект "Искру туши до пожара, беду отведи до удара"
Педагогический проект "Искру туши до пожара, беду отведи до удара"...
Авторская методическая разработка. Паспорт педагогического проекта "Чтобы не было беды"
Паспорт педагогического проекта "Чтобы не было беды" для детей старшего дошкольного возраста....
"Вам года - не беда" социально-нравственный проект ко Дню пожилого человека
В статье представлен опыт работы дошкольного учреждения по воспитанию внимания и заботы к старшему поколению, так как мы хотим воспитать личность, которой не чужды такие качества, как любо...
Проект в подготовительной группе "Нам года не беда", посвященный Дню пожилого человека.
Краткосрочный проект. Продукт проекта - изготовление портрета бабушки и дедушки....
Педагогический проект о пожарной безопасности «Чтобы не было беды»
Актуальность этой темы связана и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на пожароопасную обстановку. Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в резуль...