Доклад: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) по теме
Доклад на тему: «Поисково-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.ppt | 510.5 КБ |
doklad.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму» Конфуций
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития
При организации поисково-исследовательской деятельности использую "типы исследования", доступные и интересные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию (по И.М. Коротковой) Опыты (экспериментирование) (задача – освоение причинно-следственных связей и отношений). Деятельность в контексте «опыты»:
- привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта Эксперимент с кипятком
- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект Очистка воды - самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности (под лупой рассматривали насекомых, травинки, кору, потом дети долгое время все подряд рассматривали: снег, землю, и все, что попадало в поле их зрения)
2. Путешествие по карте (задача – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира)) Деятельность в контексте «путешествие по карте» Поиск пиратских сокровищ
3. Путешествие по «реке времени» (задача – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему)). Путешествие от зернышка до булки хлеба
Структура поисковой деятельности Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи; • Анализ ее условий с помощью воспитателя или самостоятельно; • Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи; • Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи; • Непосредственную проверку выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности; • Анализ полученных фактов и формирование выводов; • Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования
Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову) Шаг 1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Шаг 2. Выбор темы исследования. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний. Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Шаг 4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Шаг 7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы . Шаг 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком Метод проектов. «» «Чудо-огород» «Мир воды» Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения Мнемотаблицы
в группе оборудована мини лаборатория. Здесь дети приобретают навыки работы с простейшими исследовательскими приборами
Работа с родителями
Дети дошкольного возраста с радостью усваивают любую информацию, главное, помочь им освоиться в окружающем мире. Ребёнок стремится к знаниям через многочисленные вопросы «зачем?», «как?», «почему?». Дети – исследователи по своей природе, и прочны те знания, которые добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий и наблюдений, а не те знания, которые получены в готовом виде
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Чернозипунникова Евгения Викторовна,
МБДОУ ПГО «Детский сад № 59»,
воспитатель подготовительной к школе группы.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки – помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.
Учитывая один из основных принципов ФГОС ДО: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования, я следую словам Конфуция «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными творческими личностями. Все это во многом зависит от педагога.
Особое значение для развития личности ребенка в дошкольном возрасте имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе уже дети младшего дошкольного возраста преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
При организации поисково-исследовательской деятельности использую "типы исследования", доступные и интересные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию (по И.М. Коротковой):
• Опыты (экспериментирование) (задача – освоение причинно-следственных связей и отношений). Деятельность в контексте «опыты»:
- привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта;
- предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;
- формулирование причинно-следственных связей;
- самостоятельное использование оборудование в свободной деятельности.
• Коллекционирование (классификационная работы) (задача – освоение родовидовых отношений). Деятельность в контексте «коллекционирования»:
- поиск черт сходства и различия между объектами в ходе обсуждения – рассуждения, поиск возможных оснований для их группировки;
- размещение материала в квалификационной таблице (если материал реальный – размещение в емкости в идее коллекций, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или ярлычки с названиями этих предметов
• Путешествие по карте (задача – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира)) Деятельность в контексте «путешествие по карте»:
- обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;
- обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути;
- изучение растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т.п.;
- заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).
• Путешествие по «реке времени» (задача – освоение временных отношений.
Близкое мне определение познавательно-исследовательской деятельности - это активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Структура поисковой деятельности:
• Принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи;
• Анализ ее условий с помощью воспитателя или самостоятельно;
• Выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи;
• Отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи;
• Непосредственную проверку выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности;
• Анализ полученных фактов и формирование выводов;
• Обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования.
Алгоритм действий для осуществления исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову) :
Шаг 1.Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Главное качество любого исследователя – уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
Шаг 2.Выбор темы исследования. Исследование – процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний.
Шаг 3.Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов: выявить, изучить, определить...
Шаг 4.Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).
Шаг 5.Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза – это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).
Шаг 6.Составление предварительного плана исследования. Для того, чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?».
Шаг 7.Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
Шаг 8.Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы – это не просто окончание исследования, это начало работы следующей.
Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано мое активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ.
Я делаю больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Дети очень любят экспериментировать, а у меня в группе особенно любознательные и эмоциональные воспитанники. Это отчасти объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности учу детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Осуществление поисково-исследовательской деятельности в группе напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от системы планирования педагогического процесса, от создания условий в группе, от качества организации исследовательской деятельности.
Вся воспитательно-образовательная работа в моей группе построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей.
Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком.
Чаще всего вопрос, который я себе задавала в начале работы с детьми в направлении исследовательского обучения, был таков: «С чего и как начать?» Ведь практика показывает, что одним из самых сложных этапов исследовательской работы с детьми в методическом отношении, является момент первичного включения воспитанников в собственную исследовательскую практику. Первый шаг в этом деле, как и во многих других - самый трудный. Педагог должен помочь ребёнку, активизируя его поисковую активность. Я использую несколько несложных, но эффективных способов включения детей в самостоятельную исследовательскую деятельность:
Метод проектов. Он расширяет кругозор детей и создаёт базу для их собственных изысканий. Я внедряю данный метод, сообразуясь с условиями детского сада и возрастом детей. Работу с проектами организую во второй половине дня, а так же в рамках сотрудничества с родителями. В качестве соавторов проектов выступают родители, бабушки и дедушки. В дальнейшем большая часть детей начинает активно выполнять собственное исследование. Тематика проектов разнообразна:
1. «Чудо-огород»
2. «Мир воды»
3. «Четыре стихии» и т.д. Коллективные игры как средство развития исследовательского поведения
Исследовательская работа, выполненная вдвоём или втроём, по праву может считаться коллективной, но я в данном случае называю другие варианты организации исследовательской практики, когда в исследовании над одной проблемой трудится вся группа или большая часть детей. С этой целью использую игровые сюжеты, развивающие различные личностные качества, например:
- Коллективная игра «Как работает фильтр»
- «Вкусно-невкусно»
- «Извлеки звук»
Организация мини-музеев
- Музей воды.
- Музей воздуха.
- Музей 4 стихий.
Мнемотаблицы
- Свойства воды
- Свойства воздуха
- Свойства пески и глины
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.
Большое познавательное значение имеет развивающая среда в группе, которая выполняет обучающую функцию, развивает мышление, воображение детей. В результате дети всё охотнее обращаются за помощью к познавательной литературе, энциклопедиям. Поэтому я создаю предметно-развивающую среду так, чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей. С этой целью в группе оборудована мини лаборатория. Здесь дети приобретают навыки работы с простейшими исследовательскими приборами. Лаборатория постоянно пополняется всё новым материалом для экспериментирования, и находится в доступном месте для детей. После проведения экспериментов у детей возникает много вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Я стараюсь не давать детям готовые ответы, а способствовать тому, чтобы дети нашли их самостоятельно.
Сейчас у нас имеются: лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные), магниты, термометры, бинокль, верёвки, песочные часы, лампа, стеклянная призма, мелкие вещи из различных материалов (дерева, пластмасса, металла, резины)…
Для наглядной агитации родителей приготовила:
- папку-ширму «Познавательно-исследовательская деятельность детей» (с целью показать родителям организацию детского экспериментирования в практике работы группы, дать рекомендации по развитию познавательных интересов детей).
- папку-ширму «Игры с песком круглый год» (раскрыла родителям важность игр с песком для развития детей, т.к. игры с песком способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения)
Сейчас у нас в разработке «Книга опытов», которую составляют родители вместе с детьми под рубрикой «Это интересно». Цель книги состоит в том, чтобы родители предоставили ребёнку возможность действовать с разными предметами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое
Родители принимают активное участие в изготовлении оборудования и пополнении уголков экспериментирования необходимыми материалами, в постоянно организуемых мною выставках совместного творчества родителей и детей из природного и бросового материала, выставках рисунков и аппликаций.
Заключение.
Дети дошкольного возраста с радостью усваивают любую информацию, главное, помочь им освоиться в окружающем мире. Ребёнок стремится к знаниям через многочисленные вопросы «зачем?», «как?», «почему?». Дети – исследователи по своей природе, и прочны те знания, которые добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий и наблюдений, а не те знания, которые получены в готовом виде.
Экспериментальная деятельность детей помогает углубить представления о живой и неживой природе. Дети учатся самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, становятся увереннее в себе, что является показателями позитивной социализации. Улучшилась речь детей, они ясно выражают свои мысли, правильно строят предложения, составляют связные творческие рассказы. Экспериментальная деятельность с детьми существенно обогащает нравственную сторону личности ребёнка: его отношение к природе, к деятельности человека, дети учатся работать сообща, общаясь друг с другом, объединённые целью. Систематическое использование исследовательских методов обучения на занятиях и в повседневной жизни способствует удовлетворению потребности детей в новых знаниях, впечатлениях и позволяет избежать развития у воспитанников познавательной пассивности это даёт возможность детям в дальнейшем успешно учиться в школе, справляться с большим объёмом учебных заданий.
Также и работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что экспериментальная деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.
Результаты анкетирования родителей на начало 2013 – 2014 учебного года показали, что 73% родителей знают, какими предметами и материалами любят экспериментировать дети, называют их. Часто продолжают исследование дома, принимают участие в них. Родители отмечают, что дети стали более открытыми, самостоятельными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический комплекс «Поддержка познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через познавательные занятия».
Методический комплекс...
Выпускная квалификационная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности»
К концу дошкольного возраста у детей должен быть сформирован первичный элементарный образ мира. Дети должны понимать, что наш мир огромен, изменчив, многообразен, прекрасен....
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности
Организация познавательно - исследовательской деятельности, как условие развития познавательной активности детей дошкольного возраста...
Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".
В данном материале обобщён опыт использования инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...
«Развитие познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментально-исследовательской деятельности»
Методическое городское объединение . Развлечение "Приключения в тридесятом царстве"...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с миром коллекций»
Познавательное развитие дошкольников через ознакомление с коллекционированием....
«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)
laquo;Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...