Классификация фольклора
материал на тему
Предварительный просмотр:
Классификация фольклора
(Исследователь Г.С. Виноградов)
1.Поэзия пестования
2. Игровой фольклор
3. Календарный фольклор
4. Потешный фольклор
5. Внеигровой фольклор
- Поэзия пестования.
Носителями обычно являются взрослые, использующие фольклорные произведения для общения с маленьким ребенком в момент успокаивания, развлечения, обучения и т.д.
-Колыбельная песня
Это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. «Колыбель» обнаруживает на себе следы двух языков – украинского («колыхать») и русского («колыбать»). Колыбельная песня еще называется «байка», от русского «баить».
Ребенок с первых минут своей жизни оказывается во власти слова и музыки. В колыбельных песнях сочетается нежность мелодии и ласковость слов. Колыбельная песня – это ритуал общения матери с ребенком.
Баю-баюшки-баю.
Баю деточку мою
Прилетели гулюшки,
Садились на люлюшку,
Они стали гурковать,
Стали Митеньку качать:
-Спи, Митенька, засни,
Угомон тебя возьми…
-Пестушки
От «пестовать» - нянчить, носить на руках, растить. Это короткие стихотворения-приговоры, которые сопровождают младенца в первые месяцы жизни. Пестушки – это свод приемов физического воспитания.
Потягунюшки, поростунюшки!
Роток – говорунюшки,
Ручки – хватунюшки,
Ножки – ходунюшки.
-Потешки
Песенки, которые сопровождают игры ребенка с различными частями тела.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая:
Ножками топ-топ!
Глазками хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает!
- Игровой фольклор.
-Игры (хороводные, подвижные, игры с подражанием)
Игра сопровождает человека всю жизнь. Исследователи русских народных игр отмечают, что во все времена игры выполняют важные социальные функции, являясь частью досуга, дают возможность человеку развеяться, отдохнуть от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. Игра всегда отражает внутренний мир личности. Большинство народных игр – игры с правилами. Детская игра защищает детскую психику от ежедневных переживаний.
-Считалки
Народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др. Это короткий рифмованный список, состоящий из придуманных слов и созвучий, с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.
Шишел,
вышел,
Родион.
Выйди вон!
Теля, меля,
Ты Емеля,
Третий бас,
Поводи-ка ты
За нас.
-Сговор
Если игра требует разделения на команды, используется сговор. Играющие сговариваются между собой, кого как называть. Разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий.
Что возьмешь:
Медведя лохматого
Или козла рогатого?
Из речки ерша
Или из леса ежа?
Белую березу
Или красную розу?
-Угады
Один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: «Кто угадает, тому водить!» К нему подходят двое игроков, жеребьевщик спрашивает: «Кто в правой, кто в левой руке берет?» Они выбирают. Жеребьевщик разжимает пальцы и показывает, в какой руке жребий.
Или:
По количеству играющих берут палочки. Одна из них должна быть короче или длиннее. Верхние концы палочек нужно сравнять, а нижние
спрятать в руке. Каждый из играющих тянет один жребий. Кто вытянет самую длинную (короткую) палочку – как уговорились, тот и водит.
- Календарный фольклор
-Заклички
Стихотворное обращение детей к различным явлениям природы.
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба каравай,
Хоть весь день поливай.
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
-Приговорки
Короткие стихотворения. Обращение детей к животным, насекомым, птицам.
К улитке:
Улитка, улитка,
Высунь рога!
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
В поисках грибов:
Грибы на грибы, а мой поверху.
В бане:
С гоголя – вода,
С младенца – худоба!
- Потешный фольклор
-Молчанка
Все участники произносят приговорку:
Чок, чок,
Зубы на крючок,
А язык на полочку,
Молчок!
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Водящий старается рассмешить играющих мимикой и жестами, смешными словами, прибаутками. Если кто-то рассмеется, платит водящему фант. Молчанка вырабатывает в детях волевые качества.
-Голосянка
Соревнование – кто дольше протянет звук, не переводя дыхание. Голосянка стимулирует дыхание
-Поддевки
Веселые шутки-балагурки. Средства забавы «за счет товарища», основанные на игре слов.
-Скажи: медь.
-Ну, медь.
-Твой отец – медведь!
-Тебе поклон послала.
-Кто?
-Маша.
-Какая Маша?
-Свинья наша!
-Мирилки
Мир, замирение, которые приговаривают дети после ссоры.
Мирись, мирись, мирись,
Больше не дерись!
При этом дети сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.
-Дразнилки
Вид творчества, почти всецело развит детьми. Это рифмованное прибавление к имени. Часть дразнилок осуждает ябедничество, воровство, лень, обжорство, жадность.
Лиза-подлиза.
Света-конфета
Саша-каша-простокваша
Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин
Жадина-говядина,
Турецкий барабан.
Кто на нем играет?
Коля-таракан!
-Пословицы и поговорки
Система норм и правил, которые регламентируют поведение, деятельность и взаимоотношения людей. Они сопровождают человека с раннего детства. В них хранятся красота и многие народные знания о мире природы и мире людей. Вырабатывают отношение ребенка к родителям, труду и т.д.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием; народный афоризм. Поговорка – краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания и не являющееся афоризмом.
Красна птица перьем, а человек – ученьем.
Дружба и братство – дороже богатства.
Всякой матери свое дитя мило.
На слово скор, да на дело не спор.
Поговорка, в отличие от пословицы, не имеет нравоучительного, поучающего смысла. Поговорка – это всегда меткий, выразительный образ, часть суждения, оборот речи. Поговоркам свойственна метафоричность:
Семь пятниц на неделе.
Убил двух зайцев.
-Загадки
От слова «гадать» - думать, рассуждать. Это замысловатое иносказательное описание предмета или явления, предлагаемое как вопрос для отгадывания, с целью испытать сообразительность, развить наблюдательность к поэтической выдумке. Загадка – слово со скрытым смыслом. Разгадать загадку – ее метафорические образы заменить образами реальными. Развивает мышление.
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник).
Красный сапог в земле торчит. (Свекла).
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копыт. (Жук).
- Внеигровой фольклор.
-Прибаутки
Смешной небольшой рассказ или смешное выражение.
Шла торговка мимо рынка,
Споткнулась о корзинку
И упала в яму – бух,
Раздавила сорок мух.
-Небылицы
Поэтические произведения с изображением нереальных событий. Задачи небылиц – способствовать активизации рассудочной деятельности детей. В небылицах-перевертышах все поставлено с ног на голову. Применяются для воспитания находчивости, сообразительности.
Длинноухая свинья на дубу гнездо свила,
Поросила поросят ровным счетом шестьдесят.
Распустила поросят всех по маленьким сучкам.
Поросята визжат, полететь они хотят.
Полетели, полетели и на воздухе присели.
-Сказки
О животных. В них заключаются нравственные основы человеческого общежития. Животные наделены главными чертами человеческого характера
Волшебные. Больше по объему, сюжет сложный. В них заключена мечта человека о лучшей жизни. Развивают фантазию.
Бытовые. Посвящены житейской тематике. Высмеивают общечеловеческие и социальные пороки.
Докучные. Шутки-балагурки сказочного характера.
Жил-был царь, у царя был двор,
На дворе был кол, на колу – мочало.
Не сказать ли с начала?
-Страшилки
Детские устные рассказы фантастической направленности. Это сугубо детское творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция жанров русского фольклора и фольклора народов Севера как условие формирования бережного отношения к природе у детей.
Охрана природной среды является одной из актуальных задач современного общества. От ее правильного решения зависит успешное развитие экономики, благосостояние нынешних и будущих поколений людей планет...
Образовательная область "Чтение художественной литературы". Подготовительная группа. Русский фольклор. Фольклор народов мира.
Материал представляет собой сборник текстов художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: "Русский фольклор", "Фольклор народов мира"....
Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.
Познакомить родителей с с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...
КЛАССИФИКАЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем ( МКБ-10 ).
Рассматривается соотношение каждого вида речевой патологии клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации с аналогичной речевой патологией по МБК-10....
Детский фольклор и его классификация
Разработка семинара-практикума для воспитателей по расширению представлений о многообразии детского игрового и внеигрового фольклора....
Занятие ООД на тему:"Классификация. Классификация по одному признаку" вторая младшая группа
Занятие по формированию элементарных математических представлений на тему: "Классификация. Классификация по одному признаку" во второй младшей группе...