Содержание УМК по обучению татарскому языку "Татарча сөйләшәбез"
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание учебно-методического комплекта по обучению татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» -  «Говорим по- татарски» для обучения русскоязычных детей 4- 7 лет татарскому языку :

1.Пособие для воспитателей:

- тематический план;

- конспекты НОД;

- диагностический материал;

2.Рабочие тетради.

3.Аудиоматериалы.

4.Анимационные сюжеты.

5.Наглядно-демонстрационные, раздаточные материалы.

Содержание УМК состоит из трёх проектов:

Средняя группа  (4- 5 лет) – “Минем өем” (Мой дом).

Старшая группа (5- 6 лет) – “Уйный-уйный үсәбез” (Растем играя).

Подготовительная группа (6- 7 лет)– “Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар” (Мы теперь уже большие, в школу ведут дороги).

   Каждому проекту разработаны по 60 конспектов НОД.

Средняя группа “Минем өем” (Мой дом) –

Аудиоматериал – 64 трэка;

Анимационные сюжеты – 11;

Рабочая тетрадь – 17 заданий;

Наглядно-демонстрационный материал;

Активные слова + речевой образец – 62 (было 178 слов);

Активные слова: әти, әни, кыз, малай, мин, исәнмесез, сау булыгыз, исәнме, эт, песи, әйе, юк, сау бул, әби, бабай, әйбәт, ипи, алма, сөт, чәй, рәхмәт, мә, тәмле, кил монда, утыр, бир, аша, эч, туп, зур, кечкенә, матур, курчак, куян, аю, хәлләр ничек, уйна, пычрак, чиста, ю, бер, ике, өч, дүрт, биш (49 слов).

Речевые образцы: утырыгыз, бу кем?, кем юк?, син кем?, кем анда?, басыгыз, ал, ничә? нинди? (13 слов).

Проект “Минем өем” состоит из следующих тем:

  • Гаилә - Семья
  • Ашамлыклар- Продукты
  • Уенчыклар- Игрушки
  • Саннар- Счёт (1-5)

Старшая группа “Уйный-уйный үсәбез” (“Растем играя”)  –

Аудиоматериал – 63 трэка;

Анимационные сюжеты – 15;

Рабочая тетрадь – 19 заданий;

Наглядно-демонстрационный материал;

Активные слова + речевой образец – 45 (было 236 слов);

Активные слова: кишер, нинди, баллы, ничә, суган, бәрәңге, алты, җиде, сигез, тугыз, ун, кыяр, кәбестә, кызыл, сары, яшел, кирәк, юа, нәрсә кирәк, аш, ботка, кашык, тәлинкә, чынаяк, зәңгәр, күлмәк, чалбар, ки, сал, йокла, бит, кул, өстәл, урындык, карават, яратам, бар (38 слов)

Речевые образцы: бу нәрсә?, хәерле көн, нәрсә бар? күп (7 слов).

Проект “Уйный- уйный үсәбез” состоит из следующих тем:

  • Яшелчәләр - Овощи
  • Ашамлыклар- Продукты
  • Савыт-саба- Посуды
  • Киемнәр- Одежда
  • Шәхси гигиена- Личная гигиена
  • Өй җиһазлары- Мебель
  • Бәйрәм “Туган көн” – Праздник “День рождение”
  • Бәйрәм “Сабан туй” – Праздник “Сабантуй”
  • Используются слова, словосочетания проекта “Минем өем”.

Подготовительная группа “Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар” (Мы теперь уже большие, в школу ведут дороги) –

Аудиоматериал – 71 трэка;

Анимационные сюжеты – 19;

Рабочая тетрадь – 20 заданий;

Наглядно-демонстрационный материал;

Активные слова + речевой образец – 60 (было 146 слов);

Активные слова: син кем, хәерле көн, тычкан, бу кем? бу нәрсә? нишли?, йоклый, утыра, ашый, эчә, нишлисең?, ашыйм, эчәм, уйный, уйныйм, утырам, барам, кая барасың?, син нишлисең?,сикер, сикерәм, сикерә, йөгерә, төлке, йөгер, йөгерәм, чәк-чәк, өчпочмак, яшь, бүре, керпе, тавык, әтәч, үрдәк, чана, шуа, шуам, бие, бии, биим, ак, кара, җырла, җырлыйм, зур рәхмәт, китап укый, рәсем ясыйм, укыйм, дәфтәр, нәрсә яратасың?(пассивное слово)

    Объём словарного запаса по новому УМК составляет для детей 4-7 лет 167 слов, что соответствует возрастным оособенностям  дошкольника.  Объём слов доступен для усвоения детьми 4-7 лет, направлен на общение детей, а не только на увеличение словарного запаса.

Использование дидактических игр позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, даёт возможность усвоить  лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку. Во время игр дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. Разработанные дидактические игры на интерактивной доске, увлекают и в непринуждённой обстановке погружает ребёнка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию.

    В средней группе дети вопросы не задают, задаёт вопросы только воспитатель.  Для закрепления с детьми пройденного материала  в группах воспитателями предлагаются ниже дидактические, сюжетные игры.

Дидактические игры к проекту «Минемөем» для детей4-5 лет.

Дидактик  уен “Бу кем? – Это кто?”

к проекту «Минемөем»

(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).

 Тәрбияче: Бу кем?

 Бала: Әти.

 Тәрбияче: Бу кем?

 Бала: Әни, (бабай, әби, әти, кыз,  малай).

 Тәрбияче: Әни нинди?

Бала: Әни зур, матур, чиста, әйбәт.

Дидактик  уен“Бу нәрсә? – Это что?”

 к проекту «Минемөем»

(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).

 Тәрбияче:Бу нәрсә?

 Бала:Чәй (сөт, ипи, алма).

 Тәрбияче: Сөт нинди?

 Бала:Сөт тәмле.

 Тәрбияче:Бу нәрсә?

 Бала: Эт (песи, туп, курчак, куян, аю ).

 Тәрбияче: Эт нинди?

 Бала: Эт зур,(кечкенә) матур, әйбәт,чиста, (пычрак).

Дидактик  уен “Әйе – Юк.”

к проекту «Минемөем»

(диалог между воспитателем и детьми, между детьми, у детей “маски”).

 Тәрбияче: Әни?

 Бала: Әйе.

 Тәрбияче: Әти?

 Бала: Юк.

 Саша: Малай?

 Бала: Юк.

 Маша: Кыз?  

 Бала: Әйе.

 Коля: Песи?

 Бала: Әйе.

Дидактик  уен  “Әйе – Юк.”

к проекту «Минемөем»

(диалог между воспитателем и детьми, т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают,у детей “маски”)

 Тәрбияче: Син Коля?

 Коля: Әйе. Мин Коля.

 Тәрбияче: Коля, син кыз? (әби,бабай, әти, әни).

 Коля: Юк, мин малай.

 Тәрбияче: Оля, син кыз?

 Оля: Әйе, мин кыз.

Тәрбияче:Юля, син әби?

 Юля: Әйе, мин әби.

Дидактик  уен“Кем юк? – Кого нет?”

к проекту «Минемөем»

(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).

 Тәрбияче: Кем юк?

 Бала: Әти (әни, кыз, малай).

 Тәрбияче: Кем юк?

 Бала: Әни юк.

Дидактик  уен“Нәрсә юк? - Чего нет?”

к проекту «Минемөем»

(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).

Тәрбияче: Нәрсә юк?

 Бала: Эт (песи, туп, курчак, куян, аю).

 Тәрбияче: Нәрсә юк?

 Бала: Эт юк.

Дидактик  уен“Уйна! – Играй!”

к проекту «Минем өем»

(диалог между воспитателем и детьми, между детьми.Дети дарят свои “игрушки” персонажу).

Саша: Мә, туп уйна!

Маша: Мә, курчак уйна!

Лена: Мә, зур песи уйна!

Коля: Мә, кечкенә аю уйна!

Миша: Мә, куян уйна!

Даша: Мә, эт уйна!

Оля: Мә, машина уйна!

Дидактик  уен“Бир әле – Дай пожалуйста.”

к проекту «Минем өем»

(диалог между воспитателем и детьми.Дети спрашивают “игрушки”, дарят персонажу).

Саша: Аю (куян, эт, песи, курчак, машина, туп) бир әле.

Тәрбияче: Нинди аю!

Саша: Зур, матур, чиста, әйбәт аю.

Тәрбияче:Мә зур, матур, чиста, әйбәт аю.

Дидактик  уен“Бир әле – Дай         пожалуйста.”

 к проекту «Минемөем»

(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).

Саша: Алма бир әле.

Тәрбияче:Нинди алма!

Саша: Тәмле алма.  

Тәрбияче: Мә тәмле алма.

Саша: Рәхмәт.

Дидактик  уен“Ничә? – Сколько?”

 к проекту «Минемөем»

(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).

Тәрбияче: Ничә алма?

Бала: Бер (ике, өч, дүрт, биш,) алма.

Тәрбияче: Мә бер алма.

Бала: Рәхмәт.

Тәрбияче: Ничә куян?

Бала: Биш куян.

Тәрбияче: Мә биш куян.

Бала: Рәхмәт.

Дидактик  уен“Ничә? – Сколько?"

к проекту «Минемөем»

(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Тәрбияче: Бер?

Бала: Әйе, бер.

Тәрбияче: Өч?

Бала: Юк, дүрт.

Дидактические игры к проекту «Уйный – уйный үсәбез»для детей  5-6 лет.

Дидактик  уен

“Бу нәрсә? Нинди? Ничә? – Это что? Какой? Сколько?”

к проекту «Уйный – уйный үсәбез»

(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Маша: Бу нәрсә?

Саша: Бу кишер (суган, бәрәңге, кыяр, кәбестә,алма).

Маша: Нинди кишер?

Саша:  Тәмле (баллы), зур (кечкенә), чиста (пычрак) кишер.

Маша: Ничә кишер?

Саша: Бер ( ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде,сигез, тугыз, ун) кишер.

Дидактик  уен

“Бу нәрсә? Нинди? – Это что? Какой?”

к проекту «Уйный – уйный үсәбез»

(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Акбай: Бу нәрсә?         

Мияу: Бу туп (куян, курчак, машина, аю, эт, песи).

Акбай: Нинди туп?

Мияу: Кечкенә (зур) туп (куян, курчак, машина, аю, эт, песи).

Дидактик  уен

“Бу нәрсә? Нинди? – Это что? Какой?”

к проекту «Уйный – уйный үсәбез»

(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Акбай: Бу нәрсә?

Оля: Суган.

Акбай: Суган нинди?

Оля: Кечкенә.

б)Мияу: Бу нәрсә?

Коля: Бәрәңге.

Мияу: Бәрәңге нинди?

Коля: Зур.

Дидактик  уен

“Нәрсә кирәк? –Что надо?”

к проекту«Уйный – уйный үсәбез» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Малай: Исәнме, Мияу.

Кыз: Исәнме, Акбай.

Малай:Нәрсә кирәк?

Кыз:Туп кирәк.

Малай: Нинди туп?

Кыз: Зур (кечкенә, матур, чиста, пычрак, әйбәт) туп.

Малай: Мә, зур , матур, чиста, әйбәт туп.

Кыз: Рәхмәт. Сау бул, Саша.

Малай: Сау бул, Оля.

Дидактик  уен

“Бу нәрсә? Нинди? – Это что? Какой?”

к проекту «Уйный – уйный үсәбез»

(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Маша: Бу нәрсә?

Саша:Тәлинкә (чынаяк, кашык).

Маша: Тәлинкә (чынаяк, кашык) нинди?

Саша:Тәлинкә (чынаяк, кашык) матур, чиста , кызыл (сары, яшел, зәңгәр).

Дидактик  уен

“Нәрсә кирәк? –Что надо?”

к проекту«Уйный – уйный үсәбез» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

а) – Коля, нәрсә кирәк?

- Бәрәңге кирәк.

- Мә, бәрәңге.

- Рәхмәт.

б) – Оля, нәрсә кирәк?

- Алма кирәк.

- Нинди алма?

- Яшел алма.

- Мә, яшел алма.

- Рәхмәт.

в) – Лена, нәрсә кирәк?

- Кәбестә кирәк.

- Ничә кәбестә?

- Дүрт кәбестә.

- Мә, дүрт кәбестә.

- Рәхмәт.

Дидактик  уен

“Бир әле – Дай пожалуйста.”

 к проекту«Уйный – уйный үсәбез» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

-Кашык (тәлинкә, чынаяк) бир.

-Нинди кашык (тәлинкә, чынаяк)?

-Зур (кечкенә, сары, яшел, кызыл, зәңгәр) кашык.

-Ничә кашык (тәлинкә, чынаяк)?

-(1-10 ) кашык (тәлинкә, чынаяк).

-Мә, (1-10) кашык(тәлинкә, чынаяк).

Дидактик  уен

“Нәрсә кирәк? –Что надо?”

к проекту«Уйный – уйный үсәбез» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

-Нәрсә кирәк?

-Аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге) кирәк.

-Нинди аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге)?

-Тәмле аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге).

-Мә, аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге) аша (эч).

-Рәхмәт. Аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге) тәмле.

Дидактик  уен

“Нәрсә кирәк? –Что надо?”

к проекту «Уйный – уйный үсәбез» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

-Нәрсә кирәк?

-Карават (өстәл, урындык) кирәк.

-Нинди карават?

-Зур (кечкенә, сары, яшел, зәңгәр) карават.

-Мә, зур карават.

-Рәхмәт.

Дидактик  уен                                      “Бир әле – Дай                 пожалуйста.”

 к проекту«Уйный – уйный үсәбез» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

а. -Оля, күлмәк (чалбар) бир.

-Нинди күлмәк (чалбар)?

-Сары (кызыл, яшел, зәңгәр) күлмәк (чалбар).

-Ничә күлмәк (чалбар)?

-Бер (1-10) күлмәк (чалбар).

-Курчак, чалбар (күлмәк) ки (сал).

б.-Оля, чалбар (күлмәк) бир.

-Мә, чалбар (күлмәк).

-Рәхмәт. Курчак, мә, чалбар (күлмәк) ки (сал).

-Курчак, йокла.

Дидактик  уен

“Нәрсә бар? –Что есть?”

к проекту«Уйный – уйный үсәбез» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

-Нәрсә бар?

-Туп (курчак) бар.

-Нәрсә юк?

-Туп (курчак) юк.

( По образцу повторить темы “Семья”, “Овощи”,“Игрушки”,“Посуда”,”Мебель”, “Одежда”).

Дидактические игры к проекту «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар»

для детей  6 -7 лет.

Дидактик  уен

“Нишли? –Что делает?”

к проекту«Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

Оля: Коля, куян нишли?

Коля: Куян йоклый. Аня, песи нишли?

Аня: Песи сөт эчә. Петя, аю нишли?

Петя: Аю чана шуа.

Тәрбияче: Әни нишли?

Бала: Әни кул юа (йоклый).

Тәрбияче: Куяннишли?

Оля:Куянсикерә. Тычканнишли?

Саша: Тычкансыр ашый.

(Ашый, эчә, утыра, басып тора, сикерә, уйный, йөгерә, юа, йоклый, кия,  сала, чана шуа, җырлый, бии, китап укый, рәсем ясый).

Дидактик  уен

“Син нишлисең? –Что ты делаешь?”

к проекту«Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми.

Коля: Оля, син нишлисең?

Оля: Сөт (чәй) эчәм. Коля, син нишлисең?

Коля: Алма (ипи) ашыйм.

Саша, син нишлисең?

Саша: Утырам.

( Ашыйм, эчәм, утырам, басып торам, сикерәм, уйныйм, йөгерәм, юам, киям, салам, йоклыйм, чана шуам, җырлыйм, биим, китап укыйм, рәсем ясыйм).

“Командир”  уены

“Нишли? –Что делает?”

к проекту«Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар» (диалог между воспитателем и детьми, между детьми).

- Аша! Эч! Утыр!  Бас! Сикер!  Уйна!  Йөгер! Ю! Йокла! Ки! Сал! Чана шу! Җырла! Бие! Китап укы! Рәсем яса!

Речевой образец:

- Саша, утыр! (Саша утыра).

- Саша нишли?

- Саша утыра.

“Телефоннан сөйләшәбез” –“Разговариваем по телефону”.

Саша: Алло.

Оля: Алло. Син кем?

Саша: Мин Саша.

Оля: Исәнме, Саша.

Саша: Хәерле көн, Оля. Хәлләр ничек?

Оля: Әйбәт. Рәхмәт. Саша, хәлләр ничек?

Саша: Әйбәт. Рәхмәт. Оля,

Син нишлисең?

Оля: Мин алма ашыйм.

Саша: Нинди алма?

Оля: Тәмле алма. Ә син нишлисең?

Саша:Мин уйныйм.

Оля:Нәрсә белән?

Саша: Туп белән.

Оля: Туп нинди?

Саша: Туп матур, чиста, зур, кызыл. Оля, әни нишли?

Оля: Әни йоклый. Сау бул, Саша.

Саша: Сау бул, Оля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

применение фольклора на занятиях по обучению татарскому языку

Применение фольклора в обучений детей татарскому языку очень эффективна. Играя, дети быстрее запоминают слова, предложения....

Обучение татарскому языку как неродному в дошкольном образовательном учреждении с русским языком обучения.

Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Д...

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей по обучению татарскому языку по теме:" Реализация Программы краткосрочного курса обучения русскоязычных родителей и детей татарскому языку"

Данная программа курса имеет практическую направленность, подразумевает гибкость и вариативность, направлена на развитие татарской речи и формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возр...

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...