«Развитие творческих способностей дошкольников при помощи этюдов и игровых упражнений»
методическая разработка на тему
Для развития творческих способностей необходимо формировать у ребенка позицию активного участника, исполнителя - создателя результатов своего творчества.Предлагаю комплекс этюдов и игровых упражнений при помощи которых дошкольники учатся доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы
«Развитие творческих способностей дошкольников
при помощи этюдов и игровых упражнений»
Калиниченко Ольга Викторовна,
воспитатель МБДОУ № 43,
г. Усолье-Сибирское.
Для развития творческих способностей необходимо формировать у ребенка позицию активного участника, исполнителя-создателя результатов своего творчества. Предлагаю комплекс этюдов и игровых упражнений при помощи которых дошкольники учатся доступными средствами выражать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.
Игровые упражнения
1. Вещи на столе.
На столе педагога разложены вещи. Подойдите к столу и «сфотографируйте» своим внутренним зрением все предметы. Фотографировать будем с короткой выдержкой — на счет пять. … четыре, пять! Теперь отвернитесь или закройте глаза и «проявите» фотографию на своем экране внутреннего зрения. Расскажите, какие предметы лежат на столе, в каком порядке. Вспоминайте их.
2. «Оживи предмет» (положение в полукруге).
Педагог называет предмет, который лежит у него на столе. Ребенок должен подойти к столу, взять этот предмет, принести на свое место и проделать ряд последовательных и логических действий, которые возможны с ним. Например, это «котенок»! Ребенок должен пофантазировать: какой он? Что с ним можно сделать? Он маленький, мягкий, теплый. Возьми его, как берут котенка. Погладь, покорми, поиграй с ним.
Когда ребенок закончит свои действия, он передает предмет следующему, но называет его по-другому. Например, «чайник». Товарищ тотчас же должен придумать, что он с ним будет делать. Итак, начинаем по порядку. Не торопиться! Придумать как можно больше действий со своим предметом. Получив названный предмет, ребенок соответственно действует с ним, тренируя память чувствованием.
Пантомимы
1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.
2. Моем посуду. Вытираем.
3. Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.
4. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.
5. Лепим снежки.
6. Расцвели как цветы. Завяли.
7. Волк крадётся за зайцем. Не поймал.
8. Лошадка: бьёт копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.
9. Котёнок на солнышке: жмурится, нежится.
10. Обиженный щенок.
11. Обезьяна, изображающая вас.
12. Холодно: мёрзнут ноги, руки, тело.
13. Ловим кузнечика. Ничего не получилось.
14. Бабочка порхает с цветка на цветок.
15. Зуб болит.
16. Бабушка старенькая, хромает.
17. Сосулька.
У нас под крышей
Белый гвоздь висит (руки подняты вверх).
Солнце взойдёт —
Гвоздь упадёт, (расслабленные руки падают вниз, присесть).
Творческие этюды
Этюд «Под дождиком»
Задачи:
— формировать умение детей выражать эмоции радости и грусти;
— формировать умение имитировать простейшие движения;
— развивать ориентировку в пространстве;
— развивать мелкую моторику рук;
— развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Оборудование и материалы: большой зонт, аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Ход этюда
Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу – настоящий ливень! Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя. Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения — как будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды, приглашая делать то же самое и детей.
Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их сделать капельки из синей бумаги (разорвать синюю бумагу на мелкие кусочки, скатать их в маленькие шарики), а затем подбросить их вверх. Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого ребенка.
Этюд «Капельки»
Задачи:
— формировать умение детей выражать эмоции радости и грусти;
— развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
— развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: аудиозапись шума дождя, листы синей бумаги для каждого ребенка.
Ход этюда
Дети делают «капельки», подбрасывают их, стараясь «намочить» как можно больше окружающих. Затем взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился, выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке.
Этюд «Под дождиком»
Задачи:
— формировать умение детей выражать эмоции радости и грусти;
— развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
— развивать ориентировку в пространстве.
— развивать общую и мелкую моторику.
Оборудование: аудиозапись шума дождя, маленькие зонтики (по одному на двоих детей).
Ход этюда
Дети начинают бегать под « дождиком», подставлять ладошки под его «капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу — настоящий ливень! Взрослый раздает детям зонтики и предлагает им, прижавшись друг к другу, спрятаться от дождя под зонтиком. Педагог обыгрывает ситуацию: дети радуются тому, что стоят близко друг к другу, вместе держат зонт, могут общаться друг с другом. Педагог предлагает детям погулять под зонтами, посмотреть вокруг, поговорить друг с другом.
Этюд «Ежи»
Задачи:
— формировать умение управлять куклой – бибабо;
— формировать умение имитировать движения, характерные для ежа;
— воспитывать умение играть рядом друг с другом, взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: куклы-бибабо, аудиозапись различных по характеру мелодий.
Ход этюда
Педагог просит детей подойти к зеркалу и имитировать движения, характерные для ежа, сопровождая их звукоподрожанием: «пых-п-пых».
Звучит тревожная музыка. Педагог просит показать, что делаю ежи, когда они испуганы, боятся. Дети «сворачиваются» в клубочек (сгибают спинку). Педагог просит предположить: что или кто так напугал ежей? Дети предлагают свои варианты ответов. Звучит спокойная музыка. Педагог сообщает, что опасность миновала, и предлагает «ежам» развернуться, потянуться, потом полежать, отдохнуть на лесной полянке.
Этюд «Идем по лесу»
Задачи:
— формировать умение имитировать движения, подражая действиям педагога;
— воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.
Оборудование: декорации осеннего леса — листья, шишки, грибы, пеньки.
Ход этюда
Идем по густому лесу (дети выпрямляются, идут осторожно) .
Мешают идти ветки (отодвигают руками ветки).
Надо перешагнуть через поваленное дерево (высоко поднимают ноги, как бы перешагивая), обойти пень (останавливаются и обходят по кругу).
Вот опять мешают идти ветки (осторожно идут вперед), сучки в глаза попадают (отодвигают руками ветки, поочередно отводят их в стороны).
Этюд «Летящие листья»
Задачи:
— уточнять представления об осени;
— формировать умение имитировать движения, подражая действиям педагога;
— воспитывать у детей бережное и доброе отношение к природе.
— обогащать двигательный опыт детей.
Оборудование: осенние листочки.
Ход этюда
Последний листок (ребенок берет один листок).
Унеси меня в лесок (держит его перед собой двумя руками).
Ветер дунул (дует на листок и бежит, держит листок перед собой)
— Я лечу, лечу, лечу…
Этюд «Дождь идет»
Задачи:
— познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти;
— формировать умение рассказывать сказку с использованием плоскостного театра.
— формировать умение имитировать простейшие движения животных и насекомых;
— развивать ориентировку в пространстве.
Оборудование: плоскостные фигурки животных, запись шума дождя.
Ход этюда
Дети бегают под дождем, подставляют ладошки капелькам дождя, открывают воображаемые зонтики над головой. Дети рассаживаются на ковре и вспоминают, в какой сказке звери прятались под грибком от дождя. Затем звучит аудиозапись сказки В.Г. Сутеева «Под грибом». Во время прослушивания сказки имитируют различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки: шум дождя — стучат пальцами по ковру; полет бабочки — взмахивают руками; голос лягушки — квакают; уши зайца — показывают руками; движения лапок лисы — семеняще двигают руками по полу; солнце — обводят руками круг.
Взрослый предлагает детям рассказать сказку, используя плоскостные фигурки животных, объяснить, почему, почему все животные и насекомые поместились под грибком. Педагог просит детей изобразить перед зеркалом выражения мордочек и позы каждого персонажа во время дождя и после того, как выглянуло солнце.
Этюд «Кто как ходит»
Задачи:
— закреплять представления детей о животных и домашних птицах;
— формировать умение детей имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение;
— развивать выразительность движений;
— воспитывать в детях доброжелательность, желание дружно играть всем вместе.
Оборудование: игрушки, изображающие цыпленка, курочку, кота, петуха, лягушку; костюмы героев.
Ход этюда
Взрослый предлагает детям превратиться в героев сказки К.И. Чуковского «Цыпленок» и показать, как они умеют ходить, имитируя движения цыпленка, курочки и т. д.
В группе расставлены игрушки, изображающие героев сказки. Дети выбирают любой персонаж и идут к нему в сопровождении определенной музыки, имитируя движения. Педагог предлагает детям превратиться в героев сказки и поиграть. Взрослый помогает детям распределить роли стать курочкой, цыплятами, котом и т. д.
Этюд «Айболит в пути»
Задачи:
— формировать у детей образные представления;
— развивать эмоциональность и выразительность движений.
Ход этюда
Педагог просит детей изобразить деревья (дети поднимают руки и раскачиваются, шевеля пальцами-листочками), потом — ветер (дуют), град (стучат пальцами по полу).
Этюд «Как Огурчик стал смелым»
Задачи:
— формировать у детей образные представления;
— развивать выразительность и эмоциональность движений;
— воспитывать у детей смелость.
Оборудование: костюм Огурчика, покрывало-листочек.
Ход этюда
Педагог (ребенок) надевает костюм Огурчика, ложится на ковер. Дети накрывают его с головой покрывалом — листочком. Ребенок изображает страх, дрожит. Дети сужают круг, гладят Огурчика, обнимают его, говорят ласковые слова: «Не бойся, мы с тобой, ты — смелый» и т. д. Огурчик встает, скидывает листочек, говорит бодрым, громким голосом: «Я — смелый! Я — не боюсь темноты!» После этого роль Огурчика исполняют другие дети. Этюд разыгрывается каждым ребенком.
Этюд «На рыбалке»
Задачи:
— формировать у детей образные представления;
— формировать умение имитировать движения;
— познакомить детей с выражением эмоций (радость, досада, огорчение, разочарование).
Ход этюда
Педагог приглашает всех детей к воображаемой реке и предлагает угадать, что он будет сейчас делать. Педагог имитирует ловлю рыбы, изображая разные эмоциональные состояния (радость, досаду, огорчение, разочарование). Затем кладет пойманную рыбу в ведро. Дети по лицу взрослого должны определить, удалось ему поймать рыбку или нет, крупная раба или мелочь. Затем педагог предлагает детям имитировать рыбалку, а пойманную рыбку нужно положить в воображаемое ведро.
Этюд «Земляничка растет»
Задачи:
— формировать у детей образные представления;
— формировать умение имитировать движения в соответствии с картинками;
— закреплять представления детей о растениях;
— развивать выразительность движений;
— воспитывать в детях доброжелательность, желание дружно играть всем вместе.
Оборудование: набор картинок с изображением этапов развития растения, костюмы для персонажей сказки «Земляничка».
Ход этюда
Педагог показывает детям набор картинок с изображением этапов развития растения, и предлагаем им последовательно разложить эти картинки, чтобы понять, как развивается растение из семени: сначала появляется росток (дети сидят, сжавшись в комок); затем вытягивается стебель (дети постепенно поднимаются); из стебелька вырастает веточка (дети отводят в сторону одну руку); распускается цветок (дети разжимают ладонь кверху); цветок увядает (ладонь опускается); образуется маленькая ягодка (ладонь сжимается в кулачок).
Педагог показывает корзину, в которой они находят костюмы для персонажей сказки «Земляничка».
Педагог предлагает надеть костюмы и разыграть сказку. Дети наряжаются, репетируют перед зеркалом свои роли, пытаясь перевоплотиться в образ, а затем с помощью ведущего (педагога) разыгрывают сказку «Земляничка».
Этюд «Хорошая — плохая погода»
Задачи:
— познакомить детей с выражением эмоций радости и грусти;
— развивать у детей творческое воображение.
Оборудование: аудиокассета «Звуки леса», пиктограммы «Мое настроение».
Ход этюда
Педагог предлагает детям представить, как тепло и светло в сказочном лесу, на зеленой лужайке растут красивые цветы, над ними весело порхают бабочки. Он просит детей просто посидеть на лужайке и послушать, как «поют» букашки (можно использовать аудиокассету «Звуки леса»).
Педагог спрашивает детей об их настроении. Просит изобразить его с помощью заранее подготовленных пиктограмм. Затем говорит детям о том, что в лесу стало темно, подул холодный ветер, пошел дождь, бабочки спрятались в кору деревьев. Педагог спрашивает детей, какое настроение у них стало теперь, и просит изобразить его соответствующей пиктограммой. Педагог замечает, что в дождь настроение может быть разным. Он предлагает детям вспомнить, кто может радоваться дождю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник изображения"
Мастер-класс для педагогов...
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования"
Развимтие творчества - одна из главных задач дошкольного воспитания....
Статья "Развитие творческих способностей дошкольника с помощью музыкально-дидактических игр по системе Н.А. Зиминой"
А.Н. Зимина опираясь на основные виды игр разработала свою группу игр, где проигрывается одна игра в трех вариантах, которая способствует развитию детского творчества, и внесла некоторые изменения: сн...
Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования".
Консультация для родителей. "Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования"....
Развитие творческих способностей дошкольников с помощью оригами
Техника оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей. Понять оригами, значит создать настоящие произведения. Учить ребенка смотрет...
«Развитие творческих способностей дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования»
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально – практическим путём. Наиболее близкие и естественные для дошкольника виды деятельности – игра,...