Информационно – коммуникативные технологии в образовательной области «музыка» в ДОУ
статья (подготовительная группа) на тему

Тарасова Людмила Борисовна

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности музыкального руководителя

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_v_oo_muzyka_14.doc96.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 37 Муниципального образования Кореновский район

Транслирование в педагогических коллективах

опыта практических результатов

профессиональной деятельности

музыкального руководителя

Людмилы Борисовны Тарасовой

Станица Раздольная 2014г.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение  

детский сад № 37 муниципального образования Кореновский район

Обобщение и распространение

собственного педагогического опыта

Тема:

«Информационно – коммуникативные технологии

в образовательной области «музыка» в ДОУ»

 

Автор Людмила Борисовна Тарасова

Станица Раздольная, 2014г.

Содержание

1.Вступление………………………………………………………с. 2

2.Основная часть…………………………………………………..с.3

- область применения…………………………………………….. с.3

- разные виды музыкальной деятельности

в образовательной области «музыка»…………………………….с.5

- информационно-коммуникативные технологии

в работе с родителями и воспитателями…………………………с.6

3.Заключение……………………………………………………….с.7

Приложение………………………………………………...............с.8

Список использованных

информационных материалов……………………………………..с.11

2

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

     Информационно-коммуникативные технологии в детском саду, без сомнения, имеют преимущества перед традиционными занятиями, поскольку предполагают одновременное  использование различных форм предоставления информации: аудио-, видеоизображения, анимацию. Таким образом, воздействуя и через слуховой, и через зрительный канал, ИКТ создают условия для получения и усвоения информации.

     Актуальность внедрения ИКТ в образовательный процесс трудно переоценить, так как приобщение детей с дошкольного возраста к современным технологическим достижениям способствует разностороннему развитию личности.

     Цель применения ИКТ в образовательной области «музыка» - оптимизация эффективности образовательного и воспитательного процесса в ДОУ.

Исходя из цели, мною были определены следующие задачи:

* развивать познавательные, музыкальные способности детей;

* развивать эмоциональность в восприятии музыки как части нашей жизни;

* расширять диапазон знаний и интересов воспитанников ДОУ;

* расширять возможности дистанционного обучения родителей;

* воспитывать культуру восприятия информации.

Для решения задач используются методы и формы:

* презентация;

* слайд-шоу;

* видео;

* анимация.

   

3

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Область применения.

           Мультимедийные технологии в образовательной области «музыка» могут применяться в виде компьютерных программ,  слайд-фильмов, презентаций.

При создании компьютерного продукта необходимо учитывать возрастные и психологические особенности воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Не все дошкольники умеют читать, поэтому презентации к непосредственно образовательной деятельности, праздникам, досугам и развлечениям не содержат текста. Я учитываю психологические и возрастные особенности детей, использую в оформлении презентаций преимущественно светлые тона, стараюсь не перегружать большим количеством слайдов. Мною изготовлены презентации к непосредственно образовательной деятельности, к праздникам, тематическим мероприятиям, досугам и развлечениям. В частности, к непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе о творчестве П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского,  к традиционным праздникам:  

- «День Защитника Отечества»;

- «Международный женский день»;

- «День Победы»;

- «День Народного Единства»;

- «День Матери»;

 к православным праздникам – «Рождество», «Пасха», «Преображение», «Покров».  

   (демонстрация некоторых презентаций, слайд-шоу).

     Содержание компьютерных программ не должно дублировать уже имеющиеся традиционные дидактические средства. Эффективность таких программ должна быть выше, чем при использовании традиционных средств воспитания и обучения. Только в этом случае использование компьютера может быть оправданным, так как работа на нем связана с большим количеством рисков для психического и физического развития ребенка. Нужно помнить, что, согласно  

4

санитарным требованиям, время работы на компьютере для дошкольников не должно превышать 10-15 минут. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет разнообразить и проводить с пользой для развития творческих способностей детей индивидуальную работу. Дети с удовольствием  выполняют творческие задания вместе с принцессой Лилифи в ее музыкальной школе («Музыкальная школа принцессы Лилифи», http://www uep-cd.ru.

Лицензия МПТР РФ серия ВАФ № 77-15), поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, создают свою музыку с помощью волшебной музыкальной машины, исследуют мир звуков вместе с друзьями с улицы Сезам («Давайте сочинять музыку», www akella.com. Лицензия МПТР РОССИИ ВАФ № 77-15) .              

     Использование компьютера в образовательной деятельности, как правило, вызывает интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения, использования анимации.  А если есть интерес, то возникает желание заниматься.

     Практика показывает, что при условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей значительно повышается. Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:

- дети воспринимают изучаемый материала лучше за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;

- у детей повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация  надолго привлекают внимание детей;

- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после короткого повторения;

- презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые не увидишь в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т.п.).

5

Информационно-коммуникативные технологии в разных видах

деятельности в образовательной области «музыка».

      Разные виды музыкальной деятельности в образовательной области «музыка» предполагают использование новых информационных технологий. (Шумовой оркестр Партитура)

     ПЕНИЕ занимает важное место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни. Поэтому целесообразно создавать электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту.

     Работая над качеством исполнения песен, характером звукообразования,  использую музыкальные видеозаписи с участием детей, имеющиеся в видеохрестоматии.

     При выполнении МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ,  упражнений, различных танцев применение ИКТ помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Обучая детей ориентировке в пространстве, предшествующей исполнению танцев, я создала коллекцию фотомодулей пространственной ориентировки – это электронные фотографии, на которых показаны ориентиры в музыкальном зале (Плоскостные листочки, цветы и др., расположенные по кругу, по диагонали, в шахматном порядке и т.д.). Рассматривая фотомодули, дети быстрее усваивают понятия «ровный круг», «диагональ», «колонна», «шеренга», «полукруг» (примеры).

      МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ также можно организовать  с применением красочных озвученных презентаций.  «Угадай, какой инструмент играет?»; «Кто к нам в гости пришел?»; «Музыкальный домик».

Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий  слайд – проверка правильности выполнения (пример из видеохрестоматии).

       

     

6

При ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ  я использую  видеозаписи концертов: симфонического оркестра, оркестра

русских народных инструментов, сольное звучание отдельных инструментов; знакомлю с профессией дирижера. Посмотрев видеозаписи, дети проявляют интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, стремятся правильно извлекать звук (пример из видеохрестоматии).

     Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность детей, праздники, развлечения, досуги, тематические мероприятия, концерты, инсценировки и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы.  Все это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъем, создать радостное настроение (фото).

Информационно-коммуникативные технологии в работе с родителями и воспитателями.

     Еще один плюс – возможность дистанционного обучения родителей. Родители хотели бы дома заниматься развитием своих детей, однако часто не знают, чем именно заниматься с ребенком, или делают это методически неграмотно.  Родителям можно предложить презентации на ту или иную тему, музыкальные мультфильмы, материалы о музыкальных инструментах, о театре, балете, опере и о многом, многом другом. Мною собрана видеохрестоматия  «Музыка», которая содержит более ста файлов с музыкальными мультфильмами, фрагментами фильмов, балетов, опер, которые рекомендую родителям просматривать дома вместе с детьми с последующим обсуждением (Приложение №1). 

       

7

На заседаниях музыкально- педагогического клуба для родителей, которые проходят один раз в два-три месяца, к сообщениям, выступлениям, обычно подбираю соответствующие видео-, аудио  материалы, готовлю презентации.   

(примеры материалов для родителей).

ИКТ используются не только в работе с детьми и родителями. Консультации и семинары  для воспитателей в настоящее время проходят с обязательным использованием презентаций, слайд-шоу.  Также традиционно включаются презентации в родительские собрания, что позволяет родителям более наглядно узнать о жизни детей в детском саду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Работая в течение трех лет с применением ИКТ в образовательной области «Музыка», на основании наблюдений,  убедилась, что новые информационно-коммуникативные технологии  позволяют повысить эффективность образовательного процесса.

8

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВИДЕОХРЕСТОМАТИЯ

DVD – I

1.«Россия» А. Филиппенко, сл. М. Ножкина (из к\ф «Золотые рога»)

2.Русский танец «Лето» (анс.И. Моисеева)

3.М/ф «Колыбельная»

4.«Баба Яга» (фрагм. м/ф «Гуси-лебеди»)

5.М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»  (фрагмент м/ф «Картинки с выставки»)

6.М/ф «Добрыня Никитич»

7.М.И.Глинка «Песня Бояна»  (фрагм.)

8.Ария Людмилы (фрагм.)

9.Ария Руслана (фрагм.)

10.Марш Черномора (фрагм.)

11.В.-А.Моцарт Хор и дуэт из оп. «Волшебная флейта»

12.П.И.Чайковский  «Марш» из б. «Щелкунчик»

13.П.И.Чайковский «Бой с мышами» из б. «Щелкунчик»

14. П.И.Чайковский «Танец Феи Драже» из б. «Щелкунчик»

15. П.И.Чайковский «Танец Феи Драже» (фрагм. м/ф «Фантазии Диснея»)

16. П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев» (фрагм. м/ф «Барби и Щелкунчик»)

17.М/ф «Зимняя сказка»

18.С.С. Прокофьев «Вариация Феи Зимы»

19. С.С. Прокофьев «Вариация Феи Зимы»

20. «Времена года» (фрагм. х/ф «Варвара-краса, длинная коса»)

21.Н.А.Римский-Корсаков «Прощай, Масленица» (фрагм. м/ф «Снегурочка»)

22.Н.А.Римский-Корсаков «Пляска скоморохов» (фрагм. м/ф «Снегурочка»)

DVD – II

1.П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (из «Детского альбома»)

2. П.И.Чайковский «Вальс из б. «Спящая красавица»»

3. М/ф «Колыбельная»

4. П.И.Чайковский «Танец с кубками» из б. «Лебединое озеро»

5. С.С.Прокофьев «Вальс» из б. «Золушка»

6. П.И.Чайковский «Уж как по мосту, мосточку» (из оп.«Евгений Онегин»)

7. П.И.Чайковский «Неаполитанский танец» ( из б. «Лебединое озеро»)

8. П.И.Чайковский «Марш» (из б. «Щелкунчик»)

9. Ж.Бизе «Марш Тореодора» (фрагм. из оп.«Кармен»)

10. Бизе-Щедрин «Марш Тореодора» (из б. «Кармен-сюита»)

11. П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей» (из б. «Лебединое озеро»)

12. П.И.Чайковский «Танец Феи Драже» (из б. «Лебединое озеро»)

13. П.И.Чайковский «Кот в сапогах и белая кошечка» (из б. «Спящая красавица»)

14. С.С.Прокофьев «Петя и волк» (балет)

DVD – III

1.Ж.БизеУвертюра к опере «Кармен»

2. Р.Щедрин «Ночь» (из б. «Конек-Горбунок»)

3. Р.Щедрин «Золотые рыбки» (из б. «Конек-Горбунок»)

4. Р.Щедрин «Царь Горох» (из б. «Конек-Горбунок»)

9

5. М/ф «Волк и семеро козлят на новый лад» (м/ф)

6. «Арагонская хота» (ансИ.Моисеева)

7. С.С.Прокофьев «Гавот» (из б. «Золушка»)

8. Бизе-Щедрин «Фарандола» (из б. «Кармен-сюита»)

9. Ф.Шопен «Полонез» (из к/ф «Желание любви»)

10. Н.А.Римский-Корсаков «Песня Садко с хором» (из оп.«Садко»)

11. Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда» (из оп.«Сказка о царе Салтане»)

12. И.Дунаевский «Песня о веселом ветре» (из к/ф «Дети капитана Гранта»)

13. Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля» (из оп.«Сказка о царе Салтане»)

14. М.П.Мусоргский«Балет невылупившихся птенцов»  (фрагмент м/ф «Картинки с выстав  ки»)

15. Э. Григ «В пещере горного короля» (фрагм. м/ф «Незнайка на луне»)

16. Э. Григ «Песня Сольвейг» (фрагм. м/ф «Незнайка на луне»)

17. Р.Щедрин «Купание в котлах» (из б. «Конек-Горбунок»)

18. П.И.Чайковский «Неаполитанский танец» (из б. «Лебединое озеро»)

19. И.Дунаевский «Песенка о капитане» (из к/ф «Дети капитана Гранта») плюс

20. И.Дунаевский «Песенка о капитане» (из к/ф «Дети капитана Гранта») минус

DVD – IV

1.Р.н.п. «Коробейники» (оркестр русских народных инструментов Краснодарской филармонии, дир.В.Понькин)

2. Н.А.Римский-Корсаков «Ой, ты, темная дубравушка» (песня Садко из оп.«Садко»)

3. И.Дунаевский «Урожайная» (из к/ф «Кубанские казаки»)

4. С.С.Прокофьев «Вставайте, люди русские» (фрагм. к/ф «Александр Невский»)

5. С.С.Прокофьев «Въезд Александра Невского во Псков»(фрагм. к/ф «Александр Невский»)

6. Д.Шостакович «Новороссийские куранты»

7. Н.А.Римский-Корсаков «Прощай, масленица!»  (из м/ф «Снегурочка»)

8. «О мальчиках и девочках» (фрагм. м/ф «Чудеса в решете»)

9. Н.А.Римский-Корсаков «Колядные песни» (из м/ф «Ночь перед Рождеством»)

10. «Россия» А. Филиппенко, сл. М. Ножкина (из к\ф «Золотые рога»)

11. Русский танец «Лето» (анс.И. Моисеева)

12. Румынский танец «Бриул» (анс.И. Моисеева)

13. Лезгинка (анс.И. Моисеева)

14. «Добрый жук» (песня из к/ф «Золушка») плюс

15. «Добрый жук» (песня из к/ф «Золушка») минус

16. Финская полька (анс.И. Моисеева)

17. П.И.Чайковский Венгерский танец «Чардаш» (из б. «Лебединое озеро»)

18. Д.Гершвин «Колыбельная Клары» (из оп.«Порги и Бесс»)

19. П.И.Чайковский «Июнь. Баркарола» (фрагм к/ф «Времена года»)

20. П.И.Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь» (фрагм к/ф «Времена года»)

21. Бизе-Щедрин «Фарандола» (из б. «Кармен-сюита»)

22. М. Блантер сл. Исаковского «Катюша» (хор КДЭСОШНИ Кубанского Казачьего хора)

DVD – V

1.Н.А.Римский-Корсаков Песня Садко с хором (из оп.«Садко»)

2. Н.А.Римский-Корсаков «Пляска златоперых и среброчешуйчатых рыбок»(из оп.«Садко»)

3. Н.А.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»(из оп.«Садко»)

4. М.И.Глинка «Сцена Наины и Фарлафа», «Рондо Фарлафа» (из оп.«Руслан и людмила»)

5. К.Хачатурян «Чиполлино», «Тыква», «Сеньор Помидор», «Вишенка», «Веселый концерт»

10

(фрагменты м/ф «Чиполлино»)

6. Н.А.Римский-Корсаков «Песенка Белочки» (из к/ф «Сказка о царе Салтане»)

7. С.С.Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка»

8. П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Щелкунчик»

9. «Квартет» (фрагмент м/ф)

10. «Осел и соловей» (фрагмент м/ф «В мире басен»)

11. «Встреча Дмитрия Донского и Сергия Радонежского» фрагмент м/ф «Лебеди Непрядвы»

12. Фрагмент м/ф «Илья Муромец»

13. Илья Муромец в городе Чернигове (фрагм. м/ф)

14. Э.Л.Уэббер «Песня Джелликл-кошек» (из мюзикла «Кошки»)

15. Э.Л.Уэббер «Память» (из мюзикла «Кошки»)

16. Р.Коссианте «Аве Мария» (из мюзикла «Нотр-Дам де Пари»)

17. Ж.Пресгурвик «Верона»  (из мюзикла «Ромео и Джульетта»)

DVD – VI

1.С.С.Прокофьев «Вальс» из оп. «Война и мир»

2. С.С.Прокофьев «Ария Кутузова» из оп. «Война и мир»

3. Я.Френкель «Последний бой» (из к\ф «Освобождение»)

4. В. Баснер «С чего начинается Родина?» (из к/ф «Щит и меч»)

5. М. Глинка «Ария Сусанина» (из оп. «Жизнь за царя»)

6.М. Глинка хор «Славься» (из оп.«Жизнь за царя»)

7. М. Мусоргский «Песня Варлаама» (из оп. «Борис Годунов»)

8. М.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (из фп цикла «Картинки с выставки»)

9. И.Стравинский «Народное гуляние на масленой» (из б. «Петрушка»)

10. И.Стравинский «Русская» (из б. «Петрушка»)

11. Владимирская богоматерь («История одного шедевра»)

12. С.Прокофьев «Вставайте, люди русские» (из к/ф «Александр Невский»)

13. П.И.Чайковский «Битва с мышами» (из б. «Щелкунчик»)

14. П.И.Чайковский «Па-де-де» (из б. «Щелкунчик»)

15. Г.Гладков «Песенка друзей» (из м/ф «Бременские музыканты»)+

16. Г.Гладков «Песенка друзей» (из м/ф «Бременские музыканты») –

17. Е.Крылатов «Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника») +

18. Е.Крылатов «Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника») –

11

Список использованных информационных материалов.

1. «Дошкольное воспитание» № 4/2013, с.83;

2.«Дошкольное воспитание» № 2/2013, с.105;

3. « Музыкальный руководитель» №6/12, с.2;

4. «Музыкальный руководитель», №3/12, с.2;

5. «Музыкальный руководитель», №4/12, с.12;

6. www. notbooka.ru.

Заявка

1.Название работы, подаваемой на конференцию

«Информационно-коммуникативные технологии в образовательной области «музыка» в ДОУ»

2.Название секции

Музыкальное  воспитание

3.Ф.И.О.участника конференции

Тарасова Людмила Борисовна

4.Место работы, адрес, телефон

МДОБУ д\с № 37 МО Кореновский район; тел. 2-14-26

_____________________________

Дата заполнения заявки                                                                                                                  Подпись

Заявка

1.Название работы, подаваемой на конференцию

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Название секции

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Ф.И.О.участника конференции

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Место работы, адрес, телефон

МДОБУ д\с № 37 МО Кореновский район; тел  _________________

_____________________________

Дата заполнения заявки                                                                                                                  Подпись

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

полное название образовательного учреждения

детский сад № 37 Муниципального образования Кореновский район

Муниципальная педагогическая конференция

«Инновационный поиск - 2014»

тема конференции

СЕКЦИЯ«Музыкальное воспитание»

«Информационно-коммуникативные технологии в образовательной области

Название работы

«музыка» в ДОУ»

Тарасова Людмила Борисовна,

музыкальный руководитель

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что может быть милей родного края. Леса Кубани».

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что  может быть милей родного края. ...

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что может быть милей родного края. Леса Кубани».

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что  может быть милей родного края. ...

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что может быть милей родного края. Леса Кубани».

Непосредственно - образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникативных технологий в области «Познание» старшая группа. Тема: «Что  может быть милей родного края. ...