Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ.
консультация (младшая группа) на тему
Цели: Создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей младшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_detey_mladshego_vozrasta_k_usloviyam_dou.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ.
Педагогический проект.
«Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ».
Авторы проекта: Тарасова Наталья Евгеньевна, Лопатина Елена Николаевна
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.
Дата реализации проекта: сентябрь-ноябрь.
Длительность проекта: среднесрочный (3 месяца).
Цель: Создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей младшего возраста.
Актуальность: С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т. е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Задачи:
- Подготовить детей к поступлению в ДОУ через оказание психолого-педагогической помощи родителям и прогнозирование адаптации к нему.
- Создать благоприятные условия адаптации.
- Реализовать модель социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями.
- Обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов.
- Выявление психолого-педагогических условий успешной адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
- Формирование активной позиции родителей к процессу адаптации детей. Параллельно решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
- Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
- Развития чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений.
- Развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Проблема:
Проблема адаптации детей к ДОУ - одна из главных в работе воспитателей и родителей.
Адаптационный период является серьёзным испытанием для детей. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей младшего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.
Проблемы адаптации детей к ДОУ занимают в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. В период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению на сегодняшний день особенно значима тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Для оптимального течения адаптации к детскому саду детей младшего дошкольного возраста необходимо сотрудничество как педагогов и специалистов детского сада, так и родителей, объединяющих свои усилия и обеспечивающих малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома.
Этапы работы над проектом:
1 этап - Подготовительный (организационный):
- Подбор и изучение методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр.
- Составление плана работы.
- Сбор информации о ребёнке.
- Оказание родителям информационно-консультативной помощи по подготовке ребёнка к ДОУ.
- Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна.
- Организация предметно-развивающей среды.
- Уголок ряженья.
- Игровые зоны.
- Зона двигательной активности.
- Разработка анкет для родителей.
- Разработать алгоритм успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению, включающий в себя.
- Индивидуальный подход к ребёнку.
- Учёт домашних привычек.
- Гибкий режим.
2 этап - Основной (адаптационно - исследовательский).
- Знакомство с семьёй.
- Ознакомление родителей с системой ДОУ.
- Беседа с родителями.
- Создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе.
- Организация медико - психолого - педагогического сопровождения ребёнка.
- Доверительное взаимодействие с семьёй ребёнка.
3 Этап – Заключительный (результативность).
- Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
- Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома.
- Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализация проекта).
- Выставка фотографий « Из жизни детей в детском саду».
Ожидаемый результат: Реализуя в своей работе поставленные цели и задачи данного проекта анализ должен показать следующий результаты.
- Благоприятный адаптационный период 3-4 лет.
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
- Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, а также становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
- Создание открытой системы взаимодействий участников образовательного процесса в ДОУ.
- Доброжелательное отношение детей друг к другу и воспитателю.
- Лёгкая степень адаптации детей к условиям детского сада.
- Активное участие родителей в жизни группы и детского сада.
Важным событием последнего года стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе социализации индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность-здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в станах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.
Процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и приспособление к её условиям приведёт к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия.
- Процесс привыкания будет постепенно для каждого ребёнка индивидуально.
- Создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы.
- Оказание положительной эмоциональной поддержки ребёнку в период его пребывания в детском саду.
- Выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающих в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители).
Результатом использованных методов, приёмов, мероприятий - стал спокойный, ровный процесс адаптации, в ходе которого дети обрели различные новые навыки самообслуживания, умение контактировать с детьми и взрослыми, активно участвовать в совместных играх и занятиях.
Совместное участие в данном проекте помогло ещё больше сплотить детей и родителей нашей группы.
Приложение. Примерные игры в помощь воспитателю при адаптации.
- « Чьи вещи».
Цель: Закрепить имена работников детского сада.
Заготовить атрибуты различных профессий (градусник-медсестра, врач; половник-повар, музыкальные инструменты - музыкальный руководитель и т.д). Взрослый говорит, что к ним в гости приходили разные люди, и все они забыли какую-нибудь свою вещь; просит ребят разобраться, где чьё.
Дети должны не просто назвать профессию, но и назвать хозяина этой вещи. Например: « Этот градусник оставила Татьяна Сергеевна, наша медсестра.
- « Найди игрушку».
Цель: Знакомство с пространством и функциональным устройством группы.
Ведущий (сначала взрослый, потом дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из её помещений, после чего предлагает остальным найти её. Например: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати».
- « Как пройти?».
Цель: Помочь ориентироваться в детском саду.
Вариант игры «схема».
«У совёнка Фили заболели ушки. Что ему делать? Пойти к врачу. Но Филя не знает, где находится медицинский кабинет, надо ему помочь». Дети должны описать путь до кабинета. Затем можно предложить детям «проводить» Филю к врачу.
- « Чей голосок?».
Цель: Знакомство детей друг с другом, узнавать друг друга по голосам.
Дети садятся полукругом, ведущий - впереди всех, спиной и играющим. Кто-нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голос он услышал.
- «Назови имя».
Цель: Знакомство детей друг с другом.
Тот, кому бросают мяч, поймав его, называет своё имя.
Усложнение: Поймав мяч, назови имя детей, стоящих слева и справа от тебя.
Вариант игры: Дети со взрослыми стоят в кругу. Ведущий держит мяч. Названный ребёнок ловит мяч, называет своё имя и имя того, кому бросает мяч.
Советы родителям в адаптационный период.
- Начать водить ребёнка в ДОУ за месяц до выхода на работу.
- Первое время приводить ребёнка на 2-3 часа.
- Если ребёнок трудно привыкает к детскому саду (1группа адаптации, то мама может находиться в группе вместе с ребёнком, чтобы познакомить ребёнка с окружающей его обстановкой и «влюбить» в воспитателя).
- Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребёнка в детском саду не оставляйте его на сон и приём пищи.
- Первые 2-3 недели ребёнка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.
- В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребёнок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
- Тщательно одевать ребёнка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребёнка и соответствовала погоде.
- Помнить, что период адаптации - сильный стресс для ребёнка, поэтому нужно принимать ребёнка таким, какой он есть, проявлять больше любви, ласки, внимания.
- Если у ребёнка есть любимая игрушка, пусть он берёт её с собой в детский сад, с ней малышу будет спокойнее.
- Интересоваться поведением ребёнка в детском саду. Советоваться с воспитателем, медиками, психологом, для исключения тех или иных негативных проявлений.
- Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
социальная адаптация детей младшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Детство – страна удивительная. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным. ...
«Использование разнообразных видов игр для адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ»
Консультация для родителей...
Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"
• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...
Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада.
Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к условиям детского сада. Материал будет полезен и педагогам и родителям....
Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ.
Цели: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей младшего возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8944586...
Адаптация детей младшего возраста в условиях детского сада
Хочу поделиться опытом, как проходит адоптация детей младшего возраста в условиях нашего детского сада"Сказка"....
План работы по проекту в младшей разновозрастной группы «Улыбка» Тема: «Адаптация детей младшего возраста к условиям Структурного подразделения и группы ».
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребе...