презентация "Юнгианский подход.Песочная терапия"
презентация на тему

Вихрова Лариса Михайловна

В настоящее время "песочная терапия" получила широкую известность, и ее применение остается привлекательным для многих специалистов. Создание песочных картин переместилось в пихологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент и используется в равной степени как при работе с детьми, так и со взрослыми. Профессинальный психолог не только может правильно оценить и проанализироватькартиныи образы, созданные на песке клиентом, но и увидеть существующую проблему.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Песочная терапия

Слайд 2

Песочная терапия началась с «Техники мир», разработанной Маргарет Ловенфельд , специалиста Лондонского института Детской психологии в 20-х годах 20 века. «Техника Мира» - это спонтанное расположение миниатюр во влажном и сухом песке для создания картины или мира.

Слайд 3

Карл Густав ЮНГ «Фантазия – мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе» Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления , заложенные в человеческой психике». Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

Слайд 4

Дора Калфф «Картина на песке изображение душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликт переносится и внутреннего мира во внешний и делается зримым»

Слайд 5

Песочная терапия – один из удивительных методов терапии – в контексте арттерапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.

Слайд 6

Sandplay – это метод направленный на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного. Основная цель – это достижение клиентом эффекта самоисцеления, которое происходит спонтанно через творческое самовыражение личного и коллективного бессознательного.

Слайд 7

ЗАДАЧИ 1. Возвращение клиента в состояние играющего свободно творящего «ребенка» посредством глубокой возрастной регрессии. 2. Соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного и затем включение его в сознание. 3. Соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного. 4. Проработка архетипических содержаний индивидуальной психики, выведение их из глубин бессознательного и интеграции в сознание.

Слайд 8

Возможности Sandplay различные формы нарушений поведения; сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками; психосоматические заболевания; повышенная тревожность, страхи; сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальных ситуациях (детский сад, школа); неврозы…

Слайд 9

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Задачи песочной терапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку: - выработать большую способность к самопринятию; - в большей степени полагаться на самого себя; - овладеть чувством контроля; - развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; - развить самооценку и обрести веру в самого себя; -пробудить доверие к миру .

Слайд 10

Условия для песочной терапии Поднос Песок Коллекция Позиция психолога Песочная терапия дает возможность взрослому клиенту прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Слайд 11

Позиция психолога – это «активное присутствие», а не руководство процессом . Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен исполнять роль внимательного зрителя. Создавать безопасную среду, атмосферу доверия и полного принятия.

Слайд 12

Модель психики с Анима/Анимус Персона ЭГО комплекс Тень А А А А самость

Слайд 13

Персона – это маска, которую исполняет человек. Персона - это лицо, которое человек показывает миру, её цель производить впечатление на других и утаивать то, что человек хочет скрыть от посторонних глаз. Персона формируется постепенно в процессе социализации.

Слайд 14

ТЕНЬ

Слайд 16

САМОСТЬ САМОСТЬ - это центральный архетип целостности, она охватывает психику в целом, включая сознание и бессознательное и одновременно служит центром, упорядочившим и регулирующим психическое. Самость постоянно направляет развитие и созревание личности в соответствии с архетипическим замыслом. Самость можно сравнить с божественным образом, который присутствует внутри человека. Процесс реализации собственной уникальности человека называется индивидуацией. Она возможна при установлении сбалансированных отношений ЭГО и САМОСТИ.

Слайд 17

ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ И ПЕСОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1.стадия. Проблемы и решения 2. стадия. Спуск в глубину 3. стадия. Центрация 4. стадия. Эго, соотнесенное с Самость 5.стадия. Активизация обновленного ЭГО 6. стадия. Активация Анимы / Анимуса 7. стадия. Развитие ЭГО

Слайд 18

Проблемы и решения Первая композиция дает представление о том, как клиент видит себя и свою жизнь. В первых картинах есть при­знаки существующих проблем, способов защит и потенциала клиента, в них отражается соотношение комплексов Эго и Персоны. То, что находится в центре композиции, зачастую говорит о представлении клиента о самом себе.

Слайд 19

Спуск в глубину Композиции указывают на проникновение клиента в более глубокие уровни психики, появляется комплекс Тени. Часто картины выглядят хаотичными, поскольку на этой стадии человек входит в свой собственный «подземный» мир и соприкасается с неиспользовавшимися ранее необработанными энергиями. На этой стадии клиенты становятся уязвимыми, поскольку соприкосновение с Тенью в себе вызывает чувства вины и стыда, переживание своей ущербности, однако инте­грация Тени приводит к появлению новой энергии.

Слайд 20

Центрация На этой стадии манифестируется Самость. В композиции Самость может быть представлена разными способами, но обычно появляется в централь­ных образах, отражающих целостность, союз противоположностей, в Религиозных символах, таких как Христос, Будда, мандала и т. д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эго, соотнесенное с Самость Проявление Самости вызывает ощущение очарования, кажется, что картина необыкновенной красоты, она завораживает. Неспешное аккуратное создание мандалы из песка и воды, а затем, может быть, раскладывание цветных шариков и камешков говорит о нахождении человеком своего внутреннего центра Самость может выразиться через гармонию формы и цвета.

Слайд 2

Активизация обновленного ЭГО Клиент меняет отношение к композициям. Теперь Эго занимает более активную позицию в отношении и внутреннего, и внешнего миров. Клиент вовлечен в значимый для него процесс, поскольку он приходит к пониманию того, что картины представляют его самого.

Слайд 3

Активация Анимы / Анимуса На этой стадии для композиции специально выбираются мужские и женские фигуры. Они отражают то, как бессознательное воспри­нимает и переживает фигуру противоположного пола сейчас.

Слайд 4

Развитие ЭГО Появляются в одной композиции мужские и женские символы. Это указывает на более уравновешенное и динамическое взаимодействие между этими характеристиками и объединение противоположностей внутри личности.

Слайд 5

АМПЛИФИКАЦИЯ Выделяется несколько уровней амплификации символов и мотивов ЛИЧНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ПРИРОДНЫЙ АРХЕТИПИЧЕСКИЙ

Слайд 6

Эго ЭГО центр личности прошлое настоящее будущее сознательное предсознание бессознательное

Слайд 7

Эго ЭГО центр личности прошлое настоящее будущее Внешний мир/социум отец Мать семья Инстинкты, творческая природа Внутренний мир, духовный мир, религия Мысли фантазии Стремления желания относительно будущего Стремления желания относительно будущего Действия которые непосредственно реализуются

Слайд 8

Интерпретация песочной композиции История и внешняя ситуация клиента; Содержание сессии; Чувства психолога; Пространство песочной композиции; Использование песка; Конфигурация расположения объектов; Цвет; Использование синего цвета подноса; Размещение фигур в пространстве песочницы;

Слайд 9

Интерпретация песочной композиции Взаимоотношения между фигурами и частями композиции; Динамика песочной композиции; Близость к сознанию/бессознательному; Символическое значение фигур; Интерпретация, исходящая из понимания внутренних паттернов развития. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапия - терапия искусством

Для маленького ребёнка, как известно, характерно чувственное восприятие мира. Его чувства, преобладая над всеми сферами психики, являются главной побудительной силой действий , реакций, поступков. Арт...

Арт-терапи-терапия искусством.

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего,  это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

Консультация для воспитателей "Здоровье сберегающие технологии. Арт-терапия. Направления арт-терапии - изо терапия, сказка терапия

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придають силы, уверенность, могут помочь найти выход из сложной...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...