Исследовательская работа в ДОУ "Развитие творческих способностей у дошкольников посредством сказки"
учебно-методический материал на тему
Представляю вниманию коллег исследовательскую работу в рамках обобщения собственного педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей у дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isledovatelskaya_rabota.docx | 251.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Дюймовочка» МО «Алданский район» РС (Я)78900 Республика Саха (Якутия) г. Алдан, ул. Якутская, д. 5,
Телефон/ Факс: 8(411 45) 3-50-75,e-mail: dyum_sakha@mail. ru
Исследовательская работа
Тема
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством сказок.
Выполнила:
Ф.И.О. Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ «ЦРР д-с «Дюймовочка» МО г. Алдан РС(Я)
Сроки проведения работы 2013-2015г.
г, Алдан 2015г.
Оглавление
Введение.
- Краткое разъяснение сущности исследуемой проблемы.
- Формулировка проблемы.
- Обоснование актуальности проблемы.
- Цель исследования.
- Объектом исследования.
- Предмет исследования.
- Задачи.
- Методы исследования.
- Этапы работы над темой.
Основная часть.
Глава 1.
Теоретико-методологические основы и закономерности проблемы исследования, история вопроса.
1.1. Сущность понятия «творчество» с педагогической точки зрения.
1.2 Критерии творчества человека.
1.3 Психологические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Глава 2.
Практическая деятельность по развитию творческих способностей у дошкольников.
2.1. Теоретическая концепция развития творческих способностей в системе дошкольного образования.
2.2. Система формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.
2.3. Составление комплексного планирования работы над сказкой.
2.4. Использование современных технологий в системе формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.
здоровьесберегающие технологии;
технология исследовательской деятельности (инструментарий);
игровая технология;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология «ТРИЗ» (инструментарий).
2.5. Результаты диагностических исследований.
Заключение.
Библиография.
Введение
1.1 Краткое разъяснение сущности исследуемой проблемы
Стремление к творчеству характерно для современных детей, оно не имеет узкого характера. Детский сад – это мир детства, радости, ежедневных открытий, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает поиск разума и добра.
Что же такое творчество? Это созидание, деятельность, результатом которой является создание новых материальных и моральных ценностей» (см. Психология. Словарь под редакцией А.В.Петровского. М.:1990.-с.393). Таково научное определение.
В деле воспитания и обучения понятие творчество я обычно связываю с понятиями «способности», «интеллект», «развитие». Личность, одарённость, творчество можно расценивать, как одно из проявлений разностороннего гармоничного развития воспитанника.
1.2 Проблема. Отсутствие правильных духовных целевых ориентиров препятствует повышению качества воспитания и развитию духовной личности.
1.3 Обоснование актуальности проблемы.
Ни для кого не секрет, что в наше время существует некий диссонанс между реальным миром и виртуальным, что откладывает определённый отпечаток на личность ребёнка - дошкольника и его поведенческие особенности. Это сказывается как на внешнем, так и на и на внутреннем мире ребёнка. Что же мы, как педагоги, можем сделать, чтобы очистить душу ребёнка от копоти компьютерного безумия?
Давайте вернёмся в древность. Наши предки воспитывались на устном народном творчестве в целом и на русских народных сказках в частности. Эти сказки несли глубокую смысловую нагрузку, врачевали душу, наполняя её духовным содержанием.
Что мешает сегодня нам, педагогам, использовать терапевтическое воздействие сказки на душу малыша? Помех не существует.
1.4 Цель исследования - проанализировать методические особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1.5 Объект исследования - процесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством сказок.
1.6 Предмет исследования – средства влияния устного народного творчества на развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
1.7 Задачи:
• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей;
• Изучить психологические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
• Создать концепцию творческого потенциала личности и систему креативного развития личности.
1.8 Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, наблюдение продуктивности детской деятельности, беседы; диагностические исследования воспитанников, анкетирование родителей.
Метод наблюдения представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным материалом или данными.
Беседа как метод воспитания постоянно присутствует в дошкольном учреждении. Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Беседа - это привлечение самих воспитанников к формированию у них определенных суждений, оценок. По своему содержанию беседа может быть этической, эстетической, затрагивающей явления общественной жизни, а также о фактах науки.
Педагогический эксперимент - специально организуемая проверка того или иного метода или приема работы. В отличие от изучения реально сложившегося опыта с помощью методов, регистрирующих лишь то, что уже существует. Эксперимент всегда предполагает создание нового опыта, в котором активную роль должно играть предполагаемое и проверяемое, педагогическое нововведение.
(Интернет-источник http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00067618)
1.9 Этапы работы над темой
Диагностический – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей; изучение психолого-педагогических условий развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
Теоретический – создание концепции и системы развития творческих способностей, научно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию концепции.
Практический – апробация программы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Обогащение и распространение опыта.
Основная часть.
Глава 1.
Теоретико-методологические основы и закономерности проблемы исследования, история вопроса.
1.1 Сущность понятия «творчество» с педагогической точки зрения.
В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, ее способности.
В "Педагогике" Сластенина под творчеством понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованием сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Психологи, при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л.С., Пономарев Я.А., Давыдов В.В., Шмелев А.Г.). Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления творческих способностей, отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности. Л. С. Выготский, обращаясь к творчеству, указывает на необходимость проявления и развития способности к созданию нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства. В работах Пономарева Я.А. отмечается, что к полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий, что позволяет ему ассимилировать нужным образом сумму специальных знаний той или иной области деятельности, необходимой для ее дальнейшего развития, а также востребовать личностные качества, без которых не возможно подлинное творчество.
(Интернет-источник http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00067618)
1.2 Критерии творчества человека.
Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Выготский Л.С., Кабалевский Д. и др). Хотя в психологии существует и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества является познавательная активность человека (Матюшкин), для нас важна точка зрения, в которой утверждается, что творчество обеспечивается развивающимся воображением и, соответственно, креативность во многом зависит от воображения поэтому мы обращаемся к этой характеристике. В философском словаре под воображением (фантазией) понимается психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемого и более или менее отдаленного, т.е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта.
(Интернет-источник http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00067618)
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.
Таким образом, обращаясь к характеристике творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Психологи утверждают также, что развитие творчества качественно меняет личность человека. Поэтому логично обращение исследователей к рассмотрению творчества как свойство личности.
Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев креативности в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности: в речевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других, что объединяет исследователей (Т.Г. Комарова, Р.Г. Казакова, Н.А. Витлугина и др.). Так, О.М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит:
1). Оригинальность выполнения детьми творческих задач.
2). Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других. [10, с.159]
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие основные критерии творчества:
• оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
• быстрота - способность быстро адаптироваться в сложной ситуации;
• гибкость - способность предложить новое использование для известного объекта;
• вариативность - умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.
1.3 Психологические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Для подготовки ребенка к жизни необходимо развивать уже в дошкольном возрасте творческое воображение. Таким образом, насущной задачей сейчас является воспитание такой личности, которая была бы способна принимать самостоятельные умные решения, находить выход из разных ситуаций, личности, способной к творчеству. Формирование и развитие креативных способностей у детей очень важно, и формирование это должно быть основано на современных подходах к организации процесса обучения в свете модернизации образования в целом.
Статистика свидетельствует: если создать для детей надлежащие условия, не менее 30 % из них достигают в жизни вершин. Чем активнее учитель включится в проблемы интеллектуальной одаренности, тем быстрее общество получит профессионально ориентированных и психологически устойчивых молодых людей, способных плодотворно трудиться, сумевших реализовать свой творческий потенциал.
(Интернет-источник http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00067618)
Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:
• Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны воспитателя, его отказ от и критики в адрес ребенка способствует свободному проявлению дивергентного мышления.
• Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
• Поощрение высказывания оригинальных идей.
• Обеспечение возможностей для упражнения и практики.
• Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.
• Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.
• Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Для формирования креативности необходимы следующие условия:
• отсутствие образца регламентированного поведения;
• наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями);
• создание условий для подражания творческому поведению;
• социальное подкрепление творческого поведения.
Таким образом, по мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды.
Крупнейшие дидакты - И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин обратили внимание на то, что, несмотря на данную от природы способность к творчеству, каждый человек может реализовать ее на разном уровне. Только целенаправленное обучение даст возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей.
При этом подчеркивается, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять креативные способности. Это зависит от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения. Задачи «закрытого» типа с единственно правильным ответом не формируют таких важных качеств креативного мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи «открытого» типа, предполагающие полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов.
Исключительно важно для развития креативности возможность многовариантности решения, а не один заданный стереотип ответа и устоявшийся алгоритм решения, пусть даже и самый экономный по мнению воспитателя. Естественно, что смелость детей в предложении разных и оригинальных идей зависит от эмоционального комфорта процесса образования.
Выводы ученых свидетельствуют о существенных преимуществах демократического типа преподавания по сравнению с авторитарным в отношении проявлений детской любознательности. В условиях демократического типа общения дети больше спрашивают педагога, чем в условиях авторитарного типа, их вопросы отличаются большей содержательностью.
Немаловажно, что создание благоприятного климата для творческих детей приводит к изменению социального статуса как самого ребенка, так и позволяет изменить «ценностную ориентацию» всех детей в группе, повысить престиж творческого мышления, что в свою очередь влияет на развитие творческих способностей всех детей.
Представляется несомненным, что развитие креативности детей в процессе обучения неразрывно связано с содержанием учебного материала.
Следует отметить, что развитие творческой активности детей будет осуществляться более эффективно в сравнении с имеющейся практикой, если выполняется ряд педагогических условий:
• совершенствование содержания образования осуществляется по многим направлениям, в том числе предполагает включение в учебный план дополнительных занятий, способствующих развитию познавательных потребностей и творческой активности учащихся;
• реализуются идеи образования посредством вариативных учебных планов, учитывающих познавательные возможности и потребности детей;
• организовано сотворчество воспитателя и воспитанников путем включения их в познавательно-исследовательскую деятельность.
Однако не любая деятельность развивает творческие способности, а только та, в процессе которой возникают положительные эмоции. Познавательная потребность характеризуется чувством удовлетворения от умственной работы. Экспериментально зарегистрировано, что умственная работа, выполняемая потому, что хочется самому, то есть по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций.
(Интернет-источник http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00067618)
Что касается старших дошкольников, то их творческая (изобретательская) деятельность должна быть направлена не столько на решение технических учебных задач, сколько на решение и изобретение того, что реальнее и ближе к ним: придумывание примеров, задач, загадок; высказывание оригинальной гипотезы, сочинение сказки, метафоры, пословицы, задачи «да-нетки»; изобретение подвижной или дидактической игры, придумывание нового свойства объекта и его практическое применение, обсуждение вариантов выполнения задания; генерирование способов решения как технической, так и социальной проблем; изготовление игрушек, поделок, наглядностей и т. д.
(Интернет-источник http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00067618)
Глава 2
Изучив теоретический материал, я создала концепцию и систему развития творческих способностей у дошкольников.
2.1 Теоретическая концепция.
Цели.
-развитие личности каждого ребёнка, его индивидуальности, творческих способностей
-обеспечение личностно-ориентированного подхода в воспитании и образовании ребёнка
-воспитание нравственных качеств
Принципы и основные направления работы.
1.Гуманизм
2.Культурологическая направленность.
3.Коллективное творчество.
4.Эмоциональное насыщение жизни ребёнка.
5.Личностно-ориентированый подход.
6.Использование классического и передового педагогического опыта (активное применение сказкотерапии и ТРИЗ - технологии).
2.2 Система формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста.
1блок
Воспитание у детей качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности: наблюдательности, коммуникативности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти, быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты. Для творчества нужны воля, умение преодолевать объективные трудности. В то же врем мя предпосылками является мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы, воображение.
2блок
Самовыражение индивидуальности личности ребёнка через творчество. Однако очень важно, чтобы стремление к самовыражению не приводило к умышленной вычурности, нагромождению нелепостей, выдаваемых за творчество.
3блок
Элементы исследовательской деятельности воспитанников в познавательном процессе, а так же, конструирование и изодеятельность.
2.3 Перспективный план работы со сказкой (для детей среднего и старшего возраста) первое полугодие.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес к театральной деятельности, драматизации.
- Учить навыкам общения и коллективному творчеству.
- Воспитывать эстетические чувства у детей.
Формы работы.
- Театрализованные игры.
- Занятия в театральном кружке.
- Рассказы воспитателя о театре.
- Организация спектаклей.
- Индивидуальные творческие задания.
- Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
- Беседы-диалоги.
- Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
- Чтение литературы – русских народных сказок.
- Оформление альбома о театре.
Сентябрь.
Занятие 1. «Наш красивый детский сад всех ребяток видеть рад!»
Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке. Воспитывать чувство коллективизма.
Занятие 2. «Попробуем измениться»
Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений.
Развивать способность понимать собеседника. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов.
Игра «Назови ласково героя сказки».
Творческое задание.
Занятие З. Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть?
Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Учить проявлять свою индивидуальность.
Драматизация сказки «Курочка Ряба».
Занятие 4. Игровой урок
Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.
Октябрь.
Занятие 1. «Одну простую сказку…»
Способствовать объединению детей в совместной деятельности.
Творческая игра «Что это за сказка?»
Занятие 2. « Играем пальчиками».
Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.
Пальчиковые игры.
Занятие 3. Постучимся в теремок.
Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений.
Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой.
Игра-загадка «Угадай, кто это?»
Знакомство со сказкой В.Бианки «Теремок».
Занятие 4. «Теремок» (ТРИЗ).
Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению.
Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки с точки зрения сравнения систем.
Совершенствовать интонационную выразительность.
Погружение в сказочную атмосферу.
Ноябрь.
Занятие 1. Многим домик послужил, кто только в домике ни жил.
Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.
Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением.
Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов.
Пересказ сказки В.Бианки «Теремок» детьми по частям.
Занятие 2. «Косолапый приходил. Теремочек развалил.»
Учить узнавать героя по характерным признакам.
Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
Формировать дружеские взаимоотношения.
Игра «Угадай героя».
Драматизация сказки.
Занятие 3. Учимся говорить по-разному.
Обратить внимание детей на интонационную выразительность речи.
Развивать интонационный строй речи у детей.
Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.
Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности.
Занятие 4. Учимся четко говорить.
С помощью сказки развивать фантазию детей.
Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.
Погружение в сказочную ситуацию.
Игра-упражнение «Паровозик».
Обобщение.
Декабрь.
Занятие 1. «Раз, два, три, четыре, пять –Стихи мы будем сочинять.»
Развивать у детей дикцию.
Пополнить понятийный запас детей новым понятием «рифма».
Упражнять в придумывании рифмы к словам.
Игра «Едем на поезде».
Дидактическая игра «Придумай рифму».
Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога.
Занятие 2. «Весёлые стихи читаем и слово - рифму добавляем»
Создать положительный эмоциональный настрой.
Упражнять детей в подборе рифм к словам.
Закрепить понятие «рифма».
Поощрять совместное стихосложение.
Погружение в сказочную атмосферу.
Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».
Придумывание рифмующихся слов.
Занятие 3. Рассказываем про любимые игры и сказки.
Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.
Учить связно и логично передавать мысли.
Помочь детям понять смысл сказки Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».
Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.
Вводная беседа.
Рассказы детей по ассоциациям.
Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастунишка».
Занятие 4. «Красивый Петя уродился; перед всеми он гордился»
Учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.
Дать детям понятие, что музыка и иллюстрации - тоже очень важное средство выразительности, так как помогают лучше понять образ героев.
Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.
Беседа по содержанию сказки.
Слушание сказки с музыкальными фрагментами.
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Характеристика персонажей сказки.
Драматизация сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»
http://do.gendocs.ru/docs/index-107743.html
2.4 Использование современных технологий в системе формирования В своей педагогической деятельности использую здоровьесберегающие технологии; технологии исследовательской деятельности инструментарий); игровую технологию; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технологию «ТРИЗ» (инструментарий), а так же – сказкотерапию, ведь «что касается дошкольников, то их творческая (изобретательская) деятельность должна быть направлена не на выполнение конкретных заданий, а на решение и изобретение того, что реальнее и ближе к ним: придумывание загадок, сценок, сказок; высказывание оригинальных гипотез, пословиц, задач «да-неток»; изобретение подвижной или дидактической игры, придумывание нового свойства объекта и его практическое применение, обсуждение вариантов выполнения задания; изготовление игрушек, поделок, наглядности и т. д.»
(Интернет-источник http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00067618)
С воспитанниками не только читаем, обсуждаем, переделываем сказки, но и проводим игры-драматизации и театрализованные представления.
На данном этапе исследовательской работы активно распространяю свой педагогический опыт, публикуя материал собственного сочинения на различных педагогических сайтах. Все мои произведения подчинены цели воспитания у детей высоких моральных качеств и непременно-развитию творческих способностей у детей.
Мониторинговые исследования показывают, что у моих воспитанников наблюдается стабильно положительная динамика по всем показателям познавательной деятельности, мои подопечные являются победителями творческих конкурсов на различных уровнях
Приведу практические примеры работы по теме.
1.Пасхальная сказка «О курочке - Рябе».
Сценарий постановки, посвящённой празднику Пасхи.
Драматизация была представлена на конкурсе «Неделя сказки» в ДОУ в мае 2014г.
(Возраст воспитанников – 3-4 года)
Автор: Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель.
Предварительная работа: беседы с детьми о празднике Пасхи, разучивание песни «Пасхальное яичко», расписывание пасхальных яиц, изготовление родителями костюмов для праздника.
Цель: знакомить детей с христианскими традициями родной страны; дать возможность воспитанникам проявить художественные способности, творческую индивидуальность; создание атмосферы театрального праздника.
Задачи: дать первоначальное представление о празднике христианской Пасхи; развивать творческие способности воспитанников; воспитывать в детях нравственные качества: бескорыстие, милосердие, добродушие, чувство благодарности, любви к ближнему.
Оборудование: костюмы героев сказки, стол, стульчики, тарелка с крашеными яйцами.
Действующие лица: автор (воспитатель), дед, бабка, Курочка -Ряба, внучка, внук, петушок, мышка.
Дед с бабой сидят за столом
Ведущий:
-Дед и баба бедно жили,
Но при этом не тужили.
Курочка Ряба у них была
Золотое яичко она снесла
Выходит Курочка–Ряба с яичком, кладёт его на стол.
Ведущий:
-Но мышка мимо прошмыгнула,
Яичко со стола смахнула.
Появляется Мышка, задевает и роняет яйцо, которое разбивается.
Ведущий:
-Оно упало и разбилось!
До слёз старушка огорчилась…
Бабка плачет.
Ведущий: -И дед заплакал вместе с нею,
Яйцо разбитое жалея.
Дед плачет вместе с бабкой.
Появляется внучка.
Ведущий:
-Тут Внучка в гости к ним пришла,
Спросила: «Как ваши дела?»
Дед с бабкой отвечают:
«Ой, Внученька, беда стряслась,
Разбилось ведь яйцо у нас!»
Ведущий:
-И стали плакать впятером,
Над этим золотым яйцом.
Прибегает внук.
Ведущий:
-Здесь Внучек в гости забежал,
Картину грустную застал.
Все над яичком горько плачут,
А рядом Курочка кудахчет.
Появляется Петушок
-Ведущий:
Тут подошёл к ним Петушок,
Разноцветный гребешок,
И говорит: «Не стоит плакать
Из-за такого пустяка!»
Ведущий:
-Все слёзы вытерли мгновенно
И стали слушать Петушка.
Петушок: -Ведь ты же, милая подружка,
Не просто Курочка - несушка!
Яички новые снесёшь!
Подарок всем преподнесёшь!
Ведущий:
-Снесла яички курочка опять.
И не одно - а целых пять!
Ведущий выносит тарелку с яйцами.
Курочка: «Совсем они не золотые,
А симпатичные, простые!»
Ведущий:-
Весной природа просыпается,
И праздник Пасхи отмечается.
На славный праздник светлой Пасхи
Яички красили они,
И дружно праздник отмечали,
И веселись в эти дни!
Все герои сказки выстраиваются в линию и говорят хором:
Светило солнышко с небес!
Воистину Христос воскрес!
По окончании праздника участникам и зрителям раздаются символические памятные подарки.
2.«Петушок и бобовое зёрнышко» (Пьеса в одном действии, двух картинах)
Автор: Лычангина Любовь Владимировна.
Мероприятие было представлено на районном детско-юношеском конкурсе «Золотая сказка - 2013». В нём были задействованы воспитанники подготовительной группы МБДОУ «ЦРР д-с»Дюймовочка».
В этом театральном конкурсе наш детский сад занял призовое место и был награжден ценными призами.
Цель: выявлять одарённых детей, дать возможность воспитанникам проявить художественные способности; творческую индивидуальность; создание атмосферы театрального праздника.
Задачи: прививать любовь к художественному слову; развивать сценическую речь и актёрское мастерство; воспитывать чувство коллективизма, сострадание к ближнему.
Действующие лица: ведущий, Хозяйка Настёнка, Хозяин, Пеструшка, Бурёнка, Петушок, Кузнец.
Картина первая. На сцене – декорация деревенского двора.
Ведущий:
- Жил на свете Петушок,
Ярко-красный гребешок,
Со своей подружкой,
Курочкой-Пеструшкой.
Курочка его учила,
Постоянно говорила:
Пеструшка:
-Лучше, Петя, не спешить,
Чтоб народ не насмешить!
Ты моих советов слушай-
Аккуратно зёрна кушай!
Угощает Петушка зёрнышками. Петушок быстро клюёт зёрна, давится и падает на спину.
Ведущий:
-Но Петух её не слушал,
Торопливо зёрна кушал,
Он бобами подавился
И на спинку завалился…
(Курочка подходит к Петушку, зовёт его по имени.)
Ведущий:
-Он лежит и еле дышит,
Ничего вокруг не слышит…
Вкруг него Пеструшка вьётся,
А весь двор над ним смеётся!
Обитатели деревенского двора:
-Глупый Петя, поспешил,
Всех нас очень рассмешил!
Пеструшка:
-Вот нашли над чем смеяться,
Вот ведь Бога не боятся!
Нет бы чем помочь сначала!..
Я к Алёнке побежала!
Подбегает к Алёнке, машет крыльями, квохчет.
Пеструшка:
-Ой, кошмар у нас случился!
Петушок мой подавился,
Помоги беде скорей,
В чашку маслица налей!
Смажу Пете горлышко,
Авось проскочит зёрнышко!
Алёнушка:
-Ты к Бурёнушке беги
И скажи ей: «Помоги!
Милая Бурёнка,
Дай молока Алёнке!»
Масло я тогда собью,
Победим беду твою!
Пеструшка бежит к Бурёнке
Пеструшка:
- Здравствуй, милая Бурёнка,
Просит молочка Алёнка,
Петушок мой торопился,
Ел зерно и подавился.
Алёнка маслица собьёт,
И мне в крыночку нальёт,
Петушку я отнесу,
От погибели спасу,
Смажу Пете горлышко,
Чтоб проскочило зёрнышко!
Бурёнка:
-Раз меня Алёнка просит,
Я, конечно, помогу…
Но Хозяин на лугу
Мне пускай травы накосит,
Я покушаю слегка
И тогда дам молока.
Пеструшка подбегает к хозяину.
Пеструшка:
-Ой, хозяин, выручай,
Ты Бурёнке травки дай,
Молочка нам даст Бурёнка,
Маслица собьёт Алёнка,
Смажу Пете горлышко,
Небось проскочит зёрнышко!
Он, Бедняга, торопился
И бобами подавился!
Хозяин:
-У меня ведь нет косы,
Ты у кузнеца проси,
Пусть он выкует косу,
И траву я принесу!
Пеструшка подбегает к кузнецу.
Пеструшка:
-Скуй, кузнец, скорей, косу,
Я хозяину снесу,
Он травы накосит,
Как Бурёнка просит,
Даст травы Бурёнушке,
Ну а та - Алёнушке
Даст немного молока
Для спасенья Петушка.
Алёнка маслица собьёт-
Мне немедля принесёт,
Смажу Пете горлышко,
И проскочит зёрнышко,
Кушал он, поторопился,
Потому и подавился.
Кузнец достает косу.
Картина вторая.
Кузнец:
-Я косу охотно дам,
Отнесу сейчас же сам.
Пусть траву Хозяин косит,
И Бурёнушке относит,
Пусть поест Бурёнка,
Даст молока Алёнке,
Та взбивает маслице…
Наш Петушок поправится!
Подходит к Хозяину, отдаёт ему косу.
Кузнец:
-Накоси травы Бурёнке,
Ну а та пускай Алёнке
Даст скорее молока,
И спасём мы Петушка!
Хозяин берёт косу, уходит и возвращается с пучком травы.
Ведущий:
-Вот ведь молодец Кузнец,
Скоро сказочке конец!
Травы Хозяин накосил,
Бурёнку сытно накормил,
Та же тот час для Алёнки
Молока дала в сторонке.
Бурёнка отдаёт Пеструшке кувшин с молоком.
Бурёнка:
-Молоко моё бери,
Да скорей неси, смотри!
Пеструшка бежит с молоком к Алёнке
Пеструшка:
-Помоги беде моей,
Маслица скорее взбей!
Боюсь не успеть я!
Погибает Петя!
Алёнка взбивает масло, быстро отдаёт Пеструшке
Алёнушка:
-Вот и маслице, бери,
Да не опоздай, смотри!
Пеструшка приносит Петушку чашку с маслом.
Ведущий:
-Пеструшка к Пете подошла,
И видит - плохоньки дела,
Его за голову взяла,
Клюв приоткрыла, как смогла...
Курочка:
-Давай, я смажу горлышко…
Ведущий:
-И проскочило зёрнышко!
Потихоньку Петя встал,
Крылышками помахал,
Встрепенулся, потянулся,
И к Пеструшке повернулся.
Петушок:
-Спасибо, милая Пеструшка, (кланяется Пеструшке)
Моя верная подружка,
Ты опять мне помогла,
От погибели спасла!
Впредь не буду торопиться,
Чтоб опять не подавиться!
Ведущий:
-И теперь послушен Петя,
Он живёт на белом свете
Вместе со своей Пеструшкой,
Замечательной подружкой,
Клюёт зёрна - не спешит,
Звонко песни голосит!
Петушок:
-Ку-ка-ре-ку!
3.«В гостях у сказки». Конспект итоговой НОД в подготовительной группе. Автор – Лычангина Л.В.
Мероприятие было представлено на районном конкурсе «Сердце отдаю детям» в марте 2014г.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Цели:
Программное содержание:
-Расширить представления детей о видах сказочного жанра;
-Продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок;
-Развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы;
-Развивать способности творческого самовыражения;
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, эмпатию.
Материалы и оборудование. Диск с записью песни: «В гостях у сказки», иллюстрации к сказкам: «Каша из топора», «Мужик и медведь», проектор, ноутбук, экран, слайды с изображением волшебных предметов, карандаши, альбомные листы, «волшебный сундучок».
Ход занятия
Дети входят в зал под звуки песни «В гостях у сказки».
1.Организация. Актуализация знаний.
Воспитатель. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Дети отвечают. О сказках.
Воспитатель: Что такое сказка? Откуда к нам пришли сказки? Какие бывают сказки?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сказка - это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает.
Я – Сказочная королева. Принесла волшебный сундучок, но потеряла ключи. И теперь открыть сундучок можно, только назвав три вида сказок.
А для этого давайте отправимся в гости к сказке.
Сначала я бы хотела узнать, насколько хорошо вы знаете сказки.
2.Игра «Угадай и назови» 2 и 3 слайд
Воспитатель загадывает загадку, а дети называют сказку.
Воспитатель:
Если б он не выглянул в окошко,
Не унесла б его лиса за темные леса.
(«Кот, лиса и петух»)
Девочка зашла в избушку,
Видит, стоит стол, три стула.
На каждом стуле посидела,
Мишуткину похлебку съела.
(«Три медведя»)
Хитрая плутовка отправила его ловить рыбу хвостом.
Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.
(«Лисичка-сестричка и волк»)
Мама деточек учила,
дверь чужим не открывать,
не послушались детишки
и попали к волку в пасть.
(«Волк и семеро козлят»)
На болоте оба жили,
Друг к другу свататься ходили,
Но не смогли договориться,
Упрямство свойственно и птицам.
(«Журавль и цапля»)
Воспитатель: Кто герои этих сказок?
Дети отвечают
Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются сказками о животных.
3.Физминутка.
Девочка по лесу шла, дети шагают на месте
И на домик набрела, соединяют руки над головой домиком
Видит, что хозяев нет. потянуться на носочках, головку вытянуть вперед
На столе стоит обед. левую руку сжать в кулачок, сверху положить правую ладонь
Из трёх чашек похлебала, показать, как кушают
В трёх постелях полежала. ладошки сложить вместе под щечку
-Чем отличаются сказочные персонажи от настоящих животных?
Дети отвечают
Воспитатель: Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются
Воспитатель: Какая в сказках лиса (медведь, заяц, волк)?
Дети отвечают.
Воспитатель: Лиса хитрая, волк глупый и жадный, медведь доверчивый, заяц трусливый.
Какие дурные качества характера высмеиваются и осуждаются в этих сказках? Какие положительные черты характера прославляются?
Дети отвечают
Воспитатель: В сказках высмеивается лень, глупость, трусливость, хитрость, жадность, ложь, а дружба, доброта, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.
Воспитатель: О забавных случаях из жизни сейчас сочиняют анекдоты, а наши предки сочиняли сказки и назывались эти сказки бытовыми. Бытовые сказки похожи на сказки о животных.
4.Ира «Соотнеси пословицу со сказкой» Слайд №4
В них также рассказывалось о каких-то ситуациях только из жизни людей, их каждодневных занятиях, о горе и о радости. Бедных людей часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости, главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Героями бытовых сказок могут быть люди и животные.
5.Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про Жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель: Самые древние сказки – это волшебные сказки. Они начинаются словами: « В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…». В волшебных сказках происходит превращение.
(Если у ребят возникнут затруднения, можно провести игру «Доскажи словечко»: «Гуси - (лебеди)», «Аленький (цветочек)», «Цветик-семицветик», «Крошечка-Хаврошечка»).
Воспитатель: С какими нечистыми силами обычно сражается герой?
Дети отвечают.
Воспитатель: С Бабой- Ягой, Кощеем Бессмертным герой сражается не в одиночку, на помощь герою приходят чудесные помощники и волшебные предметы.
Какие животные выступают в роли чудесных помощников?
Дети отвечают.
Воспитатель: В роли чудесных помощников могут выступать животные – конь, волк, птицы, рыбы.
6.Игра «Из какой сказки волшебный предмет?» ( Слайды № 5,6,7)
Воспитатель: В конце волшебных сказок герой одерживает победу над нечистыми силами. Почему?
Дети отвечают.
Воспитатель: Главный герой — сильный и добрый, а если и совершает ошибки, то исправляет их, пройдя испытания. Добро вознаграждается, а зло наказывается. Герой волшебной сказки должен пройти через испытания, которые каждый раз все становятся труднее и труднее.
7.Релаксация «Сказочный лес»
8.Творческое задание «Нарисуй свой волшебный предмет»
Воспитатель: В волшебных сказках у героев были предметы, которые помогали им в трудную минуту. Сейчас каждый из вас нарисует свой волшебный предмет и расскажет, что он хотел бы у него попросить.
Рассказы детей о том, что они попросили бы у волшебного предмета.
9.Гимнастика для глаз «Чебурашка»
10.Творческое задание - слайд №8
Чему учат сказки? Что может произойти с человеком, если он поступает плохо?
Дети отвечают.
Воспитатель: Сказки учат смелости, доброте, как правильно себя вести. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает неправильные поступки. Ребята, все вы читали сказку «Колобок» а теперь давайте представим, что было, если бы главный герой этих сказок повел себя по-другому.
«А если бы Колобок из сказки не был бы таким глупым, и не сел на нос лисе, то…….».
11. Рефлексия
Воспитатель: Сказки учат нас добру. Кто слушает сказки, становится умным, добрым и справедливым. Какие виды сказок вы знаете?
Вот мы и открыли волшебный сундучок. А здесь для вас подарочки!
4.Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»
Информационная карта
проекта
- Продолжительность проекта: 2014-2015г.
- Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
- Участники проекта: воспитанники средней и старшей групп, педагог дополнительного образования; воспитатели, родители, музыкальный работник.
- Возраст детей: 4-7 лет
Актуальность
- В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, а детский сад – это мир детства, радости, ежедневных открытий, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна и где не угасает поиск разума и добра.
- В процессе воспитания и обучения понятие «творчество» неотрывно связано с понятиями «способности», «интеллект», «развитие». Личность, одарённость, творчество можно расценивать, как одно из проявлений разностороннего гармоничного развития воспитанника.
- Литературный жанр «сказка» - идеальный инструментарий для формирования творческой и одновременно - духовной личности ребёнка, т,к, входя в мир чудес и волшебства, ребёнок не только получает первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром, но и получает уроки нравственного отношения к предметам и явлениям.
Проблема
- Ни для кого не секрет, что наше время, век компьютеризации существует явный диссонанс между миром реальным и виртуальным, что откладывает определённый отпечаток на личность ребёнка - дошкольника и его поведенческие особенности. Это сказывается как на внешнем, так и на и на внутреннем мире ребёнка.
- Излишнее приобщение к виртуальному миру препятствует всестороннему развитию личности, глушит природные задатки, не позволяя личности развиваться творчески и всесторонне.
Цель
- Создание системы развития творческих способностей для реализации креативного потенциала активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной, духовно-нравственной и развивающейся личности посредством приобщения к литературному жанру – «сказке».
Задачи
• Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей.
• Создать психологически комфортные условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с охватом всех образовательных областей. Привлечь ко взаимодействию социальных партнёров.
• Создать систему реализации творческого потенциала личности при помощи сказки.
Краткое содержание проекта:
1 этап
- Диагностический - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей; изучение психолого-педагогических условий развития творческих способностей у детей дошкольного возраста;
2 этап
- Теоретический – создание системы развития творческих способностей, научно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию проекта.
3 этап
- Практический – апробация системы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Обогащение и распространение опыта.
Система формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста при помощи сказки
1 блок
Воспитание у детей качеств, служащих предпосылками для развития творческой личности: наблюдательности, коммуникативности, речевой и общей активности, хорошо натренированной памяти, быстроты припоминания, сообразительности, привычки анализировать и осмысливать факты.
2 блок
Планирование и осуществление совместной деятельности педагогов и воспитанников по теме проекта «Сказка - рядом с нами!» с охватом пяти образовательных областей согласно ФГОС .
3 блок
Самовыражение индивидуальности детской личности через творчество и театральную деятельность.
Презентация результатов деятельности.
Перспективное планирование
совместной учебно-воспитательной деятельности педагогов, детей и родителей по реализации проекта
- Задачи:
- Развивать познавательный интерес к театральной деятельности, драматизации.
- Учить навыкам общения и коллективному творчеству.
- Воспитывать эстетические чувства у детей.
- Формы работы.
- Театрализованные игры.
- Занятия в театральном кружке.
- Рассказы воспитателя о театре.
- Организация спектаклей.
- Индивидуальные творческие задания.
- Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
- Беседы-диалоги.
- Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
- Чтение литературы – русских народных и авторских сказок.
- Оформление альбома о театре.
№ | Сроки | Содержание | Ответственные |
1 | Сентябрь | «Наш любимый детский двор» (районный конкурс) Выставка поделок для оформления территории ДОУ на тему «Экологическая сказка» Формировать у детей и родителей чувство сплочённости, коллективизма при оформлении участка ДОУ. | Педагоги ДОУ, воспитанники, родители. |
2 | «Попробуем измениться!» Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Развивать способность понимать собеседника. Упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов. | Педагог дополнительного образования | |
3 | «Раз, два, три, четыре, пять - вы хотите поиграть?» Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. Учить проявлять свою индивидуальность. Драматизация сказки «Теремок». | Педагог дополнительного образования, воспитатель | |
4 | Экскурсия в библиотеку. Игровой урок - по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое книги» Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. | Педагог дополнительного образования, воспитатели | |
5 | Октябрь | «Одну простую сказку…» Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Творческая игра «Что это за сказка?» | Педагог дополнительного образования, воспитатели |
6 | «Играем пальчиками». Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Пальчиковые игры Конструирование «Книжки-малышки» - развивать фантазию, воспитывать эстетические чувства. | Педагог дополнительного образования, воспитатели | |
7 | «Постучимся в теремок» Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой. | Педагог дополнительного образования, воспитатели | |
8 | «Теремок» (ТРИЗ). Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки с точки зрения сравнения систем. Совершенствовать интонационную выразительность. Погружение в сказочную атмосферу. | Воспитатель, воспитанники средних групп. |
№ | Сроки | Содержание | Ответственные |
9 | Ноябрь | «Многим домик послужил, кто только в домике ни жил!» Развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов. | Педагоги ДОУ, воспитанники, родители. |
10 | «Косолапый приходил. Теремочек развалил» Учить узнавать героя по характерным признакам. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Формировать дружеские взаимоотношения. Игра «Угадай героя». Драматизация сказки «Колобок на новый лад». | Педагоги групп, педагог доп.образования, воспитанники, родители. | |
11 | «Золотая сказка» (Районный детский фестиваль). Драматизация «Про дедку, бабку, да бравого солдата – Кондрата» (Автор Лычангина Л.В,) Развивать интонационную выразительности речи. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности. Воспитание чувства патриотизма. | Педагоги ДОУ, родители, дети. | |
12 | Учимся четко говорить. С помощью сказки развивать фантазию детей. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. Погружение в сказочную ситуацию. Драматизация сказки «Хвосты» | Педагог доп.образования | |
13 | Декабрь | «У слонёнка день рождения!» Сочинение сказки. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. | Педагог доп.образования |
14 | «Играем пальчиками». Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев. Пальчиковые игры. НОД по изобразительной деятельности «Закладки». | Педагог доп.образования, воспитатели | |
15 | «Постучимся в теремок, а похож он на грибок!» Развивать фантазию. Совершенствовать выразительность движений. Активизировать внимание детей при знакомстве с новой сказкой и вызвать положительный эмоциональный настрой. | ||
16 | «Теремок» (ТРИЗ). Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к новому произведению. Учить понятно, логично отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать умение детей охарактеризовывать героев сказки с точки зрения сравнения систем. Совершенствовать интонационную выразительность. | Воспитатель |
№ | Сроки | Содержание | Ответственные |
17 | Январь | Знакомство со сказками «Мешок яблок» (В,Сутеева), «Сказка о лесном пожаре» (Л,Лычангиной). Учить детей анализировать и запоминать движение и развитие сюжета, воспроизводить отдельные диалоги героев. Игра «Книжкина больница» - воспитывать бережное отношение к книге. | Педагоги ДОУ, воспитанники, родители. |
18 | Познакомить детей с музыкальным сопровождением к сказке «Мешок Яблок» В.Сутеева. Развивать у детей способность самостоятельно ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче образа. Учить слышать различные эмоциональные состояния в музыке и в соответствии с этим передавать различные переживания в движении, танцевальной композиции. | Педагог доп.образования, воспитанники. | |
19 | Февраль | Постановка сказки «Мешок яблок» В.Сутеева. Приглашаются дети средних групп, родители, сотрудники. Акция «Подарим радость детям!»-дать представление о том, что лучший подарок – книга. | Педагог доп. образования, дети средних групп, родители,сотрудники. |
20 | Знакомство с экологической сказкой «О том, как Яблонька спасла друзей от наводнения». (Автор Л,Лычангина). Продолжать учить детей оценивать выступление свое и других детей; воспитывать чувство любви к природе. Развивать пластику движений: «Иголка и нитка», «Цветок растет и распускается». | Воспитатель. | |
21 | Знакомство с экологической сказкой «Про волшебный пруд и весёлую ферму» (Автор Л.Лычангина). Драматизация сказки «Хвосты» «Сказки из корзинки» - придумывание сказок (Авторы – дети и Т.Федотова) | педагог дополнительного образования. | |
22 | Новые сказки о животных. «Паучок - Художник», «О том, как золотая рыбка спасла море». (Автор Л,Лычангина) Беседа по содержанию сказки – учить детей высказывать свое отношение к персонажам, определять их характер различными эпитетами, воспитывать любовь к природе. | Воспитатель. |
№ | Сроки | Содержание | Ответственные |
23 | Март | «Сказка о лесном пожаре» (Л,Лычангиной). Распределение ролей. Учить детей запоминать и пересказывать движение и развитие сюжета, отдельные диалоги героев. Развивать и совершенствовать дикцию детей – «Курочка по зернышкам». Развивать воображение детей – «Заколдованные животные» | Педагоги ДОУ, воспитанники, родители, музыкальный руководитель. |
24 | Знакомство с экологическими сказками «О том, как Яблонька спасла друзей от наводнения» и «Про волшебный пруд и весёлую ферму» (Автор Л.Лычангина). Продолжать учить детей оценивать выступление свое и других детей. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать пластику движений: «Иголка и нитка», «Цветок растет и распускается». Скороговорки. | Педагог доп.образования, воспитатель. | |
25 | Апрель – Май | «Неделя Сказки в ДОУ» Постановка пасхальных сказок «Курочка – розовые пёрышки» (Автор Федотова Т.В.) и «Маша и Медведь» (Автор Лычангина Л.В.). «Репка» (Провела Медведева В.В.) . «Добро и зло» (Подпругина И.М,). «Путешествие Алёнушки в лес». «Красная шапочка» (Ерецкая И.В.). «Репка» (Суслова О.В.). «Дюймовочка» (Федотова Т.В.) НОД «Книжка снова заболела»-воспитывать аккуратность по отношению к книге. | Воспитанники групп, родители, воспитатели, сотрудники. |
26 | Новые сказки о животных. «Паучок - Художник», «О том, как золотая рыбка спасла море». (Автор Л,Лычангина) Беседа по содержанию сказки – учить детей высказывать свое отношение к персонажам, определять их характер различными эпитетами. Драматизация сказки «Хвосты» | Воспитатель, педагог дополнительного образования. | |
27 | Районный фестиваль детско-юношеского самодеятельного художественного творчества «Звёзды нового века». Районный конкурс чтецов «Классика – детям!» (Выступление Корниенко Евы) Экскурсия в библиотеку. | Педагоги ДОУ, муз.руководитель, воспитанники,родители | |
28 30 | Творческий отчёт педагогов ДОУ о работе за год НОД по экологии и окружающему миру «Путешествие Утёнка в лес» (Автор Лычангина Л.В.) НОД по экологии «Путешествие в сказочный лес» (провела Федотова Т,В.) | Педагоги ДОУ, воспитанники в качестве участников или зрителей, родители. |
2.5 Уровень развития воспитанников
(сводные данные диагностических исследований).
(И.В.Хромова, Л. Кохен)
Параметры для диагностических исследований
Открытие нового для себя
Проявление способностей
Развитие умения решать проблемные ситуации
Открытие нового в области интересов и знаний
Творчество через расширение области деятельности
Творчество через драматизацию и театрализованную деятельность
Наличие духовных ценностей
Заключение
Я, как педагог дошкольного воспитания, являюсь творцом педагогического процесса, а не исполнителем и потребителем, следующим за указаниями и рекомендациями учебно-методических пособий. И выступаю не ретранслятором, а организатором, соучастником процесса обучения и развития. Главным из условий, способствуюших развитию творческих способностей, считаю подбор вопросов и заданий, направленных на развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, их логическое мышление, воображения, наблюдательности,
Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста требует новых подходов к организации образовательно-воспитательного процесса, а следовательно – и соответствующей подготовки педагога, т.к. воспитателям ежедневно приходится сталкиваться с проявлением творческой активности дошкольников.
В процессе исследовательской работы я
-проанализировала психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей;
-изучила психологические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
-создала концепцию творческого потенциала личности и систему креативного развития личности.
Выводы и заключения по диагностическим исследованиям наглядно показывают, как положительно влияет работа со сказкой на всестороннее развитие воспитанников старшего дошкольного возраста, на раскрытие их творческих способностей, а так же – на воспитание нравственных качеств у детей и развитию духовной личности.
Библиографический список
Баринова М.Н. О развитии творческих способностей. - Л., 1961.
Березина В.Г. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 1994. - 60 с.
Богат В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). // Дошкольное воспитание. - 1994. - №1. - с. 17-19.
Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей // Психологический журнал. - 1995. - №5. - С.49-58.
Венгер Н.Ю., Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. -1982. - №11. - с. 32-38.
Выготский Л.Н., Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997. - 92 с.
Гатанов, Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6 - 10 лет). - СПб.: ГП «Иматон», 1996. - 84 с.
Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1997.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999.
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 1984.
Ендовицкая Т.О развитии творческих способностей. // Дошкольное воспитание. - 1967. - №12. - с. 73-75.
Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 1999.
Иванова Н.И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. - 1997. - №10.
Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1985.-192с.
Каракулова О. «Рисуем» скотчем! // Обруч. - 2003. - № 5.
Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. - 1992. - №№ 7,8. - с. 11-20.
Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 1995. - №9.
Лук А.Н., Психология творчества. - Наука, 1978. - 125 с.
Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976.
Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1996. - №5. - с. 21-27.
Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль, 1997.
Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. - М., 1999.
Хазратова Н.В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста. - М. 1994.
Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка - дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. - М., 1949.
Интернет-источники http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00067618);
http://do.gendocs.ru/docs/index-107743.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию»
Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ...
"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"
В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Матери...
Опыт работы "Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"
Данный опыт посвящен повышению интереса старших дошкольников к непосредственно образовательной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств и выработки у них ус...
« Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »
Методическая разработка « Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »...
Творческая работа "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ"
"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ" ...
«Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники оригами» (из опыта работы)
Как быстро летит время. И наши дети почти на пороге школы.Согласно ФГОС ДО, у выпускника детского сада к поступлению в школу должны быть...
Развитие творческих способностей у дошкольников посредством пластилинографии. (Из опыта работы)
Для развития творческой активности, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, я использую нетрадиционную технику работы с пластилином — «Пластилинография»....