Семинар " Мышление и речь"
методическая разработка на тему

Шаланова Оксана Владимировна

Показать педагогам деского сада, что развитие речи у детей дошкольного возраста  тесно связано с развитием их мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_myshlenie_i_rech.docx41.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного

вида №4

Семинар с педагогами МБДОУ №4

Тема: Речь и мышление

Выполнила: педагог- психолог

Шаланова О.В.

Городской округ г.Выкса, 2015

Организационная информация.

Количество участников: 15 человек,  в просторном помещение.

Продолжительность: 1день

Продолжительность каждого занятия : 2 часа

Время проведения: февраль

 Форма проведения семинар – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Цель:  показать педагогам детского сада, что развитие речи у детей  дошкольного возраста тесно связано с развитием их мышления.

Здравствуйте!

Сегодня мы будем говорить о речи и мышление.

А чтоб нам настроится на работу надо сделать упражнение

Упражнение: Участникам предлагается продолжить фразу, обращаясь к каждому члену группы: «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому, что...».

   Ребёнок родится, не обладая мышлением и речью. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью.

 Что бы нам придти к общей картине мы должны в,  начале поговорить об ощущениях и восприятии.

  Ощущение и восприятие порождаются органами чувств — зрением, слухом, осязанием, обонянием и др. Благодаря этим процессам ребенку открывается панорама окружающего мира во всем великолепии его явлений и качеств — звуков, запахов, вкусов, форм, цветовых и температурных особенностей.

  С помощью ощущений ребенок реагирует на многочисленные внешние воздействия — свет, тепло, холод, запах — и сигналы о состоянии внутренних органов.

   На основе ощущений, позволяющих определить только некоторые свойства предметов, возникает следующий познавательный процесс — восприятие, которое объединяет отдельные ощущения в целостный образ и протекает как процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?». Например, воспринимая яблоко, ребенок фактически объединяет зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяем к ним свои знания о пользе этого фрукта, припоминает, где и как он растет.

  Восприятие - процесс отражения в сознании ребенка целостных предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста.

Возрастные особенности восприятия у дошкольников.

   В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава — зеленая, лимон — кислый и желтый.

   Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Сравнивая, измеряя и прикладывая предметы, ребенок 4-5 лет получает представление об основных геометрических фигурах (квадрате, треугольнике, овале, круге); об основных цветах спектра; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко); о времени (утро, день, ночь, время года) и т.д.

   В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) знания о предметах и их свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности.

    Незавершенность в развитии процесса восприятия ведет к задержке в развитии других познавательных процессов это мышление и речи. В связи с этим в  воспитании детей раннего и дошкольного возраста следует делать акцент на формирование процесса восприятия.

Теперь мы с вами немного отдохнем.

Игры по развитию звукового восприятия 

Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды.

1игра -  Где позвонили?

 Взрослому предлагают закрыть глаза. Сосед по месту звонит колокольчиком (или  издает звук другой игрушкой) в разных направлениях по отношению к взрослому: вверху, внизу, слева, справа, сзади.  Взрослый показывает направление звучания.

2 игра - Поймай меня

  Взрослый показывает  колокольчик и как он звенит. Затем завязывает себе глаза, предлагает ему звенеть колокольчиком и убегать от взрослого, который будет ловить . Поймав, говорит: «Вот ты. Я услышала колокольчик и поймала тебя».

3 игра –Узнай по звуку

Цель:  развитие слухового внимания и фразовой речи.
Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, дудка, барабан и т.д.),
Взрослый  садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки разными предметами. Если взрослый догадывается, чем произведен звук, он поднимает руку и говорит об этом взрослому, не оборачиваясь.
Шумы можно производить самые разные: бросать на пол ложку, мяч, бумагу; ударять предметом о предмет; перелистывать книгу; рвать или мять бумагу и т.п.

Вот таким образом мы перешли к мышлению и речи. Сейчас мы рассмотрим мышление.

   Переломный момент в отношениях между мышлением и речью наступает примерно в возрасте двух лет, когда линии развития речевого и интеллектуального «пересекаются», обогащая друг друга: речь становится интеллектуальной, а мышление — речевым. Начинается длительный процесс, в результате которого мысль получает возможность приобщаться посредством речевой формы к накопленному обществом опыту. Речь же начинает служить не только потребностям элементарного контакта, но и, с развитием индивида, сложным формам самовыражения.

  Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений.

 Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью.

Выделяют три вида мышления:

  • Предметно - действенное мышление – 2 -3 года, является ведущим до 4-5 лет. (познание с помощью манипулирования предметами) Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Ребенок постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

 Так, например, получив в руки игрушку вертолет, у которой неожиданно перестают вращаться пропеллер и крылышки, или закрытую на щеколду коробочку, ребенок трех - пяти лет не обдумывает пути и средства решения этой задачи. Он сразу начинает действовать: что-то тянет, крутит, дергает, трясет, стучит... Не получая желаемого результата, он обращается за помощью к взрослому, но для этого нужна речь, или вообще отказывается от дальнейших проб. Подобное мышление получило название наглядно-действенное, или практического: задача дана наглядно и решается руками, то есть практическим действием. "Мышление руками" не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок.

  • Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6- 6,5 лет. (познание с помощью представлений предметов, явлений) Наглядно-образное мышление  характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
  • Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей. (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) словесно-логическое мышление, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

  Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Возрастные особенности мышления.

  В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

  На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований.

  В четыре-пять лет начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

   Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4—5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача взрослого — формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека — это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец.     Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

В старшем дошкольном возрасте (пять-шесть лет) продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д.

  Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.

   Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

    В шесть-семь лет ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов. В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словесно-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к подростковому возрасту.

 Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.

  Если спросить детей трех - шести лет, что такое кошка.

  • Трехлетний ребенок может ответить: "Я знаю кошку, она живет у нас во дворе.
  • Пятилетний: "Кошка мышей ловит, она еще молочко любит", "Кошка - это голова, туловище, хвостик и лапки, на них - царапки. Еще на голове есть ушки".
  • Шестилетний: "Кошка - это животное. Она дома живет, но я знаю, есть и дикие кошки. Они мышей ловят". (По материалам Я. Л. Коломинского и Е.А. Панько).

Ну а теперь мы немного отдохнем и подумаем. Я предлагаю, разобрать ситуацию и решить какое преобладает  у девочки мышление. Зачитывается ситуация.

1 задание

Мама предложила дочке Нине (4 г. 5 мес.) решить задачу: «Летели 4 птички, сели на деревья. На каждое дерево села 1 птичка. Сколько было деревьев?»

 Нина задачу не решила. Тогда мама вырезала из бумаги птичек и деревья и снова предложила дочке решить задачу. Девочка решила задачу правильно.

  • Какую закономерность детского мышления отражает приведенный пример?
  • Как развивать мышление детей этого возраста?

Ответ

У Нины преобладает наглядно-действенное мышление: ей легче оперировать конкретными предметами, а не их образами.

Развивая мышление ребенка, следует предоставлять ему возможность действовать самому активно, постепенно подводя его к оперированию образами и понятиями.

2 задание

Надо разделиться на две группы и подойти к столу, у каждого свое задание

Цель: развитие наглядно – образного мышления

А)Дана фигура из 6 квадратов, надо убрать две палочки, так что бы осталось 4 квадрата.

Б)Дана фигура похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки, так что бы получилось 4 треугольника.

3задание

   Можно делать упражнения на скорость: выдать участникам семинара листы с нарисованными на них буквами "Ш" задача - как можно быстрее дорисовать к этим буквам новые элементы, так, чтобы получились узнаваемые образы. У одного человека все образы должны быть разными.. Буква "Ш", например, легко дорисовывается до окна с форточкой. У многих участников семинара этот образ, скорее всего будет. Если кто-то дорисовал эту букву, например, до пианино, этого человека можно похвалить.

Вот  так плавно мы перешли к речи, сейчас поговорим об этом психическом процессе.

  С помощью речи ребенок устанавливает взаимоотношения с детьми и взрослыми, передает информацию. Речь является главным средством общения. В речи выражаются результаты познания, решения мыслительных задач. Она выступает важнейшим орудием интеллектуальной деятельности.

   В формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем не сравнимую роль. Выполняя функцию общения ребёнка со взрослым, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребёнка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

  Онтогенетический путь речевого развития ребёнка, сначала в виде речевых реакций, претерпевает существенные изменения, которые относятся как к обогащению словарного запаса и совершенствованию структуры речи, так и к усложнению взаимодействия её с другими высшими психическими функциями .

   Таким образом, до определенного периода линии развития мышления и речи проходят как бы независимо друг от друга. Однако в период около двух лет «линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека… Ребенок как бы открывает символическую функцию речи». Однако «для того, чтобы «открыть» речь, надо мыслить». Начиная с того периода речь выполняет  интеллектуальную функцию, а мышление становится речевым.

Возрастные особенности речи

   К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной со взрослым деятельности.
Выделяют три периода в становлений коммуникативной функции слова.

В первом - главным компонентом ситуации выступает предмет: Ребенок тянется к нему, сопровождая действие мимическими и интонационно-выразительными эмоциональными компонентами, смысл которых -воздействовать на взрослого. Если попытки неудачны, то они могут перерастать в выражение неудовольствия, в плач.

Во втором периода главным компонентом ситуации становится взрослый. Ребенок переводят взгляд с предмета на взрослого и останавливается на последнем. Попытки достать предмет заменяются указательными жестами. Дети стремятся обратить внимание взрослого на свои попытки.

В третьем периоде центр ситуации переносится на слово, Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к артикуляции. Появляются первые попытки произнести слово, ребенок строит его артикуляционно-произносительный образ. Исчезают неадекватные речевые пробы. И малыш произносит требуемое слово - название предмета. При этом требуемое действие взрослого с предметом подразумевается.

   На втором году жизни появляется особая форма речи - ситуативная, понятная только в контексте конкретной ситуации, в которую включены собеседники. Это эмоциональная, отрывочная, дополняемая жестами и мимикой форма речи.
Ситуативная форма речи ребенка отражает ответы на вопросы взрослого и вопросы самого ребенка, выражает желания малыша, требования, предложения. Строится ситуативная речь как диалог, что связано с недостаточной самостоятельностью ребенка, неотделимостью его деятельности от деятельности взрослых.
В возрасте около 2 лет и особенно на третьем году жизни малыш по своей инициативе начинает отражать в речи все то, что он воспринимает. Возникает описательная речь. Теперь ребенок различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажем игры. Его поведение начинает подчиняться словесной инструкции взрослого, в связи с чем складываются элементы произвольности. На третьем году жизни малыш под влиянием инструкции взрослого может не только начать, но и затормозить действие, что создает новые возможности для его воспитания, и в частности для усвоения правил поведения.
Важнейшим достижением в развитии и понимании речи является овладение слушанием.

 В 3-3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда. В 4-5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение» включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Но такое обобщение по-прежнему строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими. Например, жадный - это тот, кто не делится игрушками, добрый - тот, кто не дерется. Моральные понятия привязаны к конкретной ситуации

     На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на основе сопоставления созвучных слов, что приводит к их ошибочным сближениям (горы - город, трава - отравитъ, деревья - деревня). То есть смысловое истолкование идет вслед за звуковым сопоставлением. Звуковой комплекс как бы освобождается от значения и выступает для ребенка с материальной точки зрения. Так же как овладение предметной деятельностью невозможно без освоения действий с предметами.

   Рассмотрим развитие функций речи у ребенка 6-7 лет. В дошкольном возрасте усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Слово фиксирует результат познавательной деятельности, закрепляя его в сознании ребенка. Ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Словесное рассуждение к 6-7 годам превращается в способ решения задач. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности.
  Дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач. Интеллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной.

  1. К 7 годам ребенок отделяет слово от обозначаемого им предмета и понимает его как абстрактную единицу.
    Таким образом, у дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В 5-7 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования (самостоятельно, выразительно передать содержание, поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы и пр.) и учит его, как их следует выполнять. Речь превращается в умственную интеллектуальную деятельностью

Упр:«Умение четко и ясно выражать свою мысль»

Девиз следующей нашей коммуникативной игры «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». «Одному из членов команды дается набор слов, написанный на листе бумаги. В течение двух минут он должен объяснить членам своей команды как можно больше слов, не называя их.

Детский сад                                                                                 Ералаш                                        

Занятие                                                                                      Физкультура                                                                              Портфолио                                                                               Педсовет                                                                              Экология                                                                                  Таблетка                                        

Воздушный шар                                                                       Конструктор                               

Дерево                                                                                        Пальма                                        

Яблоко                                                                                        Груша                                        

Лыжи                                                                                           Снегокат                                                                                    Диалог                                                                                       Монолог                                        

Звук                                                                                          Буква                                                

Дошкольник                                                                           Школьник                                        

Логопед                                                                                  Воспитатель                                

Аттестация                                                                            Президент                                        

План                                                                                        Хор                                                

ВЫВОД:

    Итак, что же главное в развитии мышление и речи ребенка в дошкольном  возраста? Говорит каждый участник семинара, вытягивая вопрос и отвечая на него.  

  1. Благодаря каким психическим процессам,  ребенок  начинает узнавать окружающий мир? (ощущение и восприятие)
  2. С помощью ощущений ребенок реагирует на многочисленные внешние воздействия —что это за воздействия (свет, тепло, холод, запах, вкус)
  3. ……….- процесс отражения в сознании ребенка целостных предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (восприятие)
  4. К чему приводит, незавершенность в развитии процесса восприятия у ребенка (ведет к задержке в развитии других познавательных процессов это мышление и речи).
  5. В каком возрасте речь становиться «интеллектуальной»,а мышление «речевым»? (примерно в 2 года)
  6. ……… - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью.

        (мышление)

  1.  Чему учится ребенок через предметно - действенное мышление?

(Ребенок постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.)

  1.  Что позволяет наглядно-образное мышление ребенку?

 (ребенок,  уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме).

  1. В каком возрасте словесно-логическое мышление  является ведущим?

(с 7-8 лет, у дошкольников не ведущие)

  1. ……… — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. (речь)
  2. Какая речь проявляется у ребенка в 2 года? (ситуативная, т.е. в зависимости от ситуации)
  3. Что у ребенка развивается в первую очередь – мышление, речь, восприятие?

(восприятие)

  1.  С какого возраста начинает развиваться наглядно-образное мышление? (с 3,5- 4 лет, ведущее до 6- 6,5 лет.)
  2. С какого возраста развивается наглядно- предметное? (с 2-3 и является ведущим до 4-5 лет)
  3. На основе ощущений, возникает следующий познавательный процесс, какой? (восприятие)

Литература

1.Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.2-е изд. - М.: Изд-во МПСИ, 2009.

2. Аллахвердов В. М. и др. Психология. – М.: Проспект, 2008. – 752с 

3.Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. – М.: Педагогика, 1990.

4.Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч.: в 6 т.М., 1982. Т.2.

5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Academia,  1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь как инструмент мышления, соотношение мышления и речи. Техника и приёмы общения

Данный материал составлен на основании книги Р.С.Немова "Общие основы психологии" (книга первая, стр. 323,519)....

Тема семинара: "Развитие творческого мышления и речи детей через современные технологии"

laquo;Развитие творческого мышления и речи детейчерез современные технологии» 2 СЛАЙД"Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,но его надо научить ориентироваться в совреме...

Семинар "Развитие логического мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста"

В содержание материала включено теоретическое обоснование вопроса, методы и приемы развития логического мышления и речи у детей старшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум "Правильная речь воспитателя- залог грамотной речи воспитанников"

Цель семинара-практикума:Цель: Повышение общей культуры педагогов. Повышение педагогическойкомпетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевойкультуры. Расширение знаний о значен...

Семинар-практикум "Монологическая речь. Виды и особенности монологической речи. Практикум по организации занятия по пересказу"

Документы, подтверждающие организацию и проведение семинара-практикума "Монологическая речь. Виды и особенности монологической речи. Практикум по организации занятия по пересказу"...

Взаимосвязь речи и мышления, их роль в развитии личности ребёнка. Игровые технологии как средство развития мышления и речи дошкольников.

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...

Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения как средство развития мышления и речи"

Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения как средство развития мышления и речи"...