Программа по развитию связной речи
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа по развитию связной речи для детей старшего дешкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по развитию связной речи
с использованием методов и приемов ТРИЗ
(для старшего дошкольного возраста)
Составила:
Воспитатель МБДОУ № 35
Чукманцева Ю.М
Нижнекамск 2015 год.
«В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить»
Ф.А.Сохин.
Пояснительная записка
Хорошая речь- важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности.
Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логичность и выразительность. Старший дошкольник учится излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно-следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения.
Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монологическая речь психологически более сложна. Для того, чтобы грамотно и интересно строить монолог дети должны овладеть необходимыми навыками и умениями. Таким образом, обозначилась цель программы, которая предполагает овладение детьми умением строить свои устные высказывания развернуто, логично и выразительно. Дети должны научится рассуждать, излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно – следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения.
В данной программе представлены различные формы работы по развитию связной речи это пересказы, драматизации литературных произведений, рассказывания по картинам, самостоятельное придумывание детьми загадок, сказок, рассказывание из личного опыта и многие другие.
Использование методов и приемов ТРИЗ в данной программе позволяют сделать занятия более «живыми», интересными, развивают креативное мышление ребенка, делают его активным участником процесса.
Занятия рассчитаны на детей 5-6 лет.
Срок реализации 1 год.
Работа ведется по подгруппам по 8-10 человек. Продолжительность занятий 20-25 минут. Рекомендуется проводить занятия по 2 – 3 раза в неделю.
Задачи:
1. Развивать образную речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения, фразеологизмы).
2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей
3. Развивать связную речь детей: пересказ произведений, творческое рассказывание (на тему предложенную воспитателем, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему), составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин, рассказов - загадок: по игрушкам, по предметам, по картинкам).
4. Развивать интонационную выразительность речи детей.
5. Развивать умственные способности детей
6. Развивать воображение и творческое мышление.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения дети должны научиться:
1. Самостоятельно образовывать предложения, строить сложные речевые конструкции, иметь богатый словарный запас;
2. Связно, последовательно, логично строить свои высказывания;
3. Без помощи воспитателя пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по предметам, картинам;
4. Уметь рассуждать, хорошо обосновывая выводы и заключения.
Перспективный план работы с детьми старшей группы по развитию речи.
Название занятия | Цель | Материал |
«На что похоже?» | Обучать детей составлению метафор, обогащать словарный запас. Развивать образную речь детей, познакомить детей со средствами художественной выразительности: эпитеты, сравнения. | Иллюстрации: радуга-коромысло, облака-корабли, солнце-колесо, самолет-птица. |
«Мой любимый герой» | Развивать навыки монологической речи, учить правильно строить предложения. | Рисунки детей героев сказок или рассказов. |
«Составление загадок об овощах» | Развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, правильно строить предложения. | Иллюстрации овощей, морфотаблицы. |
Рассматривание картины «Осень» | Развивать воображение детей используя прием «вхождения в картину», соблюдать логическую цепочку при изложении, учить правильно строить предложения. | Картина «Лето-Осень» С.А Куприянов |
Драматизация сказки «Ёж и заяц» | Развивать диалогическую речь. | Полумаски зайца и ежа |
«Закончи сказку» | Развивать воображение, творческое мышление, навыки монологической речи. | Иллюстрации к сказке «Зимовье зверей» |
Составление рифмованных текстов | Учить детей чувствовать художественную выразительность слова, формировать любовь к родному языку, его точности, меткости, образности. | Морфотаблицы, игрушки |
Заучивание стихотворения | Развивать интонационную выразительность речи, память. | Иллюстрация к стихотворению Е.Благининой «Посидим в тишине» |
Обучение творческому рассказыванию по картине (игра «Подзорная труба») | Развивать воображение, умение согласовывать части речи в роде, числе, падеже, правильно составлять предложения, учить выделять объекты, изображенные на картине. | Картина «Семья», подзорная труба. |
Составление описательных рассказов об игрушках | Учить выделять в предмете главное, выражать отношение к объекту, развивать навыки монологической речи. | Любимые игрушки детей, которые они принесли из дома. |
Чтение стихотворения в лицах | Развивать умение вести диалог, интонационную выразительность речи. | Стихотворение Ю.Владимирова «Чудаки». |
Интервью на тему «Моя семья» | Учить детей выражать свои мысли, отвечать на вопросы. | Микрофон |
Пересказ рассказа | Учить детей пересказывать произведение с опорой на наглядную модель. | Иллюстрации к рассказу Н. Носова «Живая шляпа». |
Игра «Фантазеры» | Развивать мышление, воображение, учить рассуждать при ответе на вопрос «А если бы?», правильно излагать свои мысли. | |
Составление загадок об игрушках | Развивать мышление, речевые навыки. | Игрушки |
«Зимушка-зима» | Учить детей составлять творческие рассказы на тему предложенную педагогом, развивать воображение, обогащать словарный запас. | Картина Левитана «Зимний пейзаж с мельницей» |
Игровые ситуации «В больнице», «В салоне сотовой связи», «В салоне красоты» | Обогащать словарный запас детей, развивать умение вести диалог. | Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Салон сотовой связи», «Салон красоты». |
Составление лимериков | Развивать воображение, учить находить рифмы к словам. | Иллюстрации к рассказу В. Катаева «Цветик – семицветик». |
Придумывание сказки | Развивать мышление, воображение, учить правильно, последовательно и связно выражать свои мысли. | Картинки животных, людей и предметов. |
Беседа-рассуждение на тему «Профессии» | Учить детей высказывать свои мысли, рассуждать, правильно строить предложения. | |
Рассказы из личного опыта | Учить детей связно, последовательно излагать свои мысли, согласовывать части речи в роде, числе, падеже. | |
Пересказ сказки «Царевна лягушка» | Учить детей пересказывать произведение с опорой на наглядную модель. | Иллюстрации к сказке «Царевна лягушка» |
Интервью на тему «Мой родной город» | Учить детей правильно задавать вопросы и отвечать на них, развивать интонационную выразительность речи. | Фотографии родного города |
Составление фантазийного коллективного рассказа на тему «Путешествие в страну смешариков» | Развивать воображение, учить детей договариваться друг с другом, обсуждать, правильно изъясняться. | Иллюстрации героев мультфильма «Смешарики» |
Фантазирование по картине | Развивать воображение, использовать прием «вхождения в картину», учить рассуждать при ответе на вопросы «Кто ты?», «Что ты видишь?», «Что слышишь?» | Картина Шишкина «Вид в окрестностях Петербурга» |
Литература
1. Кондрыкинская Л.А. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников/ Л. А. Кондрыкинская, Т.Н. Вострухина.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
2. Грамота. Литература и речь. Работа со школой: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» / Ред.-сост. О.Г.Жукова. – М.: Аркти, 2007.
3. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. 2-е изд./ О.С. Ушакова.- М.:ТЦ Сфера, 2008
4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004.
5. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Учр.: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
6. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников (Обучение сочинению сказок). – М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-188747-1448102552.jpg)
План-программа по развитию связной речи для детей с ОНР (первый год обучения старшая группа)
ВИДЫ РЕЧИ.Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопон...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/22/picture-867604-1619093838.jpg)
Программа саморазвития «Развитие связной речи у детей 5-го года жизни»
(Срок реализации: сентябрь 2014г. – май 2015г.)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/12/picture-915978-1492019580.jpg)
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «МИР СКАЗКИ»
Целью Программы «Мир сказки» является создание благоприятных условий для организации коррекционно-образовательного процесса по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недор...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1105368-1548012571.jpg)
Рабочая программа по развитию связной речи дошкольников "В гостях у сказки"
Рабочая программа по развитию связной речи младших дошкольников реализует образовательную область «Речевое развитие» Основной образовательной программы дошкольного образования, согласно ФГ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/11/picture-992224-1518335285.jpg)
Рабочая программа по развитию связной речи
Программа "Развитие связной речи детей" ориентирована на детей старшего дошкльного возраста и расчитатна на 2 года обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/02/picture-216288-1422888237.jpg)
«Программа по развитию связной речи дошкольника»
Данная Программа нацелена на развитие связной речи. Программа осуществляет коррекционно – прфилактические мероприятия, направленные на работу с нарушениями в развитии речи ребенка дошкольного во...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/01/picture-1213808-1580551634.jpg)
Программа саморазвития "Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы через использование метода мнемотехники"
quot;Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он долго будет напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету",- К.Д. Ушинский....