Программа по развитию связной речи
рабочая программа (старшая группа) на тему

Программа по развитию связной речи для детей старшего дешкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по развитию связной речи

с использованием методов и приемов ТРИЗ

(для старшего дошкольного возраста)

                                                                               Составила:

                                                                                   Воспитатель МБДОУ № 35

                                                                                  Чукманцева Ю.М

Нижнекамск 2015 год.

 «В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить»

Ф.А.Сохин.

Пояснительная записка

Хорошая речь- важнейшее условие разностороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании окружающей действительности.

Обучение связной речи – одна из наиболее сложных методических задач дошкольного воспитания и развития. К концу дошкольного возраста устные высказывания ребенка должны приобрести развернутость, логичность и выразительность. Старший дошкольник учится излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно-следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения.

Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Монологическая речь психологически более сложна. Для того, чтобы грамотно и интересно строить монолог дети должны овладеть необходимыми навыками и умениями. Таким образом, обозначилась цель программы, которая предполагает овладение детьми умением строить свои устные высказывания развернуто, логично и выразительно. Дети должны научится рассуждать, излагать свои мысли последовательно и грамматически правильно, интересно рассказывать, точно отражая причинно – следственные отношения между событиями окружающей жизни, хорошо обосновывая выводы и заключения. 

В данной программе представлены различные формы работы по развитию связной речи это пересказы, драматизации литературных произведений, рассказывания по картинам, самостоятельное придумывание детьми загадок, сказок, рассказывание из личного опыта и многие другие.

Использование методов и приемов ТРИЗ в данной программе позволяют сделать занятия более «живыми», интересными, развивают креативное мышление ребенка, делают его активным участником процесса.

Занятия рассчитаны на детей 5-6 лет.

Срок реализации 1 год.

Работа ведется по подгруппам по 8-10 человек. Продолжительность занятий 20-25 минут. Рекомендуется проводить занятия по 2 – 3 раза в неделю.

Задачи:

1. Развивать образную речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения, фразеологизмы).

2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей

3. Развивать связную речь детей: пересказ произведений, творческое рассказывание (на тему предложенную воспитателем, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему), составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин, рассказов - загадок: по игрушкам, по предметам, по картинкам).

4. Развивать интонационную выразительность речи детей.

5. Развивать умственные способности детей

6. Развивать воображение и творческое мышление.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения дети должны научиться:

1. Самостоятельно образовывать предложения, строить сложные речевые конструкции, иметь богатый словарный запас;

2. Связно, последовательно, логично строить свои высказывания;

3. Без помощи воспитателя пересказывать текст, придумывать новые эпизоды сказок, сочинять собственные, составлять описательные рассказы по предметам, картинам;

4. Уметь рассуждать, хорошо обосновывая выводы и заключения.

Перспективный план работы с детьми старшей группы по развитию речи.

Название занятия

Цель

Материал

«На что похоже?»

Обучать детей составлению метафор, обогащать словарный запас. Развивать образную речь детей, познакомить детей со средствами художественной выразительности: эпитеты, сравнения.

Иллюстрации: радуга-коромысло, облака-корабли, солнце-колесо, самолет-птица.

«Мой любимый герой»

Развивать навыки монологической речи, учить правильно строить предложения.

Рисунки детей героев сказок или рассказов.

«Составление загадок об овощах»

Развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, правильно строить предложения.

Иллюстрации овощей, морфотаблицы.

Рассматривание картины «Осень»

Развивать воображение детей используя прием «вхождения в картину», соблюдать логическую цепочку при изложении, учить правильно строить предложения.

Картина «Лето-Осень» С.А Куприянов

Драматизация сказки «Ёж и заяц»

Развивать диалогическую речь.

Полумаски зайца и ежа

«Закончи сказку»

Развивать воображение, творческое мышление, навыки монологической речи.

Иллюстрации к сказке «Зимовье зверей»

Составление рифмованных текстов

Учить детей чувствовать художественную выразительность слова, формировать любовь к родному языку, его точности, меткости, образности.

Морфотаблицы, игрушки

Заучивание стихотворения

Развивать интонационную выразительность речи, память.

Иллюстрация к стихотворению Е.Благининой «Посидим в тишине»

Обучение творческому рассказыванию по картине (игра «Подзорная труба»)

Развивать воображение, умение согласовывать части речи в роде, числе, падеже, правильно составлять предложения, учить выделять объекты, изображенные на картине.

Картина «Семья», подзорная труба.

Составление описательных рассказов об игрушках

Учить выделять в предмете главное, выражать отношение к объекту, развивать навыки монологической речи.

Любимые игрушки детей, которые они принесли из дома.

Чтение стихотворения в лицах

Развивать умение вести диалог, интонационную выразительность речи.

Стихотворение Ю.Владимирова «Чудаки».

Интервью на тему «Моя семья»

Учить детей выражать свои мысли, отвечать на вопросы.

Микрофон

Пересказ рассказа

Учить детей пересказывать произведение с опорой на наглядную модель.

Иллюстрации к рассказу Н. Носова «Живая шляпа».

Игра «Фантазеры»

Развивать мышление, воображение, учить рассуждать при ответе на вопрос «А если бы?», правильно излагать свои мысли.

Составление загадок об игрушках

Развивать мышление, речевые навыки.

Игрушки

«Зимушка-зима»

Учить детей составлять творческие рассказы на тему предложенную педагогом, развивать воображение, обогащать словарный запас.

Картина Левитана «Зимний пейзаж с мельницей»

Игровые ситуации «В больнице», «В салоне сотовой связи», «В салоне красоты»

Обогащать словарный запас детей, развивать умение вести диалог.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Салон сотовой связи», «Салон красоты».

Составление лимериков

Развивать воображение, учить находить рифмы к словам.

Иллюстрации к рассказу В. Катаева «Цветик – семицветик».

Придумывание сказки

Развивать мышление, воображение, учить правильно, последовательно и связно выражать свои мысли.

Картинки животных, людей и предметов.

Беседа-рассуждение на тему «Профессии»

Учить детей высказывать свои мысли, рассуждать, правильно строить предложения.

Рассказы из личного опыта

Учить детей связно, последовательно излагать свои мысли, согласовывать части речи в роде, числе, падеже.

Пересказ сказки «Царевна лягушка»

Учить детей пересказывать произведение с опорой на наглядную модель.

Иллюстрации к сказке «Царевна лягушка»

Интервью на тему «Мой родной город»

Учить детей правильно задавать вопросы и отвечать на них, развивать  интонационную выразительность речи.

Фотографии родного города

Составление фантазийного коллективного рассказа на тему «Путешествие в страну смешариков»

Развивать воображение, учить детей договариваться друг с другом, обсуждать, правильно изъясняться.

Иллюстрации героев мультфильма «Смешарики»

Фантазирование по картине

Развивать воображение, использовать прием «вхождения в картину», учить рассуждать при ответе на вопросы «Кто ты?», «Что ты видишь?», «Что слышишь?»

Картина Шишкина «Вид в окрестностях Петербурга»

Литература

1. Кондрыкинская Л.А. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников/ Л. А. Кондрыкинская, Т.Н. Вострухина.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.

2. Грамота. Литература и речь. Работа со школой: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» / Ред.-сост. О.Г.Жукова. – М.: Аркти, 2007.

3. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. 2-е изд./ О.С. Ушакова.- М.:ТЦ Сфера, 2008

4. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004.

5. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Учр.: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.

6. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников (Обучение сочинению сказок). – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа по развитию связной речи для детей с ОНР (первый год обучения старшая группа)

ВИДЫ РЕЧИ.Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопон...

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «МИР СКАЗКИ»

Целью Программы «Мир сказки» является создание благоприятных условий для организации коррекционно-образовательного процесса по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недор...

Рабочая программа по развитию связной речи дошкольников "В гостях у сказки"

Рабочая программа по развитию связной речи младших дошкольников реализует образовательную область «Речевое развитие» Основной образовательной программы дошкольного образования, согласно ФГ...

Рабочая программа по развитию связной речи

Программа "Развитие связной речи детей" ориентирована на детей старшего дошкльного возраста и расчитатна на 2 года обучения...

«Программа по развитию связной речи дошкольника»

Данная Программа нацелена на развитие связной речи. Программа осуществляет коррекционно – прфилактические мероприятия, направленные на работу с нарушениями в развитии речи ребенка дошкольного во...

Программа саморазвития "Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы через использование метода мнемотехники"

quot;Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он долго будет напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету",- К.Д. Ушинский....