План работы по самообразованию
материал

Петрова Алевтина Васильевна

Познавательно-исследовательская деятельность младших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

воспитателя Петровой Алевтины Васильевны группы № 4 младший возраст МБДОУ № 82.

Тема: Познавательно-исследовательская деятельность младших дошкольников.

 Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

     

Задачи:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.

Форма самообразования: индивидуальная.

Список изучаемой литературы:

  1. Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007
  2. Виноградова Н.Ф«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
  3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
  4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  6. Иванова А.ИМетодика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
  7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
  10.  Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  11.  Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
  12. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. −М.: Арена, 1994. −222 с.
  13.  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
  14.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
  15. Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.
  16. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  17. Материалы Интернет-сайтов.

Планирование работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки проведения

Практическая деятельность

2015-2016 учебный год

Диагностический этап. Изучение методической литературы по теме самообразования

Изучение познавательно-исследовательской деятельности как направления развития личности дошкольника

Сентябрь  (в течение года)

Памятка для родителей «Я познаю мир»

Составление плана работы

Октябрь

Перспективный план работы

Аттестация на первую категорию

Ноябрь - декабрь

Создание мини-сайта в ns-портале

Подготовка документации на аттестацию

Участие международных, федеральных конкурсах в интернет сайтах

Январь

Консультация для педагогов  «Организация и проведение экспериментов в младшей группе»

Изучение места детского  экспериментирования в предпочтениях детей. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой,  направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Февраль

Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание уголка экспериментирование  с объектами неживой природы

Март

Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Поиск интересной информации о явлениях природы на сайтах

Апрель

Папка-передвижка для родителей и детей «Хочу все знать»

Отчет по теме самообразования за 2015-2016 учебный год

Май

Выступление на педсовете

Выступление на медико-педагогическом совете

Июль

Инновационные формы взаимодействия педагогов в ДОУ с семьями раннего возраста»

2016-2017 учебный год

Прогностический этап. Определение целей и задач темы

Продолжать изучать литературы по теме самообразования

Сентябрь    (в течение года)

Консультация для родителей « Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка

Всероссийский дистанционный конкурс творческих работ дошкольников

Октябрь

Участие детей в конкурсах.

Взаимодействие с педагогами и специалистами           «Развитие творческих способностей средствами экспериментальной деятельности».

Ноябрь

Семинар-практикум для воспитателей

Курс повышения квалификации воспитателей

Декабрь

Удостоверение о повышения квалификации

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Январь

Консультация для воспитателей по обмену опытом

Изучение опыта по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, периодической печати)

Февраль

Открытый показ. НОД « Путешествие с капелькой» для воспитателей детского сада №82

Март

Памятка для родителей  «Чего нельзя Что нужно для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Проведение родительского собрания

Апрель

Мастер класс «Игры с водой»

Отчет по теме самообразования за 2016-2017 учебный год

Май

Выступление на педсовете

Июнь-Август

Консультация для родителей «Чем занять ребенка летом?»(игры с песком и водой в домашних условиях)

2017-2018 учебный год

Практический этап. Внедрение опыта работы

Изучение методики Л.А, Венгера

Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка

Сентябрь    ( в течение года)

Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования

Использование художественной литературы познавательно-исследовательской деятельности

Октябрь

Открытый показ. НОД «Умоем куклу»

Распространение опыта работы по теме самообразования. Публикации на сайтах. в журналах

Ноябрь

Фотоотчет, фото выставка .

Декабрь

Изучение структуры создания проекта «Проект как метод обучения»

Январь

Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»

Создание проекта с детьми «Тонет – не тонет»

Февраль

Март

Разработка, проведение, оформление выводов, итогов проекта

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Апрель

Мини проект «Чудесная кладовая» Работа с детьми

Отчет по теме самообразования за 2017-2018 учебный год

Май

Выступление на педсовете

Участие международных, федеральных конкурсах в интернет сайтах

Июнь-Август

Консультация  для родителей «Солнце, воздух, и вода- наши лучшие друзья!»

2018-2019 учебный год

Практический  этап. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.

Продолжать изучать литературы по теме самообразования

Сентябрь  (в течение года)

Консультация для родителей «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка».

Создание и копилки опытов и экспериментов «Шаг за шагом»

Октябрь

Составление картотек опытов, экспериментов, игр

Участие международных, федеральных конкурсах в интернет сайтах  INET

Ноябрь

Публикации статьи

Открытое занятие для педагогов на методическом объединении воспитателей

Декабрь

Тема «Сыпется – не сыпется»

Участие в международной конференции

Январь

Подготовка статьи, выступление

Подбор литературы и материалов для экспериментов с песком

Февраль

Открытый показ КМО. НОД «Песочная страна»

 Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

Март

Беседа, рассуждение, умозаключение. Деловая игра «Аукцион идей».

Изучение опыта по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, периодической печати

Апрель

Показ проекта в виде презентации «Нам водичка добрый друг» воспитателям ДОУ

Отчет по теме самообразования за 2018-2019 учебный год

Май

Отчет о проделанной работе по  самообразованию  в виде презентации

2019-2020 учебный год

Обобщающий этап. Подведение итогов

Продолжать изучать литературы по теме самообразования

Сентябрь  (в течение года)

Консультация для родителей «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка».

Аттестация на высшую категорию

Октябрь-декабрь

 Подготовка документации, работа в мини-сайте

Курс повышения квалификации воспитателей

Декабрь

Удостоверение о повышения квалификации

Изучение опыта по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, периодической печати

Январь

Февраль

Открытый показ НОД «Мокрый праздник» (центр воды и песка).

Распространение опыта работы для родителей

Март

Открытый показ – обобщающее занятие

Самоанализ по изучаемым темам.

Апрель

Мониторинг по теме самообразования

Оценка знаний по изучаемым темам

Май

Прогноз на будущее

 



Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

воспитателя Петровой Алевтины Васильевны группы № 9 старший возраст МБДОУ № 82.

Тема: Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников.

Цель:

- создавать условия для исследовательской активности детей;

- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

  

 Задачи:

  • помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
  • изучить методическую литературу по данной теме;
  • помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
  •  развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  • стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  •  способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.

Форма самообразования: индивидуальная.

Список изучаемой литературы:

* Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе, Вентана-Граф, 2007 г

*Н.А. Короткова – Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.

*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников

*Ребёнок в мире поиска программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.

*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения младших дошкольников.

*Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.

*О.В. Дыбина – Неизвестное рядом. *Опыты и эксперименты для дошкольников.

*Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

*Изучение методики Л.А, Венгера

Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

* Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.

* Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.

* Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.

* Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

* Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

* Интернет ресурсы

Этапы реализации программы самообразования.

Этапы

Сроки проведения

Содержание работы

Практическая деятельность

Диагностический этап. Изучение методической литературы по теме самообразования

Сентябрь – май 2019-2020.

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. –

Волгоград: Учитель, 2009.

Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме.

ноябрь

Составление плана работы

Перспективный план работы

Сентябрь-май

Участие международных, федеральных конкурсах в интернет сайтах

Консультация для педагогов  «Организация и проведение экспериментов в старшей группе»

декабрь

Изучение места детского  экспериментирования в предпочтениях детей. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой,  направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

январь

Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание уголка экспериментирование  с объектами неживой природы

Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Сентябрь-май

Поиск интересной информации о явлениях природы на сайтах

Папка-передвижка для родителей и детей «Хочу все знать»

май

Отчет по теме самообразования за 2019-2020 учебный год

Выступление на педсовете

2020-2021 учебный год

Прогностический этап. Определение целей и задач темы

В течение года

Продолжать изучать литературы по теме самообразования

Консультация для родителей « Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка

Октябрь-май

Всероссийский дистанционный конкурс творческих работ дошкольников

Участие детей в конкурсах.

январь

Взаимодействие с педагогами и специалистами           «Развитие творческих способностей средствами экспериментальной деятельности».

Семинар-практикум для воспитателей

Январь -май

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

февраль

Изучение опыта по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, периодической печати)

Открытый показ. ООД ««Соль и его свойства. Рисуем солью»» для воспитателей детского сада №82

май

Проведение родительского собрания

Мастер класс «Игры с водой»

май

Отчет по теме самообразования за 2020-2021 учебный год

Выступление на педсовете

2022– 2023 учебный год

Практический этап. Внедрение опыта работы .

Работа с детьми в старшей группе

Сентябрь

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

Сентябрь  ( в течение года)

Изучение методики Л.А, Венгера

Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка

Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования

октябрь

Использование художественной литературы познавательно-исследовательской деятельности

Открытый показ. ООД «Мыльные секреты»

Ноябрь.

Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе.

Опыты с водой. Свойство воды

декабрь

Распространение опыта работы по теме самообразования. Публикации на сайтах. в журналах

Фотоотчет, фото выставка .

январь

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

февраль

Изучение структуры создания проекта «Проект как метод обучения»

Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»

Март

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом

Апрель

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с родителями.

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание

«Центра экспериментирования»  

Октябрь

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Газета для любознательных родителей

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

2023– 2024 учебный год

Практический  этап. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Работа с детьми

Сентябрь - май

Продолжать изучать литературы по теме самообразования

Консультация для родителей «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка».

октябрь

Создание и копилки опытов и экспериментов «Шаг за шагом»

Составление картотек опытов,э кспериментов, игр

ноябрь

Открытое занятие для педагогов на методическом объединении воспитателей

Тема «Путешествие в  волшебный город»

декабрь

Участие в международной конференции

Подготовка статьи, выступление

январь

Подбор литературы и материалов для экспериментов с песком

Открытый показ КМО. ООД «Волшебница вода»

март

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

Беседа, рассуждение, умозаключение. Деловая игра «Аукцион идей».

апрель

Изучение опыта по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, периодической печати

Показ проекта в виде презентации «» воспитателям ДОУ

апрель

Курс повышения квалификации воспитателей

Удостоверение о повышения квалификации

май

Отчет по теме самообразования за 2023-2024 учебный год

Отчет о проделанной работе по  самообразованию  в виде презентации

Ноябрь

«Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – весами.

Тематическое занятие «Волшебные весы»

Январь

«Что, зачем и почему?» Изучение метода игрового проблемного обучения

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения

Март

«Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов»

Проведение опытов на занятиях и в свободное время  

Май

«Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка

Работа с родителями

Октябрь

Привлечение родителей к обогащению  «Центра экспериментирования», собрать природный материал.

 Дополнить и обновить имеющийся материал.

Декабрь

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

Анкетирование родителей.

Март

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования .

Памятки для родителей «Я познаю мир»

2024 – 2025 учебный год.

Работа с детьми в подготовительной к школе группе  

Январь-май

«Эксперимент,  как метод обучения»

Создание проектов. Изучение структуры создания проекта. Самостоятельное экспериментирование детей.  

Работа с родителями.

Сентябрь

Привлечение родителей к обогащению  «Центра экспериментирования», собрать природный материал.

Дополнить и обновить имеющийся материал.

Декабрь

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Совместное создание памятки для родителей.

Май

«Вот какие молодцы!»

Оформление выставки детских работ, проектов и фото – отчетов результатов экспериментов

2025-2026 учебный год

Обобщающий этап. Подведение итогов

Самореализация

Сентябрь  (в течение года)

Продолжать изучать литературы по теме самообразования

Консультация для родителей «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка».

Октябрь-декабрь

Аттестация на высшую категорию

 Подготовка документации, работа в мини-сайте

Январь

Февраль

Изучение опыта по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, периодической печати

Открытый показ НОД «Мокрый праздник» (центр воды и песка).

Март

Распространение опыта работы для родителей

Открытый показ – обобщающее занятие

Апрель

Самоанализ по изучаемым темам.

Мониторинг по теме самообразования

Май

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее

В течении всего периода

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.

Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет.

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка».

Выступление на педагогическом совете.

Деловая игра «Аукцион идей»

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педагогическом совете.

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Вывод:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...