План работы по самообразованию
материал
Познавательно-исследовательская деятельность младших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы по самообразованию | 38.92 КБ |
plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2020god.docx | 34.15 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
воспитателя Петровой Алевтины Васильевны группы № 4 младший возраст МБДОУ № 82.
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность младших дошкольников.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.
Форма самообразования: индивидуальная.
Список изучаемой литературы:
- Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. М.: Творческий Центр Сфера 2007
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
- Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. −М.: Арена, 1994. −222 с.
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
- Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997.
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
- Материалы Интернет-сайтов.
Планирование работы по самообразованию
Этапы | Содержание работы | Сроки проведения | Практическая деятельность |
2015-2016 учебный год | |||
Диагностический этап. Изучение методической литературы по теме самообразования | Изучение познавательно-исследовательской деятельности как направления развития личности дошкольника | Сентябрь (в течение года) | Памятка для родителей «Я познаю мир» |
Составление плана работы | Октябрь | Перспективный план работы | |
Аттестация на первую категорию | Ноябрь - декабрь | Создание мини-сайта в ns-портале | |
Подготовка документации на аттестацию | |||
Участие международных, федеральных конкурсах в интернет сайтах | Январь | Консультация для педагогов «Организация и проведение экспериментов в младшей группе» | |
Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. | Февраль | Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками» | |
Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание уголка экспериментирование с объектами неживой природы | Март | Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | |
Поиск интересной информации о явлениях природы на сайтах | Апрель | Папка-передвижка для родителей и детей «Хочу все знать» | |
Отчет по теме самообразования за 2015-2016 учебный год | Май | Выступление на педсовете | |
Выступление на медико-педагогическом совете | Июль | Инновационные формы взаимодействия педагогов в ДОУ с семьями раннего возраста» | |
2016-2017 учебный год | |||
Прогностический этап. Определение целей и задач темы | Продолжать изучать литературы по теме самообразования | Сентябрь (в течение года) | Консультация для родителей « Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка |
Всероссийский дистанционный конкурс творческих работ дошкольников | Октябрь | Участие детей в конкурсах. | |
Взаимодействие с педагогами и специалистами «Развитие творческих способностей средствами экспериментальной деятельности». | Ноябрь | Семинар-практикум для воспитателей | |
Курс повышения квалификации воспитателей | Декабрь | Удостоверение о повышения квалификации | |
Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» | Январь | Консультация для воспитателей по обмену опытом | |
Изучение опыта по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, периодической печати) | Февраль | Открытый показ. НОД « Путешествие с капелькой» для воспитателей детского сада №82 | |
Март | Памятка для родителей «Чего нельзя Что нужно для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | ||
Проведение родительского собрания | Апрель | Мастер класс «Игры с водой» | |
Отчет по теме самообразования за 2016-2017 учебный год | Май | Выступление на педсовете | |
Июнь-Август | Консультация для родителей «Чем занять ребенка летом?»(игры с песком и водой в домашних условиях) | ||
2017-2018 учебный год | |||
Практический этап. Внедрение опыта работы | Изучение методики Л.А, Венгера Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка | Сентябрь ( в течение года) | Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования |
Использование художественной литературы познавательно-исследовательской деятельности | Октябрь | Открытый показ. НОД «Умоем куклу» | |
Распространение опыта работы по теме самообразования. Публикации на сайтах. в журналах | Ноябрь | Фотоотчет, фото выставка . | |
Декабрь | |||
Изучение структуры создания проекта «Проект как метод обучения» | Январь | Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения» | |
Создание проекта с детьми «Тонет – не тонет» | Февраль Март | Разработка, проведение, оформление выводов, итогов проекта | |
Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» | Апрель | Мини проект «Чудесная кладовая» Работа с детьми | |
Отчет по теме самообразования за 2017-2018 учебный год | Май | Выступление на педсовете | |
Участие международных, федеральных конкурсах в интернет сайтах | Июнь-Август | Консультация для родителей «Солнце, воздух, и вода- наши лучшие друзья!» | |
2018-2019 учебный год | |||
Практический этап. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. | Продолжать изучать литературы по теме самообразования | Сентябрь (в течение года) | Консультация для родителей «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка». |
Создание и копилки опытов и экспериментов «Шаг за шагом» | Октябрь | Составление картотек опытов, экспериментов, игр | |
Участие международных, федеральных конкурсах в интернет сайтах INET | Ноябрь | Публикации статьи | |
Открытое занятие для педагогов на методическом объединении воспитателей | Декабрь | Тема «Сыпется – не сыпется» | |
Участие в международной конференции | Январь | Подготовка статьи, выступление | |
Подбор литературы и материалов для экспериментов с песком | Февраль | Открытый показ КМО. НОД «Песочная страна» | |
Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности | Март | Беседа, рассуждение, умозаключение. Деловая игра «Аукцион идей». | |
Изучение опыта по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, периодической печати | Апрель | Показ проекта в виде презентации «Нам водичка добрый друг» воспитателям ДОУ | |
Отчет по теме самообразования за 2018-2019 учебный год | Май | Отчет о проделанной работе по самообразованию в виде презентации | |
2019-2020 учебный год | |||
Обобщающий этап. Подведение итогов | Продолжать изучать литературы по теме самообразования | Сентябрь (в течение года) | Консультация для родителей «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка». |
Аттестация на высшую категорию | Октябрь-декабрь | Подготовка документации, работа в мини-сайте | |
Курс повышения квалификации воспитателей | Декабрь | Удостоверение о повышения квалификации | |
Изучение опыта по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, периодической печати | Январь Февраль | Открытый показ НОД «Мокрый праздник» (центр воды и песка). | |
Распространение опыта работы для родителей | Март | Открытый показ – обобщающее занятие | |
Самоанализ по изучаемым темам. | Апрель | Мониторинг по теме самообразования | |
Оценка знаний по изучаемым темам | Май | Прогноз на будущее |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
воспитателя Петровой Алевтины Васильевны группы № 9 старший возраст МБДОУ № 82.
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников.
Цель:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Задачи:
- помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
- изучить методическую литературу по данной теме;
- помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- способствовать воспитанию самостоятельности, развитию.
Форма самообразования: индивидуальная.
Список изучаемой литературы:
* Виноградова Н.Ф. Рассказы-загадки о природе, Вентана-Граф, 2007 г
*Н.А. Короткова – Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.
*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения дошкольников
*Ребёнок в мире поиска программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста.
*А.И. Савенков – Методика исследовательского обучения младших дошкольников.
*Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова – Организация сюжетной игры в детском саду.
*О.В. Дыбина – Неизвестное рядом. *Опыты и эксперименты для дошкольников.
*Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
*Изучение методики Л.А, Венгера
Л.Н. Прохоровой «Выбор деятельности» направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.
* Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990.
* Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. -№ 1.
* Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду.
* Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
* Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
* Интернет ресурсы
Этапы реализации программы самообразования.
Этапы | Сроки проведения | Содержание работы | Практическая деятельность | |
Диагностический этап. Изучение методической литературы по теме самообразования | Сентябрь – май 2019-2020. | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Подбор, изучение и анализ методической литературы по данной теме. | |
ноябрь | Составление плана работы | Перспективный план работы | ||
Сентябрь-май | Участие международных, федеральных конкурсах в интернет сайтах | Консультация для педагогов «Организация и проведение экспериментов в старшей группе» | ||
декабрь | Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей. Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н.Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. | Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками» | ||
январь | Создание предметно-развивающей среды. Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание уголка экспериментирование с объектами неживой природы | Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | ||
Сентябрь-май | Поиск интересной информации о явлениях природы на сайтах | Папка-передвижка для родителей и детей «Хочу все знать» | ||
май | Отчет по теме самообразования за 2019-2020 учебный год | Выступление на педсовете | ||
2020-2021 учебный год | ||||
Прогностический этап. Определение целей и задач темы | В течение года | Продолжать изучать литературы по теме самообразования | Консультация для родителей « Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка | |
Октябрь-май | Всероссийский дистанционный конкурс творческих работ дошкольников | Участие детей в конкурсах. | ||
январь | Взаимодействие с педагогами и специалистами «Развитие творческих способностей средствами экспериментальной деятельности». | Семинар-практикум для воспитателей | ||
Январь -май | Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» | Консультация для воспитателей по обмену опытом | ||
февраль | Изучение опыта по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, периодической печати) | Открытый показ. ООД ««Соль и его свойства. Рисуем солью»» для воспитателей детского сада №82 | ||
май | Проведение родительского собрания | Мастер класс «Игры с водой» | ||
май | Отчет по теме самообразования за 2020-2021 учебный год | Выступление на педсовете | ||
2022– 2023 учебный год | ||||
Практический этап. Внедрение опыта работы . Работа с детьми в старшей группе | Сентябрь | Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. | Опыты с песком и глиной. | |
Сентябрь ( в течение года) | Изучение методики Л.А, Венгера Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка | Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования | ||
октябрь | Использование художественной литературы познавательно-исследовательской деятельности | Открытый показ. ООД «Мыльные секреты» | ||
Ноябрь. | Исследование свойств воды во время игровой деятельности на прогулке и в группе. | Опыты с водой. Свойство воды | ||
декабрь | Распространение опыта работы по теме самообразования. Публикации на сайтах. в журналах | Фотоотчет, фото выставка . | ||
январь | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом. | ||
февраль | Изучение структуры создания проекта «Проект как метод обучения» | Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения» | ||
Март | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | Опыты с магнитом | ||
Апрель | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». | ||
Работа с родителями. | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | Создание «Центра экспериментирования» | |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Газета для любознательных родителей | ||
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи». | ||
2023– 2024 учебный год | ||||
Практический этап. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности Работа с детьми | Сентябрь - май | Продолжать изучать литературы по теме самообразования | Консультация для родителей «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка». | |
октябрь | Создание и копилки опытов и экспериментов «Шаг за шагом» | Составление картотек опытов,э кспериментов, игр | ||
ноябрь | Открытое занятие для педагогов на методическом объединении воспитателей | Тема «Путешествие в волшебный город» | ||
декабрь | Участие в международной конференции | Подготовка статьи, выступление | ||
январь | Подбор литературы и материалов для экспериментов с песком | Открытый показ КМО. ООД «Волшебница вода» | ||
март | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности | Беседа, рассуждение, умозаключение. Деловая игра «Аукцион идей». | ||
апрель | Изучение опыта по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, периодической печати | Показ проекта в виде презентации «» воспитателям ДОУ | ||
апрель | Курс повышения квалификации воспитателей | Удостоверение о повышения квалификации | ||
май | Отчет по теме самообразования за 2023-2024 учебный год | Отчет о проделанной работе по самообразованию в виде презентации | ||
Ноябрь | «Приборы – помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами – весами. | Тематическое занятие «Волшебные весы» | ||
Январь | «Что, зачем и почему?» Изучение метода игрового проблемного обучения | Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения | ||
Март | «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов» | Проведение опытов на занятиях и в свободное время | ||
Май | «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы | Папка-передвижка | ||
Работа с родителями | Октябрь | Привлечение родителей к обогащению «Центра экспериментирования», собрать природный материал. | Дополнить и обновить имеющийся материал. | |
Декабрь | Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. | Анкетирование родителей. | ||
Март | Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования . | Памятки для родителей «Я познаю мир» | ||
2024 – 2025 учебный год. | ||||
Работа с детьми в подготовительной к школе группе | Январь-май | «Эксперимент, как метод обучения» | Создание проектов. Изучение структуры создания проекта. Самостоятельное экспериментирование детей. | |
Работа с родителями. | Сентябрь | Привлечение родителей к обогащению «Центра экспериментирования», собрать природный материал. | Дополнить и обновить имеющийся материал. | |
Декабрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Совместное создание памятки для родителей. | ||
Май | «Вот какие молодцы!» | Оформление выставки детских работ, проектов и фото – отчетов результатов экспериментов | ||
2025-2026 учебный год | ||||
Обобщающий этап. Подведение итогов Самореализация | Сентябрь (в течение года) | Продолжать изучать литературы по теме самообразования | Консультация для родителей «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка». | |
Октябрь-декабрь | Аттестация на высшую категорию | Подготовка документации, работа в мини-сайте | ||
Январь Февраль | Изучение опыта по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, периодической печати | Открытый показ НОД «Мокрый праздник» (центр воды и песка). | ||
Март | Распространение опыта работы для родителей | Открытый показ – обобщающее занятие | ||
Апрель | Самоанализ по изучаемым темам. | Мониторинг по теме самообразования | ||
Май | Оценка знаний по изучаемым темам | Прогноз на будущее | ||
В течении всего периода | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет. | ||
Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Выступление на педагогическом совете. | |||
Деловая игра «Аукцион идей» | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности | |||
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педагогическом совете. | |||
Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» |
Вывод:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Если мотивация выстроена правильно, то положительные результаты обязательно будут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
План по самообразованию...
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитателя:Симоновой А.В. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 лет».
Перспективный план работы по самообразованию на 2013-2914г. Воспитат...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»
материал будет полезен для воспитателей подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...