Игры-экспериментирования с водой для детей среднего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Бевз Майя Антоновна

Экспериментальная деятельность для детей среднего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры-экспериментирования  с водой для детей среднего дошкольного возраста.

Цель:

способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;

Задачи:

1.расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

2.развивать у детей представления о химических свойствах веществ;

3.развивать у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

4.развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

5.развивать у детей умственные способности;

6.формировать способы познания путём сенсорного анализа;

7.воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, самоконтроль, саморегуляцию своих действий;

1 опыт

Тема: "Прозрачная вода"

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес)

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

Ход опыта:

Воспитатель: -Ребята к нам в гости пришла капелька. Как выдумаете кто такая Капелька?

Дети:- Жидкость.

Воспитатель: -Давайте посмотрим с чем она любит играть.

У меня на столе две банки, обе закрыты крышками. Какие эти банки? Прозрачные или нет?

Дети: - Непрозрачные.

Воспитатель: -Можем мы узнать что в банках не открывая их?

Дети:-Нет.

Воспитатель: -Мы можем взять каждую банку и определить одинаковы ли они по весу.

Дети: - Одна банка легкая, а другая тяжёлая.

Воспитатель: -Давайте откроем банки и посмотрим что там. Одна

Дети: -Одна банка пустая, поэтому лёгкая, другая наполнена водой .поэтому она тяжёлая.

Воспитатель: -Как вы догадались, что это вода?

Дети: -Она льётся.

Воспитатель: -Какого она цвета?

Дети:  -Прозрачная.

Воспитатель: -Чем пахнет?

Дети: -Без запаха.

 Воспитатель: -А какой вес?

Дети: -Чем больше воды , тем тяжелее.

Воспитатель: -Давайте заполним стеклянную банку водой, для этого будем использовать разные ёмкости.

Воспитатель: -Чем удобнее наливать?

Дети: -Маленьким ковшиком с носиком.

Воспитатель: -Что мы делаем с водой?

Дети: -Переливаем , наливаем воду.

Воспитатель: -Что делает вода?

Дети: -Льётся.

Воспитатель: -Послушайте, как она льётся. Какой слышится звук?

Дети:  -ответы детей.

Воспитатель: -А теперь давайте поиграем в игру " Узнай и назови" (Рассматривание картинок через банку)

Почему так хорошо видно?

Дети: -Вода прозрачная.

Воспитатель: -Что мы узнали о воде?

Дети: -Вода прозрачная , без запаха, льётся, имеет вес.

2 опыт

Тема:"Вода принимает форму"

Цель: выявить то , что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы: воронки, узкий высокий стакан , округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой , подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

Ход опыта:

(перед детьми - таз с водой и различные сосуды)

Воспитатель: -Ребята, по дороге в садик я встретила  Галчонка Любознайку. Он мне рассказал, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: "Может ли вода иметь какую-то форму? Как это проверить?

Дети: -не может.

Воспитатель: - А я вами не согласна. Как это проверить?

Дети: -провести эксперимент.

Воспитатель: -На столе у нас разные сосуды. Какой они формы?

Дети: -разной.

Воспитатель: -Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?

Дети: -ковшиком через воронку.

Воспитатель: -Давайте нальём в каждый сосуд по два ковшика.

Дети: -наливают самостоятельно

Воспитатель: -Давайте посмотрим и определим, одинаковое ли количество воды в разных сосудах.

Дети: - разное.

Воспитатель: -Но мы же наливали в каждый сосуд по два ковшика. Почему так кажется?

Дети: -Все сосуды разные по форме, а вода принимает форму того сосуда, в который налита.

Воспитатель: -Давайте зарисуем полученные результаты на листах бумаги.

Дети: ( закрашивают  различные сосуды)

Воспитатель: - Что мы нового узнали о воде?

Дети: -Когда воду наливают в какой-нибудь сосуд , то она принимает форму того сосуда, в который налита.

Воспитатель: -Теперь Галчонок Любознайка может рассказать о наших опытах своим друзьям. Давайте попрощаемся с Галчонком, и пригласим его ещё в гости, если он захочет что-то узнать.

Дети: - до свидания!

3 опыт

Тема: "Водяная мельница"

Цель: дать представление о том, вода может приводить в движение другие предметы.

Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей.

Ход опыта:

Воспитатель: -Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Дед Знай.

Дед Знай: -Ребята, а знаете ли вы для чего нужна людям вода?

Дети: все живые организмы не могут существовать без воды, они погибают.

Дед Знай: -Какие свойства воды вы знаете?

Дети:   она прозрачная, бесцветная, текучая, без запаха, принимает любую форму, в которую её налить, может замерзать.

Дед Знай: - А как вы думаете, может ли вода заставить работать другие предметы?

Дети: (ответы детей)

Дед Знай: -Ребята, посмотрите что у меня в руках. (показывает водяную мельницу)Что это?

Дети: водяная мельница.

Дед Знай: - Как заставить водяную мельницу работать?

Дети: нужно лить воду.

(Дети надевают фартуки , берут кувшин с водой  в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляю струю воды на центр лопасти)

Дед Знай: - Что мы видим?

Дети: мельница движется

Дед Знай: -Почему мельница движется, что её приводит в движение?

Дети: вода приводит мельницу в движение

Дед Знай: -Чем больше будет мельница, тем больше нужно будет воды.

4 опыт

Тема: "Звенящая вода"

Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Материалы: поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-"удочки"с ниткой, на конце которой закреплён пластмассовый шарик.

Ход опыта:

Воспитатель: -Ребята, посмотрите что у меня на столе.

Дети: два бокала с водой.

Воспитатель: - Могут ли эти бокалы звучать?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: - Бокалы могут звучать. Как заставить  бокалы звучать?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: -Давайте постучим  пальчиком, предметами, которые находятся у вас на столе. Какой звук?

Дети: Глухой.

Воспитатель: - как сделать звук звонче?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: -Давайте попробуем услышать звук, используя палочки с шариком на конце

Дети: звонкий.

Воспитатель: -Одинаковый ли получается звук?

Дети: одинаковый

Воспитатель: - Потому что в бокалах одинаковое количество воды. А сейчас мы отольём и дольём воды в стаканы. Проверим звучание.

Дети: разное.

Воспитатель: -Что влияет на звон?

Дети: количество воды.

Воспитатель: - Раз у нас звучащие бокалы, давайте попробуем сочинить мелодию.

5 опыт

Тема: "Замёрзшая вода"

Цель: познакомить со свойствами льда; выявить, что лёд - твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды;

Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга;

Ход опыта:

Воспитатель: -Ребята, мы уже много знаем о свойствах воды. Давайте вспомним эти свойства.

Дети: -вода прозрачная, без запаха, имеет вес,  принимает форму того сосуда, в котором находится, льётся.

Воспитатель: -Ребята , а может ли вода быть твёрдой?

Дети: -может.

Воспитатель: -Что произойдёт с водой , если её сильно охладить?

Дети: - вода превратится в лёд.

Воспитатель: -Давайте рассмотрим кусочки льда. Чем лёд отличается от воды?

Дети: -лёд твёрдый.

Воспитатель: - Можно ли лёд лить , как воду? Давайте попробуем это сделать.

Дети: -лёд не льётся.

Воспитатель: - Какой формы лёд?

Дети: -разной .

Воспитатель:  -Лёд сохраняет форму того предмета , в котором вода замёрзла. Всё ,что сохраняет свою форму , как лёд, называется твёрдым веществом.   А как вы думаете плавает ли лёд?

Дети: - ответы детей.

Воспитатель: -Давайте понаблюдаем за тем , плавает ли лёд.

Дети:  (кладут лёд в воду) Лёд плавает.

Воспитатель: - Какая часть льда плавает?

Дети: -верхняя.

Воспитатель: -В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами. (Картинка) Над поверхностью видна только верхушка айсберга ,потому что сам айсберг состоит из пресной воды, а в море вода солёная .поэтому он не тонет. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.

Воспитатель: -А теперь давайте посмотрим на лёд , который мы положили в воду. Что произошло?

Дети: - лёд растаял.

Воспитатель: -Почему лёд растаял?

Дети: -потому что в комнате тепло.

Воспитатель: -Во что превратился лёд?

Дети:  -превратился в воду.

Воспитатель: -Из чего состоит лёд?

Дети: - из воды.

Воспитатель: -А теперь поиграйте с льдинками самостоятельно.

Воспитатель: -Что мы узнали про лёд?

Дети:  -Лёд - твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

6 опыт

Тема:" Тающий лёд"

Задачи: определить , что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.

Ход опыта:

Воспитатель: -Ребята, посмотрите кто к нам опять сегодня пришёл.

Дети: Это  Дед Знай.

Воспитатель: -Он сегодня хочет поиграть со льдом. Он предлагает отгадать, где быстрее растает лёд - в миске с холодной водой или в миске с горячей водой.

Дети:  в горячей воде быстрее растает лёд.

Воспитатель: -Почему вы так думаете?

Дети:  лёд - это твёрдое вещество, которое состоит из воды и замерзает при низкой температуре. А при высокой температуре лёд тает.

Воспитатель: -А теперь посмотрите на поднос. Что там лежит?

Дети:  там лежат разноцветные льдинки.

Воспитатель: -Как они стали разноцветными, если мы знаем что лёд прозрачный.

Дети:  перед тем, как заморозить воду ,её нужно подкрасить красками.

Воспитатель: - А как на льдинках держатся верёвочки?

Дети:  они примёрзли к льдинкам.

Воспитатель: -Давайте попробуем сделать разноцветные льдинки своими руками. Для этого нужно выбрать формочку , ниточку, краску. Закрашиваем воду понравившейся краской, выливаем в формочку, кладём в воду ниточку и выносим формочки на холод.

Дети:  а как долго будут замораживаться наши льдинки?

Воспитатель: -Чем сильнее мороз, тем быстрее замёрзнут наши фигурки.

Воспитатель: -Вот наши фигурки и замёрзли. Сможем ли мы их оставить в группе?

Дети:  нет.

Воспитатель: -Почему?

Дети:  в группе тоже тепло.

Воспитатель: -Значит мы можем вынести льдинки на улицу и повесить их на кустики или низкое деревце. Мы сможем наблюдать за ними , когда будем гулять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Волшебница Вода" (для детей среднего дошкольного возраста)

Конспект заянятия для детей средней группы, реализующего задачи из раазных образовательных областей. Таким образом его можно отнести к интегрированным занятиям....

Конспект Нод "Свойства воды" для детей среднего дошкольного возраста

Этот материал могут использовать воспитатели для детей среднего дошкольного возраста...

Проект по адаптации детей среднего дошкольного возраста к условиям детского сада. «Водичка, вода, мы с тобой друзья!»

Целью проекта является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению, развитие творческого потенциала детей  в играх с водой...

Опыты с водой для детей среднего дошкольного возраста.

Описание опытов и экспериментов с водой, таких. как: "Прозрачноая вода", "Где живёт вода", "Что тонет", "Тающий лёд" и другие опыты, с помощью которых дети изучают свойства воды....

Картотека игр с песком и водой для детей среднего дошкольного возраста.

Картотека игр с песком и водой для детей среднего дошкольного возраста....

Конспект знакомства детей с неживой природой на тему "Вода" для детей среднего дошкольного возраста.

Цель: знакомство с водойЗадачи:- познакомить детей с некоторыми свойствами воды- развивать интерес к экспериментальной деятельности, самостоятельность.-воспитывать у детей лю...

Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Волшебная сила воды» для детей среднего дошкольного возраста

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, ...