Игры-экспериментирования с водой для детей среднего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему
Экспериментальная деятельность для детей среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игры -эксперименты с водой для детей средней группы | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры-экспериментирования с водой для детей среднего дошкольного возраста.
Цель:
способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
Задачи:
1.расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
2.развивать у детей представления о химических свойствах веществ;
3.развивать у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
4.развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
5.развивать у детей умственные способности;
6.формировать способы познания путём сенсорного анализа;
7.воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, самоконтроль, саморегуляцию своих действий;
1 опыт
Тема: "Прозрачная вода"
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес)
Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Ход опыта:
Воспитатель: -Ребята к нам в гости пришла капелька. Как выдумаете кто такая Капелька?
Дети:- Жидкость.
Воспитатель: -Давайте посмотрим с чем она любит играть.
У меня на столе две банки, обе закрыты крышками. Какие эти банки? Прозрачные или нет?
Дети: - Непрозрачные.
Воспитатель: -Можем мы узнать что в банках не открывая их?
Дети:-Нет.
Воспитатель: -Мы можем взять каждую банку и определить одинаковы ли они по весу.
Дети: - Одна банка легкая, а другая тяжёлая.
Воспитатель: -Давайте откроем банки и посмотрим что там. Одна
Дети: -Одна банка пустая, поэтому лёгкая, другая наполнена водой .поэтому она тяжёлая.
Воспитатель: -Как вы догадались, что это вода?
Дети: -Она льётся.
Воспитатель: -Какого она цвета?
Дети: -Прозрачная.
Воспитатель: -Чем пахнет?
Дети: -Без запаха.
Воспитатель: -А какой вес?
Дети: -Чем больше воды , тем тяжелее.
Воспитатель: -Давайте заполним стеклянную банку водой, для этого будем использовать разные ёмкости.
Воспитатель: -Чем удобнее наливать?
Дети: -Маленьким ковшиком с носиком.
Воспитатель: -Что мы делаем с водой?
Дети: -Переливаем , наливаем воду.
Воспитатель: -Что делает вода?
Дети: -Льётся.
Воспитатель: -Послушайте, как она льётся. Какой слышится звук?
Дети: -ответы детей.
Воспитатель: -А теперь давайте поиграем в игру " Узнай и назови" (Рассматривание картинок через банку)
Почему так хорошо видно?
Дети: -Вода прозрачная.
Воспитатель: -Что мы узнали о воде?
Дети: -Вода прозрачная , без запаха, льётся, имеет вес.
2 опыт
Тема:"Вода принимает форму"
Цель: выявить то , что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Материалы: воронки, узкий высокий стакан , округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой , подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.
Ход опыта:
(перед детьми - таз с водой и различные сосуды)
Воспитатель: -Ребята, по дороге в садик я встретила Галчонка Любознайку. Он мне рассказал, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: "Может ли вода иметь какую-то форму? Как это проверить?
Дети: -не может.
Воспитатель: - А я вами не согласна. Как это проверить?
Дети: -провести эксперимент.
Воспитатель: -На столе у нас разные сосуды. Какой они формы?
Дети: -разной.
Воспитатель: -Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
Дети: -ковшиком через воронку.
Воспитатель: -Давайте нальём в каждый сосуд по два ковшика.
Дети: -наливают самостоятельно
Воспитатель: -Давайте посмотрим и определим, одинаковое ли количество воды в разных сосудах.
Дети: - разное.
Воспитатель: -Но мы же наливали в каждый сосуд по два ковшика. Почему так кажется?
Дети: -Все сосуды разные по форме, а вода принимает форму того сосуда, в который налита.
Воспитатель: -Давайте зарисуем полученные результаты на листах бумаги.
Дети: ( закрашивают различные сосуды)
Воспитатель: - Что мы нового узнали о воде?
Дети: -Когда воду наливают в какой-нибудь сосуд , то она принимает форму того сосуда, в который налита.
Воспитатель: -Теперь Галчонок Любознайка может рассказать о наших опытах своим друзьям. Давайте попрощаемся с Галчонком, и пригласим его ещё в гости, если он захочет что-то узнать.
Дети: - до свидания!
3 опыт
Тема: "Водяная мельница"
Цель: дать представление о том, вода может приводить в движение другие предметы.
Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка, фартуки по числу детей.
Ход опыта:
Воспитатель: -Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Дед Знай.
Дед Знай: -Ребята, а знаете ли вы для чего нужна людям вода?
Дети: все живые организмы не могут существовать без воды, они погибают.
Дед Знай: -Какие свойства воды вы знаете?
Дети: она прозрачная, бесцветная, текучая, без запаха, принимает любую форму, в которую её налить, может замерзать.
Дед Знай: - А как вы думаете, может ли вода заставить работать другие предметы?
Дети: (ответы детей)
Дед Знай: -Ребята, посмотрите что у меня в руках. (показывает водяную мельницу)Что это?
Дети: водяная мельница.
Дед Знай: - Как заставить водяную мельницу работать?
Дети: нужно лить воду.
(Дети надевают фартуки , берут кувшин с водой в правую руку, а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы, направляю струю воды на центр лопасти)
Дед Знай: - Что мы видим?
Дети: мельница движется
Дед Знай: -Почему мельница движется, что её приводит в движение?
Дети: вода приводит мельницу в движение
Дед Знай: -Чем больше будет мельница, тем больше нужно будет воды.
4 опыт
Тема: "Звенящая вода"
Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
Материалы: поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-"удочки"с ниткой, на конце которой закреплён пластмассовый шарик.
Ход опыта:
Воспитатель: -Ребята, посмотрите что у меня на столе.
Дети: два бокала с водой.
Воспитатель: - Могут ли эти бокалы звучать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Бокалы могут звучать. Как заставить бокалы звучать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: -Давайте постучим пальчиком, предметами, которые находятся у вас на столе. Какой звук?
Дети: Глухой.
Воспитатель: - как сделать звук звонче?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: -Давайте попробуем услышать звук, используя палочки с шариком на конце
Дети: звонкий.
Воспитатель: -Одинаковый ли получается звук?
Дети: одинаковый
Воспитатель: - Потому что в бокалах одинаковое количество воды. А сейчас мы отольём и дольём воды в стаканы. Проверим звучание.
Дети: разное.
Воспитатель: -Что влияет на звон?
Дети: количество воды.
Воспитатель: - Раз у нас звучащие бокалы, давайте попробуем сочинить мелодию.
5 опыт
Тема: "Замёрзшая вода"
Цель: познакомить со свойствами льда; выявить, что лёд - твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды;
Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга;
Ход опыта:
Воспитатель: -Ребята, мы уже много знаем о свойствах воды. Давайте вспомним эти свойства.
Дети: -вода прозрачная, без запаха, имеет вес, принимает форму того сосуда, в котором находится, льётся.
Воспитатель: -Ребята , а может ли вода быть твёрдой?
Дети: -может.
Воспитатель: -Что произойдёт с водой , если её сильно охладить?
Дети: - вода превратится в лёд.
Воспитатель: -Давайте рассмотрим кусочки льда. Чем лёд отличается от воды?
Дети: -лёд твёрдый.
Воспитатель: - Можно ли лёд лить , как воду? Давайте попробуем это сделать.
Дети: -лёд не льётся.
Воспитатель: - Какой формы лёд?
Дети: -разной .
Воспитатель: -Лёд сохраняет форму того предмета , в котором вода замёрзла. Всё ,что сохраняет свою форму , как лёд, называется твёрдым веществом. А как вы думаете плавает ли лёд?
Дети: - ответы детей.
Воспитатель: -Давайте понаблюдаем за тем , плавает ли лёд.
Дети: (кладут лёд в воду) Лёд плавает.
Воспитатель: - Какая часть льда плавает?
Дети: -верхняя.
Воспитатель: -В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами. (Картинка) Над поверхностью видна только верхушка айсберга ,потому что сам айсберг состоит из пресной воды, а в море вода солёная .поэтому он не тонет. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.
Воспитатель: -А теперь давайте посмотрим на лёд , который мы положили в воду. Что произошло?
Дети: - лёд растаял.
Воспитатель: -Почему лёд растаял?
Дети: -потому что в комнате тепло.
Воспитатель: -Во что превратился лёд?
Дети: -превратился в воду.
Воспитатель: -Из чего состоит лёд?
Дети: - из воды.
Воспитатель: -А теперь поиграйте с льдинками самостоятельно.
Воспитатель: -Что мы узнали про лёд?
Дети: -Лёд - твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
6 опыт
Тема:" Тающий лёд"
Задачи: определить , что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.
Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.
Ход опыта:
Воспитатель: -Ребята, посмотрите кто к нам опять сегодня пришёл.
Дети: Это Дед Знай.
Воспитатель: -Он сегодня хочет поиграть со льдом. Он предлагает отгадать, где быстрее растает лёд - в миске с холодной водой или в миске с горячей водой.
Дети: в горячей воде быстрее растает лёд.
Воспитатель: -Почему вы так думаете?
Дети: лёд - это твёрдое вещество, которое состоит из воды и замерзает при низкой температуре. А при высокой температуре лёд тает.
Воспитатель: -А теперь посмотрите на поднос. Что там лежит?
Дети: там лежат разноцветные льдинки.
Воспитатель: -Как они стали разноцветными, если мы знаем что лёд прозрачный.
Дети: перед тем, как заморозить воду ,её нужно подкрасить красками.
Воспитатель: - А как на льдинках держатся верёвочки?
Дети: они примёрзли к льдинкам.
Воспитатель: -Давайте попробуем сделать разноцветные льдинки своими руками. Для этого нужно выбрать формочку , ниточку, краску. Закрашиваем воду понравившейся краской, выливаем в формочку, кладём в воду ниточку и выносим формочки на холод.
Дети: а как долго будут замораживаться наши льдинки?
Воспитатель: -Чем сильнее мороз, тем быстрее замёрзнут наши фигурки.
Воспитатель: -Вот наши фигурки и замёрзли. Сможем ли мы их оставить в группе?
Дети: нет.
Воспитатель: -Почему?
Дети: в группе тоже тепло.
Воспитатель: -Значит мы можем вынести льдинки на улицу и повесить их на кустики или низкое деревце. Мы сможем наблюдать за ними , когда будем гулять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Волшебница Вода" (для детей среднего дошкольного возраста)
Конспект заянятия для детей средней группы, реализующего задачи из раазных образовательных областей. Таким образом его можно отнести к интегрированным занятиям....
Конспект Нод "Свойства воды" для детей среднего дошкольного возраста
Этот материал могут использовать воспитатели для детей среднего дошкольного возраста...
Проект по адаптации детей среднего дошкольного возраста к условиям детского сада. «Водичка, вода, мы с тобой друзья!»
Целью проекта является сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников в период адаптации к дошкольному учреждению, развитие творческого потенциала детей в играх с водой...
Опыты с водой для детей среднего дошкольного возраста.
Описание опытов и экспериментов с водой, таких. как: "Прозрачноая вода", "Где живёт вода", "Что тонет", "Тающий лёд" и другие опыты, с помощью которых дети изучают свойства воды....
Картотека игр с песком и водой для детей среднего дошкольного возраста.
Картотека игр с песком и водой для детей среднего дошкольного возраста....
Конспект знакомства детей с неживой природой на тему "Вода" для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: знакомство с водойЗадачи:- познакомить детей с некоторыми свойствами воды- развивать интерес к экспериментальной деятельности, самостоятельность.-воспитывать у детей лю...
Познавательно-исследовательский проект по экологическому воспитанию «Волшебная сила воды» для детей среднего дошкольного возраста
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, ...