Опыты с водой для детей среднего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Бонарь Лилия Владимировна

Описание опытов и экспериментов с водой, таких. как: "Прозрачноая вода", "Где живёт вода", "Что тонет", "Тающий лёд" и другие опыты, с помощью которых дети изучают свойства воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_vodoy.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТЫ С ВОДОЙ

 Прозрачная вода

Задача, выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная

банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой,

поднос, предметные картинки.

Описание.

В гости пришла Капелька. Кто такая Капелька? С чем она

любит играть?

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них

наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не

открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода?Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого

им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как

сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?

 Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру

«Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели?

Почему так хорошо видно картинку?

 Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

Вода принимает форму

Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Материалы: воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая

миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик,

целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной

формой сосудов, цветные карандаши.

Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок

Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник

вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой

формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по

два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных

сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается,

вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах

зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные

сосуды

 Какие предметы могут плавать?

Задана: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что

плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Материалы: большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые

шарики, шишки, дощечки, большие и маленькие камешки, гайки, шурупы,

сачки по количеству детей, подносы.

Описание. Перед детьми разложены все предметы. Дед Знай просит детей

помочь ему узнать: все ли эти предметы могут плавать! Попробуйте

отгадать, какие из них не утонут. Давайте проверим. Дети самостоятельно

опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы

одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему они

плавают? Дед Знай помогает детям сравнить плавучесть шариков,

изготовленных из разных материалов, маленьких и больших камешков. Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может — предмет тонет. (На фланелеграфе отмечается, что плавает, что тонет.) • Игра-забава «Рыбалка» — дети по очереди достают из воды предметы сачком.

 Замерзшая вода

Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из

воды.

Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с

изображением айсберга.

Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.

Может ли вода быть твердой ? Что произойдет с водой, если ее сильно

охладить ? (Вода превратится в лед.)

Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды ? Можно ли лед

лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет

форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым

веществом. Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и

дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.)

В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?

«Играем с льдинками» — свободная деятельность детей:

они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.

Тающий лед

Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей

воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает

форму емкости, в ко-юрой находится.

Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой,

кубики льда, ложка, акварельные краски, вере-ночки, разнообразные

формочки.

Описание. Дед Знай предлагает отгадать, где быстрее растает лед — в миске

с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети

наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с

помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают

выводы.

Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой /ед? Как сделана

такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)

Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в

воду цветные краски по выбору, заливают в формочки

(у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

Где вода?

Задачи: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить

их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Материалы: прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные

стаканчики с водой, лупа.

Описание. Дед Знай предлагает детям наполнить стаканчики песком и

глиной следующим образом: сначала насыпается

сухая глина (половина), а сверху вторую половину стакана заполняют

песком. После этого дети рассматривают заполненные стаканы и

рассказывают, что они видят. Затем детям предлагается закрыть глаза и по

звуку угадать, что пересыпает дед Знай. Что лучше сыпалось? (Песок.)

Дети пересыпают песок и глину на подносы. Одинаковые ли горки ? (Горка

из песка ровная, из глины неровная.) Почему горки разные?

Рассматривают частички песка и глины через лупу. Из чего состоит песок?

(Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к

другу.) А из чего состоит глина? (Частички глины мелкие, тесно прижаты друг к другу.) Что будет, если в стаканчики с песком и глиной налить воды? Дети пробуют это сделать и наблюдают. (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины.)

Почему глина не впитывает воду? (У глины частички ближе друг к другу, не

пропускают воду.) Все вместе вспоминают, где больше луж после дождя — на

песке, на асфальте, на глинистой почве. Почему дорожки в огороде посыпают

Водяная мельница

Задача: дать представление о том, что вода может приводить в движение

другие предметы.

Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка,

фартуки по числу детей.

Описание. Дед Знай проводит с детьми беседу о том, для чего человеку

вода. В ходе беседы дети вспоминают ее свойства. Может ли вода заставить

работать другие предметы? После ответов детей дед Знай показывает им

водяную мельницу. Что это? Как заставить мельницу работать? Дети на-

девают фартуки и закатывают рукава; берут кувшин с водой в правую руку,

а левой поддерживают его около носика и льют воду на лопасти мельницы,

направляя струю воды на центр лопасти. Что видим? Почему мельница

движется? Что ее приводит в движение? Вода приводит в движение

мельницу.ском? (Для впитывания воды.)

Дети играют с мельницей. Отмечается, что, если маленькой струйкой лить

воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница

работает быстрее.

 Что растворяется в воде?

Задача: показать детям растворимость и-нерастворимость в воде

различных веществ.

Материалы: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель,

стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы,

картинки с изображением представленных веществ.

Описание. Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и

вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее

свойства. Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный

песок? Дед Знай добавляет сахар, перемешивает, и все вместе наблюдают, что

изменилось.

Что произойдет, если мы добавим а «оду речной песок? Добавляет к воде

речной песок, перемешивает. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или

осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?

Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Добавляет

краску, перемешивает. Что изменилось? (Вода изменила цвет.) Растворились ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.) Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают. Какой стала вода ? Мутной или прозрачной Растворилась ли мука в воде?

Растворится ли в воде стиральный порошок? Добавляется стиральный

порошок, перемешивается. Растворился ли порошок в воде? Что вы заметили необычного? Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода? (Вода стала мыльной.) Какие вещества у нас

растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде? (Результаты

фиксируются на фланелеграфе.)

 Фонтанчики

Задачи: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное

настроение.

Материалы, пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода.

Описание. Дети выходят на прогулку. Петрушка приносит детям картинки с

изображением разных фонтанов. Что такое фонтан? Где вы видели

фонтаны? Для чего люди устанавливают фонтаны в городах? Можно ли

фонтанчик изготовить самим? Из чего его можно смастерить? Воспитатель

обращает внимание детей на принесенные Петрушкой бутылки, гвозди,

спички. Можно ли с помощью этих материалов изготовить фонтан? Как это лучше сделать?

Дети протыкают гвоздем дырочки в бутылках, затыкают их спичками,

наполняют бутылки водой, выдергивают спички, и получается фонтанчик. Как у нас получился фонтан ? Почему вода не выливается, когда в отверстиях стоят спички?

Дети играют с фонтанчиками.

Экскурсия в детскую лабораторию

Задачи: уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его

устройство), познакомить с по-11ятиями «наука» (познание), «гипотеза»

(предположение),о способе познания мира — эксперименте (опыте), о назначении

детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

Материалы и оборудование: игрушка дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца,

стакан с водой, в которую добавлены чернила; сельдерей, духи или ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

Описание. Дети в коридоре читают табличку «Детская лаборатория». Дети, как вы думаете,

что это означает?Хотите там побывать? В лаборатории детей встречает дед Знай, здоровается, знакомится с детьми. Дед Знай — хозяин лаборатории. Что необычного вы видите в его наряде? Почему он так одет? Что понравилось в лаборатории? О чем бы вам хотелось спросить? Дед Знай — ученый. Как вы думаете, чем занимаются ученые? Ученые

занимаются наукой. А что такое наука? Наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений. Что могут изучать ученые? Дед Знай много знает, потому что много читает, работает, думает, стремится узнать что-то новое и рассказать об этом всем.

У деда Зная в лаборатории много книг. Воспитатель рассказывает об ученых: «Ученые — это люди, изучающие наш мир и его устройство. Они задают себе вопросы, а затем

пытаются ответить на них». Все вместе рассматривают портреты ученых в книге (два-три) с краткой информацией о них. Как вы думаете, как же ученые находят ответы на свои вопросы? Ученые наблюдают за происходящим в мире. Что такое наблюдение?

Наблюдение — это один из способов изучения мира вокруг нас. Для этого необходимы

все органы чувств. Какие у нас с вами органы чувств?

Игра «Нюхаем, пробуем, слушаем, видим, ощущаем». При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Дедушка Знай приглашает вас стать его помощниками. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем все

 аписывать в свои научные тетради. Так что такое эксперименты?                Эксперименты — это

опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений или гипотез. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать,

работая в лаборатории? Какие из них надо соблюдать нам с вами?Я запишу эти правила, а в группе мы нарисуем к ним картинки и затем повесим их в лаборатории, чтобы не

забывать. • Далее дед Знай обращается к детям: «Дети, как вы думаете, может ли вода подниматься вверх? Вот сейчас мы это и проверим. Возьмите баночки с водой, опустите в воду бумажную полоску. Что происходит? А как растения пьют воду?» Дед Знай берет

стебель сельдерея, опускает в чернильную воду: «А теперь эту банку с сельдереем возьмите в группу и через три дня посмотрите и зарисуйте, что произошло, а когда придете ко мне в следующий раз, расскажете».

. Какая бывает вода?

Задачи: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не

имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение

действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Материалы и оборудование: таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; воронки,

соломинка для коктейля, стеклянные трубочки, песочные часы (1, 3 мин); алгоритм

выполнения опыта «Соломинка — пипетка», передники клеенчатые, клеенка, ведерки

небольшие.

Описание. В гости к детям пришла Капелька и принесла кроссворд. Капелька предлагает детям

его разгадать, чтобы по ответу узнать, о чем она сегодня расскажет. В первой клеточке живет

буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит в нем на третьем месте. Во второй клеточке

нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» также на третьем месте. В третьей

клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога». И в четвертой клеточке буква,

которая стоит на втором месте в слове «мима». Дети читают слово «вода». Капелька предлагает

детям налить в стаканчики воду, рассмотреть ее. Какая вода?Детям предлагаются подсказки-схемы

способов обследования (на карточках нарисованы: нос, глаз, рука, язык). Вода прозрачная, не имеет

запаха. Пробовать на вкус мы не будем, так как вода не кипяченая. Правило: ничего не пробуем,

если это не разрешено. Имеет ли вода вес? Как это проверить? Дети сравнивают пустой стакан и

стакан с водой. Вода имеет вес. Имеет ли вода форму?Дети берут разные сосуды и наливают в

них из ведерка по одной банке воды (банки по 0,2 или 0,5 л). Чем можно воспользоваться, чтобы не пролить воду?(Воронкой.) Дети сначала наливают воду из таза в ведерки, а из него — в сосуды. Какой формы вода? Вода принимает форму того сосуда, в который она налита. В каждом сосуде она имеет разную форму. Дети зарисовывают сосуды с водой. В каком сосуде больше всего воды ? Как можно доказать, что во всех сосудах одинаковое количество воды ? Дети по очереди выливают из каждого сосуда воду в ведро. Так они убеждаются, что в каждом сосуде было одинаковое количество воды, по одной банке. Как можно убедиться, что вода прозрачная?

Детям предлагается посмотреть сквозь воду в стаканчиках на игрушки, картинки. Дети

приходят к выводу, что вода немного искажает предметы, но их видно хорошо. Вода чистая,

прозрачная. 1. Капелька предлагает детям узнать, можно ли с

помощью соломинки для коктейля перелить воду из одного сосуда в другой. Выставляются картинки-подсказки. Дети самостоятельно рассматривают задание и выполняют его по алгоритму. Поставить рядом два стакана - один с водой, другой пустой.

2. Опустить соломинку в воду.

3. Зажать указательным пальцем соломинку сверху и перенести к пустому стакану.

4. Снять палец с соломинки — вода вытечет в пустой стакан.

Дети проделывают это несколько раз, перенося воду из одного стакана в другой. Можно

предложить выполнить этот опыт еще со стеклянными трубочками. Что вам напоминает работа нашей соломинки? Какой прибор из домашней аптечки? По такому принципу работает пипетка.

• Игра «Кто больше перенесет воды за 1 (3) минуты пипеткой и соломинкой». Результаты фиксируются в рабочем листе

 Вода — растворитель. Очищение воды

Задачи: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

Материалы: сосуды разного размера и формы, вода, растворители; стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло, пищевые фильтры

бумажные, марганцовка, пакетики фиточая мяты, воронки, передники клеенчатые,клеенки для столов.

Описание. В гости к детям пришла Капелька и принесла много различных веществ.

Она просит помочь ей разобраться в том, что произойдет с водой при

взаимодействии с ними. Перед тем как начать определять, что это за вещества, дети

вспоминают правила работы с ними: нельзя пробовать вещества на вкус — есть опасность отравиться; нюхать надо осторожно, направляя запах от стаканаладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

Что изменится, если растворить исследуемые вещества в воде? Дети растворяют различные вещества в разных сосудах. Воспитатель записывает предположения

детей до смешивания воды с веществами. Что произошло с водой послесмешивания? Соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной.

Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной. После того как вода

немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным.

Пакетик мяты и порошок марганцовки быстро изменили цвет воды, значит,

растворяются хорошо. Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек. Дети фиксируют результаты опытов в таблицу на рабочем листе или в тетради Можно ливоду теперь очистить от разных веществ? Как это можно сделать? Можно ееотфильтровать. Из чего можно сделать фильтр? (Можно попробовать сделать его с детьми с

помощью марли, сетки.) Самый простой фильтр можно сделать из фильтровальной бумаги.

Надо вырезать круг и вложить его в воронку. Воспитатель показывает способ

фильтрования, затем дети фильтруют воду. Что произошло после фильтрования воды с разными

веществами? Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла. Практически не отфильтровались вещества, которые

хорошо растворились в воде: сахар, соль, раствор мяты. После фильтрования мяты цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор тоже остался желтым. Капелька

благодарит детей за оказанную помощь. Дети дарят ей свои зарисовки о взаимодействии воды с различными веществами.

Почему не тонут корабли?

Задача: выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера,

формы предмета с весом.

Материалы: таз с водой; предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок

пластилина, перья; спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки.

Описание. В гости к детям пришел Почемучка и принес много разных предметов.

Почемучка. Я бросал эти предметы в воду. Одни из них плавают, другие тонут. А почему так происходит, не

понимаю. Объясните мне, пожалуйста.

Воспитатель. Почемучка, какие предметы у тебя утонули?

Почемучка. Я теперь уже не знаю. Я, когда шел к вам, все предметы сложил вместе в одну коробку.

Воспитатель. Ребята, давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не

утонут?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. А теперь проверьте свои предположения и зарисуйте результаты. Дети вносят результа ты в

таблицу: ставят любой знак в соответствующую графу. Таблица

Предмет Плавает Тонет

Пробка

Чайная ложка

Скрепка

Перо

Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли одинаково держатся на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет? Прикрепите небольшой кусочек

пластилина к трубочке для коктейля, чтобы она плавала стоя. Постепенно добавляйте пластилин, пока

трубочка не утонет. Теперь, наоборот, понемногу снимайте пластилин. Сможете ли вы сделать так, чтобы

трубочка плавала у самой поверхности? (Трубочка плавает у поверхности, если пластилин расположен равномерно по всей ее длине.)

Плавает ли пластилиновый шарик в воде? (Проверяя, узнают, что тонет.) Будет ли плавать пластилин, если из него слепить лодку? Почему так происходит? Воспитатель. Кусок пластилина тонет, потому что весит

больше, чем вытесняемая им вода. Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды. И настоящие лодки так хорошо держатся на поверхности воды, что в них перевозят не

только людей, но и разные тяжелые грузы. Попробуйте смастерить лодку из разных материалов: из спичечной коробки, из фольги, из коробки из-под плавленого сыра, из коробки из-под яиц, из пластмассового подноса

или блюдца. Какой груз может перевезти ваша лодка ? Как нужно распределять груз на поверхности лодки, чтобы

она не утонула? (Равномерно по всей поверхности.) П о ч е м у ч к а . А что легче: тащить лодку с грузом по земле или везти по воде? Дети проверяют и дают ответ Почемучке.

Почемучка. Почему же не тонут корабли? Они же больше, тяжелее лодки.

Воспитатель. Предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета

соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и предмет плавает. Форма предмета

тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Это происходит потому, что внутри

его много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на огромные размеры. Он вытесняет больше воды,

чем весит сам.

Дети дарят Почемучке свои лодочки.

 Путешествие Капельки

Задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения

осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни

человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться,

учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Материалы: электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема

«Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус, мнемотаблица.

Описание. Воспитатель беседует с детьми и загадывает им загадку:

В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает

опять. {Вода)

Воспитатель. Догадались, о чем мы будем сегодня говорить?Мы с вами продолжим говорить о

воде. На Земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их. (Моря, океаны, реки, ручьи,

озера, родники, болота, пруды.)

Дети рассматривают иллюстрации.

Воспитатель. Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках,

болотах? В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья. В реках, озерах, прудах

вода пресная, после очистки ее используют для питья. Откуда вода попадает в наши квартиры?

(С водоочистных станций.) Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет

свои запасы? Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике. Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном пар появился в чайнике

— мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.) Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник.

Воспитатель. Посмотрите, что произошло со стеклом. Откуда появились капельки воды на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он

опять превратился в воду.) Можно дать возможность детям повторить этот опыт, но под контролем воспитателя. Воспитатель. Вот так происходит и в природе (показывает схему

«Круговорот воды в природе». Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее.

Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду.

Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю. А кто может рассказать, как

образуются снежинки? Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда — снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и

растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот

воды в природе. Далее детям предлагается самостоятельно рассмотреть схему, запомнить мнемотаблицу «Приключение Капельки» и по памяти зарисовать ее в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Волшебница Вода" (для детей среднего дошкольного возраста)

Конспект заянятия для детей средней группы, реализующего задачи из раазных образовательных областей. Таким образом его можно отнести к интегрированным занятиям....

Конспект Нод "Свойства воды" для детей среднего дошкольного возраста

Этот материал могут использовать воспитатели для детей среднего дошкольного возраста...

Игры-экспериментирования с водой для детей среднего дошкольного возраста.

Экспериментальная деятельность для детей среднего возраста...

Картотека опытов и экспериментов для детей среднего дошкольного возраста

Здесь представлены опыты с водой, с воздухом, с песком, ксперименты с магнитом, игры с красками...

Конспект знакомства детей с неживой природой на тему "Вода" для детей среднего дошкольного возраста.

Цель: знакомство с водойЗадачи:- познакомить детей с некоторыми свойствами воды- развивать интерес к экспериментальной деятельности, самостоятельность.-воспитывать у детей лю...

Опыты с водой для детей старшего дошкольного возраста

Опыты имеют большое значение для установления причинно – следственных связей, раскрывают причину наблюдаемого явления, подводят к суждениям и умозаключениям....

Картотека опытов с водой для детей старшего дошкольного возраста

Формирование у детей познавательного интереса к природе, развитие наблюдательности, мыслительной деятельности....