Развитие речи в детском саду
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Речь – чудесный дар природы , он не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
В последнее время вследствие повсеместного использования
технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семейными проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В нашем детском саду одним из приоритетных направлений в работе педагогов является развитие речи детей. Мы работаем по основной программе "Детство", а также используем парциальные программы : О.С.Ушакова "Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду ", и Д.Г. Шумаева "Как хорошо уметь читать".
Остановимся более подробно на организации работы по развитию речи с дошкольниками.
В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей:
Призентация:
Слайд №2
СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ
-Общение взрослых и детей
-Культурная языковая среда
-Обучение родной речи на занятиях
-Художественная литература
-Различные виды искусства
Рассмотрим роль каждого средства.
Важнейшим средством развития речи является общение.
Слайд №3
ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И. Лисина)
Слайд №4
ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
1. ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная)
2. ситуативно-деловая (предметно-действенная)
3. внеситуативно-познавательная
4. внеситуативно- личностная
Слайд №5
КУЛЬТУРНАЯ ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА
Подражая речи окружающих, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки, которые встречаются в их речи.
Требования к речи педагога: содержательность, точность, логичность, правильность, выразительность, эмоциональная насыщенность, знание и соблюдение правил речевого этикета, уместное использование невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики).
Слайд №6
ОБУЧЕНИЕ
Обучение - это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений.
Важнейшей формой организации обучения речи и языку являются специальные занятия, на которых целенаправленно решаются задачи речевого развития детей.
Слайд №7
Значение занятий по развитию речи:
-на занятиях решаются задачи из всех разделов программы
-развиваются те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности
-занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве - самом благоприятном периоде для овладения языком
- на занятиях внимание ребенка фиксируется на определенных языковых явлениях, в то время как в повседневной жизни работа над каким-либо речевым дефектом не может дать желаемого результата
- в детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речевого общения с ребенком.
Методически правильно организованные занятия помогают компенсировать этот дефицит .
Слайд №8 - 11
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
а) в зависимости от ведущей задачи:- занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов) - по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род. падежа) - занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению) - занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание) - занятия по ознакомлению с художественной литературой
б) в зависимости от применения наглядности: занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.)-занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры)-занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)
в)в зависимости от этапа обучения: - речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа) - речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение).
г)в зависимости от количества участников: -фронтальные (со всей группой)-индивидуальные.
д) в зависимости от дидактических целей:
-занятия по сообщению нового материала
- по закреплению знаний, умений, навыков
- по обобщению и систематизации знаний
-итоговые или проверочные -комбинированные (смешанные)
Слайд № 12
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
-ТЩАТЕЛЬНАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ
-СООТВЕТСТВИЕ МАТЕРИАЛА ЗАНЯТИЯ ВОЗРАСТНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ УМСТВЕННОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
-ВОСПИТАТЕЛЬ-НЫЙ ХАРАКТЕРЗАНЯТИЯ
-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙХАРАКТЕР ЗАНЯТИЯ
-ЧЕТКАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
-ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ
-ПРАВИЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ
-УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАНЯТИЯ
-СВЯЗЬ ЗАНЯТИЯ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РАБОТОЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В каждой отдельной методике конкретизируются, разработанные дидактикой , методы обучения.
Метод обучения — способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение детьми знаний, умений и навыков.
В методике обучения родному языку можно выделить несколько групп методов.
Слайд №13
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
1.НАГЛЯДНЫЕ:НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ(метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов)
2. ОПОСРЕДОВАННЫЕ (с использованием изобразительной наглядности: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам)
3.ПРАКТИЧЕСКИЕ: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, пластические этюды, дидактические упражнения, хороводные игры
4.СЛОВЕСНЫЕ: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал
Слайд №14
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
РЕПРОДУКТИВНЫЕ: воспроизведение готового речевого материала(метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры)
ПРОДУКТИВНЫЕ: создание собственных связных высказываний(обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания)
-Основную специфику методики составляют приемы развития речи
Прием - это элемент метода. Прежде всего их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на:
Слайд №15
ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ:
НАГЛЯДНЫЕ: показ иллюстраций, показ положения органов артикуляции при обучении правильному произношению
СЛОВЕСНЫЕ: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос
ИГРОВЫЕ: игровой персонаж, сюрпризный момент, разные виды игр
ПРЯМЫЕ (объяснение, речевой образец, указание)
КОСВЕННЫЕ (напоминание, реплика, подсказ)
В педагогической практике все приемы используются комплексно в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Слайд №16
СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми (должен быть доступным, четким, громким, произноситься неторопливо).
Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение.
Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия ( н-р, для объяснения правил и действий в дидактических играх).
Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата (обучающие, организационные и дисциплинирующие. )
Оценка детской речи - развернутое мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка чаще всего касается положительных сторон речи.
Слайд № 17
СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Вопрос–словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделим
ОСНОВНЫЕ:
1.Репродуктивные (костатирующие) Кто? Что?Какой? Где? Как?
2. Поисковые :Почему? Зачем? Чем похожи?
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:
1.Наводящие.
2.Подсказывающие.
Вопросы должны быть четкими, целенаправленными, соответствовать возрасту детей, выражать основную мысль. Следует избегать неконкретных вопросов .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к МО "Современные формы и методы развитию речи в детском саду" (часть 2)
Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи решаются на протяжении всего д...
Анализ программно-методического обеспечения образовательной области «Речевое развитие» воспитанников подготовительной группы (6-7 лет) В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
Предлагаю вам анализ книги В.В. Гебовой "Развитие речи в детском саду"...
"Развитие речи в детском саду, как средство для гармоничного развития и вхождение в современный социум"
В современном обществе, на мой взгляд, актуальной становится проблема социальной адаптации подрастающего поколения. И в первую очередь на это влияет неразвитая связна...
Словарная работа на занятиях по развитию речи в детском саду на разных этапах возрастного развития
Данный материал содержит в себе принципы организации словарной работы с дошкольниками...
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»
Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...
Конспект занятия по развитию речи В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Старшая группа, февраль №1: Беседа на тему «О друзьях и дружбе».
Цель: Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.Задачи:Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекат...
Конспект занятия по развитию речи В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Старшая группа, апрель №3: Обучение рассказыванию по теме: «Мой любимый мультфильм».
Цель: Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. ...
- Мне нравится (1)