Работа ДОУ в условиях введения ФГОС ДО
статья по теме
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации"
Слайд3
Предметом регулирования ФГОС ДО являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность
Слайд4
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов РФ при разработке и реализации Программы Организацией
Слайд5
При разработке Стандарта учтены: особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.
Слайд6
Стандарт утверждает основные принципы: поддержки разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
Слайд7
Стандарт утверждает основные принципы: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Слайд8
Стандарт преследует следующие цели: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования; повышение социального статуса ДО
Слайд9
Стандарт решает задачи: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
Слайд10
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
Слайд11
обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.
Слайд12
Стандарт – основа для:
разработки примерных образовательных программ дошкольного образования
формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций
объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы
подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных Организаций
разработки и реализации основной образовательной программы дошкольного образования
Слайд13
Введение ФГОС ДО регламентируется следующими документами - это
Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ДО
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.01.2013 года № 57 «О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в РФ».
3. План разработки государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации Д. Ливановым в феврале 2013 года).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года №792-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Вступает в силу: 1 ноября 2013г.
6. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования».
7. Приказ Министерства Образования Республики Мордовия №1203 от 31.12.2013 «Об утверждении сетевого введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Республике Мордовия в 2014-2015».
Слайд14
План внедрения ФГОС ДО утвержден на заседании педагогического совета МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73» Протокол №2 от 30 ноября 2013. План разработан до 2016
Слайд15
Введение ФГОС ДО осуществляется в соответствии с дорожной картой и мероприятиями прописанными в ней в установленные сроки
ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС ДО
Создание рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы детского сада
1.
Организация изучения ФГОС дошкольного образования педагогическим коллективом. Формирование банка нормативно-правовых документов федерального, регионального, муниципального уровней, регламентирующих подготовку к введению ФГОС
2.
Создание рабочей группы из состава педагогов с целью разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы
3.
Утверждение плана работы по подготовке к введению ФГОС дошкольного образования
Слайд16
Определение изменений и внесение дополнений в образовательную систему МАДОУ ЦРР д/с №73
Организационное обеспечение подготовки к введению ФГОС
1.
Организация обсуждения примерной ООП ДО
2.
Определение УМК (учебных пособий), используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО
4.
Приведение нормативной базы в соответствие с требованиями ФГОС
5.
Разработка плана методической работы, обеспечивающей сопровождение подготовки к введению ФГОС ДО
6.
Определение оптимальной модели организации воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающей реализацию различных видов детской деятельности
7.
Определение результатов освоения ООП дошкольниками в соответствие с ФГОС
В течение уч.года
8.
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ на основе результатов диагностического мониторинга
9.
Мониторинг сформированности интегративных качеств дошкольников в соответствие с ФГОС
по отдельному графику
Слайд17
Финансово-экономическое обеспечение подготовки к введению ФГОС
1.
Расчёт потребностей в расходах образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС ДО
2.
Организация работ по выполнению методических рекомендаций по внесению изменений в локальные акты, регламентирующих установление заработной платы.
3.
Приведение в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования и новыми квалификационными характеристиками должностных инструкций работников
Информационное обеспечение введения ФГОС
1.
Размещение информации о ходе подготовки к введению ФГОС на сайте МАДОУ ЦРР д/с №73
Постоянно
2.
Внесение информации о ходе подготовки к введению в ФГОС в Публичный доклад заведующей МАДОУ ЦРР д/с №73
Кадровое обеспечение подготовки к введению ФГОС
1.
Осуществление повышения квалификации всех воспитателей и специалистов
Поэтапно
2.
Методичное обеспечение библиотечного фонда как информационного центра по подготовке к введению ФГОС
Материально – техническое обеспечение подготовки к введению ФГОС
1.
Обогащение предметно-развивающей среды в соответствие с требованиями стандартизации дошкольного образования
2.
Укрепление материально-технической базы
Слайд18
ПЛАН-ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОДГОТОВКИ К ВВЕДЕНИЮ ФГОС ДО
1.Создание организационно-управленческих условий внедрения ФГОС ДО 2. Создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО 3. Создание материально-технического обеспечения подготовки введения ФГОС ДО 4.Создание организационно-информационного обеспечения подготовки к введению ФГОС ДО
Слайд19
Создание организационно-управленческих условий внедрения ФГОС ДО
1
Создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС дошкольного образования
2
Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС ДО
3
Мониторинг подготовки к введению ФГОС дошкольного образования
4
Разработка плана методического сопровождения введения ФГОС ДО
5
Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения подготовки к введению ФГОС
6
Проведение открытых просмотров образовательной деятельности для педагогов
8
Проведение инструктивно-методических совещаний, педчасов, обучающих семинаров, по вопросам введения ФГОС
9
Организация участия различных категорий педагогических работников в педагогических мероприятиях разного уровня по вопросам введения ФГОС ДО
10
Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности МАДОУ ЦРР д/с №73
Слайд20
11
Разработка и утверждение основной общеобразовательной программы дошкольного образования
12
Формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС
13
Разработка и утверждение рабочих программ педагогов и специалистов
14
Организация отчетности по подготовке к введению ФГОС
2. Создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО
1
Создание условий для прохождения курсов повышения квалификации для педагогов
2
Анализ кадрового обеспечения введения ФГОС ДО
3
Проведение педагогического совета
Октябрь 2013г.
4
Организация участия педагогов в семинарах, конференциях по подготовке к введению ФГОС ДО
Слайд21
5.
Создание творческих групп педагогов по методическим проблемам, связанным с введением ФГОС.
6
Отслеживание результатов внедрения ФГОС
7
Формирование опыта педагогов
3. Создание материально-технического обеспечения подготовки введения ФГОС ДО
1
Обеспечение оснащённости детского сада в соответствии с требованиями ФГОС к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений.
В течение уч. года
2
Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации ООП ДО действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.
В течение года
3
Обеспечение укомплектованности библиотеки ОУ печатными и электронными образовательными ресурсами
В течение года
4
Обеспечение доступа педагогам, переходящим на ФГОС ДО, к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных.
В течение уч. года
5
Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет.
Слайд22
4. Создание организационно-информационного обеспечения подготовки к введению ФГОС ДО
1
Размещение на сайте учреждения информации о введении ФГОС дошкольного образования
В течение года
2
Информирование общественности через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода МАДОУ ЦРР д/с №73 на новые ФГОС
В течение года
3
Проведение диагностики готовности ДОУ к введению ФГОС ДО
Слайд23
Одной из составляющих плана введения ФГОС ДО является
Методическое сопровождение - взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.
В нашем саду с 2013 г. По настоящее время проходят курсы повышения квалификации «Обновление содержания ДО в условиях реализации ФГОС ДО» на базе нашего Мордовского Республиканского Института Образования.
Слайд24
Цель методического сопровождения в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития.
Слайд25
Модель введения ФГОС
Организационно-методическое обеспечение
Кадровое обеспечение (повышение квалификации)
Материально-техническое обеспечение
Информационно-методическое обеспечение
Координационно-методическоеобеспечение
Диагностико-аналитическоеобеспечение
Слайд26
Прогнозируемые результаты
Координация действий всех участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО
Создание в образовательном учреждении норм и ресурсного обеспечения процесса внедрения ФГОС ДО
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников
Формирование мотивационной готовности участников внедрения ФГОС ДО
Обогащение современными образовательными технологиями
В заключении я хочу сказать о результатах работы нашего ДОУ. В рамках реализации ФГОС в период с 2014 г. по настоящее время наше ДОУ участвует во всероссийском мониторинге, который проводит Федеральный институт развития образования.
Мониторинг проходил в несколько этапов
1 этап с 5 по 24 февраля 2014 г
2 этап в октябре 2014
3 этап с 16 по 27 марта 2015 г.
На сайте института можно посмотреть результаты проведения мониторинга в условиях реализации ФГОС на уровне образовательных организаций.
Слайд 27
Результатом работы в инновационном режиме стало включение нашего ДОУ в Национальный реестр ведущих образовательных учреждений России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО...
Статья «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ в условиях введения ФГОС»
В данной статье представлены специализированные компьютерные инструменты обучения, способствующие успешному развитию дошкольника с нарушениями речи в новых условиях введения ...
Роль логопедического кабинета в организации коррекционной работы ДОУ в условия введения ФГОС ДО.
На развитие ребёнка влияет окружающая его обстановка, особенно, если малыш ещё только начинает познавать мир. А детям с речевыми нарушениями окружающая их среда особенно важна. Развивающая среда должн...
План работы по самообразованию «Специфика работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС»
Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) специфики работы с детьми в условиях введения ФГОС....
Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие.
Методические материалы практического семинара для старших воспитателей и воспитателей района ДОУ «Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Художественно - ...
Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Физическое развитие".
Материалы практического семинара для старших воспитателей и воспитателей района ДОУ «Практика работы ДОУ в условиях введения ФГОС ДО. Образовательная область «Физическое развитие&raq...