Психологический тренинг с педагогами "Вместе мы команда!"
методическая разработка по теме
Тренинг включает в себя упражнения на сплочение педагогического коллектива, развитие эмпатии и товарищества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_trening_s_pedagogami._vmeste_my_komanda.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №19»
Программа психологического тренинга с педагогами на сплочение коллектива «Вместе мы команда!»
Автор: педагог – психолог
Осеева Н.А.
г. Сосновый Бор, Ленинградская область
2015г.
Психологический тренинг для педагогов «Вместе мы команда!»
Собраться вместе – это начало.
Держаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех!
Генри Форд.
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
- Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
- Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
- Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
- Осознание себя командой.
Участники: педагоги.
Состав участников: человек.
Режим работы: 2 часа.
Используемые материалы:
Диск с музыкой, плакат с правилами группы, «кирпичики» с критериями эффективной команды (приложение 1), Карточки с животными на ленточках, обруч диаметром 1 метр,
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
- Приветствие
Психолог: Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня мы снова собрались в этом зале, чтобы чуть-чуть отдохнуть душой и телом, обсудить наболевшие вопросы и стать чуточку ближе друг к другу, ведь вместе мы команда! Команда – это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они смогли бы сделать отдельно. На Западе очень популярна такая яркая арифметически выраженная метафора: 1+1=5. Эта формула, означающая, что два человека вместе могут сделать гораздо больше, чем поодиночке, хорошо воспринимается.
Прежде, чем начинать нашу работу, давайте вспомним правила группы:
Правила поведения в тренинговой группе 1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе все обращаются друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга. 2. Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. 3. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом. 4. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. 5. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение. 6. Уважение к говорящему. Говорим только по одному. Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он закончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения. 7. “Не опаздывать!” Во время занятий создается некоторое энергетическое пространство, которое надо беречь. Опаздывающие или попусту болтающие участники “разрежают” его. |
Упражнение «Три слова»
Цель: создания атмосферы доверия и позитивного настроя в группе, снижение психологического напряжения участников тренинга
Инструкция: Необходимо каждому участнику рассказать о себе в трех словах.
Вопросы для обсуждения:
- Какие ассоциации возникли при описании себя?
- Какие трудности возникли при подборки трех слов?
*Интересное наблюдение: участники старались не повторять слова других педагогов. Чаще звучали слова усталости и любопытства.
- Основная часть тренинга
Упражнение «Успешная команда»
Цель: озвучить и показать наглядно выбранные критерии эффективной команды в данном коллективе.
Инструкция: Перед вами 9 кирпичиков (критериев) вам необходимо выбрать один наиболее важный, без которого невозможно успешное построение команды и положить в общую коробку. (Приложение 1)
Вопросы для обсуждения:
- Трудно ли было сделать выбор?
- Что вы взяли за основы выбора критериев: личные предпочтения или интересы коллектива?
Упражнение «Животные на спину»
Цель: развитие коммуникативных качеств педагогов, позитивный настрой в группе
Инструкция: Каждому человеку на спину вешается картинка животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, участник может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают только «да» или «нет». (Например: "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если педагог быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее.
Вопросы для обсуждения:
- Какие эмоции вы испытали в этом упражнении?
- С какими трудностями столкнулись?
Упражнение «Сквозь кольцо»
Цель: улучшения координации совместных действий в коллективе.
Инструкция: Участники игры становятся в шеренгу и берутся за руки. Человек, стоящий первым в шеренге, держит обруч в руке. Задача участников – пройти сквозь обруч, не размыкая рук. В конце обруч должен оказаться на противоположном краю шеренги.
Вопросы для обсуждения:
- Какие эмоции вы испытали в этом упражнении?
- С какими трудностями столкнулись?
* Интересное наблюдение: Сначала участники долго не могли приспособить обруч, не размыкая рук, к конку круга, педагоги уже ловко в него «подныривали», стараясь изобрести каждый новый способ передачи обруча, подсказывали друг другу возможные варианты.
Упражнение «Тарелка с крупой»
Цель упражнения: развитие взаимопонимания в группе, понимание и обсуждение закономерности возникновения взаимопомощи.
Инструкция: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с крупой.
В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением. Если группа напряжена, то сначала можно передавать тарелку с открытыми глазами.
Вопросы для обсуждения:
- Какие эмоции вы испытали в этом упражнении?
- Что показалось трудным в выполнении упражнения?
Упражнение «Мешочек»
Цель: сплочение коллектива, ощущение чувства доверия и поддержки.
Инструкция: Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное его не уронить т.к. в этом случае игра начинается сначала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.
Ведущий: А сейчас попробуйте изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мешочек так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 с на всю группу.
Путем совместных обсуждений группа пришла к правильному решению: все участники ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мешочек, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого педагога.
Вопросы для обсуждения:
- Какие эмоции вы испытали в этом упражнении?
- Что показалось трудным в выполнении упражнения?
- Окончание тренинга
Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Ведущий: А сейчас давайте подумаем, что Вы могли бы подарить нашей команде, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит команде. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие.
Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы взяли за основы выбора подарка?
- Понравились ли вам подарки других участников?
*Интересное наблюдение: Каждый из педагогов старался придумать свой подарок, не повторяя других участников.
Рефлексия:
Упражнение «Три слова»
Цель: поддержание атмосферы доверия и позитивного настроя в группе, высказывание своего мнения о тренинге в ассоциациях.
Инструкция: Необходимо каждому участнику рассказать о своих впечатлениях от встречи в трех словах.
* Интересное наблюдение: Педагоги отметили повышение настроение, прилив сил и чувство товарищества и защищенности на рабочем месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг на знакомство "Мы команда"
Цель: Формирование и развитие навыков группового взаимодействия.Задачи:Формирование благоприятного психологического климата в группе;Формирование групповой сплоченности;Развитие творческих способ...
Тренинг педагогического общения . "Мы команда" январь 2021.
Трениенг педагогического общения мы команда...
Авторская программа тренинга общения для дошкольников с использованием методов психологического тренинга «Общение»
Произошедшие изменения в общественной жизни страны, развитие информационных технологий значительно изменили жизнь детей: снизилось значение книги, существенно понизился духовно- нравственный уровень л...
Психологический тренинг на сплочение коллектива "Мы одна команда"
Цель тренинга:сплочение коллектива; снятие эмоционального напряжения для укрепленияпсихологического здоровья воспитателей.Задачи тренинга:- способствование позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию...
Психологический тренинг для педагогов «Мы- дружная команда»
Психологический тренинг проводился с целью построения эффективного командного взаимодействия, раскрытия творческих способностей.При проведении тренинга реализовывались следующие задачи:1. Снятие ...
Психологический тренинг для педагогов «Вместе мы команда!»
Сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия....
Психологический тренинг с педагогами «Мы дружная команда»
Психологический тренинг с педагогами «Мы дружная команда»...