«Создание и использование мнемотаблицы при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Как же помочь детям выучить сложное стихотворение? Предлагаю освоить технику мнемотаблицы, которая поможет ребенку дошкольного возраста выучить стихотворение быстро и в игровой форме. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotablitsa.docx | 227.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ Детский сад №61 Невского района г. Санкт-Петербург
Методическая разработка по развитию речи
«Создание и использование мнемотаблицы при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель: Исаенко Анна Александровна
2021 г.
Мнемо́ника (др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания), мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Мнемотехника (определение в новых современных системах запоминания) — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности и закрепление в памяти.
Особенно эффективны при разучивании стихотворений - мнемотаблицы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов, проводится работа над словом. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.
Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – желтое, небо – синее, огурец – зеленый. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – черно-белые мнемотаблицы.
Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.
При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
- применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются перед детьми. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по зарисованным картинкам, опираясь на них.
Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.
Данная методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.
На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.
Описание методики
1. Выразительное чтение стихотворения Воспитателем, сообщение детям о том, что они будут его учить;
2. Беседа по содержанию стихотворения (выявление основной мысли, выделение персонажей)
3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку (или две/отдельное слово), а ребёнок придумывает ассоциацию/образ и зарисовывает её (или рисует воспитатель).
4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на зарисованные образы
5. Дети рассказывают стихотворение без помощи образов - мнемотаблицы.
Таким образом, процесс запоминания информации разделяется на 4 этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- соответственно, сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности строчек стихотворения;
- закрепление в памяти.
В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и таким образом развиваем речь ребенка и основные психические процессы - память, внимание и образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений более простым, интересным, творческим.
Например, используя стихотворение В.Степанова, можно составить мнемотаблицу в которой каждая строчка – представляет собой символ в ячейке. Вот что может получиться.
Космонавт
В темном небе звезды светят,
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит,
И на землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Реки, горы и моря.
Видит он весь шар земной,
Шар земной – наш дом родной.
В.Степанов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Журнал "Теория и практика образования в современном мире", Санкт-Петербург,2014
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание н...
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. (Копилка)
Использованы материалы из открытых источников сети интернет.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16737346","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"396","width":"480"}}]]Од...
Презентация "Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Презентация для воспитателей...
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста. Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Классический способ заучивания ...
«Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Использование мнемотехники в разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста...
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста....
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.
Вашему вниманию представлена копилка стихотворений для заучивания с помощью мнемотаблиц с детьми дошкольного возраста. В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворени...