О комплексной методике поэтапного формирования умственных действий и понятий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора (9-тиэкранной модели)
статья (подготовительная группа) на тему
Триз-технологии в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_triz_halanskaya.doc | 251.5 КБ |
doc1risunki_k_state.doc | 203 КБ |
Предварительный просмотр:
Халанская Людмила Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №41
О комплексной методике поэтапного формирования умственных действий и понятий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора (9-тиэкранной модели)
Налицо актуальность поиска новых путей совершенствования существующей дидактической системы в области дошкольной педагогики, что соответствует основным целям и задачами образования, сформулированными в Национальной доктрине образования в РФ (от 04.10.2000 года №751), одной из которых является:
“…обеспечение разностороннего и своевременного развития детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности”.
Определение путей совершенствования системы образования в области дошкольной педагогики необходимо производить с применением системного подхода.
Индивидуализация в обучении ребенка, обусловленная его психологическими особенностями и временем нахождении в дошкольном образовательном учреждении, заставляет проводить поиск новых, более эффективных форм, методов и приёмов обучения (составляющих педагогической технологии), а также путей реализации на практике авторских методик с учетом принципа региональности проведения.
Одним из путей реализации системно-деятельностного подхода в дошкольной педагогике может быть:
1. Поэтапное формирование представлений и элементарных умений, научной основой которого является теория планомерно-поэтапного формирования умственной деятельности человека Гальперина, развивающая и дополняющая теорию Ж.Пиаже. Внутренним содержанием этой теории являются положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия, где действие разделяется на ориентировочную и исполнительную часть.
2. Педагогическая деятельность с применение метода проектов по формированию целостного восприятия, как окружающего мира (системы), так и самостоятельных областей (элементов системы) его составляющих (например: животный и растительный мир, транспорт, профессии и др.).
3. Формирование осознанного творческого подхода к созданию новых образов в рамках окружающего мира как системы с учетом её состояния во времени (прошлое, настоящее, будущее) с применением системного оператора (9-тиэкранная модель), как ключевого элемента теории решения изобретательских задач (рисунок 1).
Рисунок 1. Системный оператор (9-тиэкранная модель).
Системный оператор (9-тиэкранная модель) представления, целостного восприятия и осознания окружающего мира как ключевого элемента теории решения изобретательских задач состоит из взаимосвязанных элементов,
где С – система в настоящем;
ПС – подсистема в настоящем
НС – надсистема в настоящем;
С(-) – система в прошлом;
ПС(-) – подсистема в прошлом;
НС(+) – надсистема в прошлом;
С(+) – система в будущем;
ПС(+) – подсистема в будущем;
НС(+) – надсистема в будущем.
Системный оператор, как считает ТРИЗ-педагогика, является основным инструментом формирования мыслительных операций системного характера, с помощью которого можно дать ребенку более широкое и глубокое представление об объектах окружающего мира и дополнить её с помощью аналогий и сравнений.
Пример применения системного оператора (9-тиэкранной модели) изображен на примере птиц (рис. 2) и на примере транспорта (рис. 3).
Рисунок 2. 9-тиэкранная модель целостного представления окружающего мира на примере птиц.
Рисунок 3. 9-тиэкранная модель целостного представления окружающего мира на примере транспорта.
На основе представленных подходов логичным представляется их комплексное применение, в результате чего усиливается эффект подачи и усвоения информации. Комплексный подход может найти отражение в комплексной методике.
Принципиальная схема создания и внедрения в практику комплексной методики поэтапного формирования умственных умений и понятий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора (9-тиэкранной модели) представления, целостного восприятия и осознания окружающего мира ребенка представлена на рисунке 4 и 5.
Таким образом, в статье представлены общие положения методики обучения дошкольников на основе комплексного применения и взаимодополнения метода проектов, метода поэтапного формирования умственных действий и понятий и системного оператора по формированию целостного восприятия и осознания окружающего мира ребенком.
Данные положения не претендуют на законченность и будут продолжены в дальнейших исследованиях, в ходе которых будет оценена степень влияния одного метода на другой, рассчитана эффективность обучения и предложен вариант реализации проекта на конкретном примере.
Рисунок 4. Принципиальная схема создания комплексной методики поэтапного формирования умственных действий и понятий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора (9-тиэкранной модели целостного восприятия и осознания окружающего мира)
Рисунок 5. Принципиальная схема реализации комплексной методики поэтапного формирования умственных действий и понятий в ходе реализации подпроектов с применением системного оператора (9-тиэкранной модели) целостного осознания окружающего мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алиева Т. Федеральный эксперимент по реализации основного содержания дошкольного образования. /Дошкольное воспитание. 2009. №5.
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. — М.: Сов.радио,1979.-184 с. — Кибернетика.
3. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. М., 1965.
4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
5. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 1998.
6. Оберемок С.М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2005. - 48 с. .
7. Обухова Л.Ф. Детская психология. Теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
8. Талызина Н.Ф. К вопросу об усвоении начальных геометрических понятий. Материалы совещания по психологии (июль 1955). М., 1957.
9.Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Педагогическая психология // Психология интеллекта. - М., 1987.
Предварительный просмотр:
Рис.2
Рис.3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»
Мы решили сделать серьёзный шаг в вопросе патриотического воспитания детей через прикосновение к истории своей семьи при активном участии родителей....
Презентация "Формирование здорового образа жизни дошкольников, в ходе реализации проекта "К здоровой семье, через детский сад""
В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития....
стендовый доклад "Формирование здоровьесберегающего поведения у детей в ходе реализации проекта “Как устроен человек”.
За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. Поэтому очень важным на сегод...
Методика поэтапного формирования игровых умений детей раннего и дошкольного возраста в сюжетной-ролевой игре.
В статье представлена методика формирования игровых умений у детей от 1.5 лет до 6 лет. Методы и приёмы руководства, структура сюжетосложения,показатели игровых умений....
«Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина»
Одной из более популярных концепций в педагогической психологии является теория поэтапного формирования умственных действий, которая создана П.Я. Гальпериным. Данная теория предусматривает учение как ...
Формирование познавательных действий у старших дошкольников посредством системного оператора.
В целях модернизации дошкольного образования существеннымшагом можно считать внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – ФГОС ДО....
Консультация «Поэтапное формирование умственного действия при обучении детей звуковому анализу и синтезу»
Раскрываются три этапа формирования у дошкольников умственного действия приобучении детей звуковому анализу и синтезу. К концу обучения дети читают, делают звуковой анализ, печатают слова, чертя...