Консультация «Поэтапное формирование умственного действия при обучении детей звуковому анализу и синтезу»
консультация по логопедии

Кушнир Татьяна Николаевна

Раскрываются три этапа формирования у  дошкольников умственного действия приобучении детей звуковому анализу и синтезу. К концу обучения дети читают, делают звуковой анализ, печатают слова, чертят символы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Поэтапное формирование умственного действия при обучении детей звуковому анализу и синтезу».

Из истории становления технологии – звуковой анализ, синтез.

В 70-е годы в НИИ в лаборатории Эльконина стали заниматься этой проблемой. Журова, Гвоздев разработали методику обучения грамоте посредством звукового анализа. До сей поры детские сады работали по методике Воскресенской, где начиналось обучение с заучивания алфавита. Дети скорее интуитивно, чем осмысленно научились читать (ма-ма, э-му).

В России выбирались территории, создавались экспериментальные детские сады, и опробовалась эта методика.

Детей учили звуковому синтезу и анализу со средней группы. Можно с уверенностью сказать, что это самая логичная и правильная технология и звучит она так: «Поэтапное формирование умственного действия при обучении детей звуковому анализу и синтезу». На первом этапе, который называется «Материализация умственного действия», вводятся фишки, сначала одноцветные, дальше цветные: гласные и согласные.

На этом этапе дети учатся слышать звуки, определять их количество, выделять звук из потока.

Характеризовать звук:

Сердится (синий)

Веселится (зелёный)

Голосок гуляет или спит (черный)

Голосок дома (жёлтый)

На втором этапе переводим умственное действие в устную  речь, составляем из цветных фишек слова. Выделяем первый звук в слове, второй и третий. Рассказываем об этом, глядя на схему. В слове «мак» три звука,  первый [м ], второй[ а], третий[к ].

Учимся различать понятия: начало, середина, конец слова, какой звук, который он в слове, слово длинное, короткое, делим слова на слоги.

На  третьем этапе перевод умственного действия во внутреннюю речь. Учимся ловить звуки, составлять слова – это звуковой синтез и из целого слова вычленять звуки – звуковой анализ (миска – [м][и][с][к][а])

Одновременно начинаем изучать звуки и буквы.

Определяем кокой звук по акустическим и артикуляционным признакам

Придумываем слова с этим звуком и определяем его позицию

Учимся выделять слова из текста

Знакомимся с буквой

-Формируем понятие, что это всего лишь значок, которым обозначаем звук.

- Буквы печатаем соответствующим цветом.

- Применяем символы букв.

-Модели звукопроизношения.

Для лучшего запоминания применяем звуковые опоры.

«У» - сучок, в любом лесу можно встретить букву «У»

«С» - села мышка в уголок, съела бублика кусок, и так на все буквы алфавита.

Если дети - дислексики и плохо запоминают очертания букв, вводим модели звукопроизношения.

На третьем этапе работы начинаем знакомить детей с наглядным моделированием. Обозначаем слова линиями и чертим схемы предложений.

Книга,  книжечка

Линии соотносим с длиной слова.

                --------------------------------------------------------------------  .

                --- --------------------        ----------------------     ---    -------

                ---------       ----------          --------      -------        ---     -----

К концу обучения дети читают, делают звуковой анализ, печатают слова, чертят символы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте.

Картотека   содержит   методические   рекомендации для   родителей,   обучающих   ребенка   грамоте.  С помощью этих рекоменд...

КАРТОТЕКА методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте

Картотека содержит методические рекомендации для ро­дителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих ре­комендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детском саду, или обуч...

Методические рекомендации логопеда родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте. Буква Ш

Методические рекомендации логопеда родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте. Буква Ш...

Методические рекомендации логопеда родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте. Буква С

Игры для формирования у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте....

Методические рекомендации логопеда родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте. Буква О

Методические рекомендации логопеда родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте. Буква О...