Консультация «Поэтапное формирование умственного действия при обучении детей звуковому анализу и синтезу»
консультация по логопедии
Раскрываются три этапа формирования у дошкольников умственного действия приобучении детей звуковому анализу и синтезу. К концу обучения дети читают, делают звуковой анализ, печатают слова, чертят символы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация
«Поэтапное формирование умственного действия при обучении детей звуковому анализу и синтезу».
Из истории становления технологии – звуковой анализ, синтез.
В 70-е годы в НИИ в лаборатории Эльконина стали заниматься этой проблемой. Журова, Гвоздев разработали методику обучения грамоте посредством звукового анализа. До сей поры детские сады работали по методике Воскресенской, где начиналось обучение с заучивания алфавита. Дети скорее интуитивно, чем осмысленно научились читать (ма-ма, э-му).
В России выбирались территории, создавались экспериментальные детские сады, и опробовалась эта методика.
Детей учили звуковому синтезу и анализу со средней группы. Можно с уверенностью сказать, что это самая логичная и правильная технология и звучит она так: «Поэтапное формирование умственного действия при обучении детей звуковому анализу и синтезу». На первом этапе, который называется «Материализация умственного действия», вводятся фишки, сначала одноцветные, дальше цветные: гласные и согласные.
На этом этапе дети учатся слышать звуки, определять их количество, выделять звук из потока.
Характеризовать звук:
Сердится (синий)
Веселится (зелёный)
Голосок гуляет или спит (черный)
Голосок дома (жёлтый)
На втором этапе переводим умственное действие в устную речь, составляем из цветных фишек слова. Выделяем первый звук в слове, второй и третий. Рассказываем об этом, глядя на схему. В слове «мак» три звука, первый [м ], второй[ а], третий[к ].
Учимся различать понятия: начало, середина, конец слова, какой звук, который он в слове, слово длинное, короткое, делим слова на слоги.
На третьем этапе перевод умственного действия во внутреннюю речь. Учимся ловить звуки, составлять слова – это звуковой синтез и из целого слова вычленять звуки – звуковой анализ (миска – [м][и][с][к][а])
Одновременно начинаем изучать звуки и буквы.
Определяем кокой звук по акустическим и артикуляционным признакам
Придумываем слова с этим звуком и определяем его позицию
Учимся выделять слова из текста
Знакомимся с буквой
-Формируем понятие, что это всего лишь значок, которым обозначаем звук.
- Буквы печатаем соответствующим цветом.
- Применяем символы букв.
-Модели звукопроизношения.
Для лучшего запоминания применяем звуковые опоры.
«У» - сучок, в любом лесу можно встретить букву «У»
«С» - села мышка в уголок, съела бублика кусок, и так на все буквы алфавита.
Если дети - дислексики и плохо запоминают очертания букв, вводим модели звукопроизношения.
На третьем этапе работы начинаем знакомить детей с наглядным моделированием. Обозначаем слова линиями и чертим схемы предложений.
Книга, книжечка
Линии соотносим с длиной слова.
-------------------------------------------------------------------- .
--- -------------------- ---------------------- --- -------
--------- ---------- -------- ------- --- -----
К концу обучения дети читают, делают звуковой анализ, печатают слова, чертят символы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте
Картотека содержит методические рекомендации для родителей, обучающих ребенка грамоте....
Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте.
Картотека содержит методические рекомендации для родителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих рекоменд...
КАРТОТЕКА методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте
Картотека содержит методические рекомендации для родителей, обучающих ребенка грамоте. С помощью этих рекомендаций можно закрепить навыки, сформированные на занятиях в детском саду, или обуч...
КАРТОТЕКА методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте #Cидим дома# Дистанционное обучение
Картотека по обучению грамоте, для самостоятельной работы родителей с детьми в период карантина....
Методические рекомендации логопеда родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте. Буква Ш
Методические рекомендации логопеда родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте. Буква Ш...
Методические рекомендации логопеда родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте. Буква С
Игры для формирования у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте....
Методические рекомендации логопеда родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте. Буква О
Методические рекомендации логопеда родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте. Буква О...