Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

  Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

 Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

  Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

 Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

 Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

  Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

 Все это создает благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики и графических навыков

 у детей 5-7 лет

 

   В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.

  Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

 Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

  Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах.

 Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

 Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

  Поэтому придается большое значение использованию этого факта в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

 Все это создает благоприятную базу для развития речи и более успешного обучения в школе.

Цель работы: развитие мелкой моторики, подготовка руки ребенка к письму, формирование графических навыков.

Задачи работы

Образовательные:

- обучение ориентации на листе в клетку;

- учить детей работать с образцом: анализировать образец, использовать образец для срисовывания и проверки;

- учить выполнять графические задания под диктовку;

- развитие навыков владения линейной графикой.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д.

- развитие зрительного и слухового восприятия, память, аналитического мышления

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, добросовестность, аккуратность;

-вызывать у детей заинтересованность к данной работе, стремление учиться писать в школе

Занятия  проводятся фронтально, один раз в неделю в течение 25-30 минут

        Перспективное планирование работы

        

Тема занятия

Виды работ

Цели и задачи работы

1

Рисование точек

1.Пальчиковая гимнастика «Замок»

2.Работа в тетради

3.Физкультминутка «Как живешь?»

4.Зрительный диктант из счетных палочек

5.Упражнение для глаз «Фигура»

- познакомить детей с тетрадью в клетку

- научить их ориентироваться в клетке с помощью точек; а также на нелинованной бумаге;

- развивать зрительную память, конструктивные навыки;

- развивать общую и мелкую моторику

2

Рисование точек и крестиков

1.Пальчиковая гимнастика «Капустка»

2.Работа в тетради

3.Физкультминутка «Овощи»

4.Зрительный диктант (табл. 1)

5.Упражнение для глаз «Зигзаги»

-продолжить знакомство детей с тетрадью в клетку

-учить ориентироваться в клетке

-развивать зрительную память

- развивать координацию слов и движений

-работать над темпом и ритмом речи

3

Рисование коротких вертикальных линий

1.Пальчиковая гимнастика «Дружба»

2.Упражнение «Забор»

3. Работа в тетради

4.Физкультминутка «Зарядка»

5.Зрительный диктант (табл. 2)

6.Упражнение для глаз «Молния»

- научить детей проводить короткие вертикальные

-линии по точкам и самостоятельно

-формировать навык ритмичности двигательной функции кисти руки

-развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

4

Рисование коротких горизонтальных линий

1. Развитие общей моторики, упражнение «Мишка»

2.Пальчиковая гимнастика «Мишка косолапый»

3. Работа в тетради

4.Упражнения для предупреждения зрительного утомления

5.Зрительный диктант (табл. 3)

-учить проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно

-развивать общую и тонкую моторику детей

-развивать зрительное восприятие

5

Рисование коротких вертикальных линий

1.Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

2.Работа в тетради

3.Физкультминутка на расслабление

4.Зрительный диктант с использование счетных палочек (табл. 1)

5.Упражнение для предупреждения зрительного утомления

- учить рисовать длинные вертикальные линии по точкам и самостоятельно

-развивать тонкую моторику руки, зрительную память

6

Рисование коротких горизонтальных линий, в чередовании с вертикальными

1.Пальчиковая гимнастика «Листочки»

2.Работа в тетради

3.Физкультминутка «Ветер»

4.Игра «Бумажные листочки»

5. Слуховой диктант

6.Упражнение для глаз «Стрелы»

-закрепить навык проведения горизонтальных линий по точкам и самостоятельно, чередовать рисование горизонтальных и вертикальных линий

-учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении

-развивать слуховую память

7

Рисование наклонных линий

1.Пальчиковая гимнастика «Дождь»

2.Работа в тетради

3.Физкультминутка «Дождик»

4. Слуховой диктант

5.Упражнение для глаз «Далеко-близко»

-учить рисовать наклонные линии по точкам и самостоятельно

-учить ориентироваться в плоскости листа

-закрепить знания о геометрических фигурах

8

Рисование уголков

1. Игра «Птицы хотят пить»

2.Пальчиковая гимнастика «Птички»

3.Работа в тетради

4.Физкультминутка «Журавли»

5. Зрительный диктант

5.Упражнение для глаз «Уголки»

-закрепить умение рисовать короткие наклонные линии

-развивать конструктивные навыки, координацию движений

-воспитывать усидчивость, аккуратность в работе

9

Рисование бордюра

1. Игра «Пластилиновые жгутики»

2.Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому»

3.Работа в тетради

4.Физкультминутка: дыхательные упражнения с расслаблением

5. Зрительный диктант

5.Упражнение «Стрельба»

- закрепить умение рисовать короткие линии

-формировать нажим карандаша

-развивать память и внимание

10

Рисование уголков

1.Пальчиковая гимнастика «Домик»

2.Выполнение фигуры «Уголки»

3. Работа в тетради

4.Физкультминутка «Строим дом»

4. Зрительный диктант

5.Упражнение для глаз «Стрельба»

- учить рисовать уголки по точкам и по образцу

-закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий

-закрепить знание геометрических фигур

-развивать зрительное восприятие и зрительную память

11

Рисование бордюра

1.Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»

2. Работа в тетради

4.Физкультминутка «Беличья зарядка»

4. Слуховой диктант

5.Упражнение для глаз «Жмурки»

-закрепить навык проведения коротких вертикальных и горизонтальных линий

-формировать навык ритмичности руки

-учить ориентироваться на плоскости листа

-развивать зрительную память

12

Рисование квадратов

1.Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»

2.Выполнение фигуры «Машина»

3. Работа в тетради

4.Физкультминутка «Шофер»

4. Зрительный диктант

5.Упражнение для глаз «Зигзаги»

- закрепить навык рисования вертикальных и горизонтальных линий

-развивать конструктивные навыки

-развивать координацию речи и движений, творческое воображение

13

Рисование квадрата

1.Фигура из палочек «Рожица»

2. Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

3. Работа в тетради

4.Физкультминутка с пантомимой

4. Зрительный диктант

5.Упражнение для предупреждения зрительного утомления

-учить рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нем

-формировать пространственно- временные представления

-развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения

14

Рисование прямоугольников

1.Фигура из палочек «Прямоугольник»

2. Самомассаж кистей и пальцев рук

3. Работа в тетради

4.Динамическая пауза «Мчится поезд»

4. Зрительный диктант

5.Упражнение для глаз

- учить рисовать прямоугольники

-закрепить понятие о геометрической фигуре прямоугольник

-развивать зрительное восприятие и зрительную память, творческое воображение, координацию речи и движения

15

Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий

1.Пальчиковая гимнастика «Гусь», «Петух»

2. Работа в тетради

3. Динамическая пауза «Домашние птицы»

4. Зрительный диктант

5.Упражнение для глаз «Жмурки»

- закрепить умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их в узор

-учить штриховать в заданном направлении

-развивать внимание и память, координацию речи и движения ,творческое воображение

-учить подражать звукам птиц

16

Рисование бордюра

1.Игра «ловкие пальчики»

2.Пальчиковая гимнастика «Подарки»

3.Работа в тетради

4. Динамическая пауза

5.Слуховой диктант

6. Упражнение для глаз

-учить рисовать бордюр, состоящий из вертикальных и горизонтальных линий

-формировать умение строить деятельность по словесной инструкции

-развивать воображение, речевую выразительность

17

Рисование кружков

1.Игра «Сушка фруктов»

2.Пальчиковая гимнастика «Колечки»

3.Работа в тетради

4. Упражнение на расслабление

5.Зрительный диктант

6. Упражнение для глаз

 «Большие и маленькие фрукты»

-учить рисовать круги по точкам и самостоятельно

-закрепить навык проведения наклонных линий

18

Рисование предметов из кругов

1. Выкладывание по контуру

2.Работа в тетради

3. Динамическая пауза

«Танец Неваляшек»

4. Зрительный диктант

5. Упражнение для глаз «Метелки»

-закрепить умение рисовать круги

-учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения

-развивать координацию речи и  движения

19

Рисование фигур и предметов из кругов

1.Самомассаж кистей и пальцев рук

2. Работа в тетради

3.  Зрительный диктант

5.Упражнение для глаз «Поймай зайку»

-закрепить умение рисовать круги

-развивать зрительное внимание и память, творческое воображение

-воспитывать усидчивость и аккуратность в работе

20

Рисование узора из квадратов и кругов

1.Пальчиковая гимнастика «Цепочка»

2. Фигурки из палочек

3. Работа в тетради Упражнение на расслабление

4. Зрительный диктант

5.Упражнение для глаз

-закрепить умение рисовать квадрат и круг со штриховкой и без нее

-развивать конструктивные навыки

-проводить коррекцию нарушения пространственного восприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие мелкой моторики через графический диктант при подготовки к письму детей 6 - 7 лет"

Как подготовить руку ребенка к письму?Какие методы и приемы использовать при развитии графо - моторных навыков....

"Ловкие ладошки" Кружок по развитию мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелких движений пальцев рук зависит от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Выполняя пальчиками различные ...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста с целью подготовки к письму"

Опыт работы по использованию развивающих упражнений и заданий для развития мелкой моторики и графических навыков у старших дошкольников....

Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей

Материал по развитию мелкой моторики и развитию графических навыков у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста с целью подготовки к письму»

С целью своевременной выработки у детей тонкой моторики, точной координации, ловкости, освоение предметной деятельностью, быстрого и правильного развития навыка письма необходимо использовать развиваю...

«Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей 5-6 лет»

 Работа по клеточкам и графические диктанты – это универсальный помощник в развитии внимания, памяти, усидчивости детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет в игров...