Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей
консультация по логопедии на тему

Материал по развитию мелкой моторики и развитию графических навыков у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_i_graficheskih_navykov_u_dete1.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей

Моторика – это совокупность двигательных реакций, свойственных человеку, умение выполнять какое-либо движение, манипуляцию, координировать движениями. Разделяют  общую моторику человека и мелкую моторику рук. Двигательное развитие детей происходит с закономерной последовательностью: безусловные рефлексы, свойственные периоду новорожденности и первых месяцев жизни угасают и сменяются условно – рефлекторными движениями. Также последовательно развиваются двигательные функции руки.

В 3 – 4 месяца ребенок рассматривает свои руки, вращает кисти, водит ими по пеленке.

С 4 - 4,5 месяцев тянется к предмету, расположенному над его туловищем, хватает его двумя руками.

В 7 месяцев начинает захватывать предмет одной рукой, большей частью правой, если это требует больших усилий.

С 10 – 12 месяцев ребенок последовательно овладевает бросанием предметов, снятием колец с пирамидки и нанизыванием их, открыванием и закрыванием коробки. Он может брать предмет двумя пальцами, захватывать 2-3 кубика.

К 12 месяцам ребенок способен научиться держать ложку, карандаш, грозить пальцем, показывать предмет указательным пальцем.

До 8 лет физиологически нормальны содружественные движения одной конечности при движении другой, но здоровый ребенок может их по заданию затормозить. В дальнейшем ребенок усваивает всю последовательность движений необходимых для сложного двигательного навыка. У него формируются и упрочиваются сложные моторные действия, которые называются праксисом.

Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием речи, успехами в учебе и творчестве существует прямая связь.

У дошкольников при ряде речевых нарушений отмечается, выраженная в разной степени, общая моторная неловкость, а также отклонения движения пальцев рук. В настоящее время рядом исследователей, занимающихся проблемами детской речи, доказано, что развитие мелкой моторики рук положительно влияет на становление детской речи. М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Тесную связь моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения заикания у детей. В семье работу по тренировке пальцев рук нужно начинать с самого раннего возраста.

 Уже с 6-7 месяцев полезно начинать массаж кистей рук, каждого пальчика, каждой фаланги. Их можно поглаживать, растирать, разминать  в течение 2-3 минут ежедневно.

С 10 месячного возраста проводят активные упражнения пальцев рук вовлекая в движение больше пальцев с достаточно хорошей амплитудой в игровой форме, например: имитировать одевание варежки, перчатки, сделать пальчики «послушными и мягкими» и т.д.

В 1 год можно давать ребенку катать шарики из пластилина, бусы разного диаметра, собирать пирамидку, матрешку ,перекладывать пуговицы, карандаши  из одной кучки в другую под присмотром взрослого.

В 1,5-2 года учат застегивать пуговицы, перебирать пуговицы, месить тесто, застегивать молнию, лепить из пластилина. Очень хорошую тренировку пальцев рук дают народные игры, потешки, песенки: «Сорока-сорока», «Ладушки».

Их можно проигрывать по разному: загибание и разгибание пальцев, круговые движения пальцем по ладони, хлопание, движение кистей рук вверх-вниз и т.д.

Частые повторы этих игр, сопровождающихся проговариванием, способствуют улучшению активности и ловкости пальцев рук, формируют речь и эмоциональное развитие ребенка.

С 3 летнего возраста включают игры с речевым сопровождением. Пособием в развитии мелкой моторики может служить книга  В.В.Цвынтарного с массой пальчиковых игр и упражнений: «Играем пальчиками и развиваем речь» издательство «Флокс», Нижний Новгород,19995г.

Например:

«Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора»

В стихах такого типа можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке или «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков среднего, указательного и т.д. пальцев.

Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира предметов, животных, людей, их деятельности, а также процессы происходящие в природе. У ребенка вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрированность внимания на одном виде деятельности оказывают благоприятное воздействие на развитие речи, подготавливают руку ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что облегчает приобретение навыков письма.

В старшем дошкольном возрасте продолжаем развитие навыков самообслуживания, способствующих развитию мелкой моторики рук: застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, шнуровка, завязывание и развязывание узлов, бантов, заплетание косичек, конструирование, мозаика, кубики. Обучаем рисованию, раскрашиванию, обводке по трафарету, штриховке, работе с дошкольными прописями.

В тетрадях в крупную клетку учим обводить клетку сначала простым, а затем цветными карандашами, учим рисовать по клеточкам, В этом возрасте детям будет интересна игра «Оживи рисунок», когда любая кривая линия превращается в рыбку, птичку, зверушку. Для начала ребенку можно предложить обвести ладошку, а затем придумать во что можно превратить  эту линию. С удовольствием дети будут играть в «Волшебный кружок», когда кружок, овал превращается в рыбку, птичку, ежика

Не стоит до школы знакомить ребенка с письменными буквами – это может привести к ошибкам, которые потом трудно исправить. Лучше ограничиться написанием печатных букв и  элементов.

Полезно учить детей аппликации ,искусству оригами – складыванию фигур из бумаги. Важным этапом в этом возрасте имеет обучение и владение ножницами. Некоторые дети с большим трудом учатся вырезанию. Необходима поддержка и терпение со стороны взрослых. Для обучения работе с ножницами можно предложить использовать старые открытки, которые предлагается вырезать по контуру рисунка. Хорошим приемом развития моторики руки является отщипывание кусочков цветной бумаги и наклеивание на листе – рисунок.

При изучении букв, для лучшего их усвоения рекомендуются следующие упражнения:

- «собирание» букв из палочек

- письмо в воздухе всеми частями тела: носом, плечом, локтем и т.д.

- письмо буквы по гладкой поверхности мокрым пальцем (по стеклу, по доске)

- письмо пальцем по спине (узнавание буквы на ощупь)

-выкладывание буквы на доске, смазанной пластилином (из риса, гречки)

При проведении занятий необходимо соблюдать следующие правила:

- идти от простого к сложному

-терпеливо добиваться выполнения каждого упражнения

-не перегружать ребенка

-делать упражнения как правой так и левой рукой

-учитывать ведущую руку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая программа развития мелкой моторики и графических навыков "Умные ручки"

Программа «Умные ручки» по содержанию является социально-педагогической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной....

Развитие мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи.  Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что рече...

"Ловкие ладошки" Кружок по развитию мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелких движений пальцев рук зависит от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Выполняя пальчиками различные ...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста с целью подготовки к письму"

Опыт работы по использованию развивающих упражнений и заданий для развития мелкой моторики и графических навыков у старших дошкольников....

Мелкая моторика     Значение развития тонкой моторики и графических навыков у детей в продуктивной деятельности          

Мелкая моторикаСредняя группа «золотой петушок»Тема: Значение развития тонкой моторики и графических навыков у детей в продуктивной деятельности.Цель: Развитие мелкой моторики у ...

« Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно – моторной координации»

laquo; Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно – моторной координации»...

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и графических навыков детей старшего дошкольного возраста с целью подготовки к письму»

С целью своевременной выработки у детей тонкой моторики, точной координации, ловкости, освоение предметной деятельностью, быстрого и правильного развития навыка письма необходимо использовать развиваю...