Знакомство детей с природой
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Как привить любовь к природе?
/проект «Юные овощеводы»/
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 95»
воспитатель 1кк - Крохина Людмила Николаевна
/из опыта работы/
Василий Александрович Сухомлинский сказал:
«Прежде, чем детям давать знания,
надо научить их думать воспринимать, наблюдать».
В период дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, начинает выделять себя из окружающей среды, накапливает представления о разных формах жизни. Следовательно, именно в первые семь лет у ребёнка формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Параллельно с расширением и углублением представлений детей о природе в ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Цель проекта -
создание условий для усвоения и закрепления знаний детей дошкольного возраста о потребности конкретных растений в условиях среды, способах их выращивания.
Задачи проекта:
- помочь детям установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды
- обобщить и расширить знания детей об овощах на основе сенсорного обследования;
- совершенствовать умения и навыки поисково-исследовательской деятельности воспитанников;
- развивать познавательный интерес детей к растительному миру;
- повысить речевую активность детей, активизировать словарь по лексической теме «Овощи»;
- способствовать накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей;
- прививать трудолюбие.
Два года назад, решая воспитательно-образовательные задачи по комплексно-тематическому планированию, мы изучали с детьми тему «Откуда хлеб пришёл?».
По ходу изучения материала, с детьми провели большую работу: разобрали злаковые культуры, посадили зерна в контейнеры и наблюдали за ними, разобрали последовательность появления хлеба на столе, а так же дети познакомились со всеми профессиями людей, кто вложил свой труд в хлеб.
В ходе эксперимента, мы выращивали зерна разными способами, создавая для них разные условия: для одних — тепло, воду, свет; для других — тепло, воду, темноту; для третьих — холод, воду, свет.
В ходе экспериментальной деятельности, ребята сделали вывод, в какой почве лучше прорастает зерно, какие условия необходимы растениям для роста.
Итоговым мероприятием было занятие «Хвала рукам, что пахнут хлебом».
Детям очень понравилось и они захотели еще, что- то необычное, тогда решили посадить лук в пластиковую бутылку, получилась «Луковая елочка», за которой дети с удовольствием наблюдали.
Свои наблюдения, ребята зарисовывают в «Дневник наблюдения».
Из-за погодных условий, мы не можем себе позволить заниматься выращиванием овощей круглый год, поэтому мы развели «Огород на подоконнике».
«Огород на подоконнике» способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь.
Он способен расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Дети с удовольствием участвуют в посадке всех растений и последующем уходе за растениями.
Даём совет: для детей раннего возраста целесообразнее высаживать более крупные семена: тыква, огурцы, кабачки.
Ребята старшего возраста уже умеют сеять петрушку, укроп, сельдерей, морковь.
Все, что прорастет, и вырастает, мы используем как витаминную добавку к обеду.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.
Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный материал.
Администрация нашего детского сада поддержала нашу инициативу, и весной у нас появился «Мини огород» на территории детского сада.
Детям очень нравиться на нем работать: сажать, поливать, рыхлить землю, удалять сорняки, наблюдать как все растет и, конечно же собирать урожай, пробовать на вкус, так как не у всех детей есть дача, домик в деревне, где дети могли бы видеть, что и как растет, как правильно ухаживать.
На нашем «Мини огороде » растут: помидоры, овес, рожь, подсолнухи, свела, укроп, капуста, тыква, петрушка, сельдерей, а еще лекарственные растения, чудо капуста, перчик колокольчик, лагенарии.
А какая осень без выставки работ из природного материала!
И у нас в детском саду ежегодно проходит выставка «Причуды осени», где наши поделки занимают призовые места.
И конечно без хорошо спланированной, оснащённой, трансформированной, полифункциональной предметно-развивающей среды работать с детьми в современное время трудно.
Предметно-развивающая среда в нашей группе нам помогает в воспитательно-образовательной деятельности.
Нами созданная большая экспериментальная лаборатория, которая заняла первое место среди всех групп детского сада, позволяет организовать познавательно-экспериментальную деятельность в увлекательной форме.
Однако всем следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в труде.
В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость.
Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с жизнью пчёл в природе"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью пчёл в природе....
Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"
НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....
Знакомство детей с природой.
Что можно использовать при знакомстве детей с природой...
Использование игрвых обучающих ситуаций при знакомстве детей с природой
Оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации (ИОС). Они создаются педагогом для решения конкретных дидактическ...
«Волшебный мир природы» ( Знакомство детей дошкольного возраста с миром природы в процессе проектной деятельности).
Введение.Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать,...
Значение книг В.В. Бианки в знакомстве детей с природой
Говорим о роли творчества В.В. Бианки, его книг в знакомстве детей, в том числе детей дошкольного возраста, с природой....
Консультация для родителей "Знакомство детей с природой нашего края"
Взрослые, должны каждодневно приобщать детей к таинствам и красоте природы, знакомить с растениями и животными родного края....