«Государственные символы России»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Программные задачи

Формировать начальные представления о происхождении современного герба, о функциональном назначении герба.

Формировать элементарные представления о происхождении знамен.

Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага; познакомить с их символическим значением.

Познакомить детей с музыкой и словами Гимна РФ; рассказать, как нужно себя вести, когда звучит гимн.

Речевое развитие и обогащение словаря: знамя, стяг, древо, полотнище, навершие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gosudarstvennye_simvoly_rossii.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Государственные символы России»

Конспект тематического занятия

Программные задачи

Формировать начальные представления о происхождении современного герба, о функциональном назначении герба.

Формировать элементарные представления о происхождении знамен.

Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага; познакомить с их символическим значением.

Познакомить детей с музыкой и словами Гимна РФ; рассказать, как нужно себя вести, когда звучит гимн.

Речевое развитие и обогащение словаря: знамя, стяг, древо, полотнище, навершие.

Материал к занятию: карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением государственной символики, денежные знаки, видеоматериалы по теме.

Ход занятия

1. Воспитатель: Ребята, у каждого человека на земле есть свое Имя, Отчество и Фамилия. Каждый человек гордится своим именем, своей фамилией, особенно, если этот человек прославился в науке или искусстве. И этими людьми гордится уже вся страна, и даже весь мир.

Есть свое имя и у нашей Родины. Какое имя носит наша Родина?

Дети: Россия.

2. Воспитатель: Верно, Россия. Ребята, нашу страну, можно узнать не только по имени, но и по гимну, флагу и гербу.

Гимн - самая главная песня нашей страны, ее должны знать все люди, которые живут в России и не только знать, но и относиться к ней с трепетом и уважением.

Музыку к нашему гимну написал композитор Александров, а слова, хорошо вам известный поэт Сергей Михалков, да, да, тот самый, который написал всеми вами любимого Дядю Степу.

Послушайте, пожалуйста, музыку Гимна России. Я попрошу всех встать, потому что гимн слушают стоя, это знак уважения к своему государству, к своей Родине.

(Звучит Гимн Российской Федерации).

Воспитатель: А теперь мы послушаем слова нашего гимна (чтение).

Воспитатель: Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои гимны, гербы и флаги. Мы знаем наш гимн, а теперь поговорим о гербе. Герб - отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение: «эмблема», «символ». Мы можем сказать, что золотой двуглавый орел - эмблема, или символ России.

Зачем же нужен герб?

Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы и другие люди, приезжающие из других стран, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе Российской Федерации (предложить детям рассмотреть современные российские монеты).

Воспитатель: Ребята, что изображено на монетах?

Как называются монеты, на которых изображен всадник?

Почему они так называются?

Копье Святого Георгия Победоносца дало название монетке - копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змея (предложить сравнить детям современные рубли и копейки, монетки советского периода и зарубежные).

Воспитатель: Ребята, чем эти монеты похожи, а чем отличаются?

Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, которые подтверждают подлинность важных документов. Кроме гербов существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы - отличительные знаки.

(предложить детям рассмотреть и описать Герб России, посмотреть видеофильм).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, золотой фон напоминает сияющее всеми своими лучами солнце, а всадник, поражающий копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Воспитатель: Флаг нашей страны, как и герб, имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села или городка. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, т. е. часть войск называлась стягом.

Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древу, а над ним появилось железное навершие - «острожник». Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги: древко, полотнище, навершие. Чаще всего стяги были красного цвета: червленые или багряные. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.

Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» (священные знаки»). Так появилось слово знамя. Когда в России правил царь Алексей Михайлович, отец Петра I, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо и грозно - «Орел». На его борту разместили двадцать две пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по Волге-реке, и для него потребовался опознавательный знак.

Царь Алексей Михайлович приказал изготовить материю червленую, белую и лазоревую, а Петр I во время северной войны дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг.

И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

Белый, синий и красный цвета издревле почитались на Руси. Мы говорим: «сине море», «белый свет», «весна - красна», «красна девица».

Белый, синий и красный цвета отвечали народным приметам, представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней белого, средней - синего и нижней - красного цвета.

(рассказ иллюстрируется показом видеофильма и наглядным материалом).

3. Воспитатель:

Ребята, сегодня вы узнали о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете гордиться нашей Родиной и когда вырастите, может быть, прославите ее своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами или артистами, а будете врачами, учителями и рабочими, которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте: Россия всегда будет гордиться Вами, Вашими делами и поступками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие в подготовительной группе "Государственные символы России"

Занятие напрвлено на ознакомление детей с основными символами России.Во время занятия дети читают стихи, занимаются аппликацией, прослушиают гимн....

Педагогическая викторина "Государственные символы России."

Патриотическое воспитание - это процесс, который должен пронизывать все слои становления и развития личности. Патриотизм немыслим без нравственности, любви... А всё это должно быть каждодневной,...

"Государственные символы России"

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста....

"Как мы знакомим детей с государственными символами России"

Государственная символика является частью истории культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка...

Конспект занятия к Дню России «Государственные символы России и моей малой Родины»

Номинация "Сценарий патриотического мероприятия""Государственные символы России и моей малой Родины"(посвящается дню России)Цель: Использование нетрадиционных форм гражданско-патриотической работы с д...

ООД ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Россия – Родина моя. Государственные символы России» /подготовительная группа/

Одна из задач воспитания и образования дошкольников - развитие интереса и любви к своей стране, к своей Родине. данный материал позволяет познакомить дошколят с государственными символами страны....