Доклад "Импульс к инновациям или размышления о педагоге-новаторе"
материал на тему
Доклад будет полезен старшим воспитателям, воспитателям при подготовке "круглых столов", семинаров . Доклад составлен в нетрадиционной форме, в структуре выделены три части: прозаическая, лирическая, видео-рассуждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреджение
Центр развития ребенка-детский сад
г. Покачи
Доклад
«Импульс к инновациям или размышления о педагоге-новаторе»
Подготовила:
Е.В. Кузьминчук,
старший воспитатель
Импульс к инновациям или размышления о педагоге – новаторе.
Формулу успеха знают все, дело за малым-познать успех!
Из афоризмов В.М. Лизинского.
- Версия первая, прозаическая
- Версия вторая, лирическая
- Версия третья, видео-размышления
Версия первая, прозаическая
Размышляя над красотой профессии педагога, вспомнилась недавно прочитанная фраза Франсуа де Ларошфуко: «Мудрец счастлив, довольствуясь немногим, а глупцу всего мало; вот почему почти все люди несчастны».
А что есть миссия и кто он педагог-новатор? На мой взгляд, в сочетании слов: «миссия» и «педагог-новатор» уже присутствует некоторая интрига. Ведь правильно определенная миссия хоть и имеет общий философский смысл (определение ценности, убеждения и принципы в соответствии с которыми осуществляется деятельность), тем не менее, обязательно несет в себе нечто такое, что делает эту деятельность уникальной в своем роде, характеризующей индивидуальность того, кем она была определена. В свою очередь, педагог-новатор это педагог, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи и приемы в педагогической деятельности. Новатор (от лат. novator – обновитель). Значит педагог-новатор – это обновитель образовательного процесса.
Личность педагога-новатора, по мнению В.И. Андреева характеризуется одержимостью, неутомимой любознательностью, умением мыслить системно и в то же время являться генератором идей. Педагог-новатор стремится реализовать возникшие у него идеи практически, выбирая для этого наиболее оригинальный способ, подчеркивающий собственную индивидуальность. А значит миссия педагога – новатора заключается в уникальности его деятельности по обновлению методов обучения и воспитания, позволяющих получать качественно новые результаты, востребованные государством.
А каков он сегодня, государственный заказ на образование? В марте прошлого года на IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация»,в докладе «Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» были обозначены современные перспективы отечественного образования. Вряд ли кого из педагогов этот документ оставил равнодушным, поскольку в нем из официальных источников прозвучали новые задачи современного образования. Задачи, которые в противовес привычному нам овладению объемом энциклопедических знаний различных научных областей, требуют развития у воспитанников мышления, коммуникативности, толерантности, способности принимать решения и нести ответственность, способности работать на стыке различных предметных областей, быстро ориентироваться в информационных потоках, умение работать в команде проектным способом, умение оформить и предъявить результат своей деятельности.
Иными словами миссия педагога - новатора как раз и заключается в том, чтобы заменить знаниевую образовательную ориентацию на создание компетентностно-ориентированного образовательного пространства. Очевидно, что знание новых методов мотивации детей: исследовательского, конструкторского, игрового; наличие ЦОР, ТСО еще не способ получения должных образовательных результатов. Без изменения форм образовательной деятельности, а может быть и структуры образовательного процесса работать с таким оборудованием, основанным на умениях использовать информационно-коммуникационные технологии просто не возможно.
И педагогу не следует этого бояться, а нужно понять, что мир современного ребенка ограничить пространством сегодня просто безнравственно! На мой взгляд, миссия педагога-новатора и состоит в том, чтобы разработать сообразно запросам времени образовательные программы, создать пособия и материалы для организации образовательной деятельности, основанной на самостоятельности выбора решения, творческой реализации поставленных целей, направленной на развитие креативности и лабильности мышления воспитанников.
Его миссия, заключается еще и в способности изменить функции педагога-монополиста по передачи и интерпретации знаний на новый образ педагога, в котором он выступает, как консультант, воспитатель, сподвижник идеи исследования, руководитель проектов.
Реалии глобальной взаимозависимости экономических, социальных и политических процессов происходящих в России сегодня актуальны как никогда раньше. Этот факт диктует государственный образовательный заказ с ярко выраженной потребностью в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к миру, способного решать общечеловеческие проблемы на основе глобальных взаимодействий.
Отечественная педагогика богата перспективными педагогическими технологиями, способными быть российским ноу-хау на мировом рынке образовательных технологий. И здесь миссия педагога-новатора состоит в развитии уже имеющихся образовательных личностно-ориентированных технологий и технологий будущего - технологий пятого поколения, основанных на глобальном взаимодействии развивающихся личностей посредством всемирных информационных сетей и телекоммуникаций, сопровождаемом таким же взаимодействием педагогов. Именно такие педагогические технологии востребованы в современном образовании.
«Будущего нет - оно делается нами» - писал великий классик русской педагогики Л.Н.Толстой. И если педагог взял на себя ответственность за образование и воспитание нового поколения современной России, он просто вынужден стать новатором. А иначе и быть не может.
Мышление начинается с удивления.
Аристотель
Версия вторая, лирическая
За мудростей кладезь спасибо большое,
О многом не знала, честно, не скрою.
Но вот Емеля, с ним бы потягаться.
К царю на печке ехать-
Это ж догадаться!
Нам о таких Емелях лишь мечтать!
Ведь креативом лень смог оправдать!
По существу ж проблему обсуждая,
Я думаю, что миссия новатора такая:..
Не тот новатор, кто задачу с плеча решит
И формулу генную легко объяснит,
Не тот, кто с Эсперанто переводит без проблем,
И наизусть читает «Реквием».
Новатор - кто простым умеет удивить,
И примитивного способен озарить.
Новатор не раскроет вам тайну секрета,
Своим существом приведет он к ответу.
В чем истина, научит понять,
Весь мир необъятный стараясь объять.
И истину эту вы сами найдете,
Ступая за ним, к ней свой путь проведете.
Учитель МОУ СОШ №62 города Комсомольска на Амуре
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ»
Но только он подрос. Как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом: «Почему?»
С.Я.Маршак
Учить других и самому учиться…
Как трудно быть всегда на высоте!
Но надо воспитателем родиться,
Чтоб быть новатором всегда везде…
А как изменчиво и скоротечно время…
И сколько нового нам предстоит познать.
Лишь воспитателю под силу это бремя
Он не имеет права отставать!
Е.В. Кузьминчук, старший воспитатель
Версия третья, видео-размышления
(Представляется видео-запись интервью педагогов на тему «Кто такой педагог-новатор)
Размышления о миссии педагога–новатора мною начаты фразой Франсуа де Ларошфуко не случайно. Так кто он педагог-новатор, самодостаточный мудрец или глупец, которому всего мало?...
Скорее всего ГЛУПЕЦ…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление «Педагог-мастер, педагог-новатор – одно из условий ФГОС»
Выступление «Педагог-мастер, педагог-новатор – одно из условий ФГОС»...
Консультация для педагогов "Педагог-новатор"
В консультации представлена информация для воспитателей...
Модель идеального педагога - новатора
Модель идеального педагога - новатора...
Самопрезентация для конкурса "Молодой педагог-новатор"
Самопрезентация воспитателя Рева Ольги Сергеевны для конкурса "Молодой педагог-новатор" ( https://www.youtube.com/watch?v=qZU-nu6R7Oo )...
Список участноков творческой мастерской педагогов-новаторов
Участники творческой мастерской...
Индивидуальный план наставничества педагога-наставника (педагога-новатора), с консервативным педагогом
Повышение квалификации педагогов....