Проект: "Птицы - наши друзья!"
проект на тему

Выдра Виктория Юрьевна
 «Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»
(Э.Н. Голованова)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy_kniga.docx48.46 КБ

Предварительный просмотр:

 «Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?»

(Э.Н. Голованова)

      Птицы – одни из самых замечательных проявлений  жизни на нашей планете. Они украшают природу, придавая ей неповторимое разнообразие.   Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Туго приходится птицам зимой. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем крае  из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их?  Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители края  – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются        зимой в нашей помощи, в нашей заботе.                                                                                                              Понаблюдав за  птицами  в природе, изучив их зимний образ жизни.  Тем самым помочь им пережить трудное время года, спасти от гибели. Если зимой погибнет только одна самка синицы, то летом не появится на свет около полутора десятка птенцов (синицы гнездятся два раза в лето и выводят 8-10 птенцов). Через год потомство могло бы составить порядка 100 особей. Это серьёзное подспорье в борьбе с вредителями – мелкими насекомыми, которых синицы уничтожают в большом количестве.  Но не только синицы нуждаются в поддержке. Много других зимующих птиц  тоже нуждается в нашей помощи. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 4 вида птиц, а еще 96 видов  птиц находится в Красной книге Алтайского края.  Мы уверены, что в настоящее время совершенно необходима зимняя подкормка птиц. Это занятие имеет большое воспитательное значение, так как учит  (и детей, и взрослых) заботиться о тех, кто нуждается в помощи. Ведь самое страшное – это равнодушие. Каждый из нас должен заботиться о зимующих птицах, поэтому тема моего проекта  является актуальной.      

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете. Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.      Взаимоотношение человека с природой и её обитателями остаётся актуальным вопросом и современности. Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучается в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривается отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к детям старшего и младшего возраста; изучаются средства воспитания гуманных отношений (художественная литература, игра, занятия, труд) в условиях семьи и дошкольного учреждения. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, А.М. Виноградовой, И.С. Деминой, Л.П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д.Кошелевой, И.В. Княжиной, Т.В.Черник и др.  Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что гуманное отношение к  окружающим людям и природе осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры.

Актуальна и проблема развития исследовательских способностей у детей. Ребёнок, рождаясь, попадает в новый мир, полный загадок и опасностей, но в то же время интересный и непредсказуемый. Маленький исследователь пытается с первых часов своей жизни изучить огромное и неизвестное пространство, окружающее его. «Возраст почемучек» является периодом проявления неутомимой и оригинальной любознательности, ребёнок задаёт огромное количество вопросов, исследует новые области, ищет и находит применение вещам.

 Доказано, что детская любознательность лежит в основе исследовательского поведения. Со временем любознательность превращается в познавательную потребность – главный мотив исследовательского поведения. Поэтому выбор темы проекта обусловлен значимостью его цели. Сегодня очень мало уделяется внимания формированию экологического сознания ребенка, а ведь очень важно, чтобы дошкольник мог оценить поведение человека в природе и высказать свое суждение по этой проблеме, свое отношение к той или иной экологической ситуации.

Так, например, опрос родителей воспитанников нашей группы показал, что:

•        большинство родителей в своей взрослой жизни никаким образом не проявляют интереса и участия в сохранении живой природы;

•        интересы взрослых часто не выходят за рамки квартиры – 66% семей;

•        теле- и радиопередачи природоведческого характера смотрят лишь в -19% семьях;

•        конкретное участие в оказании помощи живой природе принимают лишь, участвуя в акциях, проводимых в детском саду и школе -15 % родителей.

В реализации задач экологического образования интеграция различных видов детской деятельности играет крайне важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем мире; развивает мотивационно - оценочную сферу личности, а так же коммуникативные умения по отношению к людям и природе. Интеграция различных видов детской деятельности в процессе воспитания основ экологической культуры позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения, формирует основы естественнонаучной  картины мира. Кроме того, предполагается особое внимание уделять формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных  и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом или психическом развитии детей.

Исходя из общей цели экологического образования дошкольников, их психического развития, уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы экологической культуры. Именно в этот сензитивный период создаются и накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент бережного отношения к природе. Дети учатся у сверстников, старших детей, близких взрослых, воспитателей, природы и всего мира.

Актуальность  проблемы экологического воспитания дошкольников поддерживается и на высоком государственном уровне.  Государственная политика в области экологического развития России опирается на «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденные в апреле 2012 года президентом нашей страны. Таким образом, становятся очевидными выбор и степень актуальности предложенной в проекте темы.  По итогам опроса детей, в процессе наблюдений, в общении с детьми можно констатировать, что интерес к миру животных и птиц у дошкольников существует. Дети с неподдельным интересом слушают любую информацию о птицах, их повадках, задают множество вопросов, с увлечением рассматривают иллюстрации и энциклопедии природоведческого характера. Я предполагаю, что если создать условия для развития у детей интереса и мотивации к изучению мира птиц, расширять знания и природоохранные навыки, то это будет способствовать формированию начал экологической культуры детей дошкольного возраста. Проблемой данного проекта является  актуализация  взрослых и детей для сопереживания, сочувствия, оказания помощи зимующим птицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Новизна  моего проекта  заключается в следующем:   В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации №65 от 23 ноября 2009г.). Экологическое образование представлено во всех образовательных областях. Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно решать задачи экологического образования в совместной деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов (что заложено в ФГТ и структуре ООП ДО), а также привлечение родителей к тесному сотрудничеству.

Перспективы развития проекта:

- Расширение проекта, добавление новых тем, форм работы с родителями и центрами дополнительного образования.

- Участие проекта в конкурсе социально значимых инициатив, в ЗАТО Сибирском и городском конкурсе «Педагогический Олимп – 2014» имени народного учителя СССР Руфины Серафимовны Овсиевской.

- Презентация проекта в группе с участием родителей и детей, на базе МБДОУ ЦРР №2 «Ромашка» для педагогов и детей других возрастных групп, и презентация проекта на муниципальном и краевом уровне.

Если мы создадим условия  для открытия детьми и взрослых разных ситуаций в жизни птиц, то возможно произойдут изменения картины мира ребенка и взрослого,  их собственное отношение, гражданское поведение.

Необходимо создать условия для формирования начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством развития детского интереса к миру птиц родного края.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

1.        Познакомить детей с разнообразием и жизнью перелетных и оседлых птиц Алтайского края.

2.        Систематизировать знания о питании, росте, развитии и размножении птиц.

3.        Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.

4.        Учить правильному и безопасному поведению в природной среде.

5.        Вовлекать участников проекта в проблемные ситуации, мероприятия и события совместной деятельности, способствующие их развитию физической культуры, трудовому воспитанию и социализации.

6.        Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной, музыкальной деятельности, народных играх.

7.        Способствовать повышению мотивации для участия в совместной проектной деятельности  родителей воспитанников.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

        эколого-краеведческое

Цель: обретение детьми основ экологической культуры путём познания мира птиц родного края.

        художественно-творческое

Цель: развитие личности дошкольников, обогащение художественно-эстетических представлений детей и приобретение опыта художественного восприятия, учитывая индивидуальность, творческий потенциал каждого ребенка.

        гражданско-патриотическое

Цель: проживание педагогических ситуаций, разрешение моральных дилемм для пробуждения патриотических чувств детей и обретения опыта гражданского поведения.

        социально-эмоциональное

Цель: создание условий для успешной социализации дошкольников на принципах сотрудничества и сотворчества всех участников проекта.

Основные этапы

  1. Подготовительный этап

Цель: создание условий для осмысления детьми основных понятий на тему  познания мира птиц родного края.

Задачи: - обогащать представление детей о птицах и их жизни в Алтайском крае;

                - развивать творческое мышление детей;

               - расширять словарный запас детей.

Тема

Задачи

Деятельность детей

Деятельность педагогов

Деятельность родителей

Предполагаемые результаты

Чтение  алтайской сказки «Ласточка, уж и змея», русская народная сказка.

Создать условия для возникновения интереса и желания у детей для прослушивания сказки.

Прослушивание сказки.

Чтение алтайской сказки «Ласточка, уж и змея», русская народная сказка.

Чтение детям произведений по теме птицы Алтая. (Алтайские сказки « Мифы и легенды».)

Интерес к прослушиванию произведений о Алтайских птицах, возникновение у детей положительных эмоций.

Проведение беседы по прочитанной сказке.

Выслушивание мнения каждого ребенка, углублять представления детей о перелетных и оседлых птиц Алтайского края.

Ответы на вопросы по прочитанным произведениям, высказывания собственного мнения.

Показ детям иллюстраций по теме птицы Алтая. (Любовь, забота, верность, уважение к птицам.)

Совместные рисунки на тему: «Птицы Алтайского края», подбор иллюстраций и информации о птицах. Подбор картин об отношении людей к птицам.

Понимание детьми ключевых понятий – любовь, забота, надежный друг, внимание, воспитание доброты, защиты к меньшим братьям своим.

Активизация словаря.

Творческое задание «сочиняем песенку»

Побуждать детей к творчеству, вызвать желание сочинить песенку о птицах используя средства образной выразительности.

Делясь на группы, «превращаясь» в лесных музыкантов из сказки подобрать слова к песенке о птицах.

Предложить слова для использования при сочинении песни, побуждать к творчеству, вызывая положительные эмоции в сотворчестве.

Совместно с детьми из предложенных вариантов слов составить, используя рифму песенку о птицах.

Сотворчество родителей и детей,  сочинение песен о птицах.

2 Основной  этап

Цель:  обретение детьми основ экологической культуры путем познания мира птиц родного края, разрешение моральных дилемм  для пробуждения патриотических чувств детей и обретения опыта гражданского поведения.

 Задачи:

 -  развитие личности дошкольника,  осмысление значимости и ценности взаимодействия детей с птицами «как к членам одной большой семьи»;

 - вовлекать участников проекта в проблемные ситуации в жизни птиц Алтайского края;

-   формировать осознанно – правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Тема

Задачи

Деятельность детей

Деятельность педагогов

Деятельность родителей

Предполагаемый результат

Беседы. «Без кого я не могу обойтись?»; «Почему перелетные птицы покидают нас осенью?»; «Тайны птичьего царства»;  «Для чего нужна Красная Книга?»

Создать условия для понимания детьми жизнь пернатых. Стремление больше узнать о них, помочь им, проявить о них заботу.

Активное участие в беседах, рисунки детей на тему «Как я умею заботиться», «Подарок для пернатых».

Инсценировка алтайской сказки «Лебедь и коршун», вопросы к детям по теме «заботливость», углубление представления детей о птицах.

Создание атрибутов к инсценировке сказке «Лебедь и коршун», совместное с детьми изготовление игрушек самоделок на тему «Моя птичка».

Умение детьми проигрывать сценки по предложенным и придуманным ситуациям, расширение представления о том, как заботиться о птицах.

Работа с музеем (встреча с красной книгой).

Знакомить детей с жизнью перелетных и оседлых птиц Алтайского края. Формировать представление о влиянии состояния окружающей среды на птиц.

Участие детей, как полноправных собеседников в обсуждении проблем зимующих птиц.

Создание условий для возникновения у детей, стремления и желания стать полноправными собеседниками в обсуждении со взрослыми проблем и путей их решения.

Совместно нарисовать портрет человека, которого дети считают надежным и верным другом для пернатых.

Выявление проблем жизни пернатых,  в решении оказать посильную помощь им.

Проведение акции «Птичья столовая» по сбору корма и изготовление кормушек для пернатых наших друзей.

Вызвать желание оказать помощь, проявить сочувствие к незащищенным птицам Алтая.

Изготовление кормушек для пернатых.

Проведение пропагандистской деятельности среди родителей по сбору корма для зимующих пернатых, среди родителей и сотрудников детского сада, «Помощь птицам».

Подбор и разучивание пословиц и поговорок о доброте, взаимопомощи и надежности.

Максимальная активность всех участников проекта по изготовлению книжек – малышек о любимых птицах, поделки – игрушки «Птицы», кормушек и корма для пернатых друзей.

Посещение детьми младших групп детского сада (Дарение кормушек и корма для птиц), рассказывание малышам о птицах.

Знакомство старших детей с детьми младшего возраста в организации проведения совместного праздника, обмен подарками.

Участие в организации и проведении совместного праздника – развлечения: исполнение песен, чтение стихотворений,  заклички, танцы.

Подготовка и проведение Международного дня птиц в храме св. Варвары Великомученицы  Организация встречи с детьми и сотрудниками воскресной школы.

Беседа с детьми о предстоящем мероприятии, о правилах поведения в храме.

Положительные эмоции у всех участников проекта, желания   продолжения взаимодействия друг с другом, обмен опытом.

  1. Заключительный этап

Цель: подведение итогов проживаемых событий и определение перспективы дальнейшего развития проекта.

Задачи:   - создать условия  детям и родителям для  дальнейшего сотрудничества и взаимодействия  с музеем и городской библиотекой,  школой возрождения в ЗАТО Сибирском.

Тема

Задачи

Деятельность детей

Деятельность педагогов

Деятельность родителей

Предполагаемые результаты

Создание выставки рисунков и поделок по теме прожитых событий «  птицы – наши друзья»

Вызвать желание реализовать в творчестве свои мысли, чувства, переживания и осмыслить свои дальнейшие жизненные позиции.

Рисование и изготовление детьми и их родителями рисунков, книжек  и поделок на выставку по темам: «День птиц», «Птицы – наши друзья», «Игрушки – свистульки».

Создание условий для проблематизации  детского мастерства и творческого воплощения детских чувств в своих рисунках и поделках.

Участие в организации и проведении выставки и праздника.

Совместная выставка детских  и родительских работ. Проведение праздника «Благовещение».

Передача выставки, младшей группе детского сада. Продолжая миссию проекта «Птичья столовая».

Привлечение детей и педагогов младших групп для участия в продолжение реализации проекта.

Презентация детьми своей выставки.

Создание условий для организации и проведения выставки и праздника для детей.

Активное участие в организации и проведении выставки и праздника.

Подведение детей старшей группы к осознанию того, что все мы делаем одно большое дело – помогаем тем, кто нуждается в нас.

Проведение праздника «Благовещение» в храме св. Варвары Великомученицы.

 Воспитывать нравственные и эстетические чувства ребёнка, поддерживать стремление поступать по-доброму, приумножать красоту;

- прививать милосердное, бережное, внимательное отношение к птицам  Алтайского края.

Дети поиграют в народные игры, просмотр мультфильма, а также расскажут о весенних приметах и прокричат заклички. Изготовление птиц своими руками и выпускание их на волю.

Педагоги расскажут о Священном празднике Благовещение, предложат просмотр мультфильма и изготовление поделок.

Участие родителей в празднике.

Дети с желанием и уважением порадуют близких людей памятью о празднике маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками.

У детей сформировались основы знаний о жизни перелетных и оседлых птиц Алтайского края и навыки правильного поведения в природной среде.

А у взрослых участников проекта повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашего края.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

В результате осуществления данного проекта предполагаю:

- В результате реализации проекта был отмечен активный интерес среди всех участников. Возникло обоюдное желание в необходимости продолжать начатое дело с детьми, родителями, педагогами следующего набора;

- проведение совместных встреч в  «Музее   ЗАТО Сибирский», с  МБУК ДК «Кристалл» Городская библиотека, ЗАТО Сибирский, с  храмом  Святой Великомученицы  Варвары, и взаимодействие с «Культурологической школой «Возрождения»;

- создание перспективного плана по взаимодействию с образовательными и социальными учреждениями, ЗАТО Сибирского;

- у детей сформируются основы знаний о жизни перелетных и оседлых птиц Алтайского края, навыки правильного поведения в природной среде, произойдет осознание взаимосвязи птиц и состояния окружающей среды, а также роли различных природоохранных мероприятий; дети научатся эстетическому и гуманному отношению к окружающей действительности;

- у взрослых участников проекта повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности, гармонизируются детско-взрослые отношения, повысится уровень экологической культуры личности;

- у всех участников проекта появится желание отражать свои эмоции и впечатления, полученные в процессе совместного общения с природой в труде и художественном творчестве.

Развивающая среда для проекта

  1. Посещение МБУК «Музей истории, ЗАТО Сибирский»;
  2. Проведение циклов бесед: «Милосердие», «Доброта», «Забота»;
  3. Взаимодействие с родителями, мини – беседы: «Поможем птицам в зимний период»;
  4. Взаимодействие группы «Акварельки» с  МБУК ДК «Кристалл» Городская библиотека, ЗАТО Сибирский;
  5. Посещение храма Святой Великомученицы  Варвары, и взаимодействие с «Культурологической школой «Возрождения»;
  6. Подготовка праздника – развлечения для детей МБДОУ ЦРР детский сад № 2 «Ромашка»;
  7. Благотворительная акция по изготовлению кормушек и сбору корма для пернатых друзей.

Совместно с детьми других возрастных групп делать поделки, рисунки, аппликации о жизни пернатых.

Условия реализации проекта

  1. Чтение  алтайской сказки «Ласточка, уж и змея»,

И. Турчин «Дружба», К. Пермяк «Надежный человек»,  «Кукушка», Красная книга Алтайского края;

  1. Организация и проведение театрализованных игр «Курочка с цыплятками», «Коршун и цыплята»;
  2. Творческая мастерская – работа с детьми и родителями с целью изготовления кормушек.
  3.  Включение художественно – продуктивной деятельности  с детьми и родителями с целью изготовления: сувениров, поделок. Рисунков, книжек – малышек для организации выставки «Мои друзья пернатые»;
  4. Подбор музыкального репертуара, на тему: «Сердечность», «Доброта», «Забота», «Дружба»;
  5. Тематические беседы: «Как надо относиться друг к другу», «Братья меньшие в семье», «Наши добрые дела», «Какого цвета радость?», «Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты». В.Н. Волочкова «Педагогика нового времени»;
  6. Создание и проведение совместной презентационной выставки детских рисунков и поделок на тему: «Дом для пернатых».

А) Обсуждение общей идеи необходимости создания выставки детских работ «Дом для пернатых»;

Б) Проведение презентации и передача выставки детям средних групп.

Анализ реализации проекта:

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.

В реализации проектной деятельности участники проекта  дети и родители научились:

- видеть проблемы;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперимент;

- делать выводы и умозаключения;

- доказывать и защищать свои идеи.

- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять.

Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателем, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Словарь ключевых понятий проекта

Друг – человек, которому можно доверять.

Доброта – способность и стремление делать людям добро, мягкость, предупредительность; сочувствие, симпатия.

Равнодушие – безразличие, безучастие к птицам, к окружающим.

Сердечность – задушевность, искренность. Ласковое обращение с оттенком жалости, сострадания.

Помощь – содействие кому-нибудь, в чем-нибудь, участие в чем-нибудь приносящие облегчение.

Заботливость – деятельное отношение, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью, вытекающая из сострадания или обязанности. Заботливость проявляется во внимании, в сочувствии, в поддержке, в попечении, в благодеянии и в ходе за кем либо.

Уважение – одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение, в котором признается достоинство личности: справедливость, доверие, чуткость, скромность, внимательное отношение к людям и ко всему живому.

Надежность – поведение и отношение ко всему живому, основано к осуществлению чего-либо радостного, благоприятного. Оказание помощи, способность прийти на помощь, умение принести радость, верность своему делу и слову.

Сострадание – сочувствие, вызываемое чем-либо несчастьем, горем.

Ответственность – ответственный человек всегда добросовестно выполняет каждое порученное задание, честно относится к труду; обязателен, проявляет заботу, самостоятельность, настойчивость; требователен к себе и к окружающим людям.

Список детской художественной литературы по проекту «Птицы – наши друзья»

1.  А. Барто  « На  птичьем дворе»;

2.  Г. Андерсен «Гадкий А утёнок»;

3.  В. Сутеев « Цыплёнок и утёнок», « Петух и краски»;

4.  Т. Рождественская « Птичий базар»;

5.  В. Зотов « Синица», « Воробей»;

6.  О. Зыкова  « Утка», « Соловей», « Кукушка», « Жаворонок», « Журавли», « Дятел – врач», « Пеночка», «Цапля», « Ночные птицы», Сорока», « Среди сосен и берёз», « Воробей», « Синица», « Снегири»;

7.  Ф. Туманский « Птичка», Я. Полонский « Птички», С. Дрожжин « Птичка», « Ласточка»;

8.   А. Майков « Ласточки», « В мае», Г. Державин « Соловей», В. Газов « Жаворонок», « Орёл», « Дятел», И. Косяков « Чик-чирик!»;

9.   А. Коринфский « Праздник синичек», « Зябликам на встречу»;

10.  И. Переверзева « Ласточка», Л. Толстой « Воробей на часах», « Умная галка»;

11.  И. Токмакова « Воробышек», «Голуби», « Кормушка».

12    Е.Чарушин Воробей, Почему Тюпа не ловит птиц?

13.  М Пришвин. Ребята и утята;

14.  В. Даль. «Ворона», «Птица свила гнездо...»;

15.  М. Зощенко. «Умная птичка», «Умная ворона»,  «Утка с утятами»;

16.  А. Плещеев. «Осень наступила...», «Сельская песня», «Весна» (в сокр.);

17.  В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок», «Петушки»;

Программно-методическое обеспечение

«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. Васильевой М.А., Москва-2005.

«Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва -2005.

«Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.

«Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.

«Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.

«Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.

«Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.

«Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.

«Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.

«Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М., Воронеж-2009.

«Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.

«Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.

«Животный мир Чувашии» И.М.Олигер, Л.Г.Сысолетина, Н.А.Воронов, Чебоксары 1996.

«Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.

«За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Ромашка»

Проект

«Птицы – наши друзья»

                                                                               Участники проекта:

                                 Воспитатели: Позднякова  В.Ю;

                                               дети дошкольного возраста, родители                                          воспитанников;                                            

                                      Учреждения дополнительного образования и культуры.

Городской округ, ЗАТО Сибирский

Алтайский край

2014 год

        

План реализации проекта:

Раздел программы

Содержание деятельности

Сроки

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в парк»

Игры драматизации по программным произведениям.

Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы»

Разрезные картинки,

Найди 5 отличий,

Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

Дидактические игры:

«Кто где живёт»

«Зимующие и перелётные птицы»

 «Откуда птица прилетела?»

«Чей клюв?»

«Узнай по следу»

Подвижные игры на площадке.

«Найди пару»

«Пчёлки и ласточки»

«Лётал, лётал воробей»

«Зайди в свой домик»

«Сова»

«Пингвины на льдине»

«Стая»

«Лягушки и цапли»

«Кукушка»

Октябрь-Ноябрь

Социальное развитие

Тематическое занятие по теме: «Птицы Алтайского  края»

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Составление альбома «Птицы нашего края»

Тематическое занятие «Перелётные и зимующие птицы»

Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»

Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Птицы прилетели»

Словотворчество .совместное участие детей и родителей в литературном досуге «Птичьи посиделки»

Участие в акции «Птичья столовая»

Изготовление «книжки—малышки «Птичьи истории»

Правила поведения в природе. Изготовление поделок «Птички невелички».

Ноябрь-Февраль

Здоровье и физическое развитие

Совместные походы в парк, музей, городскую библиотеку, и в храм Святой Великомученицы Варвары.

Наблюдение за растительным и животным миром.

Подвижные игры.

Труд на участке и в природе.

Март - апрель -Май

Труд

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

Подкормка птиц.

«Вкусняшки для птиц».

Изготовление скворечника (совместно с плотником) и родителями.

Подбор художественной литературы о птицах, о их встрече.

Фотографирование с кормушками и скворечником.

Ноябрь –Декабрь –Январь - Февраль

Познавательное развитие

Рассматривание альбомов:

«Всё о птицах»

«Красная книга»

«Хищные птицы»

Беседы о пользе птиц в природе, о том , что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей.

Цикл занятий «Птицы—наши друзья»

Наблюдения за прилётом первых птиц—грачей, скворцов…

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»

Рассматривание энциклопедий.

Январь Февраль –Март - Апрель

Начало грамоты

Составление описательных рассказов о природе, о птицах.

Придумывание детьми сказки « Если был бы я птицей…»

Дидактическая игра «Кто больше? «Узнай по голосу»

Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц.

Составление рассказов о бережном отношении к птицам.

Художественная литература

Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.

И.Белоусов. «Весенняя гостья»

А.Яншин «Покормите птиц»

Т.Волжина. «Где чей дом?»

Чтение и пересказ Л.Яхнин «Дятел»

Русск.нар сказки «Заяц—хвастун», Кукушка»

Заучивание стихотворений про птиц, для инсценировка сказки «Как мышка хлеб испекла».

Март - апрель

Детская продуктивная (изобразительная)

деятельность

Аппликация

«Снегири на ветках», «Покормите птиц зимой»,

«Сказочная птица»

Конструирование

«Журавлик» из бумаги и жаваронок.

Рисование

«Птичий двор»

«Отлёт птиц»

«Птица у моего окна»

Лепка.

«Птицы нашего края»

«Птички—свистульки»

«Жаворонки»

Игровая ситуация «Клён и птицы»

Ручной труд

«Прилетели птицы»

«Гнёздышко

Наблюдение на улице

«Гнездо среди ветвей»

В течении всего учебного процесса.

Исследовательская деятельность

Целевые прогулки. Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении осенью?

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под деревьями. Сравнение.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Изучаем дерево, плоды и семена:

-какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Изучаем животных связанных с деревом:

Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы.

-Хорошо ли они заметны на дереве?

Экспериментальная деятельность

Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия).

Пословица – Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?

Получили ответ на вопрос, проделав опыт—на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.

Октябрь - Ноябрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Птицы наши друзья"

Октябрь:Тема месяца: «Общее знакомство с миром птиц.»Разучивание стих-я с подгр. детей «Возвращаются певцы» Г.Ладонщикова.В книжном уголке книги о птицах, раскраски с изображением птиц для самос...

Проект "Птицы - наши друзья"

Проект долгосрочный...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Педагогический проект "Птицы, насекомые - наши добрые знакомые"

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием видов насекомых и птиц, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи. ...

Познавательно-исследовательский проект «Птицы в нашем городе»

Познавательно-исследовательский проект «Птицы в нашем городе»...

Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"

Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...