Проект на тему: Тестопластика
рабочая программа (старшая группа) на тему
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Тема: «Азбука лепки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_zashchitu_testoplastika_tuguzbaeva_f.f.doc | 196 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
на _____1________ квалификационную категорию
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Тема: «Азбука лепки»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнила: | Тугузбаева Фагима Фатиховна, воспитатель МДОАУ №3 «Тополек» г.Ясный |
Руководитель: | Соловьева Юлия Владимировна, к.п.н., доцент |
Оренбург
2015
«СОГЛАСОВАНО» | «УТВЕРЖДЕНО» | |
Ведуший специалист РОО | Зав. МДОАУ «Ясненский детский сад №3» | |
_______________________М.Я.Кузнецова. | ________________________В.Н. Решетова | |
«_____» ______________________2015 г. | «_____» ______________________2015 г. | |
«ПРИНЯТО» | ||
на Педагогическом совете МДОАУ «Ясненский детский сад №3» | ||
Протокол № _______________________ | ||
«_____» ______________________2015 г. |
ПРОЕКТ
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Тема:
«АЗБУКА ЛЕПКИ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯСНЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №3 «ТОПОЛЕК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
Автор: | Тугузбаева Фагима Фатиховна, воспитатель МДОАУ «Ясненский детский сад №3» г.Ясный |
Оренбург
2015
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Целевой раздел | |
Пояснительная записка |
| |
1.1. | Актуальность парциальной образовательной программы | 4 |
1.2. | Цель и задачи парциальной образовательной программы | 4 |
1.3 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы | 5 |
1.4 | Возрастные характеристики развития детей | 7 |
1.5 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы | 8 |
1.6 | Обоснование выбора содержания парциальной программы | 8 |
1.7 | Формы подведения итогов реализации парциальной образовательной программы | 9 |
II. | Содержательный раздел | |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности | 10 |
2.2 | Содержание парциальной образовательной программы | 13 |
III. | Организационный раздел | |
3.1 | Кадровое обеспечение парциальной образовательной программы | 24 |
3.2 | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы | 24 |
3.3 | Методическое обеспечение парциальной образовательной (материалы и средства развития, обучения и воспитания) | 25 |
3.4 | Время и сроки реализации парциальной образовательной программы | 25 |
3.5 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 26 |
IV. | Дополнительный раздел | |
4.1 | Мультимедийная презентация парциальной образовательной программы | 27 |
V. | Литература | 28 |
Приложение Приложение 1 Карта наблюдения | 29 |
I. Целевой раздел
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность парциальной образовательной программы
Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусcтва. Это способствует формированию духовно богатой, гармонически развитой личности. Практика работы с детьми свидетельствует, что лепка из соленого теста ( тестопластика) как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. Работа с тестом- это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений. Основываясь на труду ученых в этой области (Л.Б. Ермолаева-Томина, И.А. Акопянц, В.К. Воеводкина), на Федеральный государственный образовательный стандарт ( ФГОС) дошкольного образования, который согласно Приказа Министерства РФ №1155 от 17.10.13 г., вступил в силу с 01.01.2014 г., приходим к выводу, что для успешного овладения школьниками каждым предметом, необходимо формировать у них определенные качества познавательных процессов, которые как мы знаем формируются в младенческом, младшем и дошкольном возрасте.
В связи с этим, разработанная данная парциальная образовательная программа « Азбука лепки», направлена на решение задачи развития предпосылок ценностно-смыслового и эстетического отношения к миру через занятие тестопластикой.
1.2. Цель и задачи парциальной образовательной программы
Цель: Развитие предпосылок ценностно-смыслового и эстетического отношения к миру на занятиях тестопластикой.
Задачи:
Образовательные:
-формирование представлений о народных промыслах;
- обогащений знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства –лепка из теста;
-формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию.
Развивающие:
-способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук в процессе изготовления поделок;
- способствовать развитию навыков продуктивной деятельности, использование поделки в повседневной жизни и обогащение предметно-развивающей среды;
- развитие творческой деятельности в создании новых форм, образцов в поиске новых решений в создании композиции;
Воспитательные:
-воспитывать нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности, неуверенность перед незнакомым делом.
-воспитывать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности.
1.3. Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Принципы:
- Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребенка;
- Принцип систематичности и последовательности во владении опыта деятельности, который придает системный характер образовательной деятельности;
- Принцип интегративности;
- Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
-Принцип наглядности, единства конкретного и абсолютного рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного, как выражение комплексного подхода;
- Принцип доступности обучения.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
-Системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможности детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике, формирующий умение рефлексировать. Развитие на основе практических действий ( ребенок не научится, что-то делать, пока сам не попробует это сделать).
- Гуманистический подход проявляется через:
- педагогическую любовь к детям;
- заинтересованность в их судьбе;
- оптимистическую веру в ребенка;
- сотрудничество, мастерство общения;
- отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам.
-Дифференцированный, индивидуальный подход к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей;
-Комплексный подход осуществляется через самостоятельную, совместную с воспитателем , совместную с родителями деятельность дошкольников.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на реализацию в группах старшего до школьного возраста от 5 до 6 лет и основывается на особенностях развития дошкольников указанной возрастной группы.
Возрастные особенности в значительной степени влияют на процесс развития, обучения и воспитания дошкольника. У детей пятого года жизни главным критерием к успешному восприятию художественных произведений и овладению навыками является личностная мотивация. Основной деятельностью в этом возрасте является- игровая, которая включает в себя: сюжетно-ролевые игры, игры по правилам и другие виды игр. К шести годам дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. В дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В 5-6 лет ребенок стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий. Обладают довольно большим запасом представлений об окружающих, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти руки, укрепились мелкие и крупные мышцы рук. В психологии детей также произошли изменения : они стали более внимательны, повысилась их способность к запоминанию, кроме того возросло умение во время лепки осуществлять зрительный контроль за действием рук, что приводит к изменению характера изображения- оно становится более четким.
В этом возрасте детям присущи: коммуникативная деятельность( общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская ( исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), двигательная активность, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самовыражения и элементарный бытовой труд конструирования из разного материала, включая природный и иной материал, изобразительная ( рисование, лепка, аппликация).
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы
Реализация парциальной образовательной программы будет способствовать достижению следующих результатов:
- ребенок проявляет устойчивый интерес к истории и традициям создания игрушки способом лепки из теста;
- ребенок способен разработать план действий по созданию продукта, составление описательного или творческого рассказа о предмете художественно-творческой деятельности;
-ребенок способен уверенно действовать по образцу ( инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности;
- ребенок проявляет ручную ловкость в процессе лепки скульптуры, движение кистей и пальцев рук точные и скоординированные;
- ребенок способен проявить волевые усилия ( довести работу до конца).
1.6. Обоснование выбора содержания парциальной программы
Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе РФ «Об образовании» (ст.14) педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу.
Лепка- одно из полезнейших занятий для ребенка, одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой , развивают руки, пальцы, что способствует развитие речи.
В работах многих отечественных педагогов (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.
Из всего этого следует вывод, работа по активизации познавательной деятельности в детском саду необходима. С самого раннего возраста ребенок вступает в роли исследователя, познавая окружающий мир, предметы, их свойства, действия с ними, а также природные явления.
1.7. Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы:
- наблюдение процесса художественно-творческой деятельности ребенка, заполнение карты наблюдения ( 1 раз в квартал);
- изучение и анализ продуктов художественно-творческой деятельности ребенка, внесение информации в карту наблюдения;
- организация выставки детских творческих продуктов: «Мини-выставки», « Осенняя ярмарка» (коллективные выставки);
- создание мини-музея.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Модуль/Тема | Объём ОД (в мин.) | Способы реализации | Виды детской деятельности и/ или активности и /или культурные практики активности |
Модуль 1. Волшебное тесто! | ||||
1.1 | «Значки» | 20 | Работа проводится индивидуально.
Коллективная деятельность Индивидуальная деятельность | Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (лепка),представление о разновидностях значков. Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, сочинительство сказок, музыкально-художественная ( слушание муз.произведений, рассматривание худ.призведений, чтение стихотворения). Игровая, самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность ( лепка). Натюрморт из слоеного теста. |
1.2 | «Волшебный комочек» | 20 | ||
1.3 | « Осенний натюрморт» | 30 | ||
Модуль 2«Зима» - панно | ||||
2.1 | Деревья зимой | 20 | Коллективная деятельность в подгруппах | Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная: самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (лепка), музыкально-художественная (слушание муз.произведений), чтение |
2.2 | Снежный домик | 20 | Коллективная деятельность в подгруппах | Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная: самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (лепка), конструирование, музыкально-художественная (исполнение танца). |
2.3 | Панно (итог) | 20 | Коллективная деятельность в подгруппах | Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная: самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (раскрашивание), конструирование – составление аппликации из готовых фигурок, музыкально-художественная (слушание муз. произведений, исполнение танца), чтение. |
Модуль 3. Новый год | ||||
3.1 | Елочные игрушки: шар, сосулька | 20 | Коллективная деятельность | Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (лепка) |
3.2 | Елочные игрушки: шар, сосулька, роспись. | 20 | Коллективная деятельность | Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная: конструктивно-модельная, самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (рисование, лепка), музыкально-художественная (слушание муз.произведений, рассматривание худ.произведений), чтение стихов. |
3.3 | Что подарить другу? | 20 | Коллективная деятельность ( в подгруппах) | Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная: самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (лепка), сочинительство сказок, музыкально-художественная (слушание муз.произведений, рассматривание худ.произведений), чтение стихов. |
Итоговое мероприятие по программе: Открытие музея лепки | Коллективная деятельность | Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная: конструктивно-модельная, самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (лепка,), сочинительство сказок, музыкально-художественная (слушание муз.произведений, рассматривание худ.произведений), чтение стихов. |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. « Волшебное тесто»
Тема 1.1. «Значки»
Содержание темы
Истоки появления лепки из солёного теста, как вида декоративного прикладного искусства. Технология изготовления значков из соленого текста.
Формы, способы, методы
Занятие проводится в игровой форме:
Методы: Игра-путешествие в страну «Значков» ;
- Рассказ о народном искусстве тестопластике;
- Чтение стихотворения о лепке;
- Мини-спектакль «Мне подарили значок»;
- Рассматривание мини-выставки поделок- значков из соленого теста;
- Ответы на вопросы по содержанию занятия.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: Песня Фа-сольки « Значки-сверчки».
Зрительный ряд: (образцы изделий из соленого теста (фигурки животных, панно, рамки для фотографий, корзина с фруктами и т.д.).
Литературный ряд: стихотворение А.С. Парошина « Я леплю».
Материалы и оборудование: готовые изделия из соленого теста, тесто, подкладные дощечки, салфетки, фартуки для каждого воспитанника.
Технические средства: музыкальный центр.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: рассказать на родительском собрании о новизне этого метода художественного творчества и положительных сторонах тестопластики.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: сотрудничество.
Виды деятельности детей:
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (лепка),представление о разновидностях значков.
Тема 1.2. «Волшебный комочек»
Содержание темы:
Соленое тесто, как доступный, безопасный материал для воплощения своих фантазий, творения. Технологии изготовления соленого теста и его свойства. Основные способы «общения» с тестом.
Формы, способы, методы:
Занятие проводится в групповой форме.
Методы: занятие-сюрприз
- Художественное слово чтение потешки «Мешу, мешу тесто»,;
- Показ технологии изготовления соленого теста ;
- Пальчиковая игра «Мы построили нашу печь» ;
- Познавательно-исследовательская деятельность - «общение» с материалом – практическая работа;
- Рассматривание картины к сказке «Колобок»;
- Рассказывание детьми сказки по картинке;
- Ритмический танец: «Покатился колобок»;
- ответы на вопросы по содержанию занятия.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: песенка «Покатился колобок».
Зрительный ряд: панно к сказке «Колобок», выполненное методом работы с соленым тестом.
Литературный ряд: потешка «Мешу, мешу тесто», текст пальчиковой игры «Мы построили нашу печь»;
Материалы и оборудование: для изготовления теста (миска, мука, соль, вода и масло подсолнечное); готовое соленое тесто, подкладные дощечки, салфетки, фартуки для каждого воспитанника.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия с взрослыми: родителям даётся домашнее задание подготовка материалов и оборудования для занятия.
Характер взаимодействия детей с другими детьми наблюдение. сотрудничество.
Виды деятельности детей:
Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, сочинительство сказок, музыкально-художественная (слушание муз. произведений, рассматривание худ. произведений), чтение.
Тема 1.3. « Осенний натюрморт»
Содержание темы: закрепить умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание теста прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы. Развивать творческую самостоятельность, воображение.
Формирование интереса к знаниям об овощах через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество.
Формы, способы, методы
- Мативационно-побудительный метод- «Путешествие в лес»
Занятие проводится в игровой форме.
Методы:
- Разгадывание загадки;
- Разгадывание загадок об овощах;
- Пальчиковая игра «Соберу грибы»;
- Проверка – выставка работ;
Средства образования и развития
Зрительный ряд: картинки с изображением леса;
Литературный ряд : Загадка о грибах;
Материалы и оборудование: флонеграф, грибы из картона, корзины; готовое куски соленого теста, окрашенного в разные цвета, подкладные дощечки, салфетки, фартуки.
Виды деятельности детей:
Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная: конструктивно-модельная, самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (лепка), музыкально-художественная (рассматривание худ.произведений), разгадывание загадок.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия с взрослыми: родителям даётся домашнее задание подготовка материалов и оборудования для занятия.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: сотрудничество.
Продукт: корзины овощей, грибов.
Модуль 2 « Зима-панно»
Тема 2.1. «Деревья зимой»
Содержание темы:
Рассматривание картины «Зимний пейзаж».
Беседа по содержанию картины. Творческая работа: «Деревья».
Формы, способы, методы
Занятие проводится в групповой форме.
Методы:
- Мативационно-побудительный метод- «К нам опять пришел Снеговик»
- Рассматривание картинки с изображением зимы.
- Дидактическая игра «Найди отличия»
- Повторение геометрических фигур, из которых состоителка.
- Исполнение танца «Снежинки»;
- Повторение правил работы с тестом – «Котик напоминает»;
- Закрепление: изготовление деревьев- самостоятельная, практическая деятельность;
- Ответы на вопросы по содержанию занятия;
- Проверка – выставка работ.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: «Звуки вьюги», «Танец снежинок»
Зрительный ряд: игрушка- Снеговик, игрушка- Кот.
Материалы и оборудование: Картинка с изображением зимы, готовое соленое тесто, подкладные дощечки, салфетки, фартуки, «Волшебный мешочек» с геометрическими фигурками, музыкальный центр.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: родителям даётся домашнее задание подготовка материалов и оборудования для занятия.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: сотрудничество.
Виды деятельности детей:
Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная: самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (лепка), конструирование, музыкально-художественная (исполнение танца).
Продукт:
Фрагмент будущего панно без раскрашивания -деревья.
Тема 2.2. «Снежный домик»
Содержание темы:
Рассматривание картины «Зимний пейзаж».
Беседа по содержанию картины. Творческая работа: «Снежный домик».
Формы, способы, методы
Занятие проводится в групповой форме.
Методы:
- Мативационно-побудительный метод- «К нам опять пришел Снеговик»
- Рассматривание картинки с изображением зимы.
- Дидактическая игра «Волшебный мешочек» - «Угадай фигуру»
- Повторение геометрических фигур, из которых состоит домик.
- Исполнение танца «Снежинки»;
- Повторение правил работы с тестом – «Котик напоминает»;
- Закрепление: изготовление домика - самостоятельная, практическая деятельность;
- Ответы на вопросы по содержанию занятия;
- Проверка – выставка работ.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: «Звуки вьюги», «Танец снежинок»
Зрительный ряд: игрушка- Снеговик, игрушка- Кот.
Материалы и оборудование: Картинка с изображением зимы, готовое соленое тесто, подкладные дощечки, салфетки, фартуки, «Волшебный мешочек» с геометрическими фигурками, музыкальный центр.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: родителям даётся домашнее задание подготовка материалов и оборудования для занятия.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: сотрудничество.
Виды деятельности детей:
Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная: самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (лепка), конструирование, музыкально-художественная (исполнение танца).
Продукт:
Фрагмент будущего панно без раскрашивания - домик.
Тема 2.3. «Зимний пейзаж» - панно
Содержание темы:
Рассматривание картины «Зимний пейзаж».
Беседа по содержанию картины. Творческая работа: «Зимний пейзаж» - панно
Формы, способы, методы
Занятие проводится в групповой форме.
Методы:
- Мативационно-побудительный метод - «К нам опять пришел Снеговик»
- Рассматривание картинки с изображением зимы.
- Беседа по содержанию картинки.
- Чтение стихов о зиме;
- Подвижная игра: «Снежки»;
- Повторение правил работы с тестом – «Котик напоминает»;
- Повторение правил прикрепления и окрашивания фрагментов панно.
- Закрепление: составление, окрашивание деталей панно: «Зимний пейзаж»
- Самостоятельная, практическая деятельность;
- Ответы на вопросы по содержанию занятия;
- Проверка – выставка работ;
- Исполнение танца «Зимняя пляска».
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: «Звуки вьюги», танец «Зимняя пляска»
Зрительный ряд: игрушки - Снеговик, картинка о зиме, Кот.
Литературный ряд: стихи о зиме.
Материалы и оборудование: Краски, клей, кисточки, подкладные дощечки, салфетки, фартуки, музыкальный центр.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: родителям даётся домашнее задание подготовка материалов и оборудования для занятия.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: сотрудничество.
Виды деятельности детей:
Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная: самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (раскрашивание), конструирование – составление аппликации из готовых фигурок, музыкально-художественная (слушание муз. произведений, исполнение танца), чтение.
Продукт:
Панно «Зимний пейзаж».
Модуль 3 «Новый год»
Тема 3.1.» Елочные игрушки: шар, сосулька»
Содержание темы:
Закреплять навыки лепки предмета круглой и овальной формы. Знакомить с разнообразием ёлочных игрушек.
Формы, способы, методы
Занятие проводится в групповой форме.
Методы:
- Мативационно-побудительный метод- сюрприз «К нам пришел Снеговик»
- Рассматривание картинки с изображением новогодней ёлки.
- Беседа по содержанию картинки.
- Чтение стихов о Новом годе, ёлке;
- Игра: «Найди пару»
- Повторение правил работы с тестом – «Котик напоминает»;
- Проблемная ситуация (как сделать, чтобы игрушка была как бы нарисована;
- Закрепление: изготовление ёлочных игрушек- самостоятельная, практическая деятельность;
- Ответы на вопросы по содержанию занятия;
- Проверка – выставка работ.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: «песня»Маленькой ёлочке»»
Зрительный ряд: игрушка- Снеговик, игрушка- Кот.
Литературный ряд: стихи о Новом годе, ёлке.
Материалы и оборудование: Картинка с изображением новогодних праздников, готовое соленое тесто, подкладные дощечки, салфетки, фартуки, музыкальный центр.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: родителям даётся домашнее задание подготовка материалов и оборудования для занятия.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: сотрудничество.
Виды деятельности детей:
Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная: самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (лепка), музыкально-художественная (слушание муз.произведений, исполнение песни), чтение.
Продукт: ёлочные игрушки.
Тема 3.2.«Ёлочные игрушки»
Содержание темы:
Закреплять навыки росписи предмета круглой и овальной формы. Знакомить с разнообразием ёлочных игрушек.
Формы, способы, методы
Занятие проводится в групповой форме.
Методы:
- Мотивационно-побудительный метод- сюрприз «К нам пришел Снеговик»
- Рассматривание картинки с изображением новогодней ёлки.
- Беседа по содержанию картинки.
- Чтение стихов о Новом годе, ёлке;
- Нгра: «Найди пару»
- Повторение правил работы с тестом – «Котик напоминает»;
- Закрепление: роспись ёлочных игрушек- самостоятельная, практическая деятельность;
- Ответы на вопросы по содержанию занятия;
- Проверка – выставка работ.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: песня «Маленькой ёлочке»»
Зрительный ряд: игрушка- Снеговик, игрушка- Кот.
Литературный ряд: стихи о Новом годе, ёлке.
Материалы и оборудование: Картинка с изображением новогодних праздников, ёлочные игрушки, краски, кисточки, подкладные дощечки, салфетки, фартуки, музыкальный центр.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: родителям даётся домашнее задание подготовка материалов и оборудования для занятия.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: сотрудничество.
Виды деятельности детей:
Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная: самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (рисование), музыкально-художественная (слушание муз.произведений, исполнение песни), чтение.
Продукт: расписанные ёлочные игрушки.
Тема 3.3. «Что подарить другу?»
Содержание темы:
Развивать фантазию, воображение.
Воспитывать желание делать приятное своим близким.
Формы, способы, методы
Занятие проводится в групповой форме.
Методы:
- Мотивационно-побудительный метод- сюрприз «К нам пришла кукла Катя»
- Рассматривание картинки с изображением новогодних праздников.
- Беседа по содержанию картинки.
- Чтение стихов о Новом годе, ёлке;
- игра: «Найди пару»
- Повторение правил работы с тестом – «Котик напоминает»;
- Проблемная ситуация (как сделать, чтобы игрушка была как бы нарисована;
- Закрепление: изготовление игрушек- подарков, самостоятельная, практическая деятельность;
- Ответы на вопросы по содержанию занятия;
- Проверка – выставка работ.
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: песня «Дед Мороз»
Зрительный ряд: игрушка-кукла Катя, игрушка- Кот.
Литературный ряд: стихи о Новом годе, ёлке.
Материалы и оборудование: Картинка с изображением новогодних праздников, готовое соленое тесто, подкладные дощечки, салфетки, фартуки, музыкальный центр.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Характер взаимодействия со взрослыми: родителям даётся домашнее задание подготовка материалов и оборудования для занятия.
Характер взаимодействия детей с другими детьми: сотрудничество.
Виды деятельности детей:
Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная: самостоятельно-творческая, изобразительная деятельность (лепка), музыкально-художественная (слушание муз.произведений, исполнение песни), чтение.
Продукт: подарки-игрушки.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Кадровое обеспечение
Для реализации программы планируется задействовать: воспитателей по изобразительному искусству, музыкального руководителя.
Материально-техническое обеспечение Программы.
- Необходимый наглядный и дидактический материал:
- Готовые изделия;
- Иллюстрации;
- Плакаты, с поэтапным объяснением изготовления некоторых сложных по конструкции изделий.
- Слайды;
- Ролики;
- Фильмы;
- Произведения художественной литературы.
- Для выполнения работы необходимы определённые материалы, инструменты и приспособления:
- Солёное тесто;
- Деревянная скалка для раскатывания солёного теста;
- Маленькие пластмассовые ножички;
- Колёсики для резки теста;
- Обычная вилка с четырьмя зубчиками;
- Различные формочки для выпечки печенья;
- Зубочистки;
- Мягкая кисточка;
- Гуашь;
- Стакан с водой (для склеивания деталей между собой);
- Шаблоны-заготовки элементов изделия;
- Другие оригинальные вещицы для воплощения разных идей.
- Имеются необходимые технические средства:
- телевизор;
- музыкальный центр;
- DVD плеер;
- Санитарно-гигиенические принадлежности: аптечка, ведро, салфетки.
- Правила по технике безопасности: (плакаты):
- Правила поведения в группе.
- Правила обращения с ножиками.
- Правила обращения с вилкой.
- Правила обращения с зубочистками.
Научно-методическое обеспечение Программы
Примерная основная общеобразовательная программа, на основе которой разработана основная общеобразовательная программа ДОУ «От рождения до школы». Автор: Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. 2013 г.
Методические пособия: Книга "Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаро"2013 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, который согласно Приказа Министерства РФ №1155 от 17.10.13 г., вступил в силу с 1 января 2014 года.
Время и сроки реализации программы.
Программа реализуется в течение учебного года во второй половине дня 1 раз в неделю продолжительностью 20 минут (1 динамический час).
Организация предметно-развивающей среды.
Весь дидактический материал в группе находится на доступных для детей уровне и местах. Также стол, легко превращается в домик, а из стульчиков можно изготовить заборчик. В группе имеется ширма. Которую легко превратить в занавесь для театра, стену, для уединения и т.д.
1. Развивающие центры: «Продуктовый магазин»- продукты, изготовленные руками воспитанников, «Уголок природы» - природный материал, макеты овощей и фруктов и фигурки животных – продукт изготовления воспитанников, «Мини-театр – фигурки сказочных героев», «Пальчиковый театр»- напальчники- герои сказок, изготовленные воспитанниками.
2. Техническое оснащение занятий:
- Необходимо просторное помещение.
- Столы и стулья должны соответствовать возрастным особенностям.
- Чистота и порядок в помещении, правильно организованное рабочее место.
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1.Мультимедийная презентация парциальной образовательной программы
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2012.
- Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников/ О.В. Дыбина. –М.: ТЦ «Сфера», 2010.
- Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. / Детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2011.
- Костюченко М. Экспериментируем! / М. Костюченко// Дошкольное воспитание . – 2012. - № 8. – с.19-22.
- Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий./ Е. А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2012.
- Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования/Министерство образования и науки РФ//Вестник образования. – 2013. –№ 24 . –66 с.
Приложение 1
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ пп | Целевые ориентиры | Критерии оценки | Качество проявляется | ||
часто | редко | Не проявляется | |||
1 | |||||
2 | Способствовать развитию активизации, воображения, творчества, проявлению любознательности | - проявляет устойчивый интерес к истории и традициям создания игрушки способом лепки из природного материала теста; -способен разработать план действий по созданию продукта, составления описательного или творческого рассказа о предмете художественно-творческой деятельности. - способен самостоятельно привлечь внимание взрослого или ребенка с целью сообщения информации о предмете (игрушке), - активно пропагандирует ценность предмета (игрушки), изготовленной посредством тестопластики, в семье. | |||
Способствовать развитию навыков овладения культурными способами деятельности через занятия тестопластикой. | демонстрирует понимание эстетической ценности образцов народного творчества (описывает средства выразительности, проявляет эстетическое чувство в процессе создания предмета, изготовленного посредством тестопластики, | ||||
3 | Способствовать развитию навыков продуктивной деятельности и использования поделки в повседневной жизни и развитие предметно пространственной среды. | способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности; может использовать самостоятельно выполненную игрушку в различных играх; | |||
4 | Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук в процессе изготовления поделок из теста. | - проявляет ручную ловкость в процессе лепки скульптуры; - движения кистей и пальцев рук точные и скоординированные; | |||
5 | Воспитывать нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности, неуверенность перед незнакомым делом. | - способен проявить волевые усилия (довести работу до конца). | |||
6 | Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать с взрослыми в совместной деятельности. | - способен привлечь родных к созданию коллекции или организации авторской выставки др. |
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2012.
- Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников/ О.В. Дыбина. –М.: ТЦ «Сфера», 2010.
- Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. / Детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2011.
- Костюченко М. Экспериментируем! / М. Костюченко// Дошкольное воспитание . – 2012. - № 8. – с.19-22.
- Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий./ Е. А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2012.
- Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2011
- СанПиН 2.4.1.2660 – 13 от 15.05.2013 .
9.Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования/Министерство образования и науки РФ//Вестник образования. – 2013. –№ 24 . –66 с.
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект деятельности детей тестопластикой «Красотою дивной сердце радуется»
Цель: Основываясь на анализе имеющихся условий, учитывая творческий потенциал;1. Увеличить уровень творческого развития детей, посредством лепки из солёного теста;2....
Консультация для родителей на тему: Тестопластика для детей
Тестопластика или лепка из солёного теста – очень занимательно занятие. Им вполне могут увлечься не только дети, но и взрослые. Лепка — это одно из любимейших занятий детей. Кроме очевидного творческо...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ТЕСТОПЛАСТИКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Тестопластика как условие развития творческих способностей...
Консультация для родителей на тему "Тестопластика в развитии ребенка"
Мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально- активной личности...
Статья на тему: "Тестопластика, как средство развития речи у детей дошкольного возраста"
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необхо...
Проект "Волшебный комочек" (тестопластика)
Проект "Волшебный комочек" (тестопластика)...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ТЕСТОПЛАСТИКА»
2020 годВ детском саду часто используют для лепки глину или пластилин. Но в последнее время появился ещё один популярный материал – тесто.Тесто – очень эластичный и мягкий материал. ...