Проект "Волшебный комочек" (тестопластика)
проект по аппликации, лепке (старшая группа)
Проект "Волшебный комочек" (тестопластика)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_komochek.docx | 40.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Волшебный комочек» (тестопластика) для детей 5-6 лет
Составитель: Токарева Ольга Николаевна воспитатель
МАДОУ ЦРР детского сада №136 г. Калининграда
Пояснительная записка
Проектная деятельность является одной из форм работы, позволяющая сформировать и развить у детей старшего дошкольного возраста творческие, эстетические, интеллектуальные и художественные способности. Предлагаемый проект поможет организовать культурно-досуговую деятельность старших дошкольников и сформировать у них умения выражать свои чувства и ощущения с помощью изобразительных средств. Созданные в результате работы поделки могут стать хорошим украшением группы и подарком близким людям.
Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, а это в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Работа даёт простор детской фантазии.
О прикладной стороне лепки, то есть о приложении её к практической жизни, не нужно говорить много слов – она очевидна: человек, изучивший в раннем возрасте форму, будет не чужд инициативы и творческих замыслов – он всегда сумеет внести в свой труд нечто своё, индивидуальное.
Лепить можно по старинке – из глины или пластилина, но интересно попробовать и что-то новое – например солёное тесто. Соль, мука и вода – вот всё, что нужно. Солёное тесто – это экологически чистый, эластичный материал, идеально подходящий для лепки и детского художественного творчества.
Все дети любят играть с тестом. Однако с тестом можно не только играть, но и сделать из него занимательные поделки, приводящие в восторг не только самих детей, но и их родителей. Ведь тесто – прекрасный (главное доступный) материал для изготовления разных предметов, полезных и увлекательных, например, забавных зверушек, украшений, цветов, посуды, сувениров…
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным для лепки, оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него прочные, долговечные, а работать с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.
По своему содержанию занятия по лепке из теста развивают мелкую мускулатуру рук и пальцев, художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность и аккуратность.
В программе В.И. Логиновой «Детство», а также в программе И.А. Лыковой «Цветные ладошки», по которым работает МАДОУ, недостаточно отведено места для работы с детьми с применением нетрадиционных способов изображения предметов. На мой взгляд, чтобы расширить возможности старших дошкольников изображать окружающий мир, нужно организовать дополнительную работу по обучению, применению и самостоятельного выбора нетрадиционных техник рисования.
Таким образом, мною был сделан вывод о необходимости овладения детьми нетрадиционными техниками изображения предметов, образов, что и является обоснование выбора темы проекта.
Цель работы над проектом
Обогатить художественный опыт дошкольников, развить творческие способности детей посредством нетрадиционного способа изображения предметов – тестопластики.
Задачи
Образовательные:
• ознакомление со способами деятельности – лепка из теста, барельеф, скульптура;
• овладение основами, умениями работы с целым куском теста, создание образов из отдельных частей;
• обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из теста;
• овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
• развитие интереса к технике «тестопластика»;
• формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения работы;
• формирование способностей к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
• развивать воображение, образное мышление как основу творческой личности;
• развитие творческой деятельности, создание новых форм, образов, поиск новых решений в создании композиций.
Воспитательные:
• воспитание ответственности при выполнении работ;
• соблюдение правил техники безопасности;
• стремление к поиску, самостоятельности;
• понимание необходимости качественного выполнения образа;
• конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторикой, глазомером.
Предполагаемый результат
Конечный результат работы по данному направлению вижу:
• в развитии у детей устойчивого интереса к художественной деятельности, к нетрадиционному способу изображения предметов;
• в развитии эмоционально-эстетических чувств, вкусов;
• в накоплении умений и навыков в тестопластике;
• в аккуратном оформлении изделий.
Принципы построения проекта
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Воспитательная и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность, содержание знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет индивидуальных особенностей детей.
Участники проекта
• старшие дошкольники «семьи»-группы «Ромашки» (5-6 лет);
• воспитатель «семьи»-группы «Ромашки»;
• родители.
Средства реализации проекта
• целевые прогулки в парк, к озеру, на луг, к морю;
• беседы с дошкольниками, чтение стихов, рассказов, прослушивание музыкальных произведений, загадывание загадок о лете, о окружающей среде;
• продуктивная деятельность дошкольников;
• презентация детских работ (выставки);
• вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми;
• анкетирование родителей и детей.
Периодичность работы по проекту
Периодичность работы составляет 2 занятия в неделю.
Сроки реализации проекта
Срок реализации проекта составляет 3 месяца. Проект состоит из нескольких этапов:
Этапы работы | Мероприятия | Участники |
I этап – организационный | 1. а) Подбор стихов, загадок, подвижных игр, демонстрационного материала о лете и об окружающем мире; б) Разработка конспектов целевых прогулок и НОД. | Воспитатель |
2. а) Подбор иллюстраций, репродукций художников для проведения бесед с детьми о лете; б) Работа с родителями. | Воспитатель, родители | |
II этап – деятельностный | 1. Разучивание стихов и загадывание загадок о лете и окружающем мире. | Воспитатель, родители |
2. Наблюдение за природой и отображение ее в тестопластике, с последующей росписью красками. | Воспитатель | |
3. Поездки в парки, скверы, к морю, на луг, в краеведческий музей. | Воспитатель, родители | |
III этап – презентационный | 1. Проведение выставки работ. 2. Создание уголка юного скульптора в группе «Ромашки». | Воспитатель |
Формы работы по проекту
Формой работы по данному проекту является изобразительная деятельность старших дошкольников нетрадиционным способом изображения – тестопластика.
План проведения экскурсий по проекту
с детьми старшего дошкольного возраста
Время проведения экскурсий | Тема, место проведения | Цель проведения экскурсии | Используемая литература |
ИЮНЬ | 1. Целевая про-гулка к кусту шиповника за территорией детского сада | Воспитать бережное отноше-ние к природе; расширить представление о сотрудни-честве человека и природы; воспитать интерес к расте-ниям;расширить представле-ние детей о частях растений, определять возраст, сравни-вать растения. | Рассказ воспитате-ля, «Большая энцик-лопедия природы», т.7, стр.180 |
2. Знакомство с картиной И.Левитана «Березовая роща» в мини-галерее детс-кого сада | Познакомить детей с карти-ной «Березовая роща»; про-должать учить детей воспри-нимать и чувствовать нас-троение природы на картине; развивать речь и память. | Г.Ветрова «Сказка о грустном художни-ке. Левитан»; Б.В.Иогансон «Исаак Ильич Левитан», стр.6, репр.№10; О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества до-школьников»,стр.102 | |
3. Целевая про-гулка на бли-жайший луг | Расширить представление детей об окружающем мире; развивать память, внимание, логическое мышление, фор-мировать умение узнавать и правильно называть лекарст-венные травы, знать их сбор и использование. | Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», стр. 54, 61. «Большая энцикопедия приро-ды», т.6, стр. 65, 154, 170,180, 186. | |
4 Экскурсия в музей Мирово-го океана | Познакомить детей с музеем, с его обитателями; развивать память, внимание, связную речь; продолжать формиро-вать навыки поведения в музеях. | Рассказ экскурсовода | |
ИЮЛЬ | 1 Знакомство с картиной «Су- мерки. Стога» Исаака Левита- на. | Познакомить детей с картиной «Сумерки. Стога»; продолжать учить воспринимать и чувствовать настроение природы на картине; развивать память, эстетическое восприятие, желание любоваться русским пейзажем. | Б.В.Иогансон «Исаак Ильич Левитан», стр.6. Журнал «Великие художники. Исаак Левитан» , Интернет: Википедия |
2. Экскурсия в музей детско- го сада. | .Познакомить детей с экспонатами музея; продолжать формировать навыки поведения в музее. | Рассказ экскурсовода Марины Анатольевны | |
3. Целевая про-гулка к озеру «Летнее» | Воспитать бережное отноше-ние к природе; совершенст-вовать знания о родном крае; развивать у детей эстетичес-кое восприятие; развивать внимание; учить грамотно отвечать на вопросы. | Л.Г.Горькова и др. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию до-школьников», стр.46 (адаптированный ва-риант). Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец «Учебник-хретома-тия для 2 класса», стр. 81-90. О. Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр. 267, 272, 275. | |
4. Экскурсия на ближайшую стройку | Расширять знания детей об окружающем мире; познако-мить с процессом строи-тельства зданий, со строи-тельными профессиями; вос-питывать уважительное от-ношение к рабочим специи-альностям. | Л.Г.Горькова и др. «Сценарии занятий по комплексному развитию дошколь-ников», стр.43. О. Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр. 19. | |
АВГУСТ | 1. Экскурсия в краеведческий музей г. Кали-нинграда | Познакомить детей с музеем как с местом сбора, хранения и демонстрации различных предметов искусства; зна-комство с экспонатами музея. | Рассказ экскурсово-да, воспитателя. |
2. Экскурсия в парк Южный | Учить детей различать по-роды деревьев; воспитать бережное отношение к при-роде; развивать речь, внима-ние, память; формировать навыки самоконтроля и самооценки; учить любо-ваться красотой родной при-роды. | Т.А.Фалькович «Развитие речи, под-готовка к освоению письма», стр.81, справка о парке из Интернета. «Большая энцикло-педия природы. | |
3.Знакомство с картиной И.И. Шишкина «Утро в сосно-вом лесу» | Познакомить детей с карти-ной «Утро в сосновом лесу»; продолжать учить детей воспринимать и чувствовать настроение природы на картине; развивать речь и память. | Журнал «Великие художники. И.И. Шишкин». Интернет ресурс: Википедия | |
4. Целевая прогулка к рябине | Продолжать расширять зна-ния детей об окружающем; воспитывать бережное отно-шение к природе; развивать внимание, память, связную речь; находить признаки осе-ни в окружающей природе. | Т.А.Фалькович и др. «Развитие речи, под-готовка к освоению письма», стр.81. |
Проектно-методический план
по изобразительной деятельности старших дошкольников
Время проведения занятий | Тема занятия | Программное содержание | Литература |
ИЮНЬ | 1. «Подставки для салфеток» | Учить лепить из солено-го теста барильеф с изоб-ражением цветов, исполь-зуя приемы скатывания шара, приплющив. его. Воспит. любовь к близ-ким людям, желание сде-лать им подарок. | И.А.Лыкова «Интерь-ер из соленого тес-та»,стр. 7; В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.40, 136. |
2. «Белая берёзка» | .Приобщать детей к исто-рической культуре рус-ского народа. Учить использовать в работе с солёным тестом чесноко-давилку, стеку. Развивать художественные способ-ности в разных видах деятельности. | О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошколь-ников», стр.102; В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.13; О.Е.Громова и др. «Стихи о временах года и игры»,стр.41; О.Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр.321. | |
3. Панно «Полевые цветы» | Уточнить представления детей о полевых цветах. Продолжать учить овла-девать умениями рабо-тать с целым куском тес-та, создавать образ из от-дельных частей; учить использовать в работе с солёным тестом чесноко-давилку, стеку. | П.И.Чайковский «Вальс цветов»; О.Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр.362, 364, 367, 370.; В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»,стр.52. И. Лыкова «Подарки из солёного теста», стр. 10 | |
4. Броши «Листочек с божьей коровкой» | Учить детей использо-вать разные приемы леп-ки из теста.воспитывать желание сделать подарок для мамы своими руками. | И.Лыкова «Подарки из солёного теста»стр. 6; О.Дружкова «1000 веселых загадок для детей» стр.274.; В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»,стр.87. | |
5. «Подводное царство» | Воспитывать бережное отношение к природе, закрепить ранее усвоен-ные умения и навыки в данной технике. Выре-зать стекой по картон. шаблону рыбок разной величины и формы, с по-мощью допол. материала создавать выразит. образ. | «Большая энциклопе-дия природы» том.10; О.Дружкова «1000 ве-селых загадок для детей» стр.156; В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.36 | |
ИЮЛЬ | 6. «Солёные картины» | Воспитывать умение вы-ражать свои впечатления и чувства; формировать способности к самосто-ятельному поиску мето-дов, приемов, способов выполнения работы; формировать способ-ности к творческому раскрытию, самостоя-тельности, саморазвитию. | О.Е.Громова и др. «Стихи о временах года и игры»,стр.74. И. Лыкова «Подарки из соленого теста», стр.13; В.И.Ковалько «Азбука физкульт-минуток для дош-кольников», стр.38 |
7. «Фоторамки» | Продолжать учить овла-дению умениями работы с целым куском теста, созданию образов из отдельных частей; стрем-ление к поиску, самосто-ятельности; пониманию необходимости качест-венного выполнения образа; | И. Лыкова «Подарки из солёного теста», стр. 12; В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.15 | |
8. «Картины- портреты» | Продолжать развивать творческую деятель-ность в создании новых форм, образов, поиск новых решений в создании композиций. Воспитывать понимание необходимости качест-венного выполнения образа; конструктивное взаимодействие с эстети-ческим воспитанием, ре-чевым развитием, мелкой моторикой, глазомером. | И. Лыкова «Подарки из солёного теста», стр. 15; В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.27 | |
9.«Корзина с цветами» | Совершенствовать уме-ния и навыки в свобод-ном экспериментирова-нии со способами изображения. Развивать воображение, творчекую деятельность, в создании новых форм, образов, поиск новых решений в создании композиций; воспитание ответствен-ности при выполнении работ. | В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.72 О.Е.Громова и др. «Стихи о временах года и игры»,стр.82, К.В.Силаева «Солёное тесто», стр. 34, | |
АВГУСТ | 10. Панно «Дерево жизни» | Продолжать учить овла-девать умениями рабо-тать с целым куском тес-та, создавать образ из от-дельных частей; обо-гащать знания детей че-рез изучение декоратив-но-прикладного искус-ства–лепка из теста; раз-вивать умения применять в дальнейшей жизни полученные знания. | И, Лыкова «Интерьер из солёного теста», стр. 13 В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.48 |
11. «Парад скульптур» | Продолжать знакомить детей с скульптурой, формировать способ-ности к самостоятель-ному поиску методов и приемов, способов вы-полнения работы; формировать спо-собностей к творческому раскрытию, самостоя-тельности, саморазвитию; | В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.51 И. Лыкова «Интерьер из солёного теста», стр. 9 | |
12. «Рог изобилия» | Учить лепить из солено-го теста барильеф с изоб-ражением фруктов, ис-пользуя приемы скатыва-ния, раскатывания шара, приплющивание его. Воспит. любовь к близ-ким людям, желание сде-лать им подарок. | И. Лыкова «Пир на весь мир», стр.16 К.В.Силаева «Солёное тесто», стр. 99 В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», стр.51 |
Приложения
Анкета для родителей по вопросам художественно-эстетического развития детей 5-6 лет
Уважаемые мамы и папы!
Ваши ответы на вопросы данной анкеты помогут нам спланировать работу по овладению детьми дополнительными знаниями, умениями по изобразительному искусству.
Благодарим за ответы.
1. Фамилия и имя ребенка.
__________________________________________________________________
2. Считаете ли вы необходимым в детском саду углубленно приобщать Вашего ребенка к изобразительному искусству? (подчеркните)
- да
- нет
- не знаю
3. Как в семье Вы приобщаете своего ребенка к изобразительному искусству?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Ваш ребенок любит рисовать, лепить, вырезать из бумаги?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. У Вашего ребенка есть дома в свободном пользовании кисти, краски, пластилин, ножницы?_________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. Вы занимаетесь вместе с ребенком или он предпочитает работать один?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Хотели бы Вы помочь ребенку овладеть нетрадиционными приемами рисования?
__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для родителей
Уважаемый родитель!
Известно, что изобразительное искусство – важнейший источник развития эмоций, интеллекта, социального опыта и творчества детей.
Нам интересно ваше мнение об этом. Просим ответить на следующие вопросы.
1. Как Вы считаете, есть ли у Вашего ребенка способности к изобразительному творчеству?
а) да;
б) способности ребенка, по-моему, очень умеренные;
в) у ребенка есть интерес к рисованию, но творчеством это нельзя назвать;
г) другое: _____________________________________________________
2. Какие материалы стремитесь приобретать ребенку для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью: бумагу(белую, цветную), краски, кисти, глину, пластилин, сангину, уголь, цветные мелки, наборы цветных карандашей, фломастеры? (нужное подчеркнуть, дополнить)
__________________________________________________________________
3. Ребенок пользуется любимыми из имеющихся у него материалов для рисования, когда сам пожелает или по Вашему разрешению? (нужное подчеркнуть, дополнить) ____________________________________________
4. Часто ли ребенок просит кого-либо из членов семьи порисовать вместе с ним? «Часто», «иногда», «никогда» (нужное подчеркнуть). Кого в основном?_________________________________________________________
5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка порисовать с ним?
а) предлагаете ребенку самому заняться рисованием, объяснив, что сейчас заняты;
б) переносите совместное рисование на другое время (день, неделю), более удобное для Вас;
в) откладываете дело, которым занимались, и включаетесь в рисование;
г) другое: _____________________________________________________
6. Есть ли в убранстве вашей квартиры, комнаты ребенка произведения изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт и др.), декоративно-прикладного искусства (городецкая, хохломская, гжельская роспись и др.)? Укажите, пожалуйста. _______________________________________________
7. Хотели бы Вы, чтобы ребенок овладел нетрадиционными приемами рисования?_________________________________________________________
Благодарим Вас за сотрудничество!
Примерные вопросы для опроса дошкольников 5-6 лет по теме
«Изобразительное искусство»
1. Имя ребенка. ____________________________________________________
2. Чем любишь заниматься дома? (подчеркни)
- играть
- рисовать
- лепить
- смотреть телевизор
- чем-то другим
__________________________________________________________________
3. Любишь ли ты рисовать?
__________________________________________________________________
4. Что ты любишь больше всего рисовать?
__________________________________________________________________
5. чем ты любишь рисовать? (красками, карандашами, фломастерами, восковыми мелками)________________________________________________
6.Какие цвета красок ты чаще используешь при рисовании?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________7. Каких художников ты знаешь?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________8. Назови известные тебе картины?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________9. Где ты их видел(а)?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________10. Был(а) ли ты в картинной галерее, на выставках?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________11. Что там видел(а)?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Веселый комочек" (тестопластика) ср.гр.
рабочая программа кружка по тестопластике на год, средняя группа...