СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ТЕСТОПЛАСТИКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
консультация (средняя группа) по теме

Макарова Анастасия Сергеевна

Тестопластика как условие развития творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_makarova_a.s.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

А.С. Макарова, воспитатель,

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» № 31 АГО, г. Асбест

ТЕСТОПЛАСТИКА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Соленое тесто - чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души.

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка. Кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников, повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Тесто - приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое подходящее время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления тесто не липнет к рукам и очень пластично.

Изучив соответствующую литературу, я пришла к выводу о необходимости систематизировать свою работу по созданию условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста средствами организации дополнительного образования – разработала программу «Волшебные пальчики» для детей старшего дошкольного возраста, по использованию соленого теста для развития творческих способностей детей.

Приемы обучения, используемые мною, направлены на то, чтобы сделать процесс работы детей с изобразительными материалами целенаправленным, полноценным, результативным. Приёмы лепки из теста те же, что и при лепке из пластилина.

В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости. Вечерами мы любим, лепить подсвечники, выдумывая разнообразные формы и украшения. Когда работа ребятами завершена, мы выключаем свет и с удовольствием созерцаем игру причудливых теней. Все приходят в неописуемый восторг, хвалят друг друга и мечтательно гадают, на что же все же похожа та или иная тень.

Перед каждым праздником царит особая атмосфера. Мы делаем пряничные украшения и подарки из разноцветного теста, в которое я подмешиваю немного ароматизированного масла, ванили. Детям очень нравится этот запах праздника. Результаты нашего творчества мы дарим родителям и сотрудникам детского сада, получая взамен восторг и восхищение нашими талантами.

Чтобы научить ребенка лепить недостаточно дать ему одного кусочка теста. Важно показать, как это сделать. Именно поэтому воспитателю самому необходимо уметь рисовать, лепить, мастерить, давая детям возможность наблюдать за процессом созидания изделия. Эти наблюдения вызывают у детей интерес к данному виду деятельности, стремление подражать взрослому, наконец, совершенствовать свои навыки.

Я убедилась, чтобы получить от детей какой-то результат необходимо использовать игровые технологии, через них развивать интерес к тестопластике. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.

Для большей выразительности готовых картинок и фигурок, с большим удовольствием дети используют различные макаронные изделия: колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины. Чтобы придать изделию нужную рельефность они берутся в руки по одной штуке - работа кропотливая, требует усидчивости, точной координации движений и аккуратности, развивает внимание, целеустремленность. А рыбки, букеты цветов в вазе, тортики отличаются необычностью и красочностью. Главная моя задача - научить детей разумно пользоваться этим многообразием. Можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок найдет то, что ему необходимо для воплощения своей задумки. Или же наоборот, необычайной формы предмет вдохновит ребенка на создание замечательной самоделки.

Чтобы заинтересовать детей, я применяю различные игровые приемы - обыгрывание поделок, “оживление” их различными способами, с ними можно разговаривать, советоваться, играть. Во время творческого процесса я рассказываю детям различные приключения, показываю сказки. Обыгрывание помогает привлечь внимание к изображаемому, мотивировать, обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изготовления.

В руководстве изобразительной деятельностью возможны игровые приемы с элементами ролевого поведения и ролевой речи. Присутствуя на занятиях по тестопластике, дети превращались в “художников”, “мастеров” при помощи различных слов типа: “крибли-крабле-бумс”, “три раза повернись, в художников превратись”, с помощью волшебной палочки. Очень часто использую музыкальное сопровождение занятий, что помогает усилить создание эмоционального комфорта для каждого ребенка во время творческого процесса.  

Предлагая детям определенную роль, я вызываю интерес к заданию, желание выполнить его. Действуя в образе, ребенок увлечен делом, изобретателен, тщательно выполняет предъявляемые ему требования. Иногда я сама беру на себя какую-либо роль: волшебницы красок, колдуна или бабушки - загадушки, которая перезабывала, все сказки и не может их рассказать.

Занятия, основанные на игровых приемах и творческой фантазии, интересны тем, что работы у всех детей получаются разными. Они помогают ребенку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то свое, необычное.

Творческие игры особенно полезны закомплексованным детям, помогают им почувствовать себя творцами, повысить самооценку. Ребенок учится получать удовольствие от сделанного своими руками. Даже после одного занятия он видит конечный результат своего труда. Домой дети уходят довольные и удовлетворенные.

Главной задачей я считаю приобщение ребенка к художественной культуре, развитие эстетического вкуса, умение видеть красоту в окружающем мире и вызывая положительные эмоции. Дети универсальны по своей природе. Они могут многое, если им интересно. А интересно им там, где присутствуют элементы игры, новизна, условия для самовыражения.

Детскими работами мы украшаем группу, дарим малышам, гостям, родителям. Оформляем выставки поделок из теста. Выставка - это очень важный момент в жизни малыша. У ребёнка появляется возможность сравнить свои работы с другими. Он лучше видит свои успехи и упущения. Выставка помогает самоутвердиться и поддерживает интерес к творчеству.

Творческие работы детей нашего детского сада принимают активное участие в городских конкурсах и акциях «Сохрани живую ель», «Увлекательный мир», «Мини-Музей» и другие.  

Наблюдая за тем, как радуется ребенок, вылепив игрушку или украшение, в которую он вложил свой труд, выдумку, как начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своей деятельности, становится более уверен в своих возможностях, приходит понимание значимости моей работы, необходимости использования тестопластики для детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. (Здоровьесберегающая педагогика).
  2. Данкевич Е. «Лепим из соленого теста».
  3. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
  4. Лыкова И.А. мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
  5. Лыкова И.А. Лепим с мамой; азбука лепки; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
  6. Лыкова И.А. Лепим игрушки; мастерилка; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009
  7. Кожохина С.К. «Путешествие в мир искусств»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста (нетрадиционные техники рисования)»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Статья на тему: «Формы и методы развития творческих способностей».

В статье представлены методы и приёмы развития творческих способностей детей дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей....

Мастер - класс по теме: "Тестопластика, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста" ( практическая работа "На лесной полянке")

  Тестопластика как вид художественной деятельности обладает большим развивающим потенциалом. В процессе лепки из соленного теста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность...

Статья на тему "Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста."

Квиллинг – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Занятие квиллингом способствует развитию творческих способностей у детей дошколь...

Статья на тему: "Песочная терапия в развитии творческих способностей у детей".

В статье рассказала об использовании песочной терапии в своей работе. Использование этого метода может быть полезным каждому ребенку,даже в том случае, когда у него нет личностных нарушений, как метод...

Статья на тему "Влияние музыки на развитие творческих способностей ребёнка"

О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей. Многие родители желали бы, ...

Консультация для педагогов на тему: «Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольников»

Консультация для педагогов на тему: «Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольников»...