проект
проект на тему
"русские народные праздники в жизни детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_novaya_rabochaya_tetrad_proekt_1.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
на тему:
«Русские народные праздники в жизни детей дошкольного возраста»
Автор проекта:
Фазлыева Елена Михайловна, музыкальный руководитель первой квалификационной категории МБДОУ «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………с.3
- Актуальность………………………………………………………………..с.4
- Цель и задачи проекта………………………………………………………..с.4
2.1Цель проекта……………………………………………………………с.4
2.2Задачи проекта……………………………………………………………с.4
2.3Целевая группа………………………………………………………….с.5
2.4Объект исследования……………………………………………………с.5
2.5Предмет исследования…………………………………………………..с.5
3. Проектное решение…………………………………………………………с.5
4. Жизненный цикл и этапы реализации проекта……………………………с.5
4.1 Тип проекта………………………………………………………….с.5
4.2 Сроки реализации……………………………………………………….с.5
4.3 Этапы реализации проекта…………………………………………..с.5
4.4 Методы обучения……………………………………………………….с.5
4.5Программа проектных мероприятий………………………………….с.6
5. Ожидаемый результат………………………………………………….с.6-9
6. Риски реализации проекта и пути их преодоления……………………с.10
7. Заключение……………………………………………………………….с.10
8.Список использованной литературы……………………………………….с.10
9.Интернет-ресурсы………………………………………………………..с.11
10.Приложение………………………………………………………………с.11-15
Введение
В. В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живёт народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы вправе, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получит развитие». Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним, привязанности к своей стране, стремлением сохранять и уважать культурные ценности и традиции народа.
Всегда, во все времена и у всех народов назревала необходимость возврата к прошлому. Народная культура связывает поколения, вдохновляет художников и писателей на лучшие творения. Ребёнок, придя в этот мир, впитывает в себя всё человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы, подражание взрослым. Двигаясь путём проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. Мы должны помнить, что забота о ребёнке-это не только добывание для него хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа человека, душа гражданина Отечества.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Русские народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей.
Одна из задач ФГОС ДО- это формирование первичных представлений о малой родине и Отечества, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об Отечественных традициях и праздниках. Задача дошкольного воспитания состоит в том, что бы дать правильное направление эмоциональному развитию ребёнку, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству, положительному самоутверждению.
Русские пословицы, небылицы, поговорки, прибаутки -это древнейшая логопедия, а песни, хороводы, пляски, открывают звуковые красоты родного слова, координируют движения и речь, расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребёнка.
Меняются времена, но вечным остаётся стремление человека к добру, свету, любви и красоте.
1. Актуальность проекта
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - это разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Стоит отметить, что многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого - развитие личности. Духовно - нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое и гармоническое развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости и ответственности. Система духовно - нравственного воспитания ребенка строится через приобщение к культурному наследию своего народа.
Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
ФГОС дошкольного образования отмечает важность приобщения к традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной музыки, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основ жизни в поликультурном обществе. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Использование календарных праздников русского народа помогает приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.
2. Цель и задачи проекта
2.1 Цель проекта
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народными фольклорными праздниками.
2.2 Задачи проекта:
1. Рассмотреть фольклор как средство развития музыкального творчества дошкольников.
2. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
3. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу которое дорожит своим прошлым.
2.3 Целевая группа проекта:
Условия эффективного использования народного музыкального творчества в воспитание детей дошкольного возраста.
2.4 Объект исследования
Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре.
2.5 Предмет исследования
Русские народные календарные праздники, обычаи, игры как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре.
3.Проектное решение:
Основная идея проекта- гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины. Проект основан на интеграции художественно-речевой, музыкальной игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. В его основе лежит ознакомление детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен). Обрядовые игры, песни, танцы, малые фольклорные жанры-это всё неоценимое богатство, которое способно помочь ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью.
4.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
4.1Тип проекта
- по составу участников: детско-взрослый;
- по виду: творческий;
- по типу: познавательно-развивающий;
- по сроку реализации: долгосрочный.
4.2 Сроки реализации проекта
1 сентября 2015 года- 31 мая 2016 года
4.3 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с 1 сентября по 30 сентября 2015 года)
2. Основной (с1октября2015 по 31марта 2016г)
3. Заключительный (с1 апреля по31 мая 2016г)
4.4Методы обучения
1.Познавательно-игровые и обучающие занятия.
2.Музыкальные занятия.
3.Беседы.
4.Игровая деятельность.
5.Праздники, развлечения.
6.Мониторинг.
7.Консультативная работа с родителями.
4.5 Программа проектных мероприятий
№ п/п | Комплекс мер | Место проведения | Сроки проведе- ния | Ответствен-ный |
| ||||
1. | . Изучение методической литературы по теме проекта. Подбор материала. | Музыкальный зал Методический кабинет | 1сентября-10сентября | Музыкальный руководитель, Старший воспитатель |
2. | Анкетирование родителей «Русские народные праздники в детском саду и дома». | Старшие и подготовительные группы | 11сентября20сентября | Музыкальный руководитель Воспитатели |
3. | Изготовление и приобретение методических пособий. Создание условий для реализации проекта. | МБДОУ | 21сентября30сентября | Музыкальный руководитель Старший воспитатель |
2. Основной этап | ||||
4 4. | «Гости дорогие в избу к нам пришли» Экскурсия в музей уголок русской избы | МБДОУ | 1 октября 5 октября | Музыкальный руководительпедагоги-специалисты |
5 | «Октябрь-золотая осень, листобой» Занятие. Беседа об октябре с использованием народных примет, песенок, потешек. | Музыкальный зал | 9октября- 14октября | Музыкальный руководитель Воспитатели |
56. | «Гармошечка-говорушечка.» Занятие. Детский оркестр народных инструментов. | Музыкальный зал | 20октября- 26 октября | Музыкальный руководитель |
7. | Гусли Занятие. Знакомство с новым народным инструментом. | Музыкальный зал | 1ноября- 10ноября | Музыкальный руководитель |
8. | «Кузьминки» Праздник. | Музыкальный зал | 11ноября- 20ноября | Музыкальный руководитель Воспитатели Педагоги-специалисты |
9. | «Запевайте-ка частушки!» Развлечение.Русские народные плясовые частушки | Музыкальный зал | 21ноября- 30ноября | Музыкальный руководитель |
10 | «Здравствуй, зимушка-зима!» Развлечение. | Музыкальный зал | 1декабря- 10декабря | Музыкальный руководитель Воспитатели |
11 | Зимние забавы. Русские народные зимние игры. Развлечение. | МБДОУ | 11декабря- 21декабря | Музыкальный руководитель Воспитатели Руководитель физического воспитания |
12 | «Какой же он – Дед Мороз?» Праздник Нового года. | Музыкальный зал | 22декабря- 29декабря | Музыкальный руководитель Воспитатели Педагоги-специалисты |
13 | «Святки». Праздник. | Музыкальный зал | 10января- 15января | Музыкальный руководитель Воспитатели |
14 | «Святки-колядки». Развлечение. .Колядование, | МБДОУ | 16января- 22января | Музыкальный руководитель Воспитатели Педагоги-специалисты |
15 | «Февраль зиму замыкает». Тематическое занятие. | Музыкальный зал | 1февраля- 10февраля | Музыкальный руководитель |
16 | «Госпожа честная масленица». Праздник. | МБДОУ | 11февраля- 18февраля | Музыкальный руководитель Воспитатели Педагоги-специалисты |
17 | Русские народные струнные инструменты. Занятие. | Музыкальный зал | 1марта- 9марта | Музыкальный руководитель |
18 | Русские народные духовые инструменты. Занятие. | Музыкальный зал | 10марта- 19марта | Музыкальный руководитель |
19 | «Сороки». Встреча весны. Развлечение. | Музыкальный зал | 20марта- 31марта | Музыкальный руководитель Воспитатели |
20 | Вербное воскресение. Тематическое занятие. | Музыкальный зал | 1апреля- 15апреля | Музыкальный руководитель |
21 | «Святая пасха». Праздник | Музыкальный зал | 24апреля- 30апреля | Музыкальный руководитель Воспитатели |
3. Заключительный этап | ||||
22 | Фестиваль «Радуга талантов». Конкурс. | Дворец Культуры | 1мая- 10мая | Музыкальный руководитель |
23 | Мониторинг развития творческих способностей детей. | Музыкальный зал | 11мая- 16мая | Музыкальный руководитель |
24 | Обработка и оформление документации и материалов проекта. | Музыкальный зал | 17мая- 24мая | Музыкальный руководитель |
24 | Презентация проекта. Представление творческого отчета о результатах проектной деятельности. | Методическое объединение музыкальных руководите- лей. | 25мая- 31мая | Музыкальный руководитель |
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
1. В ходе целенаправленного, систематического использования русского народного музыкального творчества и фольклорной педагогики, с учётом личностно – ориентированного подхода и взаимодействия взрослых (ДОУ и семьи) у детей к моменту выпуска из ДОУ:
• сформируется интерес к русскому народному творчеству и фольклору, желание и умение исполнять элементарные русские народные танцы, песни, музыкальные игры и хороводы;
• появятся основы формирования чувства толерантности
2. Педагоги и дети примут участие в муниципальном фестивале «Радуга талантов».
3. Родители и педагоги (специалисты) повысят свою компетенцию в области фольклорной педагогики, овладеют технологией использования разных жанров устного народного творчества.
4. Расширится предметно – развивающая зона русской культуры в виде «Уголка русской избы», в котором собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь;
5. Улучшится микроклимат в детском коллективе.
6. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1 | 2 | 3 |
Риски | Условия возникновения | Пути преодоления |
Мотивационные | отсутствуют | |
Организационные | Карантин, отсутствие детей по причине обострения простудных заболеваний | Проведение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей |
Финансовые | отсутствуют |
7.Заключение
Проект «Русские народные праздники в жизни детей дошкольного возраста» должен стать импульсом развития всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской традиционной культуре. Главная задача состоит в том, что бы помочь ребёнку развиваться, проявлять свой творческий потенциал. Для этого нами была сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развития дошкольников, а так же, преодоления застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. Фольклор одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых, главное, что бы никто не был пассивным созерцателем. В совокупности всё выше сказанное способствует социализации ребёнка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.
8. Список использованной литературы
Народное искусство в воспитании детей /под ред.Т.С.Комаровой.-М.,2007
СоколоваЛ.В.,НекрыловаА.Ф.,Воспитание ребёнка в русских традициях.-М.:Айрис-Пресс,2003
Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7лет.-М.,2007
БордюгН.Д.,НекрасоваМ.А.,ПоровскаяГ.А., Возвращение к истокам.Народное искусство и детское творчество.-М.:Владос,2000
ПантелееваН.Г. Народные праздники в детском саду.-И.:Мозаика-Синтез2014
ГамидоваЭ.М. Игры,забавы,развлечения, праздники для детей 6-7 лет.-Изд.2-е
Учитель,2015
ЕвдокимоваЕ.С. Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры.,методическое пособие для педагогов дошкол. образоват.учрежд./Волгоград:Перемена,1999
ЛыковаИ.А., ШипуноваВ.А. Народный календарь.М.:2013
9.Интернет-ресурсы:
«Родная тропинка». – Режим доступа: http://rodnaya-tropinka/ru
«Сказка для детей». – Режим доступа: http://audioskazki.net
http://slavyanskaya-kultura.ru
http://www.ethnomuseum.
Приложение 1
«Здравствуй, Веснушка – Весна»
Весенний праздник с элементами «Пасхи»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
вызвать интерес к традициям русского народа
Задачи:
- закрепить знания детей о приметах весны;
- знакомить с обычаями русского народа;
- обогащать знания детей о празднике Пасхи;
- развивать творческие способности детей
В зал русском народном костюме входит ведущая
Ведущая:
Детский смех и тут и там,
Как я рада всем гостям!
Вижу: вы мне тоже рады
Детям лучшей нет награды-
Звон капели, птичий гам,
Звон капели по утрам,
Первой травки пробужденье
И подснежников цветенье!
В зал парами входят дети русских народных костюмах
1ребёнок: Весна! Весна красная!
Приди весна ясная!
Приди Весна, с радостью.
С великою милостью!
2 ребёнок: С солнцем горячим,
С дождём обильным,
Принеси урожай
В наш счастливый край!
Песня «Потому что весна!» С. Сорокина
Ведущая:
Идёт Матушка-Весна
Отворяйте ворота!
Первым март пришёл, белый снег сошёл!
Ребята, как вы думаете, кто делает весну?( ответы детей)
Вот мы сейчас и узнаем.
Инсценировка сказки «Камень, ручей, сосулька и солнце» Э.Ю. Шим
Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются: зайцы болбочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.
Благодать в лесу!
На опушке старый Камень-валун хвалится:
- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!
- Неужели ты, дедушка? - спрашивают звери да птицы.
- Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие. Вокруг меня снег тает, рядом со мной травка показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!
- Ах ты, старый лежебока! - кричит с поляны звонкий Ручей. - Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай все мне кланяются, пускай меня благодарят!
- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?
- Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка - я снег растапливаю, деревья и кусты живой водой пою. Какая же без меня весна!
- Ай, болтун! - кричит Сосулька с еловой лапы. - Не слушайте его, пустомелю! Мне кланяйтесь, меня благодарите!
- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?
- Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить, как стану булькать на весь лес, - вот вам и весна. Разве иначе весна начнется! Разве иначе.
Не успела Сосулька договорить. "Кап" - и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось.
Закатилось Солнышко, спряталось - тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла.
Молчат. И сразу стало ясно, кто весну -то делает.
Ведущая:
Ребята, вы поняли, кто делает весну?
Дети: Солнышко!
Ведущая: Правильно, ещё лежит снег, а солнышко пригревает ласковей. Весна - красна и днём и ночью трудится. Ходит-бродит по лесам, лугам, а на память о себе оставляет узелочки наветочках деревьев.
В узелках загадки
Для ребят подарки
Узелок я развяжу
Вам загадку предложу!
Развязывает первый узелок
Много ешь или немножко, но нужна к обеду (ложка)
Мальчик с ложками:
Дайте тоже мне сказать,
Да начать сказание-
Приглашаю музыкантов на соревнование!
Оркестр «Ритмическая игра»
Ведущая: Узелок второй я развяжу,
Новую загадку предложу.
Яростно река ревёт
И разламывает лёд!
В домик свой скворец вернулся
И медведь в лесу проснулся!
В небе жаворонка трель
Кто же к нам пришёл?
Дети: апрель!
Выходит ребёнок:
В апреле небо голубей,
И нет следа от зимней стужи
Щебечет шустрый воробей
И воду пьёт из новой лужи!
Ведущая:
В апреле радуется и ликует весь народ,
Ведь праздник Пасхи у ворот!
Презентация с рассказом воспитателя о празднике Пасхи
Ведущая:
В эти дни люди наряжались, пели, а красны девицы водили хороводы
«Танец с платками» русская мелодия «Весенний хоровод»
Ведущая:
Пришло время развязать третий узелок
Слушайте загадку:
Пробил я стенку-
Увидел серебро;
Пробил серебро-
Увидел золото! (яйцо)
Ведущая:
Старинное придание гласит, Что мир произошёл из яиц сказочной птицы.
Снесла три яичка
Свет небесный из первого,
Звезду в небе - из второго,
Третье яйцо упало камнем в поле…
Покатилось то яйцо по земле-матушке, она расцвела, радуя всех красотой и щедростью. Существует поверье: катание пасхальных яиц по земле даёт хороший урожай. А в какие игры играли!
Игры:
«Горка»
«Перенеси яйцо»
«Волчок» ( у кого дольше прокрутится)
Выходят дети с Пасхальными яйцами в руках:
1ребёнок: Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к че
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
2 ребёнок: На скорлупке хрупкой, тонкой,
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько
Травку, солнышко, цветы.
3ребёнок: В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам!»
Дети дарят бутафорские пасхальные яйца гостям
Ведущая:
Вот и последний узелок…
Я его развяжу и загадку предложу
Вырос в поле дом
Полон дом зерном,
Ставни позолочены
И стоит новый дом
На столбе золотом
Дети: Колосок
Ведущая: Вот пришёл месяц май- семена припасай! После праздника люди готовились к севу. Доставали мешочки с семенами и отбирали их. Мы тоже приготовились к севу (показывает тарелочку с семенами), семена перемешались. Помогите мне определить, к какому растению они относятся, найдите материнское растение.
Игра «Растения и их семена»
Ребёнок:
После зимнего ненастья
После зимних непогод,
Возле дома на скамейке
Собирается народ!
Все соседи тут как тут-
Тоже пляшут и поют!
Дети встают на свои места
Ребёнок:
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была!
Ребёнок:
Умный, сильный наш народ
Далеко глядит вперед,
Но преданья старины
Забывать мы не должны!
Все : Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Общий танец «Я живу в России» А. Гладкова
Ведущая:
Наплясались, наигрались,
Не пора ли по домам?
Дети, дружно поклонитесь,
Гости, хлопайте всем нам!
Дети уходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...