Мастер-класс Народная игрушка
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Мастер-класс
Народная кукла
(для детей старших и подготовительных групп совместно с родителями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_narodnaya_igrushka.docx | 259.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Народная кукла
(для детей старших и подготовительных групп совместно с родителями)
Цель: изготовление куклы-оберега.
Задачи:
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения, зрительного и слухового восприятие;
- развитие способности быстро реагировать на инструкцию;
- развитие общей и мелкой моторики;
- знакомство с миром народных кукол, обрядами;
- овладение технологией изготовления куклы-закрутки;
- развитие творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с традициями своего народа;
- развитие тактильного восприятия;
- создание положительного эмоционального настроя;
- приобщение детей к традиционной культуре России;
- гармонизация детско-родительских отношений.
Оборудование и материалы:
- варианты готовых кукол-закруток;
- однотонная ткань для каркаса;
- лоскуты ткани ярких расцветок
- нитки.
Куклы в мировой культуре
Изначально кукле приписывались свойства живого человека, и она помогала людям как посредник в ритуалах.
В русских народных сказках волшебные помощники – куклы охраняют, защищают, спасают сказочного герой.
Позже куклы стали служить оберегами от болезней, несчастий, плохой охоты, голода и т.д. В русских избах обязательно возле печки висели 12 куколок-«лихорадок», оберегающих хозяев от разных болезней. Лихоманки Куклы-обереги от болезней. Делали в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея.
На Руси проводы зимы сопровождались сжиганием чучела Масленицы, олицетворявшей все старое.
Постепенно роль куклы менялась. Изготовление кукол и игры с ними всячески поощрялись, что связано, прежде всего, с необходимостью раннего трудового обучения.
Можно выделить следующие этапы использования кукол:
- магическое отношение к кукле;
- использование кукол для трудового обучения;
- использование кукол для театральных постановок;
- использование кукол для игры;
- кукла – средство изучения эмоционального мира детей;
- кукла – средство изменения человека.
Куклы стали выполнять функции: развлекательную, эстетическую и образовательную.
Играя, ребенок использует игрушки, том числе и куклы. С их помощью дети проигрывают различные ситуации из семейной жизни, могут выразить свои, часто негативные чувства.
Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки – словами».
Различные виды кукол используются для решения таких проблем как:
Психодиагностика: конкретизация проблемы.
Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции (театральные куклы).
Приобретение важных социальных навыков, опыта и социального взаимодействия (любые виды кукол).
Развитие коммуникативных навыков (марионетки, пальчиковые, петрушечные куклы).
Развитие моторики.
Развитие речи.
Коррекции отношений в семье.
Гендерное воспитание.
Народные куклы имели большое значение в воспитании детей и формировании их мировоззрения. Через игру с куклой ребенок учился выражать свои чувства, приобретал опыт общения и разрешения конфликтов. Дети мастерили кукол из различных природных материалов, тем самым приобретали необходимые трудовые навыки, у них формировался хороший вкус.
Следую за возрастом ребенка, одни куклы сменяли другие, но каждая выполняла свою функцию в его развитии и воспитании.
В раннем возрасте ребенку давали куклу «Пеленашку». Ребенок мог схватить ее, подержать, бросить. С «Пеленашкой» можно было играть в дочки-матери: пеленать, укачивать, кормить. ее можно было няньчить и воспитывать. Такую куклу могла сделать любая девочка без помощи взрослых. Эта кукла была проста в изготовлении. Ее сворачивали из куска любой ткани, на голову надевали платочек, а сверху пеленали куском ткани и перехватывали узкой полоской ткани или ленты.
«Пеленашка»
По мере развития восприятия и мышления ребенка ему давали куклу «Стригушку», которую делали из соломы. Скрученный соломенный жгут перевивали на шеи и талии, надевали сарафан, украшали передником и головным убором. На голову привязывали лен, который заплетали в косы. Поле игровой деятельности с этой куклой было очень широкое – она и в доме, и в поле. Ее образ и подвижность позволяли ребенку углублять свои познания в бытовой жизни.
«Стригушка»
Подрастающему ребенку давали играть кукол, сделанных и тряпок. Простоватые на первый взгляд, они были очень разнообразные по форме и декоративному исполнению. Каждая несла в себе черты индивидуальности.
А сейчас мы приступим к изготовлению куклы.
Кукла «Пеленашка»
Кукла «Закрутка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Экологически чистая игрушка"
Приобщение детей к традициям родного края, расширение кругозора в ознакомлении с федосеевской игрушкой....
Презентация к мастер-классу "Изготовление народной игрушки"
народная игрушка...
МАСТЕР-КЛАСС «Русские народные игры: русские народные подвижные игры с гендерной направленностью»
Старший дошкольный возраст...
Мастер-класс "Традиционная народная игрушка"
Совместное мероприятие с родителями и детьми....
Мастер класс для педагогов ,, Игрушки,, ,, Рисование солью,, Консультация для педагогов ,, Мастер класс тюльпан,,
,, Рисование солью,,...
Мастер класс" Русские народные традиции", по изготовлению новогодней игрушки и плетению кос.
Материал подразумевает развитие познавательной активности детей и родителей в процессе ознакомления с русскими народными традициями; сплочение коллектива воспитанников и родителей....
Мастер-класс "Русская народная игрушка"
Первые игрушки появились задолго до возникновения Руси. Славянские племена использовали для развлечения младенцев погремушками с зерном, для мальчиков постарше изготавливались простые фигурки из дерев...