Мастер класс" Русские народные традиции", по изготовлению новогодней игрушки и плетению кос.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лазаренкова Анна Юрьевна

Материал подразумевает развитие познавательной активности детей и родителей в процессе ознакомления с русскими народными традициями; сплочение коллектива воспитанников и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развитие познавательной активности детей и родителей в процессе ознакомления с русскими народными традициями; сплочение коллектива воспитанников и родителей. 
Задачи: развивать диалогическую и выразительную речь у детей; развивать память, сообразительность; совершенствовать навыки свободного общения с взрослыми, сверстниками в процессе двигательной активности, бесед на заданную тему; воспитывать интерес к русским народным традициям, у детей доброжелательное отношение к сверстнику, умение согласовывать свои действия с действиями других; постижение глубинного смысла русских народных обрядов через такие жанры устного народного творчества как сказка, заплачка, загадка;  продолжать знакомить воспитанников с жанрами устного народного творчества; развивать представления о красоте человека.
Участники: дети подготовительной группы, родители.

ХОД:

Ведущая:
Очень рада, что вы к нам зашли,
Для посиделок время нашли.
Пришли сюда скуку разогнать,
Повеселиться, поиграть!

   В старые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали осенью сбор урожая, осенние и зимние вечера коротали вместе, устраивали посиделки. Весело было. То песню запоют, то шуткой перебросятся, а как какую игру  затеют, пляску или хоровод - совсем весело станет. Много интересного и на наших посиделках будет.

   Приглашаю не только узнать немного из истории создания, но и попрактиковаться в создании новогодних игрушек. Осталось совсем немного до самого таинственного, волшебного, всеми любимого праздника. А чтобы вы уже хоть чуть-чуть почувствовали сказочную атмосферу Нового года, позвольте вам кое-что рассказать...

    В XXI веке елку стало модно украшать игрушками ручной работы. Сегодня шары шьют из фетра и лоскутов, вяжут из ниток, складывают из бумаги или даже из лего. Но все равно мы с особенным трепетом и любовью достаем старинные шары, сохранившиеся от бабушек и прабабушек.

   До 18 века новый год праздновался 1 сентября. Но был перенесен на зимнее время, на 1 января по указу царя Петра Первого. Он же и приказал, чтобы ель стала главным новогодним деревом. Традиция украшать елочку в новогодние праздники уходит корнями глубоко в историю. Шары, которые ранее представляли собой яблоки, олицетворяют запретный плод, горящие свечи (сегодня это всевозможные горящие гирлянды) — суть жертвенности Христа, а макушка — Вифлеемская звезда. Всевозможные фигурные пряники, печенье, вафли напоминают о пресных хлебцах, которые употребляются во время обряда причастия. Первые елочные украшения были съедобными, но потом стали  изготавливаться и более долговечные: золотили еловые шишки, делали бумажные цветы и искусные поделки из ваты.

     Первый елочный декор на Руси был призван продемонстрировать изобилие, поэтому новогодние деревья украшали горящими свечами, яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы елка стала яркой и сверкающей, добавляли переливающиеся на свету украшения: мишуру, канитель (тонкие металлические нити), блестки. В сочетании с горящими свечами эффект игры света делал зеленую красавицу еще более сияющей и торжественной.

    Первые стеклянные игрушки: шары, бусы, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек — появились на российских елках в середине XIX века. Они были тяжелее современных, потому что делались из толстого зеркального стекла. Первоначально большая часть стеклянных украшений была иностранного производства, однако совсем скоро их стали изготавливать и в России.

   Именно на Руси придумали наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. Их изготовлением занималась вся семья: маленькие шарики выдували мастера-стеклодувы, женщины красили бусины, а дети нанизывали их на нитку. Наибольшее распространение это ремесло получило в Клинском уезде, где позднее основали фабрику «Елочка», и сейчас выпускающую новогодние гирлянды.

    В военные годы на елки вешали фигурки самолетов танков, сталинских броневиков. Также мастерили фигурки из военных погон и подручных материалов, например медицинских бинтов.

Вместе с детьми и их родителями изготавливаем самодельную елочную игрушку «Ангел».

   А сейчас я вам предлагаю повесить наши елочные игрушки на елочку, и всем вместе загадать желания, чтобы они в новогоднюю ночь непременно сбылись.

Тихо скрипнет дверь и неслышной походкой к вам в дом войдет этот  самый волшебный, самый красивый, самый таинственный и веселый праздник,  ведь каждая новогодняя игрушка — это частичка волшебства, в которое так хочется верить под Новый год! А еще говорят, что в каждой из них скрыта своя тайна. Не забудьте ими украсить и свою  елку.

 Ведущая:   В наши дни ни один праздник не обходится без изысканных нарядов и красивых причёсок!              

Ребята, мы сегодня поговорим о косе, а какие бывают волосы?

Дети: отвечают — длинные, короткие.

Ведущая: да, это длина. А по цвету?

Дети: отвечают светлые, темные.

Ведущая: А как называют человека со светлыми волосами? Правильно, блондин. Найдем среди нас блондинов?

Далее дети называют шатен, брюнет — ищем кто среди присутствующих имеет такой цвет волос. Потом вспоминаем о прямых и вьющихся волосах.

Ведущая: Ребята, а почему девица с косой-краса?

Дети отвечают, что здоровые и красивые волосы украшают человека. И красивая прическа тоже.

Девочки усаживаются в центре группы и по очереди им заплетают : французскую косичку (родители  заплетают других девочек, следуя примеру мастера, колосок, квадратную косу). В процессе плетения продолжаем говорить о волосах.

Ведущая: в старину на Руси незамужние девушки носили 1 косу, а выходя замуж, должны были укладывать уже 2 косы, с этим связаны свадебные заплачки, как матушка «разрубает» косу надвое, с этим и заканчивается пора девичества, игр и беззаботного веселья. Девушка становится невестой – созидательницей мира.

А еще был запрет ходить с непокрытой головой, обязательно должен быть головной убор. А иначе считался человек простоволосым — отсюда выражение ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ, что значит в том числе «попасть в неприятное положение». Еще строже был запрет женщинам ходить в церковь с непокрытой головой. Спросите у ваших мам и бабушек — почему?

Ребята, а ведь в сказках тоже рассказывается о волшебной силе волос, в каких?

Дети отвечают — Златовласка, Рапунцель.

Ведущая: Правильно! Девушка сидит в башне и задает ему задачи. А в какой русской народной сказке девица в башне так испытывала героя, мы недавно читали на занятии?

Ответы детей — Сивка-Бурка, Конек Горбунок.

Ведущая: - Ребятки, я довольна вашими ответами и рада, что вы всегда воспитанные и опрятные. Вы быстро ответили, а наши участницы ещё в процессе создания причёсок. Это очень сложная работа.

Скоро только сказка сказывается,

Да не скоро причёска получается.

Чтобы косы заплетать,

Маме надо дочке волосы расчесать.

Прядь за прядью мама подбирает,

И красиво пряди в косу заплетает.


Ведущая: В старину девушки и женщины никогда не ходили простоволосые, т. е. с непокрытой головой. Выставлять волосы на показ считалось очень неприличным. На Руси с давних пор носят головной убор. Волосы прикрывали платками, которые завязывали различными способами. Сейчас я вам покажу и расскажу о некоторых из них (показывает, как в старину повязывали платки.). Один из способов – «Рогатая косичка»: платок надо сложить по диагонали, положить на голову «хвостом» вперед, концы платка завязать, а «хвост» оформить в большой слабый узел, концы вытянуть. Таким способом в старину женщины спасали свою голову от бед и несчастий, от нечистой силы. На посиделках и гуляньях девушки носили платок, просто накинув его на плечи. А вот еще один способ. Девушка надевала на голову кокошник, поверх кокошника повязывала платок двумя соседними концами, а два других конца свисали с плеч свободно на спину. Считалось, что так девушки спасаются от сглаза людского. На Руси замужние женщины покрывали голову убрусом – узким длинным платком изо льна, хлопка или шелка. Его концы обвязывали вокруг шеи. Убрус носили под шапкой либо использовали в качестве самостоятельного головного убора. В зависимости от достатка владелицы платок этого типа могли украшать драгоценными камнями, золотой и серебряной нитью, речным жемчугом, вышивкой. 
Платок сложен пополам по диагонали, и завязан подбородком, самое распространенное ношение платка.

Ведущая: Чтобы отрастить длинную косу нужно ухаживать за волосами - как это делать, расскажут мамы наших участниц. Они поделятся с нами секретами мастерства по уходу за волосами. 

Ведущая: Ещё хочу рассказать вам, ребята, чем пользовались в старину девушки

для ухода за своими волосами. С раннего детства мама, расчёсывая

волосы своей ненаглядной доченьке приговаривала: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса»

Чтобы волосы были здоровыми наши бабушки использовали сыворотку, простоквашу, отвары трав, мыли волосы хлебом и яйцом, о шампунях в то время и понятия не имели. Для мытья брали 2- 3 яйца, растирали хорошенько в чашке и равномерно наносили на волосы. Затем массировали голову мягкими движениями, втирая смесь и смывали тёплой водой. Волосы становились шелковистыми и блестящими.

Хлеб использовали только чёрный. Куски замачивали, а потом клали на голову. Укутывали хорошенько полотенцем и полчаса ждали. Потом смывали тёплой водой, споласкивали отваром трав.

Кстати, не забывайте, что волосы заплетать в косички очень туго нельзя. Волосы начинают сечься и выпадать.

Ведущая:

Что ж многое сегодня узнали, многому научились вы. Сейчас вас ждут загадки про средства, предметы ухода за волосами.

1. Я рисую и читаю,

Книжки разные листаю,

Две косички заплела,

Волос длинный убрала.

Не мешает глазкам чёлка –

Держит волосы… (заколка).

2. Мы ею пользуемся часто,

Хоть она как волк зубаста,

Ей не хочется кусаться,

Ей бы зубки почесать (расчёска).

3. Чтоб понравилась причёска,

Пусть потрудится … (расчёска).

4. И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Всё как есть, ему подскажет (зеркало).

5. Гладкое, полосатое,

Мягкое и лохматое,

Всегда ты со мною,

Когда я голову мою (полотенце).

6. Я разновидная собой,

И мастер по причёскам!

Кто знает, как зовут меня,

Ответьте мне… (расчёска).

7. Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Волосы мыть не ленится (мыло).

8. Частый, зубастый,

Вцепился в чуб вихрастый (гребешок).

9. Целых 25 зубков,

Для кудрей и хохолков.

И под каждым, под зубком –

Лягут волосы рядком (расчёска).

Ведущая: Молодцы! Загадки все отгадали.

А поговорки о волосах знаете?!

Поговорки:

1 Чем больше коса, тем краше девица.

2 Хорош соловей голосом, а девица волосом.

Коса до пояса – язык до колен.

Ведущая: Вот те на! Вот это поговорочка! Это что же значит все женщины и девочки – болтушки? Что ж, этим обстоятельством мы обязательно воспользуемся. Сейчас мы проведём бой скороговорок с мамами и бабушками.

Проводится соревнование «Кто лучше произнесёт скороговорку».

Маленькая болтунья молоко болтала,

Болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала.

Да не выболтала.

Ведущая: Ух, с вами не соскучишься, предлагаю в игру поиграть.

--- Игра на внимание, нужно слушать задание, давать правильный ответ, а если кто – то не согласен, должен молчать.

Вот вам моя игра, всем понравится она.

Вы должны мне отвечать:

«Это я, это я, это все мои друзья!»

--- Носит кто из вас косу?

Длиной почти до пояса?

--- Кто из вас скажите, братцы,

Забывает расчесаться?

--- Кто из вас свою сестричку

Часто дёргал за косичку?

--- Кто из вас, ребятки,

Держит волосы в порядке?

Ведущая:  Что ж пора посмотреть чему мы научили наших гостей!

(выход мам и заплетённых девочек; с пословицей о волосах).

Пословицы.

1. В умелых руках и дело спорится.

2. Умелые руки не знают скуки.

3. На все руки мастер.

4. Дело мастера боится.

5. От скуки на все руки.

6. «Хорош соловей голосом, а девица волосом».

7. «Коса до пояса – язык до колен».

8. «Чем больше коса, тем краше девица».

9. «Лучше нет красы, чем у девицы – косы».


Ведущая:
Нам осталось лишь узнать:
Вам понравилось?

Старалась рассказать вам увлекательно,
И слушали, смотрели вы все внимательно.

Наш детский сад дружбой славится.

Приходите в гости чаще, если нравится.

Спасибо, что вы выбрали время и заглянули к нам!

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 Калининского района Санкт-Петербурга

Мастер-класс «Изготовление новогодних елочных игрушек, плетение кос»

Воспитатель:

Лазаренкова А.Ю.

Санкт-Петербург 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс изготовления новогодней игрушки для ёлки

Зажечь педагогов идеей найти по интернету способы изготовления разных новогодних игрушек-поделок. Научить использовать интернет-ресурсы для оформления музыкального зала и группы....

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки

Цель: объединить родителей и детей в совместной деятельности, создать предпраздничное настроение....

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки из бросового материала.

Очень постая в изготовлении поделка, которая доставит радость вашим воспитанникам....

Мастер -класс для педагогов, по изготовлению новогодней игрушки

Мастер - класс для педагогов " Новогодняя игрушка"...

Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению новогодней игрушки "Новогодняя игрушка своими руками"

Мастер-класс  для родителей дошкольников и детей старшего дошкольного возраста по изготовлению новогодней игрушки....

Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки "Новогодний шар"

Данный мастер-класс будет интересен детям старшего дошкольного возраста, которые умеют вязать крючком, педагогам, родителям и для всех, кто увлекается вязанием....

Мастер-класс для родителей ДОУ "Изготовление новогодней игрушки"

Одна из форм нетрадиционной работы с родителями...