Перспективное планирование игр и упражнений по ИЗО (средняя группа)
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему
В данной методической разработке представлен перспективный план игр и упражнений по ИЗО для детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_igr_po_izo.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Перспективное планирование игр и упражнений по ИЗО (средняя группа)
Подготовила: воспитатель
Паршенкова Е.А.
Санкт-Петербург
2015
МЕСЯЦ | 1 НЕДЕЛЯ | 2 НЕДЕЛЯ | 3 НЕДЕЛЯ | 4 НЕДЕЛЯ |
Сентябрь | Д/у «Оживи сказку». Развивать у детей цветовосприятие, мелкую моторику, умение раскрашивать изображение в одном направлении, не «заходя» за контур предмета. Д/и «Цветные фоны» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.9). Закреплять представление об основных цветах, формировать умение правильно их называть, сравнивать предметы по цвету. | Д/и «Такие разные игрушки» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.12). Знакомить детей с народными игрушками, показать их уникальность и неповторимость (назначение, материал, особенности росписи и т.д.). Д/и «Сложи такой же предмет» (Швайко Г.С., с.9). Формировать умение различать в предметах детали овальной и круглой формы, сравнивать предметы, находить различия, выкладывать изображения предметов точно по образцу с учетом формы и величины их частей. Д/и «Картинки – вкладки» (Швайко Г.С., с.25). Формировать умение находить в изображении предмета для каждой детали круглой или овальной формы место соответствующей величины; развивать внимание, глазомер. | Д/и «Красивый букет» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.9). Познакомить детей с цветами спектра, их названиями; формировать умение сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу. Д/и «Волшебные цветы» (Лыкова И.А., с.25). Развивать чувство цвета, способствовать освоению колористической выразительности в изображениях. | Д/и «Деревья оживают» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.24). Развивать ассоциативные связи с учетом опыта наблюдений детей за природой. Д/и «Я нарисую, а ты узнай, что мне больше всего понравилось в парке, в саду» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.23). Способствовать развитию умения предавать в рисунке яркие зрительные и эмоциональные впечатления о т восприятия осенней природы. |
Октябрь | Д/и «Составь букет» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.9). Познакомить детей с холодными и теплыми цветами спектра. Д/у «Где лето, а где осень?» (Швайко Г.С., с.37). Познакомить детей с иллюстрациями, изображающими разные периоды осени; формировать умение замечать различия в подборе красок при изображении разных периодов осени; различать и называть цвета и оттенки (красный – темно-красный и т.д.). | Д/у «Осенние ветки» (Швайко Г.С., с.31). Развивать цветоощущение; закрепить представления об оранжевом, желтом и красном цветах; упражнять в подборе предметов по названному цвету. Рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей. Д/и «Какие краски любит осень?», «Волшебные лоскутки» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.22). Закреплять представления о цвете, умение составлять картину осени с помощью цвета. | Д/и «Цветной домик» (Лыкова И.А., с.25). Упражнять в подборе цветовых диад и триад на колористической модели. Д/и «Что одинаковое, что разное?» (Швайко Г.С., с.61). Формировать умение различать квадрат и прямоугольник, сравнивать предметы, находить различия; упражнять в составлении изображений предметов по образцу. | Д/и «Одень кукол аккуратно». Формировать у детей умение составлять простые сочетания из 2-3 цветов, закрепить умение подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, называть цвета. Д/и «Нарядные платочки» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.10). Формировать умение выкладывать узор в определенной последовательности, чередуя элементы декоративной росписи по форме и цвету. Рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам с изображением людей в старинной одежде. Д/и «Веселые матрешки» (Швайко Г.С., с.112). Познакомить детей с русской старинной женской одеждой, некоторыми названиями предметов одежды; формировать умение передавать различные танцевальные движения матрешки через изменения положения рук; упражнять в словесном обозначении разного положения рук. |
Ноябрь | Д/и «Угадай по описанию» (Швайко Г.С., с.67). Формировать умение находить животное по описанию без опоры на наглядный материал; узнавать животное по его части. Д/у «Животные из кружков» (мозаика) (Швайко Г.С., с.135). Дать представление о стилизованном изображении реального предмета; развивать творческое воображение; формировать умение выкладывать изображения животных из кругов и полукругов. | Д/и «Волшебная палитра». Закреплять представления о «теплых» и «холодных цветах», формировать умение выбирать цвета в соответствии с сюжетом рисунка, показать способы смешивания красок. Д/и «Капелька за капелькой» (Лыкова И.А., с.50). Создавать условия для экспериментирования с цветом; формировать умение получать оттенки цвета, используя способ окраски воды, правильно называть оттенки в пределах одного цвета. | Д/и «Отбери все квадраты, отбери все прямоугольники» (Швайко Г.С., с.44). Формировать умение различать квадраты и прямоугольники по их признакам, группировать фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины, умение видеть в квадратах и прямоугольниках форму знакомых предметов. Д/и «Волшебные узоры» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.12). Формировать умение украшать предметы узором по мотивам народного орнамента. | Д/и «Закончи узор на коврике» (Швайко Г.С., с.49.). Формировать умение подбирать недостающие элементы узора определенного цвета и оттенка; развивать чувство симметрии, цветоощущение. Знакомство со скульптурой малых форм (Швайко Г.С., с.76). Познакомить детей со скульптурой малых форм как одним из видов изобразительного искусства; формировать умение понимать содержание скульптуры и ее выразительные средства; дать представление о том, что скульптура изготавливается из разных материалов. |
Декабрь | Д/и «Назови цвет в иллюстрациях художника». Закрепить умение различать и называть цвета; формировать способность узнавать и выделять заданный цвет на картине, в иллюстрациях, развивать цветоощущение, зрительное внимание. Д/и «У кого другой снеговик» (Швайко Г.С., с.99). Развивать умение находить различие и сходство предметов. | Д/и «Телевизор» (Швайко Г.С., с.19). Формировать умение выкладывать фигуры в соответствии с предложенным сюжетом; по позе персонажа определять его действия. Д/и «Возьми картинку – загадку и нарисуй отгадку» (Швайко Г.С., с.26). Развивать у детей воображение, фантазию, ассоциативное мышление; формировать умение соотносить данные геометрические формы с частями знакомых предметов и посредством дорисовки дополнительных частей получать законченное изображение; упражнять в закрашивании рисунка карандашами не выходя за контур, в одном направлении, неотрывными движениями. | Д/и «Чайный сервиз». Закреплять представления о «теплых» и «холодных цветах» спектра, формировать умение называть их правильно. Д/и «Формы» (Лыкова И.А., с.29). Закрепить представление о плоских и объемных геометрических формах; направить интерес на их сравнение и анализ сходства и различия; показать тени объемных детей; создать поисковую ситуацию, условия для экспериментирования с геометрическими формами (преобразование и превращение одной формы в другую); развивать пространственное мышление и воображение. | Д/и «Украсим шапочку узором из квадратиков» (Швайко Г.С., с.59). Формировать умение разрезать разными способами широкие и узкие полоски по сгибам, составлять узор из квадратов, чередуя элементы по величине и цвету, самостоятельно выбирать цвет для элементов узора, располагать узор в определенном месте изделия; закреплять навыки аккуратного наклеивания. Д/и «Дошьем Снегурочке шубку и шапку» (Швайко Г.С., с.107). Формировать умение узнавать Снегурочку на иллюстрациях среди других персонажей (девочки в русской старинной одежде) по ее облику, особенностям наряда – шубке и шапке с меховой отделкой, по цветовой гамме («снежные цвета); упражнять в расположении меховых деталей на шубке и шапке Снегурочки. |
Январь | Рассматривание иллюстраций с изображением зимних явлений природы (Швайко Г.С., с.94). Формировать представление о цвете как одном из выразительных средств, с помощью которого художники изображают зимние явления природы. Д/и «Заколдованный лес» (Лыкова И.А., с.141). Формировать у детей умение придумывать и воплощать различные образы (ситуации, сюжеты) на основе схематичных или неполных изображений. | Д/и «Пляшущие человечки» (Лыкова И.А., с.68). Формировать у детей умение анализировать простейшие схемы, создавать на основе прочитанной информации выразительный динамичный образ и передавать в лепке заданное движение. Д/и «Выкладывание орнамента по рисунку». Формировать умение выделять пространственное расположение геометрических фигур, воспроизводить такое же расположение при выкладывании орнамента (с одноцветными и с разноцветными фигурами); развивать зрительное восприятие. | Д/и «Волшебные краски» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.35). Продолжать знакомить детей с составными и основными цветами; формировать умение смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. Д/и «Красивый фон» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.36). Формировать умение гармонично сочетать цвета. | |
Февраль | Д/и «Зоопарк» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.31). Продолжать формировать умение внимательно рассматривать, выделять характерные особенности скульптуры (материал, форма, объем, фактура), давать эмоциональную характеристику образа. Д/и «Придумай забавного зверюшку» (Швайко Г.С., с.137). Развивать воображение и творческие способности детей; продолжать упражнять в вырезании кругов из квадратов и полукругов путем разрезания кругов пополам по сгибу, составлять изображение из частей в определенной последовательности, располагая посередине листа бумаги сначала крупные части, затем мелкие. | Знакомство с творчеством Е. Рачева (Швайко Г.С., с.133). Познакомить детей с иллюстрациями Е. Рачева к сказкам «Колобок», «Теремок», помочь заметить характерные особенности в изображении персонажей сказок (очеловечение, позы, одежда), в пейзаже; развивать внимание к деталям, которые обогащают содержание произведения, помогают лучше представить происходящее. Д/и «Рассказы в картинках» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.33). Продолжать формировать умение рассматривать иллюстрации, соотнося изображение с текстом; развивать память; воспитывать умение слушать и запоминать содержание произведения. | Д/и «Лото». Формировать умение различать и называть цвет предметов, классифицировать предметы по цвету. Д/и «Каждую бусинку на свою нитку». Формировать умение группировать объекты по заданному признаку (цвет), упражнять в сопоставлении предметов друг с другом путем прикладывания к образцу. | Экспериментирование с художественными материалами с целью получения однотипных отпечатков(модульное рисование). «Забавные человечки из кружков» (Швайко Г.С., с.139). Продолжать развивать у детей фантазию и творческие способности, умение самостоятельно придумывать фигуры человечков из кругов и полукругов, передавать несложные движения рук или ног у фигурок, составлять фигуры людей, начиная с головы. |
Март | Д/и «Смешные лица» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.25). Развивать наблюдательность, умение распознавать различные эмоциональные состояния, оттенки настроения людей; формировать представление о жанре живописи «портрет». Д/и «Угадай настроение», «Мой портрет», «Лица друзей» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.25). Формировать умение составлять портрет, соответствующий настроению. | Д/и «День – ночь» (Лыкова И.А., с.126). Познакомить детей с явлением контраста (день и ночь, черное и белое, свет и тень); развивать эмоциональное восприятие цвета. Д/и «Цветные картинки». Формировать умение подбирать предметы-заместители по цвету, пояснять свой выбор; активизировать в речи названия цветов и оттенков. | Д/и «Разные краски». Развивать умение различать и правильно называть цвета, соотносить цвет (карточки – символы) и предмет; развивать внимание, логическое мышление. Д/и «Волшебные цвета». Показать детям изменение цветов, переход одного цвета в другой; обратить внимание на взаимосвязь между цветами спектра. | Игра в мини – музей «Филимоновские игрушки – свистульки». Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства, ее спецификой. Д/и «Выкладывание орнамента». Формировать у детей умение воспринимать взаимное расположение фигур в пространстве, готовить к последующему расчленению сложных фигур; формировать умение составлять орнамент из отдельных геометрических фигур, используя прием наложения каждой фигуры на ее контурное изображение. |
Апрель | Д/и «Какого цвета не стало?». Формировать умение определять и точно называть цвет предметов, его оттенки. Д/и «Подбери себе товарищей». Упражнять детей в сопоставлении и группировке предметов по цвету. | Экспериментирование с бумагой и ножницами. Формировать у детей умение создавать выразительные аппликативные образы (сминание, обрывание, выщипывание, закругление и общипывание уголков бумажных заготовок). Д/и «Витражи». Развивать воображение, чувство цвета и формы. | Д/и «Поможем художнику». Развивать творческое воображение. Д/и «Волшебные картинки». Формировать у детей умение создавать образы на основе схематического изображения предмета. | Д/и «Волшебная линия» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.36). Развивать фантазию, воображение, образное мышление детей. Д/и «Морские волны». Формировать умение устанавливать отношения между объектами, располагать их в порядке возрастающей и убывающей яркости одного цвета (составление цветовых рядов из 5 оттенков одного цвета). |
Май | Д/и «Какие цветы похожи по окраске лепестков?» (Лыкова И.А., с.27). Упражнять в подборе пар цветов по окраске лепестков, в определении цвета в красивых природных объектах. Д/и «Какие цветы и насекомые дружат?» (Лыкова И.А., с.27). Развивать цветовое восприятие. | Д/и «Праздничный салют». Формировать умение устанавливать отношения между объектами, располагать их в порядке нарастания и убывания яркости одного цвета (составление цветовых рядов из 5 оттенков одного цвета) с опорой на образец; формировать умение самостоятельно замечать и исправлять ошибки. Д/и «Распустившиеся цветы». Формировать у детей умение сравнивать и располагать в ряд несколько объектов по уменьшению яркости одного цвета (5 оттенков), контролировать правильность выполнения своих действий по образцу. | Д/и «Подбери краски». Развивать у детей зрительное восприятие, умение различать цвета и оттенки, подбирать краски, которые использовал художник в данной картине. Д/и «Художники». Упражнять детей в самостоятельном получении новых цветовых тонов путем смешивания двух цветов; формировать умение составлять заданные цвета. | Д/и «Фото. Санкт – Петербург» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.34). Формировать умение узнавать и называть знакомые архитектурные памятники города. Д/и «Узнай по описанию». Актуализировать представления детей о достопримечательностях родного города; активизировать мышление; способствовать развитию зрительной памяти, образного мышления. |
Июнь | Д/и «На что похожи облака?» (Лыкова И.А., с.120). Способствовать обогащению зрительных ассоциаций у детей. Д/и «Радуга – дуга» (Лыкова И.А., с.136). Уточнить представление детей о системе цветов (спектральном и радуге), последовательности их расположения в спектре. | Д/и «Видоискатель» (Лыкова И.А., с.18). Развивать умение определять замысел, выбирать сюжет; воспитывать любознательность, интерес к познанию ближайшего окружения и его отражению в изобразительной деятельности. Д/и «Чудесный лес». Развивать воображение, фантазию, творчество. | Д/и «Мозаика» (выкладывание цветов из кругов и полукругов) (Швайко Г.С., с.127). Упражнять в составлении цветов с листьями из кругов и полукругов, по-разному располагая их относительно друг друга; формировать умение различать величину фигур, одинаковых по форме; развивать чувство симметрии и ритма; развивать воображение. Д/и «Посади бабочку на лепесток» (Маслова С.Г., Соколова Н.Д., с.36). Формировать у детей умение видеть гармоничное сочетание цветов; закреплять представление о теплых и холодных цветах. | Экспериментирование с природным материалом («Одинаковые - разные», «На что похож листок?», «Листья и плоды(семена)») (Лыкова И.А., с.46). Способствовать освоению нетрадиционных техник изобразительной деятельности и художественных материалов. Составление флористических композиций (Лыкова И.А., с.36, 39, 46). Способствовать развитию художественных ассоциаций, пространственного мышления, навыков планирования предстоящей работы. |
Литература:
- С.Г. Маслова С.Г., Н.Д. Соколова Н.Д. Мы входим в мир прекрасного: Учеб. пособие для воспитателей детских садов. – СПб.: СпецЛит, 2000.
«Здравствуй, музей». Раздел 1.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. - М.: «КАРАПУЗ», 2010.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Программа, конспекты. –М.: Владос, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по аппликации в младшей и средней группах
Это одно из моих приложений к опыту работы по аппликации с использованием нетрадиционных материалов (фантиков, дисков, пуговиц и т.д.) А также, кого заинтересует, можете посмотреть перспективное план...
Перспективное планирование целевых прогулок для младшей и средней групп
В документе планирование прогулок по схеме: неделя, тема, программные задачи (отдельно по возрастам), дополнительный материал....
Развернутое перспективное планирование образовательной деятельности "Художественное творчество" в средней группе
Планирование НОД образовательной деятельности "Художественное творчество", где распределены материалы, взятые из основной программа и парциальной....
Перспективное планирование организации сюжетно-ролевой игры в средней группе
Содержание сюжетно-ролевых игр...
Перспективное планирование по звуковой культуре речи в средней группе.
Планирование в средней группе....
Перспективное планирование по образовательной области "Безопасность" в средней группе
В данной разработке представлен перспективный план воспитательно - образовательной работы по образовательной области "Безопасность" в соответствии с ФГТ, по лексическим темам. Задачи и соде...
Перспективное планирование по видам образовательных областей. Перспективное планирование по художественно- эстетической деятельности в средней группе. ( Аппликация/ Лепка/ Рисование) .
Перспективное планирование по видам образовательных областей.Перспективное планирование по художественно- эстетической деятельности в средней группе.( Аппликация/ Лепка/ Рисование) ....