Исследовательская работа "Желаю в рифму я сказать..."
творческая работа учащихся на тему

Дровосекова Алёна Викторовна

 Исследование  творческой  биографии Тамары Николаевны Болдыревой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhelayu_v_rifmu_ya_skazat.docx59.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Кильмезская средняя общеобразовательная школа

Выполнила: Дровосекова Алёна - ученица 9 «Б» класса

Проверил: Дровосекова О.А. – учитель нач. классов

с.Кильмезь, 2013 г.

Содержание.

  1. Обоснование темы                                                                 стр.3
  2. Цель работы                                                                            стр.3                  
  3. Задачи исследования                                                             стр.3
  4. Объект исследования                                                             стр.3
  5. Предмет исследования                                                           стр.3
  6. Гипотеза                                                                                  стр.3
  7. Биография и творческий путь Болдыревой Т.Н.                 стр.4-7
  8. Основные темы и мотивы творчества поэта                        стр.8-21
  9. Заключение                                                                              стр.22
  10. Приложения                                                                             стр.23-25

  1. Обоснование темы.

    Село Кильмезь является одним из крупнейших сел Сюмсинского района. В нем насчитывается около трёх тысяч жителей. Но это именно тот «милый сердцу уголок» земли, где каждый из нас увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путёвку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края.  

Конечно, досуговые увлечения кильмезян достаточно разнообразны: здесь и резьба по дереву, и цветоводство, и рукоделие, и многое, многое другое. Но особенно важно, что среди такого богатого разнообразия есть группа людей, обладающих особым даром – даром сочинять. Этот дар незаметен для односельчан, да и не привыкли наши поэты выставлять свой талант на всеобщее обсуждение. Чаще всего их стихотворения звучат в тесном семейном кругу и кругу ближайших друзей.

2. Цель работы: исследовать  творческую  биографию Тамары Николаевны Болдыревой,  определить значение её творчества на современном этапе.

  1. Задачи:
  1. отразить основные моменты жизненного и творческого пути поэтессы;
  2. определить  основные темы творчества Т.Н.Болдыревой;

4. Объект исследования: жизнь и творчество Т.Н.Болдыревой

5. Предмет исследования: личностные качества  и жизненные позиции Т.Н.Болдыревой, особенности её поэзии,  актуальность её поэтического наследия.

6. Гипотеза:

В начале исследования я выдвигаю гипотезу: творчество Т.Н.Болдыревой способствует расширению поэтической культуры села, района.

7. Биография и творческий путь  Болдыревой Тамары Николаевны

    Тамара Николаевна Болдырева… (Приложение 1).  Имя  это уже известно многим любителям поэзии нашего района. Талант — явление редкое, и правомерно беречь его и распоряжаться им рачительно, как любым бесценным богатством.

    6 января 1951 года в селе Сюмси Удмуртской АССР. Родители жили на ст. Сюрек, в 1955 году они переехали в п.Кильмезь, Сюмсинского района,  а Тамара Николаевна практически до школьных лет жила в деревне Макарово  Вавожского района и воспитывалась  бабушкой. Самые яркие воспоминания о детстве связаны именно с этой деревней. Вот что она рассказала нам об этом. «Всё, что связано с семьёй, я не помню, потому что до школьных лет я жила с бабушкой. Возможно,  меня привозили на какое-то время домой, но оно не отпечаталось в моей памяти. Зато деревня Макарово  запомнилось на всю жизнь. Там происходили со мной впечатляющие события. Это и посылки с одеждой от мамы, за которыми бабушка бегала в другую деревню, а меня не брала с собой, а я  гналась  за ней,  сколько могла, сколько было сил, а потом ждала её у конюшни, которая находилась на краю деревни, иногда в ожидании засыпала на стогу сена. Это и беготня вокруг взрослых во время половодья, когда пруд поднялся,  и большущие рыбы плавали,  выставив из воды огромные спины,   и все их ловили,  как могли. Это вывозка навоза обозом, т.е. много подвод друг за другом и в каждую повозку нужен был человек и мы (мелкие человечки) управляли лошадьми. Это было пределом мечтаний. Это праздник пасхи деревенской тогда конечно это было под запретом, но наши бабушки были верующие. Все было так торжественно и душевно. Наряды, вкусные угощения, походы в гости, песни и веселья, а так же любимое занятие  молодежью качанье на качелях. В будничные дни мы несколько малышей (лет 4 – 6) ходили то на молокозавод (облизывать сепаратор), то на маслозавод или на мельницу (где взвешивали нас и говорили, что надо много каши есть), или на конюшню,  где работала бабушка. О бабушке моей можно рассказывать долго. Она окончила два класса,  но умела читать и писать. Всему она меня учила очень ненавязчиво и всегда хвалила. Бабуля умела делать абсолютно все. Мне   казалось,  она всегда будет с нами, она не должна уйти, но …»

   В 1958 году Тамара Николаевна пошла в школу . Школьные   годы пролетели как миг.

В 1966 году после окончания восьмого класса  она решила поступать в Сарапульское педучилище. Самостоятельная скромная жизнь на съемной квартире, стипендия 20 р. плюс 3 р. квартирные. Из дома посылали 10р. в месяц. А если 15 р.! Это точно обновка! Три года учебы. Сколько было новых жизненных открытий, новые учителя, подруги. Смена жилья,  условия жизни оставляли желать лучшего, но уныния не было,  жизнь била ключом. В училище я посещала музыкальный хор. Участвовала в агитбригаде, ездили с лекциями, концертами, отрабатывали практику в детских садах. Училась хорошо, была физоргам группы,  приходилось даже участвовать   в соревнованиях по гимнастике. В свободное от учебы время любила посещать театр, кинотеатр. Весело прошли студенческие годы. После окончания училища в 1969 году вернулась в Кильмезь и слала работать  в детском саду. Работа нравилась,  детишек очень любила, да и детки её очень любили. На работе горела,  старалась. Коллектив был очень дружный сплоченный. В 1971 году вышла замуж  (Приложение 2).  Родились двое детей, сын Андрей и дочь Наталья. Все успевала Тамара Николаевна, в свободное от работы время  ходила в клуб,  в художественной самодеятельности  участвовала и участвует по сей день. Выросли дети. Разлетелись по разным уголкам, сейчас у них свои семьи, дети. Сейчас Тамара Николаевна с мужем живут ожиданиями встреч со своими детьми и 5 внуками.

      Стихи она начала писать со школьных лет,  но,  к сожалению,   записи не вела, поэтому самые ранние её стихи не сохранились, но в последние годы она стала всё записывать и хранить эти записи в тетрадях, блокнотах.  Стихи Болдыревой довольно часто появляются на страницах районной  газеты «Знамя».  Всё о чём она пишет каждому из нас присуще,  единственное, не каждый из нас может с лёгкостью  выразить свои мысли в стихах. У Тамары Николаевны это получается. Когда душа поёт или плачет, она тут же берёт лист бумаги и карандаш и всю свою душу и мысли изливает. Однажды попросили её написать автобиографию и она тут же строчку за строчкой написала её под рифму.

Жила – была девочка.

Как её звали? Кто звал?

Тот и знал. А вы не знаете.

Сколько ей было лет?

Сколько зим,

Сколько лет, -

Пятьдесят ещё нет.

А всего пятнадцать лет, -

Когда решила она поступать

В Сарапульское педучилище.

И было у неё …

 Что у неё было?

Да желание-стать воспитательницей.

Стала девочка учиться.

Изучала поп порядку

Все методики она.

Пела. Шила, танцевала.

И лепила, рисовала,

Все на свете успевала

И веселая была.

Закончила училище в 1969 г.

И начала работать в Кильмезском детском саду.

А там - что  такое?

Все детишки озорные

Любопытные такие.

Как же работать?

Нужно всех дите любить

Нужно с ними мудрой быть,

Ласковой и строгой.

Так  она и работала.

Время быстро пролетало, но оставило следы

Стала девочка та - Мамой.

А те дети - Школьниками

Но она не унывает.

 Снова малых принимает.

Все сначала начинает.

Учит рисовать, лепить

Учит Родину любить.

А увлеченья у меня разные:

Петь люблю И танцевать

Люблю праздники встречать.

 Шумные веселые

С гостями  и застольем!

На праздники прихожу героями сказок:

Дед Мороз такой веселый

 К нам на ёлку он пришел

Подарил он всем подарки,

Было очень хорошо.

А вот Карлсон прилетел,

Лучшим, умным быть хотел.

Только дети здесь умней

Деловитей, веселей.

Это – бабка

А я – дед.

Всем понятно

Или нет?

Встали дети все в кружок

Посредине колобок.

Он веселый и румяный,

Он игривый и желанный.

Конечно в нашей жизни не без трудностей.

Время круто повернулось,

Но мы верим стойко,

Что детишек не коснётся

Эта перестройка.

Вот такая она – жизнь!

Люди спрашивают: - «Сколько же лет вы работаете в детском саду?»

-В 1994 году будет 25

- И как это вы не устаете, все что – то   придумываете?

  - Что бы порадовать детишек  - придумаешь.

Мне 43. А работаю все в том же Кильмезском детском саду.

8. Основные темы и мотивы  творчества поэта

Более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла!

Сергей Есенин

Тамара Николаевна еще в самом начале своего творческого пути в одном из стихотворений так сформулировала свое творческое кредо: «Учусь — у чувств»

Стихи пишу не просто так,

Я их для радости пишу.

О самом очень скучном деле

Я вам стихами расскажу.

И сразу будет интересно

И дело спориться начнет

Так вот – в стихах

Я  выражаю, для Вас,

Свой жизненный отчет.

И все, кто, может быть

Когда – то, прочтет,

Что сочинила я,

Узнает, что на сердце было

И чем полна душа моя.

    Главная тема творчества Тамары Николаевны  – это любовь к родине.  Ещё  Есенин говорил: «Хочешь добрый совет получить? – ищи Родину!.. Нет поэта без Родины!».    Всё волнует поэтессу на этой земле: и  «синие весенние ветры», и «хмурое осеннее небо»,  и «цветной наряд яблоньки»  и «дороги средь елей, берёз», и «журчанье ручейка»,  и «снег искрящийся, сверкающий зимой», и «летнее небо с радугой яркой».

Близкая связь с природой воодушевляет поэтессу. Много стихов посвящено временам года «Приход лета», «Осень», «Зима», «Весна».

Осень.

Хмурое небо над нами,

Осень стращает дождем,

Дома в жаркую погоду

Прелесть свою в ней найдет.

С яблоньки листья упали,

Сбросив свой яркий наряд.

Яблочки, словно на елке

Качаясь, шарами висят.

И в огороде  так пусто

Замерзло все до весны,  

Только в поклоне капуста

Склонилась до самой земли.

Воздух промытый и свежий

Полною грудой вдохнем,

Все так устали за лето

За зиму всласть отдохнем.

Весна

Весенний лес!

Как нежен он и звонок,

А сколько жизни в нем и суеты,

Весь день не утихает птичий гомон,

И шепчут изумрудные кусты.

Ласкают взор лесные первоцветы

В озорной глади  яркий солнца лик,

А в вышине сквозь тучи пуховые,

Нам слышен гордый журавлиный крик.

Куда не глянь, все снова оживает,

Бегут, звенят лесные ручейки.

Они свою дорогу точно знают

Их  цель, скорей добраться до реки.

Вот лось огромный на дорогу вышел,

На солнышке он нежиться в тиши,

Когда машины шум он вдруг услышал

В лесную чащу сразу поспешил

Блестит наряд змеи, гадюки черной.

Уже скользят по яркой глади вод,

Ондатры  в камышах играют вольно

Везде и всюду бурно жизнь идет.

Лягушки же справляют свадьбы дружно,

От танцев, брачных игр кипит вода.         

Весна! Рожденье нового сезона,

А цикл природный – это навсегда.

И это время так тревожит душу,  

И заставляет сердце биться вновь.

Весна - пора природы пробужденья,

Пора цветенья, вечная  любви!  

 

А сколько стихов посвящено  явлениям природы.  Эта привязанность к земле позволяет поэтессе говорить о ней самыми искренними и точными словами.

           

 

Кильмезь.

Здесь в посёлке Кильмезь

Я с рожденья живу,

Все знакомо до боли до слез.

Тут недавно совсем

Лес дремучий стоял

Производство звалось  леспромхоз.

Жизнь бурливой была,

Детвора здесь росла,

Не хватала мест в садике, школ.

Над Кильмезью рекой

Клуб красивый стоял,

Стадион, где играли в футбол,

День и  ночь напролет

Лес в вагонах везли

План даешь? Пятилетка досрочно,

И гудели потоки, шумели цеха,

А работали сутками, точно,

А весной по реке лес сплавляли с тех мест,

Где дорог нет, лишь топи, болота.

Как бы ни было трудно

Все с песнями шли,

Весельем кипела работа.

Разрасталась Кильмезь

Не по дням, по часам,

Становилась и больше, и краше.

 Мы гордились поселком прекрасным своим

И советским правительством нашим.

Вот минули года, не гудят поезда,

Тишина над поселком звенит

Нет цехов, гаража, эстакада молчит.

На работу никто не спешит,

Те, кто был молодым, постарели уже,

Молодежь разлетелась по свету.

Но поселок стоит над рекою своей,

Посылая по миру приветы,  

А в поселке сейчас много новых домов,

Но тоскует душа по былому,

Если честно сказать, все повернуто вспять,

И живем мы сейчас по- другому.

Но проходят года, многих тянет сюда,

Где когда то ты был молодым,

Лишь коснуться рукой,

Иль прижаться щекой

К тому месту, что было родным,

В мире нет лиц родней,

Нету чище воды,

Посидишь у реки,

Отдохнешь от тоски,

Своё сердце любовью согреешь.

Ты живи и цвети

 Наш поселок Кильмезь,  

Перемен не боясь и невзгод.

Зимы, весны встречай,

На любовь отвечай

И тебя не забудет народ.

В этих  стихах утверждается любовь, душевная боль и тревога о дальнейшем развитии родного края.  Глубокое чувство родной природы,  любовь к ней позволили Тамаре Николаевне создать такие  стихи как:  «Весна», «Яблонька», «Осень», «Дорога»,  и другие, в которых наиболее ярко проявилось своеобразие её поэтического голоса. В лаконичных строчках поэтесса умеет воссоздать целостную, живую картину природы и притом органически связать её с людьми, с их трудом и тем самым как бы очеловечить её. Таково, например, стихотворение «Апрель»:

Ах, апрель, и ты не хочешь

Нас порадовать теплом,

Оголилась вновь чуть дорога,

Посыпаешь вновь снежком.

Выпускаешь на минутку

Солнце яркое из туч,

Дуешь ветерком холодным,

Думаешь, что ты могуч .

Нет, апрель, зря нас пугаешь

Ты погодою такой,        

Мы уж точно это знаем,

Что бываешь же другой.

Ты бываешь нежным теплым,

Со звенящим ручейком,

Со слезой березок белых

И с подснежником – цветком,

С ярким солнышком манящим

И зеленою травой

И над ивою звенящей

Молодой пчелиный рой.

С шумным кваканьем лягушек.

С дивной трелью соловей

И пахучею сиренью,

Знаем мы, апрель, тебя

Хоть погодой нас стращаешь

Только это ни к чему

Все равно тебя мы любим

Ты несешь для нас Весну!

      В её стихах прослеживается любовь к жизни, ко всему,  что вокруг неё.

Любовь к жизни.

Я могу уйти навечно

В день и час любой,

Жаль,  что жизни бесконечной

Нет для нас с тобой.

И об этом точно знаю,

Торопясь живу,

Словно ложкой мед хлебая,

Жизнь свою люблю.

Солнцу радуюсь и  небу,

Лесу и полям,

Урожаем огородным,

Ягодам, грибам,

Роднику, травинке каждой

Низко поклонюсь,

За детей своих, за внуков

Богу помолюсь.

Пусть живут они счастливо

И  не знают бед,

И на все проблемы жизни,

Нужно ждать совет,

Каждый встретит испытанья

На своём пути ,

Все дороги жизни нашей

Нелегко пройти .

Ну, а я уже немало время прожила,

Пусть меня осудит кто – то

За мои дела.

Ведь живу я как умею,

Плача и смеясь,

Не убила, не укрыла, по углам таясь.

И душа моя открыта

Для друзей родных,

И трудиться я умею даже за двоих.

Я могу уйти…

Пока же, я еще жива,

И имею места в жизни  

И еще права!

А эти строки мог написать только человек, вобравший в себя всю красоту родной природы, сердцем чувствующий её.

Снегопад.

Люблю за снегопадом наблюдать

В безветренную, тихую погоду,  

Снежинки парашютики  летят,

Не торопясь,  спускаясь на дорогу.

Садятся на деревья и кусты,

Словно полом пышным зацепляясь,

Снежинки необычной красоты

Цветным огнем в лучах переливаясь,

Как теплой паутинкой пуховой

В тот вечер снегопад сады укутал,

И песенкой своею неземной

Их ласково в тиши ночной баюкал.

Но вот под утро ветер налетел,

Он музыку принес собой другую,

Приподнял он, снежинок закружил,

И плясовую заиграл лихую,

И началась такая карусель

Ослушаться снежинки не посмели.

Летали и кружились над землёй,

А танец называется «метели».

И длится танец ночи напролет.

И даже днем снежинкам нет покоя

Их ветер гонит, не жалея бьет,

Стараясь подчинить жестокой воле.

Ломает их былую красоту ,

Сугробами бросает на дорогу

И не найти снежиночку звезду

Лопатой снег,  сгребая понемногу.

Обиделись снежинки на судьбу,

Заплачут скоро все они от горя,

Их слезы превратятся в ручейки

И унесет вода обиды моря.

     Также большое значение в поэзии Т.Болдыревой  играет тема труда: «Весенние работы»,  Любовь к огороду, лесу всё это вдохновляет и даёт возможность писать такие строки.

Весна! А с ней её работы,

Их все весенними зовут.

Сначала грабли,  метла в руки,

И на костре весь мусор жгут.

И вот кругом зазеленело,

Пора копать,  сажать, полоть,

Спина с натуги онемела,

А дел еще невпроворот.

Погода не дает покоя,

То жарко, то опять мороз.

А вдруг погибнут насажденья,

Ведь жалко сил своих до слез,

Настанет время, все посадим,

Дождемся солнца и тепла,

А сколько зелени и ягод

Не сходит летом со стола.

И радует цветочек каждый

Твоей посаженной рукой,

И ты его ласкаешь нежно

И топишь тепленькой водой.

И не кончаются работы,

Уже их «летними» зовут.

Потом «осенние» наступят,

А там и «зимние» попрут.

Ну, что  ж!

В любое время года,

Трудиться должен человек.

И только так и не иначе,

Он проживет свой долгий век,

И как в писанье говориться

Воздался за его дела

Ведь нужно каждому трудиться,

Чтоб вся земля кругом цвела!  

       Есть у Тамары Николаевны  и стихи  на тему любви. Любовная лирика в основном посвящена мужу, детям, внукам.  Это стихи светлые, целомудренные, порой пронизанные светлой, чуждой надрывности грустью:

Месяц июль, а число 19

С днём рожденья тебя дорогой.

Лет тебе 60 как 16

Для меня ты всегда молодой.

Мы заметить с тобой не успели,

Как морщинки легли возле глаз,

Наши волосы вдруг посидели,

Убежало здоровье от нас.

Нам вздыхать и стонать не пристало,

Нам еще не пора на покой,  

Столько дел еще надо доделать,

Пусть невзгоды идут стороной.

Не умеем сидеть мы без дела,

Пока можем хозяйство ведем,

Пусть всегда будет время спокойным

И счастливым,  и радостным дом.

Будем жить для того что бы дети

В дом родной возвратиться могли,

Что бы внуки и правнуки наши

Всегда знали, где корни легли,

А тебе я сегодня желаю,

Что бы жил ты еще много лет,

Что бы гости сюда собирались,  

А любовь наша длилась 100 лет

     Стихи Т.Н.Болдыревой – просты и естественны. Часто в поэзии прослеживаются строки о том, что пришла прекрасная пора в её жизни – это старость.

Любовь осенняя.

Мы стареем с тобой, мы стареем,

Но о прожитых днях не жалеем.

Наша жизнь торопясь пролетит,

Как на юг журавлиная стая,

Что ушло навсегда, не вернется.

Вспоминаешь, сердце сильнее забьется,

Юность машет рукой из далека,

Словно солнце из речки глубокой,

Мне с тобою теперь пожилые,

Но в душе мы всегда молодые,

Мы с тобой два крыла одной птицы,

А любовь нам не даст разлучиться.

      И мы верим ему, ибо такое чувство испытывал каждый, кто относится к жизни, как к бесценному дару и стремится сделать её для себя и для окружающих ещё прекраснее.

 Подкупает  высокое, неизменно уважительное отношение  к женщине, особенно проникновенно звучит  мотив материнства:

День матери.

Каждый человек планеты  Матерью рождён.

Он согрет и вскормлен грудью, лаской окружен.

Бережет мать и ласкает чадушко свое

До последних дней ребенок  малый  для неё,

Ни сравнить ни с чем на свете

Матери любовь.

Это чувство расцветает ярко вновь и вновь,

В каждом новом поколенье звездочки горят,

Это матери вселенной чудеса твердят.

Учат бережно заботой, добротой теплом,

Так уютно в этом мире с мамою вдвоем,

Все печали и невзгоды, беды все твои,

Сердцем примет и поможет

Все пути пройти.

Распахнет свои объятья, спрячет под крыло.

Хорошо, что есть ты мама,

Мне с тобой светло.

Будь ты вечной и прекрасной

И всегда живи,

Тогда хватит всем на свете счастья и любви.

Так должно быт в этом мире, но проходят дни,

Что нуждаются в заботе  уж теперь они.

Мамы в старости желают ласки и тепла.

И всего того, что детям раньше отдала.

Хорошо когда хватает доброты в сердцах,

И заботятся молодые о своих старцах

Никогда пусть не иссякнет доброта души,

Одарить своим вниманьем, близких поспеши.

      Тема детства – сквозная в русской литературе. Не избежала её и Т.Н.Болдырева. У неё много стихотворений, посвященных детям, внукам.

Семейный альбом.

Я фотографии смотрю.

На внуков – я по ним скучаю.

На детские своих детей

Кладу их рядом и сличаю.

Черты родные узнаю,

Ведь чем – то все мы так похожи.

На этой личики у вас,

Ну а на этой точно,  рожи.

Вот молодые мы совсем,

Вот наша свадьба.

Неужели такими были мы с тобой,

Когда мы постареть успели.

Виски седые у сынка,

А дочка красок не жалеет.

На этой словно ночь черна,

А здесь головушка светлеет.

Здесь провожаем в первый класс сыночка,

Вот и дочку тоже.

А вот уж внучка пятый класс,

Солидная и смотрит осторожно.

Альбом листаю не спеша,

И все на снимках оживает,

Я даже слышу голоса,

И словно музыка играет.

И будто рядом все со мной

Такие милые родные,

Налюбоваться не могу

На фотографии цветные.

    Отдельное место в поэзии Болдыревой занимают стихи о войне. Как настоящая поэтесса  Тамара Николаевна не могла пройти мимо этого периода истории своей великой Родины.

День Победы.

Всё дальше в прошлое от нас, уходят дни войны, победы

И снова минувших дней теперь уже седые деды.

А сколько их в живых осталось, по пальцам можно перечесть.

Поклон героям ветеранам, хвала за мужество и честь.

Не оценить не испытавшим,  тех страшных ужасов войны.

И не понять в бою не павших., что носят на сердце они.

Пускай война была жестокой, и кровь людей лилась рекой,

Бойцы с врагом сводили счеты за мир, за счастье за покой.

За жизнь прекрасную на свете, за жен, детей и за любовь,

Чтоб никогда на всей планете война не разгорелась вновь,  

Чтоб жили матери спокойно, трудились честно сыновья,

И славилась всегда в России простая русская семья.

Но от врагов не жди пощады, опять по свету льётся кровь.

А террористы – наркоманы детей взрывают, стариков.

И никому пощады нет от их безумных страшных дел,

Ведь нет войны, а люди гибнут,  за что же им такой удел?

Давайте бдительными будем, долой наркотики, террор

О жизни мирной и счастливой вести желаем разговор.

И чтобы жили ветераны, не вспоминая тяжких дней,

Окружены любовью были родных и близких им людей.

И чтоб никто не слышал взрывов, не видел страшный черный дым

С Победой!

С праздником родные,

Пусть будет небо голубым!!!  

        В своих произведениях она показывает, что отголоски этой эпохи в истории её родины, от которой она неотделима, слышны и будут слышны ещё долго, и никто никогда этого не забудет.

  Есть стихи посвящённые  тому, что происходит на земле сегодня. Это и погодные катаклизмы, и беда России (пьянство).

Катаклизмы природы.

Декабрь! А вместо снега, то дождик, то туман.

Погода впрямь решилась пуститься на обман.

Давно уж этот месяц дней теплых не видал,

Чтоб Дед Мороз вокруг елки без шубы танцевал.

Знать иногда,  бывают  в природе чудеса,

Все больше удивляют земля и небеса.

Пока не дано людям погодой управлять ,

Шути природа с нами,

Лишь не клади печать!

      Как точны и скупы эти строки, как пронзительна мелодия, звучащая как бы сквозь время и вживе.

Многие стихи Т.Н.Болдыревой музыкальны и лиричны. Они посвящены «ветру знойному», «красавице весне», «красивому посёлку – Кильмезь».

Песня «Ветер»

  1. Воет ветер в вышине,

Гонит злые тучи,

Ты нас ветер не пугай,

Убирайся лучше.

Пр. -Уноси тоску печаль

За моря и горы,

И заполнит пусть любовь

Все твои просторы

  1. Зря ты ветер ветви гнешь,

Бьешь дождем и градом,

Ничего не страшно мне

Если милый рядом.

Пр.-..

  1. Убирайся ветер злой,

Прилетай весенний.

Отвори нам дверь свою

В сказочные сени

Пр.- …

  1. Где всегда цветы цветут,

Солнце светит нежно,

И загадочно плывут

Облака надежды.

Песня «Весна»

1.Плачь зима!

 Пришла весна красавца.

 С нею теплый ветер прилетел.

Пригревает солнышко лучистое,

И под снегом ручеёк запел.

Припев:

Ручеёк бежит,  бежит торопиться.

Что бы рядом быть с большой рекой,

Полыхнет любовь огромным пламенем,

Хватит ей лишь искорки одной.

2.А весной любовь такая нежная,

Словно первый листик – изумруд.

Зацветет потом цветами яркими

И два сердца рядом поплывут.

Припев:

3.Пусть любовь не гаснет,  ни кончается,

Как весна пусть будет молода,

А душа живет и не печалится,

С нею счастье,  долгие года.

    В 2013 году нашему селу Кильмезь исполнилось 70 лет. В честь юбилейной даты Тамара Николаевна решила  посвятить стихотворение «Песня о Кильмези». Любовь, признательность, восхищение и в то же время боль в душе звучит в строках. Как всё начиналось, о том,  как посёлок процветал и вот спустя 70 лет, что произошло, что стало с родным посёлком.

  Многие найдут за этими музыкальными строками соответствие своему настроению. Истинная, неоднозначная поэзия способна будить самые запрятанные добрые струны в человеке, о которых и сам-то порой не подозревает.

Итак, основные темы творчества Т.Н.Болдыревой – это Родина, природа, духовный мир человека, его нравственные ценности. Эти темы трудно разграничить. Красоту природы она передаёт через описание родного края, родного села.  Родину она не отделяет от природы.

Ведущим мотивом поэзии является мотив привязанности и любви к родному краю, близким людям.

Заключение

      В начале исследования я выдвинула гипотезу: творчество Т.Н.Болдыревой способствует расширению поэтической культуры села, района. Считаю, что творческий путь поэта - это путь  уникального человека,  который самостоятельно достиг определенных высот. Нет у Тамары Николаевны  высоких наград, почётных званий, но есть самое главное -  чистота души и высокая нравственность! Степень известности Т.Н.Болдыревой  является недопустимо низкой. Мы надеемся, что данное исследование хоть в какой – то мере поможет популяризировать творчество нашей поэтессы.

  Молодое поколение стремится к покорению творческих вершин.     Т.Н.Болдырева - прекрасный пример для подражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект «Сказы Бажова».

 Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.  Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необыч...

Информационно-исследовательский проект «Сказы Бажова».

Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.  Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язык сказ...

ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик (блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельность; методика Зайцева; занятие – игра; песочный тренажер) «Сказы

ООД в старшей группе   с использованием  инновационных технологий, методик(блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельн...

Информационно-исследовательский проект "Сказы Бажова"

Материал направлен на изучение особенностей языка сказов П.П. Бажова, определения отличий между сказками и сказами, приобщения детей к культуре и быту народов Урала....

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Кому сказать спасибо?"

В ходе реализации проекта ребята знакомяться со значимостью труда взрослых (работников детского сада), таким образом осуществляется работа по ранней профориентации воспитанников...

Информационно-исследовательский проект «Сказы Бажова».

Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.  Редко встречается книги Бажова в домашней библиотеке. А ведь первое, что бросается в глаза при чтении – это необычный язы...