"Шаг в будущее"
проект (подготовительная группа) на тему
Один из принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, государства и общества. И нам с Вами необходимо на выходе из образовательных учреждений выпускать социально адаптированных, сформировавшихся, полноценных личностей, чтобы ребенок осознавал, что является частичкой общества,мог представить себя, свой проект,легко вступать в контакт, поддержать любую беседу. Поэтому перед нами стояла задача не только развивать речь детей, но и социализировать их. Для этого был разработан проект, направленный на формирование социально-коммуникативных навыков ребенка, умение проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, развивать любознательность и познавательную активность детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shag_v_budushchee.docx | 134.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 45 «Добрая фея»
Долгосрочный проект по социализации детей старшего дошкольного возраста
«Шаг в будущее».
Г. Междуреченск, 2015 г.
Паспорт проекта
Актуальность проекта
Последнее время ФГОС требует на выходе ребенка из дошкольного образовательного учреждения полноценно развитую личность, поэтому нами был разработан проект, направленный на формирование социально-коммуникативных навыков ребенка,умение проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, развивать любознательность и познавательную активность.
Тип проекта: смешанный
Цель проекта:обеспечение полноценного личностного развития, психологически благополучного ребенка при переходе от дошкольного воспитания к школе.
Задачи проекта:
1. формировать социально-коммуникативные навыки ребенка;
2. развивать нравственные качества ребенка;
3. развивать любознательность, творческую и познавательную активность, мотивацию деятельности;
4. формировать диалогическую и монологическую речь;
5. обогащать активный словарь;
6. повышать психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей.
Образовательная область: социализация
Продолжительность проекта: с 01.03.2015г. по 20.05.16 г.
IЭтап «Подготовительный»,
(с 01.03.15г. по 20.03.15 г.)
Мероприятия подготовительного этапа:
- Беседа с детьми о школе, их представление.
- Чтение рассказов о школе.
(ответственные воспитатель группы – Губанова Т.Г.)
IIЭтап «Встречи с интересными людьми »,(основной)
(с 01.09.15 по 20.12.15)
Мероприятия основного этапа:
- Экскурсия в ЦДТ «Пламя» (практическое занятие)
Дата проведения – 25.03.15 г. ответственная Губанова Т.Г.
- Экскурсия в Детскую Художественную школу
Дата проведения–10.04.15 г. ответственная Стародубцева Т.Н.
- Экскурсия в ДК «Железнодорожник»
Дата проведения 21.04.2015 г. ответственная Беляева Е.М.
- Экскурсия в «Дом Спорта»
Дата проведения 14.05.2015 г. ответственная Апалеева С.Г.
- Экскурсия в Ледовый дворец «Кристалл»
Дата проведения 09.09.2015 г. ответственная Стародубцева Т.Н.
III этап «Здравствуй школа», (заключительный)
(с 15.09.15 по 20.05.16 г.)
Дата проведения 15.09.15 г. ответственная Стародубцева Т.Н.
- Этюды про школу
Дата проведения10.09.15 ответственные Беляева Е.М., Стародубцева Т.Н.
- Фронтальные занятия с психологом
Дата проведения с 13.01.16 г. по 18.05.16 г. ответственная Бутакова Е.Г.
- Консультации для родителей «Будущий первоклассник»
Ответственная Бутакова Е.Г.
- Индивидуальная работа с логопедом мини-сочинение
«Кем я хочу стать»
Дата проведения с 20.04.16 г. - 13.05.16 г. ответственная Стародубцева Т.Н.
- Итоговое мероприятие «Назад в будущее»
Дата проведения 20.05.16 г. ответственные Беляева Е.М., Губанова Т.Г., Стародубцева Т.Н.
Ожидаемые результаты:
На этапе завершения дошкольного образования ребенок проявляет любознательность, владеет основными способами деятельности,способен к принятию собственных решений, проявляя инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, опираясь на свои знания и умения. Он обладает установкой положительного отношения к миру, труду, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, адекватно проявляет свои чувства, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Дошкольник достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, в ситуации общения.
Приложение к проекту по социализации
детей старшего дошкольного возраста
«Шаг в будущее»
Приложение 1.
«В НАЧАЛЕ ДОРОГИ, ВЕДУЩЕЙ В ШКОЛУ…»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Анализ педагогического опыта показывает, что во все времена педагоги высказывали мысли по подготовке детей к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей своевременном развитии их способностей, а так же в пробуждении интереса к школе и обучению. (А.В. Запорожец, Л.А.Венгер, Ф.А. Сохин, М.И.Лисина, Л.И.Божович, Т.А.Репина, Р.Б. Стеркина и др.)
Работа по интенсификации умственного, речевого, эстетического развития детей еще не означает повышения их готовности к переходу в школьную образовательную среду. Специального внимания заслуживает проблема изучения и принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Принятию школьной жизни как привлекательной во многом способствуют экскурсии в школу с их последующим обсуждением и специальные занятия с дошкольниками по введению в культуру основ школьной жизни.
Экскурсии.
Экскурсии по школе для дошкольников следует тщательно готовить. Важно, чтобы те, кто будет принимать в школе детей (завуч, учитель, библиотекарь и т.д.) не были раздражены из – за того, что их отвлекают от основной деятельности. Об этой экскурсии должно быть заранее известно и детям, и работникам школы. Желающие принять участие в экскурсии родители так же могут прийти в школу.
Во время проведения экскурсии по школе детям следует предоставить возможность посидеть за школьной партой (учащиеся в это время могут постоять рядом и сделать необходимые пояснения); походить между стеллажами книг в библиотеке, посетить школьную мастерскую, химическую или физическую лабораторию, компьютерный класс, заглянуть в спортивный зал. Такие экскурсии производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию.
Прощание с любимой игрушкой.
Все педагоги, занятые подготовкой дошкольников к школе, а так же работники начальной школы знают, что детям трудно расстаться с игрушками. Они часто носят их с собой в школу, играют с ними на переменках и – потихоньку – на уроках. Детским психологам известна игровая мотивация учения, доставляющая немало трудностей педагогам, родителям, и особенно самим первоклассникам. Выполнение предложенного ниже задания с любимой игрушкой помогает разделить пространство жизни на два – дошкольное и новое школьное, к которому надо готовиться заранее.
Детям заранее предлагается принести в детский сад любимую игрушку. Перед началом выполнения задания все дети по очереди показывают друг другу свои игрушки и говорят несколько слов от ее имени. Проективный характер упражнения помогает многое понять о каждом ребенке. Общий настрой занятия создает взрослый, начинающий представление от имени игрушек.
Например:
Взрослый: Я вязаная сова. Я сама себя сплела. У меня большие глаза. Я люблю читать и писать по ночам. Сюда я пришла заниматься с ребятами.
Катя: Я бабушка. Я все умею… Я варю, стираю, помогаю маме.
Игорь: Я тяжеловес. Я работаю в цирке. Я сильный, я поднимаю гири.
Денис: А я робот – трансформер. У меня тут автомат и кинжал.
Соня: Я лошадка (пауза, потом очень тихо)… Я не бешеная…
Взрослый: На занятия в школу игрушки приносить не разрешают. Только сегодня можно принести игрушку, а потом уже нет. А теперь, давайте представим себе, что каждый из нас – это игрушка, которую он принес с собой. (Дети закрывают глаза и «превращаются» в любимую игрушку).
Игрушка, ты живешь в доме, где есть девочка Соня. Она уходит в школу и пока не может играть с тобой. Скажи что – нибудь на прощанье своей хозяйке… А теперь мы закроем глаза и снова превратимся в себя… Ты сегодня уходишь не в детский сад со своей игрушкой, а в школу. Твоя игрушка знала, что ей придется провести без тебя полдня. Она встала ночью и написала для тебя записку на открытке. Что изображено на оставленной игрушкой открытке? Что бы твоя любимая игрушка написала тебе?.. Что бы ты прочитал перед уходом в школу?..
Детям раздаются плотные листки бумаги форматом с открытку и цветные карандаши.
В конце занятия ведущий спрашивает у детей: «Когда первого сентября ты пойдешь в школу, а игрушку оставишь дома, что ты ей скажешь на прощание?»…
Сказка о глупом мышонке.
Ведущий показывает детям известную книжку С.Маршака с иллюстрациями и предлагает послушать о том, что написано в этой книжке, и сказать, о чем она и почему мы ее читаем. Затем читается измененный текст:
Пела утром мышка – мама:
«Просыпайся, дочка – мышь!
В школу дети ходят рано,
Что ж ты в школу не спешишь?»
Отвечает ей мышонок:
«Путь до школы слишком долог.
Трудно в школе мне писать,
Лучше дома буду спать».
Побежала мышка – мать
Тетю утку приглашать:
Приходи к нам, тетя – утка,
Дочку в школу поднимать!»
Стала петь мышонку утка:
«Кря – кря – кря, проснись, малютка.
Мой утенок уже встал.
Вот он – в школу пошагал»
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
«Значит, школа – для утят,
а мышата будут спать»
Побежала мышка – мать
Тетю - свинку приглашать:
«Приходи к нам, тетя свинка,
Дочку в школу поднимать».
Стала свинка возмущаться,
Хрюкать, топать и ругаться:
«Как же в школу не ходить?
Как же буквы не учить?»
Улыбается мышонок,
Говорит он ей спросонок:
«Ни к чему знать буквы мышке,
Не хочу читать я книжки».
Побежала мышка – мать,
Стала жабу приглашать:
«Приходи к нам, тетя – жаба,
Дочку в школу поднимать».
Стала жаба громко петь:
«Ква – ква – ква, квакие дети!
У меня - другие все:
Утром – в школу по росе».
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
«Ты не квакай тут хотя бы,
В школе квакают все жабы.
Не пойду я в вашу школу!
Пусть жабенокваш и шел бы!»
Побежала мышка – мать,
Стала щуку приглашать:
«Приходи к нам тетя – щука,
дочку в школу поднимать».
Головой качает щука:
«Боже мой, какая мука!
Это что же, каждый день
Подниматься дочке лень?»
Поднял голову мышонок,
Пялит он глаза спросонок.
Открывает дочка рот,
Чтоб зевать, а не встает.
Побежала мышка – мать
Тетю – лошадь приглашать:
«Приходи к нам, тетя – лошадь
Дочку в школу поднимать».
«И – го – го, поет лошадка,
Бьет копытом о кроватку, -
Собирай свои тетрадки,
Беги в школу без оглядки»,
«Не стучи в мою кровать,
Рано мне еще вставать», -
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок.
Побежала мышка – мать
Стала кошку приглашать…
Давайте, не будем приглашать кошку, а сами скажем мышонку, почему нужно ходить в школу…
По какой дороге мы пойдем.
Перед глазами у детей большая цветная иллюстрация. По широкой прямой дороге идет в школу дети. Влево от основной дороги отходит извилистая дорожка, ведущая в кукольный театр. На развилке дорог стоят Буратино и мальчик. Рассматривающему картину понятно, что Буратино почти уговорил мальчика идти с вместе с ним.
Ведущий ведет с детьми беседу по картине. Он спрашивает их: «Что мы видим на этой картине? Как вы догадались, где школа, а где кукольный театр? Что говорит Буратино мальчику? Что сказали ему другие дети, которых он звал, но они с ним не пошли?»
Дети говорят о сюжете картины…
Далее взрослый говорит: «Каждое утро ребята идут в школу, и по дороге им встречаются разные люди. Они выходят из своих домов, выглядывают из окон автобусов и автомашин, чтобы сказать им то, что они думают».
Игровая драматизация помогает детям преодолеть робость и скованность. В конце занятия ведущий спрашивает о том, какую дорогу выбрал бы каждый ребенок.
Переход ребенка – дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Это проблема создания новой культурной реальности для самих педагогов, это зона их ближайшего профессионального развития.
Литература: Управление ДОУ. Научно – практический журнал. 2005, № 4.
Приложение 2.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
ТЕМА: Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: повышение психологической грамотности педагогов в вопросах подготовки детей к школьному обучению.
ПЛАН.
1.Мотивационная сторона готовности ребенка к школе.
2.Основные составляющие части мотивации школьного обучения.
3.Уровни сформированности внутренней позиции школьника (мотивации).
Успехи школьного обучения во многом зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям, к положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.
Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивация, т.е. «внутренняя позиция школьника» - это совокупность всех отношений самого ребенка к школьному обучению, сложившаяся в определенную систему.
Она формируется в процессе жизни и воспитания и включает в себя:
• наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
• заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;
• наличие социальных мотивов и умения подчиняться школьным требованиям.
Условно выделяются три уровня сформированности положительного отношения к школе. Высокий уровень характеризуется четкими представлениями и знаниями детей о школе. У них сформирован учебный и социальный мотив учебной деятельности, они эмоционально, положительно относятся к школе.
Средний уровень – дети имеют частичные представления и знания о жизни школы, в основном обращают внимание на наиболее яркие по внешней привлекательности события. Мотив учебной деятельности не сформирован. Доминирует комбинация мотивов. Отношение к школе не сформировано, интерес появляется эпизодически.
Низкий уровень – дети не имеют представлений и знаний и школе или имеют неправильные представления. Преобладает игровой мотив. Не проявляют интереса к учебе, не сформировано положительное отношение к школе, не владеют необходимыми формами поведения.
Работа по формированию школьной мотивации должна включать систему разнообразных форм и методов работы. Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
• включения в целостный педагогический процесс разнообразных форм работы по ознакомлению детей со школой;
• создание предметно – развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение ее доступности;
• понимания воспитателем значимости проблемы и проявления его творческой инициативности в подборе форм, методов работы с детьми по воспитанию положительного отношения к школе;
• педагогического просвещения родителей в вопросах готовности к школьному обучению;
• осуществления связи ДОУ со школой в вопросах преемственности.
Литература:
Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. -М.: Айрис Пресс, 2005 г.
Приложение3.
Экскурсия в библиотеку
(старшая группа)
Цель:
Познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте, общительность, знание литературных произведений и их авторов.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, рассматривание книг.
Ход экскурсии:
Воспитатель проводит с детьми предварительную беседу.
Немного из истории библиотек.
Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем придется: они высекали значки на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.
Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощечки, и папирусы, и пергаменты. Создавались первые библиотеки. Но со временем слова стирались, дощечки, береста пор-тились. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги? (В магазине купить, в библиотеке.)
Воспитатель подводит детей к зданию библиотеки.
Воспитатель: Справа от нас здание, где хранятся книги, - детская библиотека. (Обратить внимание детей на здание, на вывеску, на порядок территории.)
Работники библиотеки собирают разные книги. В библиотеке найдутся книги по математике, географии, истории и многие другие.
Здесь у нас первая остановка - абонемент. В абонементе на полках, открытых для доступа читателей, можно выбрать любую книгу, но обязательно вернуть ее в определенный срок.
Книги стоят на полке в определенном порядке, по разделам, относящимся к разным наукам и темам.
Вторая остановка - каталог. В небольших ящичках собраны карточки на все имеющиеся в библиотеке книги. На каждой карточке мы найдем фамилию автора книги, ее название; фамилию художника, оформлявшего книгу, а также город, где она издана, год издания, количество страниц.
Карточки расположены в таком же порядке, как и книги на полках. Найти нужную книгу вам поможет библиограф.
Остановка - читальный зал. В читальном зале можно полистать последние номера детских газет и журналов, познакомиться с новыми названиями детских периодических издан
ПРАВИЛА ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
С любым вопросом можно обратиться к работникам библиотеки, но и сами юные читатели должны соблюдать правила:
аккуратно обращаться с библиотечными книгами;
вовремя возвращать книгу в библиотеку;
подклеить страницы или корешок книги, если в этом есть необходимость.
Во второй половине дня детям предлагается подклеить книги в группе. Предложить родителям принести книги для пополнения библиотечного фонда группы.
библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга».
У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных.
У каждой книги есть свой номер из букв и цифр.
БИБЛИОТЕКАРЬ ПРОВОДИТ ЭКСКУРСИЮ ПО БИБЛИОТЕКЕ.
Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи.
В ящиках — каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее.
(ПОКАЗЫВАЕТ КАРТОЧКИ).
Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в детской библиотеке. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем,
отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.
Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.
Пожалуй, самый большой праздник детской Книги.
КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ.
Мы пришли на праздник
Книжкиной недели.
Как красиво книжки
Художники одели.
Гладкие обложки,
Яркие картинки –
Петушок в сапожках,
Розовые свинки.
Стены украшают
Звёздочки, флажки.
Нам поэт читает
Новые стихи.
Про кота-котишку
И про воробьишку.
Воробьишка Гоша –
Он такой проказник!
Добрым и хорошим
Вышел Книжкин праздник!
РЕБЯТА, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ БИБЛИОТЕКАРЬ?
Дети:
Библиотекарь должен любить книги, должна быть хорошая память.
Библиотекарь:
Правильно! Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам – это «Книжкина неделя», он проходит весной. И тёплое весеннее солнышко, и обложки нарядных детских книг – всё радует маленьких читателей, прививая им любовь к её величеству - литературе! Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.
-Ребята, а вы были когда-нибудь в библиотеке?
• Любите ли вы читать книги, умеете ли читать? Может быть, вам читают книги мама или бабушка?
• Назовите свою любимую книгу. Кто её написал?
• В чём заключается работа библиотекаря?
А сейчас, я хочу вам предложить немного поиграть в игру « Угадай книгу».
(Поделить детей на группы. Раздать каждой группе карточки с названиями разных известных детских книг, например: «Приключения Буратино», «Три Толстяка» и т.д. Каждая группа рассказывает о своей книге, не называя эту книгу, её автора или героев. По рассказам друг друга дети отгадывают, о каких книгах идёт речь.)
Библиотекарь:
вот такая у меня профессия. А сейчас мы с вами найдём книжку, за которой вы пришли ко мне. Вы хотите почитать «Сказку о потерянном времени» которую написал Евгений Шварц?
Дети:
Да.
Библиотекарь:
тогда пойдёмте со мной.
(ИЩУТ КНИГУ)
Педагог и дети благодарят библиотекаря за книгу и прощаются
.
Педагог:
Спасибо Вам огромное за интересную экскурсию и за рассказ о вашей замечательной профессии, а мы с ребятами пойдём читать сказку. До свидания!!!
Библиотекарь:
Приходите ещё в библиотеку с мамами и папами, я буду очень рада вам, до свидания ребята.
Приложение 4.
Конспект экскурсия в художественную школу
( Старшая группа)
Цель: Познакомить детей с художником- иллюстратором Е.И.Чарушиным.
Задачи:
- Познакомить детей с творчеством художника Е.И.Чарушина, закрепить знания о хищных животных (внешний вид, следы.), воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
- расширить знания детей о средствах выразительности, познакомить с техникой рисования–набивка.
- развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
- формировать навыки художественного исполнения различных образов под музыку; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.
Материалы: Картины художника Е. И. Чарушина, 7 листов с силуэтами животных, 7 кистей, краски, д/игра Чьи следы.», кассета со спокойной музыкой.
Ход экскурсии:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда мы с вами отправимся предлагаю вам отгадать. Скажите кто пишет сказки? (ответы детей.) – сказочник. Кто пишет стихи? ( ответы детей.) – поэт. Кто пишет музыку? ( ответы детей.) – композитор. Кто пишет картины? (ответы детей.) – художник. А где у нас в детском саду рисуют?
( ответы детей) – воспитатель обобщает, что рисовать мы ходим в художественный салон.
Вот туда я предлагаю вам отправиться. Дети вместе с воспитателем идут в художественный салон. Воспитатель предлагает подойти к мольбертам с картинами. Спрашивает, знакомы ли им картины? Перед вами рисунки замечательного художника- анималиста Евгения Ивановича Чарушина. Слово «анималист» и означает – рисующий животных. Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетёрок, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. На день рождения отец дарил ему книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя путешественником. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо Женя рисовал зверей и птиц, о каких читал или видел. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал голоса. И букву «р» научился говорить, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Чарушину в его творчестве. На нашей выставке вы увидите медвежонка, волчат, лисёнка – разных симпатичных малышей и взрослых зверей. Особенно любил Чарушин звериных малышей, забавных и беспомощных. Вот оленёнок – слабенький, беззащитный.
Сразу видно, что недавно на свет появился и на ноги с трудом встаёт. Но в некоторых зверятах подмечал художник будущих хищников, не всегда безобидных и безопасных.
Чего раскричался этот рыжий лисёнок? Хвостик напрягся, шерсть ростопырилась. И нескладный, и колючий, совсем как задиристая ёлка, что рядом растёт. Испугался, что мама его оставила одного! Но всё равно по острой оскалившейся мордочке понятно – лесной зверь. Вся жизнь Евгения Ивановича была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал он их в лесу на охоте и у себя дома. Бывало, зверята вовсю проказничают, а художник тем временем любуется ими и рисует, хочется ему передать в рисунке своё доброе отношение к ним. Вот и мы видим , какие у них мягкие уши, нескладные лапы, серьёзные мордочки, густая мохнатая шерсть. Таких пушистых, милых и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому и называют их « чарушинскими». Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, многие из которых писал сам,- он и писателем был замечательным. (воспитатель предлагает пройти посмотреть выставку книжек.) Ребята а я знаю, что вы тоже знатоки животных. Верно? (ответы детей.) я предлагаю вам поиграть в д/игру «Чьи следы?». (дети подбирают к следам картинку с изображением животного, чей это след.) А давайте с вами изобразим этих животных под музыку. Каждый изображает то животное, которое отгадал. ( воспитатель включает музыку « в мире животных») Ребята замечательные звери у вас получились, а я предлагаю вам попробовать нарисовать таких же животных, как у художника Чарушина. Согласны? Каждому выдают листы с нарисованным силуэтом животного. Воспитатель показывает как рисовать «набивкой», затем дети выполняют работу самостоятельно. Ну что, ребята, понравилось вам наше сегодняшнее путешествие? (воспитатель выслушивает ответы детей.) А что вам запомнилось больше всего? С творчеством какого художника я вас сегодня познакомила? Воспитатель обобщает: мы сегодня познакомились с творчеством художника – анималиста Евгения Ивановича Чарушина
Приложение 5.
Экскурсия в школу.
(Подготовительная группа)
Цельэкскурсии:
• знакомство детей с помещениями школы, с ее работниками, содержанием учебной деятельности;
• воспитание интереса к школе, желания учиться в ней.
Предварительная беседа:
Какие здания находятся возле нашего детского сада? (Дети перечисляют известные им здания.Воспитатель обращает их внимание на то, что возле детского сада расположена школа).
• В следующем году многие из вас пойдут в школу. Хотите учиться в школе? Почему? Как вы думаете, что будет интересного в школе?
• Да, в школе очень интересно учиться: каждый день ученики узнают что-то новое, необычное на уроках, учатся читать и писать, устраивают разные игры, соревнования, ходят в походы, помогают друг другу…
• А как вы готовитесь стать школьниками? (Воспитатель обобщает ответы детей, подчеркивает, что прежде, чем идти в школу, дети должны многому научиться)
Во время прогулок мы часто бывали возле здания школы.
• Какое оно?
• Что находится во дворе школы?
• Раньше мы знакомились с внешним видом здания школы, а сегодня мы посмотрим, какие помещения есть в здании школы, кто там работает, побываем в одном из классов, узнаем, как дети учатся в школе.
Ход экскурсии
В школе дети рассматривают вестибюль, коридор, гардероб, заходят в первый класс, здороваются и знакомятся с учительницей. Ребята рассматривают классную комнату, называют обстановку. В классе светло, уютно, чисто. Учительница расспрашивает, чем дети занимаются на занятиях в детском саду, как ведут себя.
Затем она подробно знакомит детей с особенностями школьной жизни, объясняет:
• чем занимаются ученики на уроках (читают, считают, пишут, рисуют, ноют, мастерят, занимаются физкультурой);
• как ведут себя школьники на уроках (не шумят, слушают то, что говорит учитель, поднимают руку, если хотят ответить или что-нибудь спросить, друг друга не перебивают, если отвечает кто-то из детей, другие молчат, не подсказывают и т. д.);
• что такое перемена (перерыв между уроками; когда перемена начинается, можно узнать по звонку);
• чем занимаются школьники на переменах (готовятся к следующему уроку, играют в спокойные игры, общаются друг с другом, ходят в столовую и т. д.);
• что делает учитель (учит детей новым знаниям, объясняет, как себя вести, помогает, если что-то не получается, организует разные интересные мероприятия: поездки в другие города, экскурсии по родному городу, конкурсы, утренники, развлечения и т. п.).
Далее дошкольники рассматривают школьные принадлежности.
Учитель отмечает, что в школе работают люди разных профессий: учителя, библиотекарь, повар, уборщица; в школе много различных помещений: классы, библиотека, столовая, спортивный зал, бассейн, мастерские и т.д.
Дети слушают, как звенит звонок, уточняют, что он означает, наблюдают за тем, как в класс входят ученики и садятся за парты.
Приложение 6.
Рассказы о школе
В. Драгунский
ГЛАВНЫЕ РЕКИ
Хотя мне уже идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать.
У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. Ну, он в космос всё-таки не залетел, потому что у него был чересчур лёгкий хвост, и он из-за этого крутился как волчок. Это раз. А во- вторых, у меня было мало ниток, и я весь дом обыскал и собрал все нитки, какие только были; у мамы со швейной машины снял, и то оказалось мало. Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса ещё было далеко.
И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всём на свете. Мне было так интересно играть, что я и думать перестал про какие-то там уроки. Совершенно вылетело из головы. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор.
Я утром немножко заспался, и, когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть... Но я читал, как ловко одеваются пожарные, — у них нет ни одного липшего движения, и мне до того это понравилось, что я пол-лета тренировался быстро одеваться. И сегодня я как вскочил и глянул на часы, то сразу понял, что одеваться надо как на пожар. И я оделся за одну минуту сорок восемь секунд весь как следует, только шнурки зашнуровал через две дырочки. В общем, в школу я поспел вовремя и в класс тоже успел примчаться за секунду до Раисы Ивановны. То есть она шла себе потихоньку по коридору, а я бежал из раздевалки (ребят уже не было никого). Когда я увидел Раису Ивановну издалека, я припустился во всю прыть и, не доходя до класса каких-нибудь пять шагов, обошёл Раису Ивановну и вскочил в класс. В общем, я выиграл у неё секунды полторы, и, когда она вошла, книги мои были уже в парте, а сам я сидел с Мишкой как ни в чём не бывало. Раиса Ивановна вошла, мы встали и поздоровались с ней, и громче всех поздоровался я, чтобы она видела, какой я вежливый. Но она на это не обратила никакого внимания и ещё на ходу сказала:
— Кораблёв, к доске!
У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не хотелось вылезать из-за своей родимой парты. Я прямо к ней как будто приклеился. Но Раиса Ивановна стала меня торопить:
— Кораблёв! Что же ты? Я тебя зову или нет?
И я пошёл к доске.
Раиса Ивановна сказала:
— Стихи!
Чтобы я читал стихи, какие заданы. А я их не знал. Я даже плохо знал, какие заданы-то. Поэтому я моментально подумал, что Раиса Ивановна тоже, может быть, забыла, что задано, и не заметит, что я читаю. И я бодро завёл:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь:
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь...
— Это Пушкин, — сказала Раиса Ивановна.
— Да, — сказал я, — это Пушкин. Александр Сергеевич.
— А я что задала? — сказала она.
— Да! — сказал я.
— Что «да»? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблёв!
— Что? — сказал я.
— Что «что»? Я тебя спрашиваю: что я задала?
Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:
— Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.
Вот что значит верный друг. Это Мишка таким хитрым способом ухитрился мне подсказать. А Раиса Ивановна уже рассердилась:
— Слонов! Не смей подсказывать!
— Да! — сказал я. — Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.
Мишка стал красный и отвернулся от меня. А я опять остался один на один с Раисой Ивановной.
— Ну? — сказала она.
— Что? — сказал я.
— Перестань ежеминутно чтокать!
Я уже видел, что она сейчас рассердится как следует.
— Читай. Наизусть!
— Что? — сказал я.
— Стихи конечно! — сказала она.
— Ага, понял. Стихи, значит, читать? — сказал я. — Это можно. — И громко начал: — Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.
— Ну! — сказала Раиса Ивановна.
— Что? — сказал я.
— Читай сейчас же! — закричала бедная Раиса Ивановна. — Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!
Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул, не разжимая рта, но я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперёд и продекламировал:
— Мужичонка!
Все замолчали, и Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку ещё внимательнее. Мишка показывал на свой большой палец и зачем-то щёлкал его по ногтю.
И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал:
— С ноготком!
И повторил всё вместе:
— Мужичонка с ноготком!
Все засмеялись. Раиса Ивановна сказала:
— Довольно, Кораблёв!.. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись.
Потом она добавила:
— Ну а как насчёт кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?
Конечно я не выучил. Этот змей, будь он неладен, совсем мне всю жизнь испортил. И я хотел во всём признаться Раисе Ивановне, но вместо этого вдруг неожиданно даже для самого себя сказал:
— Конечно выучил. А как же!
— Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвёл чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.
Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово. В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел в потолок. И думал, что сейчас уже наверняка я умру. До свидания, все! И в эту секунду я увидел, что в левом последнем ряду Петька Горбушкин показывает мне какую-то длинную газетную ленту и на ней что-то намалёвано чернилами, толсто намалёвано, наверное, он пальцем писал. И я стал вглядываться в эти буквы и наконец прочёл первую половину.
А тут Раиса Ивановна снова:
— Ну, Кораблёв? Какая же главная река в Америке?
У меня сразу же появилась уверенность, и я сказал:
— Миси-писи.
Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слёз, но двойку она мне влепила будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.
Ю. Вийра
«ДЕДУШКИНЫ ВАЛЕНКИ»
Недавно мне исполнилось шесть лет. Однажды папа пришёл и говорит:
— Я был в соседней школе...
Мама заволновалась:
— И что?!
— Школа хорошая, с первого класса немецкий язык. Желающих поступить много, а первых классов всего два. Поэтому берут самых подготовленных, кто умеет читать, писать и считать...
— А чему их тогда будут в школе учить? — спросил дедушка и швырнул с печки валенком.
Дедушка у нас сиднем сидит на печи, отращивает бороду, стрижёт её и делает из бороды валенки. Там у него этих валенков целый склад. Время от времени он ими бросается, говорит, что это развивает глазомер. Я бросаю ему обратно.
— Машу не примут! — сказала мама и схватилась за сердце.
— Пусть только не примут, — сказал дедушка и прицелился с печки чёрным валенком.
— А что значит: уметь читать, писать и считать? — спросила мама, вытряхивая в рюмку сердечные капли.
— Я там встретил одну мамашу. Её дочь в прошлом году не приняли: не могла разделить семь на два и не прочла сорок слов за минуту.
— Семь на два?! Сколько это? — Мама стала считать.
Мы с папой ей помогали. У всех получилось разное. Тогда дедушка швырнул с печки три с половиной валенка и ещё три с половиной валенка. Мы их сложили. Получилось семь целых валенков. Мама облегчённо вздохнула. Она достала свой старый букварь, положила перед собой часы и заставила всех читать. Я прочитала за минуту рассказ про девочку Иру: «У И-ры рас-тут как-ту-сы...» Папа прочитал два рассказа, мама — три, а дедушка — полбукваря. Мама заплакала. Я спросила:
— Тебе Иру жалко?
— Какую Иру? — Мама всхлипнула.
— Из букваря. «Ира тронула кактус и уколола руку. У Иры ранка».
— Нет, мне тебя жалко. Дедушку в школу примут, а тебя нет.
— Примут как миленькую! — сказал дедушка и подкинул валенок в руках.
— Ещё про реки спрашивали, — сказал папа. — Какие знает реки.
— Какие ты знаешь реки? — спросила у меня мама.
— Москву-реку, — ответила я сразу и замолчала.
— А в Санкт-Петербурге какая река? — спросила мама.
— Нева.
— Правильно. — Мама погладила меня по голове. — А какая самая великая русская река? Так ещё называется машина у Славы, нашего соседа...
— Пикап, — сказала я неуверенно.
Дедушка от смеха чуть с печки не свалился.
— Великая русская река Пикап! — Он загорланил: — «Волга-Волга! Мать родная...» — и устроил целый салют из валенков...
А в школу меня всё равно приняли. Там директор женщина. Она увидела мои валенки — я пришла на собеседование в валенках — и спросила меня:
— Откуда у тебя, Машенька, такие распрекрасные валенки?
Я сказала:
— Дедушка свалял.
— А мне он такие может свалять? — спросила директор.
— Конечно. У вас тридцать шестой размер, да?
Она похвалила мой глазомер и записала в первый класс «Б».
M. Зощенко
«ПОРА ВСТАВАТЬ!»
Один мальчик, по имени Павлик, поступил в этом году в школу. И он очень боялся опоздать на уроки.
А в доме у них будильника не было.
Только были стенные часы-ходики.
Тогда мальчик решил сделать себе будильник.
Он заметил, что, когда он встаёт утром, гиря от часов доходит почти до табуретки.
Тогда он поставил на табуретку чайник с водой. Утром гиря опустилась в воду и, по закону физики, вытеснила воду из чайника.
Но из чайника вода потекла не на пол, а она потекла по резиновой трубочке, которую мальчик приделал к чайнику.
И вот течёт вода из чайника по трубочке и капает на мальчика. И мальчик уже знает, что восемь часов — пора вставать.
Но потом родители мальчика не разрешили ему пользоваться этим будильником, потому что вода текла прямо на кровать и это было неудобно.
И папаша принёс откуда-то настоящий будильник. И с тех пор мальчик сам заводил этот будильник и каждое утро вставал в указанное время.
К. Драгунская
«КОГДА Я БЫЛА МАЛЕНЬКАЯ»
Когда я была маленькая, я была очень забывчивая. Я и сейчас забывчивая, но раньше — просто ужас!..
В первом классе я забыла прийти в школу первого сентября, и пришлось целый год ждать следующего первого сентября, чтобы идти сразу во второй.
А во втором классе я забыла свой ранец с учебниками и тетрадками, и мне пришлось возвращаться домой. Ранец я взяла, но забыла дорогу в школу и вспомнила о ней только в четвёртом классе.
Но в четвёртом классе я забыла причесаться и пришла в школу совершенно лохматая.
А в пятом классе я перепутала — осень сейчас, зима или лето — и вместо лыж принесла на физкультуру ласты.
А в шестом классе я забыла, что в школе надо вести себя прилично, и притопала в класс на руках. Как акробат!
Но зато в седьмом классе... Ой, фу-ты... Снова забыла.
Ну, потом расскажу, когда вспомню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Примерный план недели игры по гендерному подходу в воспитании: «Я мальчик – будущий мужчина, Я девочка - будущая женщина» в подготовительной к школе группе.»
Задачи:• Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;• Закреплять знания о здоровом образе жизни;• Способствовать укреплению физического здоровья детей;• Упражнять в различ...
календарно -тематическое планирование работы с будущими мамами "Оказание консультативной помощи будущим мамам"
№тема, цельматериалы, оборудованиеформа проведенияЦель: формировать представление будущих мам о психологической составляющей беременности, помочь расслабиться, погрузиться в свою беременность, н...
Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».
Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...
Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».
Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...
«О будущем не говорят, его делают!» Мастер класс «Играющие дети – взгляд из будущего»
В современном мире дети стали очень зажаты и внутренне и физически (пластически). Редко встретишь сейчас ребёнка открытого с природной естественностью, которой ребё...