"Шаг в будущее"
проект (подготовительная группа) на тему
Один из принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, государства и общества. И нам с Вами необходимо на выходе из образовательных учреждений выпускать социально адаптированных, сформировавшихся, полноценных личностей, чтобы ребенок осознавал, что является частичкой общества,мог представить себя, свой проект,легко вступать в контакт, поддержать любую беседу. Поэтому перед нами стояла задача не только развивать речь детей, но и социализировать их. Для этого был разработан проект, направленный на формирование социально-коммуникативных навыков ребенка, умение проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, развивать любознательность и познавательную активность детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 134.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 45 «Добрая фея»
Долгосрочный проект по социализации детей старшего дошкольного возраста
«Шаг в будущее».
Г. Междуреченск, 2015 г.
Паспорт проекта
Актуальность проекта
Последнее время ФГОС требует на выходе ребенка из дошкольного образовательного учреждения полноценно развитую личность, поэтому нами был разработан проект, направленный на формирование социально-коммуникативных навыков ребенка,умение проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, развивать любознательность и познавательную активность.
Тип проекта: смешанный
Цель проекта:обеспечение полноценного личностного развития, психологически благополучного ребенка при переходе от дошкольного воспитания к школе.
Задачи проекта:
1. формировать социально-коммуникативные навыки ребенка;
2. развивать нравственные качества ребенка;
3. развивать любознательность, творческую и познавательную активность, мотивацию деятельности;
4. формировать диалогическую и монологическую речь;
5. обогащать активный словарь;
6. повышать психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей.
Образовательная область: социализация
Продолжительность проекта: с 01.03.2015г. по 20.05.16 г.
IЭтап «Подготовительный»,
(с 01.03.15г. по 20.03.15 г.)
Мероприятия подготовительного этапа:
- Беседа с детьми о школе, их представление.
- Чтение рассказов о школе.
(ответственные воспитатель группы – Губанова Т.Г.)
IIЭтап «Встречи с интересными людьми »,(основной)
(с 01.09.15 по 20.12.15)
Мероприятия основного этапа:
- Экскурсия в ЦДТ «Пламя» (практическое занятие)
Дата проведения – 25.03.15 г. ответственная Губанова Т.Г.
- Экскурсия в Детскую Художественную школу
Дата проведения–10.04.15 г. ответственная Стародубцева Т.Н.
- Экскурсия в ДК «Железнодорожник»
Дата проведения 21.04.2015 г. ответственная Беляева Е.М.
- Экскурсия в «Дом Спорта»
Дата проведения 14.05.2015 г. ответственная Апалеева С.Г.
- Экскурсия в Ледовый дворец «Кристалл»
Дата проведения 09.09.2015 г. ответственная Стародубцева Т.Н.
III этап «Здравствуй школа», (заключительный)
(с 15.09.15 по 20.05.16 г.)
Дата проведения 15.09.15 г. ответственная Стародубцева Т.Н.
- Этюды про школу
Дата проведения10.09.15 ответственные Беляева Е.М., Стародубцева Т.Н.
- Фронтальные занятия с психологом
Дата проведения с 13.01.16 г. по 18.05.16 г. ответственная Бутакова Е.Г.
- Консультации для родителей «Будущий первоклассник»
Ответственная Бутакова Е.Г.
- Индивидуальная работа с логопедом мини-сочинение
«Кем я хочу стать»
Дата проведения с 20.04.16 г. - 13.05.16 г. ответственная Стародубцева Т.Н.
- Итоговое мероприятие «Назад в будущее»
Дата проведения 20.05.16 г. ответственные Беляева Е.М., Губанова Т.Г., Стародубцева Т.Н.
Ожидаемые результаты:
На этапе завершения дошкольного образования ребенок проявляет любознательность, владеет основными способами деятельности,способен к принятию собственных решений, проявляя инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, опираясь на свои знания и умения. Он обладает установкой положительного отношения к миру, труду, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, адекватно проявляет свои чувства, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
Дошкольник достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, в ситуации общения.
Приложение к проекту по социализации
детей старшего дошкольного возраста
«Шаг в будущее»
Приложение 1.
«В НАЧАЛЕ ДОРОГИ, ВЕДУЩЕЙ В ШКОЛУ…»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Анализ педагогического опыта показывает, что во все времена педагоги высказывали мысли по подготовке детей к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей своевременном развитии их способностей, а так же в пробуждении интереса к школе и обучению. (А.В. Запорожец, Л.А.Венгер, Ф.А. Сохин, М.И.Лисина, Л.И.Божович, Т.А.Репина, Р.Б. Стеркина и др.)
Работа по интенсификации умственного, речевого, эстетического развития детей еще не означает повышения их готовности к переходу в школьную образовательную среду. Специального внимания заслуживает проблема изучения и принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Принятию школьной жизни как привлекательной во многом способствуют экскурсии в школу с их последующим обсуждением и специальные занятия с дошкольниками по введению в культуру основ школьной жизни.
Экскурсии.
Экскурсии по школе для дошкольников следует тщательно готовить. Важно, чтобы те, кто будет принимать в школе детей (завуч, учитель, библиотекарь и т.д.) не были раздражены из – за того, что их отвлекают от основной деятельности. Об этой экскурсии должно быть заранее известно и детям, и работникам школы. Желающие принять участие в экскурсии родители так же могут прийти в школу.
Во время проведения экскурсии по школе детям следует предоставить возможность посидеть за школьной партой (учащиеся в это время могут постоять рядом и сделать необходимые пояснения); походить между стеллажами книг в библиотеке, посетить школьную мастерскую, химическую или физическую лабораторию, компьютерный класс, заглянуть в спортивный зал. Такие экскурсии производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию.
Прощание с любимой игрушкой.
Все педагоги, занятые подготовкой дошкольников к школе, а так же работники начальной школы знают, что детям трудно расстаться с игрушками. Они часто носят их с собой в школу, играют с ними на переменках и – потихоньку – на уроках. Детским психологам известна игровая мотивация учения, доставляющая немало трудностей педагогам, родителям, и особенно самим первоклассникам. Выполнение предложенного ниже задания с любимой игрушкой помогает разделить пространство жизни на два – дошкольное и новое школьное, к которому надо готовиться заранее.
Детям заранее предлагается принести в детский сад любимую игрушку. Перед началом выполнения задания все дети по очереди показывают друг другу свои игрушки и говорят несколько слов от ее имени. Проективный характер упражнения помогает многое понять о каждом ребенке. Общий настрой занятия создает взрослый, начинающий представление от имени игрушек.
Например:
Взрослый: Я вязаная сова. Я сама себя сплела. У меня большие глаза. Я люблю читать и писать по ночам. Сюда я пришла заниматься с ребятами.
Катя: Я бабушка. Я все умею… Я варю, стираю, помогаю маме.
Игорь: Я тяжеловес. Я работаю в цирке. Я сильный, я поднимаю гири.
Денис: А я робот – трансформер. У меня тут автомат и кинжал.
Соня: Я лошадка (пауза, потом очень тихо)… Я не бешеная…
Взрослый: На занятия в школу игрушки приносить не разрешают. Только сегодня можно принести игрушку, а потом уже нет. А теперь, давайте представим себе, что каждый из нас – это игрушка, которую он принес с собой. (Дети закрывают глаза и «превращаются» в любимую игрушку).
Игрушка, ты живешь в доме, где есть девочка Соня. Она уходит в школу и пока не может играть с тобой. Скажи что – нибудь на прощанье своей хозяйке… А теперь мы закроем глаза и снова превратимся в себя… Ты сегодня уходишь не в детский сад со своей игрушкой, а в школу. Твоя игрушка знала, что ей придется провести без тебя полдня. Она встала ночью и написала для тебя записку на открытке. Что изображено на оставленной игрушкой открытке? Что бы твоя любимая игрушка написала тебе?.. Что бы ты прочитал перед уходом в школу?..
Детям раздаются плотные листки бумаги форматом с открытку и цветные карандаши.
В конце занятия ведущий спрашивает у детей: «Когда первого сентября ты пойдешь в школу, а игрушку оставишь дома, что ты ей скажешь на прощание?»…
Сказка о глупом мышонке.
Ведущий показывает детям известную книжку С.Маршака с иллюстрациями и предлагает послушать о том, что написано в этой книжке, и сказать, о чем она и почему мы ее читаем. Затем читается измененный текст:
Пела утром мышка – мама:
«Просыпайся, дочка – мышь!
В школу дети ходят рано,
Что ж ты в школу не спешишь?»
Отвечает ей мышонок:
«Путь до школы слишком долог.
Трудно в школе мне писать,
Лучше дома буду спать».
Побежала мышка – мать
Тетю утку приглашать:
Приходи к нам, тетя – утка,
Дочку в школу поднимать!»
Стала петь мышонку утка:
«Кря – кря – кря, проснись, малютка.
Мой утенок уже встал.
Вот он – в школу пошагал»
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
«Значит, школа – для утят,
а мышата будут спать»
Побежала мышка – мать
Тетю - свинку приглашать:
«Приходи к нам, тетя свинка,
Дочку в школу поднимать».
Стала свинка возмущаться,
Хрюкать, топать и ругаться:
«Как же в школу не ходить?
Как же буквы не учить?»
Улыбается мышонок,
Говорит он ей спросонок:
«Ни к чему знать буквы мышке,
Не хочу читать я книжки».
Побежала мышка – мать,
Стала жабу приглашать:
«Приходи к нам, тетя – жаба,
Дочку в школу поднимать».
Стала жаба громко петь:
«Ква – ква – ква, квакие дети!
У меня - другие все:
Утром – в школу по росе».
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
«Ты не квакай тут хотя бы,
В школе квакают все жабы.
Не пойду я в вашу школу!
Пусть жабенокваш и шел бы!»
Побежала мышка – мать,
Стала щуку приглашать:
«Приходи к нам тетя – щука,
дочку в школу поднимать».
Головой качает щука:
«Боже мой, какая мука!
Это что же, каждый день
Подниматься дочке лень?»
Поднял голову мышонок,
Пялит он глаза спросонок.
Открывает дочка рот,
Чтоб зевать, а не встает.
Побежала мышка – мать
Тетю – лошадь приглашать:
«Приходи к нам, тетя – лошадь
Дочку в школу поднимать».
«И – го – го, поет лошадка,
Бьет копытом о кроватку, -
Собирай свои тетрадки,
Беги в школу без оглядки»,
«Не стучи в мою кровать,
Рано мне еще вставать», -
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок.
Побежала мышка – мать
Стала кошку приглашать…
Давайте, не будем приглашать кошку, а сами скажем мышонку, почему нужно ходить в школу…
По какой дороге мы пойдем.
Перед глазами у детей большая цветная иллюстрация. По широкой прямой дороге идет в школу дети. Влево от основной дороги отходит извилистая дорожка, ведущая в кукольный театр. На развилке дорог стоят Буратино и мальчик. Рассматривающему картину понятно, что Буратино почти уговорил мальчика идти с вместе с ним.
Ведущий ведет с детьми беседу по картине. Он спрашивает их: «Что мы видим на этой картине? Как вы догадались, где школа, а где кукольный театр? Что говорит Буратино мальчику? Что сказали ему другие дети, которых он звал, но они с ним не пошли?»
Дети говорят о сюжете картины…
Далее взрослый говорит: «Каждое утро ребята идут в школу, и по дороге им встречаются разные люди. Они выходят из своих домов, выглядывают из окон автобусов и автомашин, чтобы сказать им то, что они думают».
Игровая драматизация помогает детям преодолеть робость и скованность. В конце занятия ведущий спрашивает о том, какую дорогу выбрал бы каждый ребенок.
Переход ребенка – дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. Это проблема создания новой культурной реальности для самих педагогов, это зона их ближайшего профессионального развития.
Литература: Управление ДОУ. Научно – практический журнал. 2005, № 4.
Приложение 2.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
ТЕМА: Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: повышение психологической грамотности педагогов в вопросах подготовки детей к школьному обучению.
ПЛАН.
1.Мотивационная сторона готовности ребенка к школе.
2.Основные составляющие части мотивации школьного обучения.
3.Уровни сформированности внутренней позиции школьника (мотивации).
Успехи школьного обучения во многом зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям, к положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.
Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивация, т.е. «внутренняя позиция школьника» - это совокупность всех отношений самого ребенка к школьному обучению, сложившаяся в определенную систему.
Она формируется в процессе жизни и воспитания и включает в себя:
• наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
• заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;
• наличие социальных мотивов и умения подчиняться школьным требованиям.
Условно выделяются три уровня сформированности положительного отношения к школе. Высокий уровень характеризуется четкими представлениями и знаниями детей о школе. У них сформирован учебный и социальный мотив учебной деятельности, они эмоционально, положительно относятся к школе.
Средний уровень – дети имеют частичные представления и знания о жизни школы, в основном обращают внимание на наиболее яркие по внешней привлекательности события. Мотив учебной деятельности не сформирован. Доминирует комбинация мотивов. Отношение к школе не сформировано, интерес появляется эпизодически.
Низкий уровень – дети не имеют представлений и знаний и школе или имеют неправильные представления. Преобладает игровой мотив. Не проявляют интереса к учебе, не сформировано положительное отношение к школе, не владеют необходимыми формами поведения.
Работа по формированию школьной мотивации должна включать систему разнообразных форм и методов работы. Воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:
• включения в целостный педагогический процесс разнообразных форм работы по ознакомлению детей со школой;
• создание предметно – развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечение ее доступности;
• понимания воспитателем значимости проблемы и проявления его творческой инициативности в подборе форм, методов работы с детьми по воспитанию положительного отношения к школе;
• педагогического просвещения родителей в вопросах готовности к школьному обучению;
• осуществления связи ДОУ со школой в вопросах преемственности.
Литература:
Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. -М.: Айрис Пресс, 2005 г.
Приложение3.
Экскурсия в библиотеку
(старшая группа)
Цель:
Познакомить детей с общественными зданиями микрорайона, их назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости труда для жителей города; воспитывать правила культуры поведения на улице и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте, общительность, знание литературных произведений и их авторов.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, рассматривание книг.
Ход экскурсии:
Воспитатель проводит с детьми предварительную беседу.
Немного из истории библиотек.
Давным-давно, когда люди еще не знали бумаги, но хотели передавать свои знания другим, слова записывали на чем придется: они высекали значки на камне, позже буквы изображали тиснением на глиняных дощечках. В Древнем Египте писали на папирусе - материале, сделанном из многолетнего растения с таким же названием. А в России выделывали тонкую кожу и писали на пергаменте, на березовой коре.
Эти письма люди старались сохранить: и глиняные дощечки, и папирусы, и пергаменты. Создавались первые библиотеки. Но со временем слова стирались, дощечки, береста пор-тились. Тогда люди научились делать бумагу и печатать книги. Люди, которые пишут книги, называются писателями. Писатели писали о том, что видели, слышали. Писали стихи и придумывали рассказы, сказки. Появилось очень много книг, которые нужны нам всем, чтобы узнать наше прошлое, настоящее и будущее. Узнать обо всем, что творится в мире, происходит на Земле. Где мы можем взять книги? (В магазине купить, в библиотеке.)
Воспитатель подводит детей к зданию библиотеки.
Воспитатель: Справа от нас здание, где хранятся книги, - детская библиотека. (Обратить внимание детей на здание, на вывеску, на порядок территории.)
Работники библиотеки собирают разные книги. В библиотеке найдутся книги по математике, географии, истории и многие другие.
Здесь у нас первая остановка - абонемент. В абонементе на полках, открытых для доступа читателей, можно выбрать любую книгу, но обязательно вернуть ее в определенный срок.
Книги стоят на полке в определенном порядке, по разделам, относящимся к разным наукам и темам.
Вторая остановка - каталог. В небольших ящичках собраны карточки на все имеющиеся в библиотеке книги. На каждой карточке мы найдем фамилию автора книги, ее название; фамилию художника, оформлявшего книгу, а также город, где она издана, год издания, количество страниц.
Карточки расположены в таком же порядке, как и книги на полках. Найти нужную книгу вам поможет библиограф.
Остановка - читальный зал. В читальном зале можно полистать последние номера детских газет и журналов, познакомиться с новыми названиями детских периодических издан
ПРАВИЛА ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
С любым вопросом можно обратиться к работникам библиотеки, но и сами юные читатели должны соблюдать правила:
аккуратно обращаться с библиотечными книгами;
вовремя возвращать книгу в библиотеку;
подклеить страницы или корешок книги, если в этом есть необходимость.
Во второй половине дня детям предлагается подклеить книги в группе. Предложить родителям принести книги для пополнения библиотечного фонда группы.
библиотекарь – очень важная и нужная профессия. Слово библиотекарь происходит от слова «библия», что означает «книга».
У многих людей есть домашние библиотеки. Книги стоят на полках и в шкафах. Читают их взрослые и дети. Они знают все свои книги. Но есть еще огромные хранилища книг – библиотеки. Работа библиотекаря проходит в библиотеке, среди книг. У нас в России огромное количество библиотек. В Москве находится самая главная Российская государственная библиотека, в которой собраны миллионы книг, старинных и современных.
У каждой книги есть свой номер из букв и цифр.
БИБЛИОТЕКАРЬ ПРОВОДИТ ЭКСКУРСИЮ ПО БИБЛИОТЕКЕ.
Каждая библиотека – это целые города, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи.
В ящиках — каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Читай и становись умнее.
(ПОКАЗЫВАЕТ КАРТОЧКИ).
Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в детской библиотеке. Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше! Библиотекарь выдаёт книги. Он постоянно общается с читателем,
отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.
Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.
Пожалуй, самый большой праздник детской Книги.
КНИЖКИНА НЕДЕЛЯ.
Мы пришли на праздник
Книжкиной недели.
Как красиво книжки
Художники одели.
Гладкие обложки,
Яркие картинки –
Петушок в сапожках,
Розовые свинки.
Стены украшают
Звёздочки, флажки.
Нам поэт читает
Новые стихи.
Про кота-котишку
И про воробьишку.
Воробьишка Гоша –
Он такой проказник!
Добрым и хорошим
Вышел Книжкин праздник!
РЕБЯТА, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ БИБЛИОТЕКАРЬ?
Дети:
Библиотекарь должен любить книги, должна быть хорошая память.
Библиотекарь:
Правильно! Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам – это «Книжкина неделя», он проходит весной. И тёплое весеннее солнышко, и обложки нарядных детских книг – всё радует маленьких читателей, прививая им любовь к её величеству - литературе! Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.
-Ребята, а вы были когда-нибудь в библиотеке?
• Любите ли вы читать книги, умеете ли читать? Может быть, вам читают книги мама или бабушка?
• Назовите свою любимую книгу. Кто её написал?
• В чём заключается работа библиотекаря?
А сейчас, я хочу вам предложить немного поиграть в игру « Угадай книгу».
(Поделить детей на группы. Раздать каждой группе карточки с названиями разных известных детских книг, например: «Приключения Буратино», «Три Толстяка» и т.д. Каждая группа рассказывает о своей книге, не называя эту книгу, её автора или героев. По рассказам друг друга дети отгадывают, о каких книгах идёт речь.)
Библиотекарь:
вот такая у меня профессия. А сейчас мы с вами найдём книжку, за которой вы пришли ко мне. Вы хотите почитать «Сказку о потерянном времени» которую написал Евгений Шварц?
Дети:
Да.
Библиотекарь:
тогда пойдёмте со мной.
(ИЩУТ КНИГУ)
Педагог и дети благодарят библиотекаря за книгу и прощаются
.
Педагог:
Спасибо Вам огромное за интересную экскурсию и за рассказ о вашей замечательной профессии, а мы с ребятами пойдём читать сказку. До свидания!!!
Библиотекарь:
Приходите ещё в библиотеку с мамами и папами, я буду очень рада вам, до свидания ребята.
Приложение 4.
Конспект экскурсия в художественную школу
( Старшая группа)
Цель: Познакомить детей с художником- иллюстратором Е.И.Чарушиным.
Задачи:
- Познакомить детей с творчеством художника Е.И.Чарушина, закрепить знания о хищных животных (внешний вид, следы.), воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
- расширить знания детей о средствах выразительности, познакомить с техникой рисования–набивка.
- развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
- формировать навыки художественного исполнения различных образов под музыку; формировать эмоциональную отзывчивость на произведение.
Материалы: Картины художника Е. И. Чарушина, 7 листов с силуэтами животных, 7 кистей, краски, д/игра Чьи следы.», кассета со спокойной музыкой.
Ход экскурсии:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда мы с вами отправимся предлагаю вам отгадать. Скажите кто пишет сказки? (ответы детей.) – сказочник. Кто пишет стихи? ( ответы детей.) – поэт. Кто пишет музыку? ( ответы детей.) – композитор. Кто пишет картины? (ответы детей.) – художник. А где у нас в детском саду рисуют?
( ответы детей) – воспитатель обобщает, что рисовать мы ходим в художественный салон.
Вот туда я предлагаю вам отправиться. Дети вместе с воспитателем идут в художественный салон. Воспитатель предлагает подойти к мольбертам с картинами. Спрашивает, знакомы ли им картины? Перед вами рисунки замечательного художника- анималиста Евгения Ивановича Чарушина. Слово «анималист» и означает – рисующий животных. Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, цесарка с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетёрок, вёл дружбу с трёхногим псом Бобкой. На день рождения отец дарил ему книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Он воображал себя путешественником. А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях. Особенно хорошо Женя рисовал зверей и птиц, о каких читал или видел. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал голоса. И букву «р» научился говорить, подражая карканью вороны. Все детские впечатления помогли потом Чарушину в его творчестве. На нашей выставке вы увидите медвежонка, волчат, лисёнка – разных симпатичных малышей и взрослых зверей. Особенно любил Чарушин звериных малышей, забавных и беспомощных. Вот оленёнок – слабенький, беззащитный.
Сразу видно, что недавно на свет появился и на ноги с трудом встаёт. Но в некоторых зверятах подмечал художник будущих хищников, не всегда безобидных и безопасных.
Чего раскричался этот рыжий лисёнок? Хвостик напрягся, шерсть ростопырилась. И нескладный, и колючий, совсем как задиристая ёлка, что рядом растёт. Испугался, что мама его оставила одного! Но всё равно по острой оскалившейся мордочке понятно – лесной зверь. Вся жизнь Евгения Ивановича была связана с миром природы, с миром зверей. Наблюдал он их в лесу на охоте и у себя дома. Бывало, зверята вовсю проказничают, а художник тем временем любуется ими и рисует, хочется ему передать в рисунке своё доброе отношение к ним. Вот и мы видим , какие у них мягкие уши, нескладные лапы, серьёзные мордочки, густая мохнатая шерсть. Таких пушистых, милых и немного смешных зверят умел рисовать только Чарушин, поэтому и называют их « чарушинскими». Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, многие из которых писал сам,- он и писателем был замечательным. (воспитатель предлагает пройти посмотреть выставку книжек.) Ребята а я знаю, что вы тоже знатоки животных. Верно? (ответы детей.) я предлагаю вам поиграть в д/игру «Чьи следы?». (дети подбирают к следам картинку с изображением животного, чей это след.) А давайте с вами изобразим этих животных под музыку. Каждый изображает то животное, которое отгадал. ( воспитатель включает музыку « в мире животных») Ребята замечательные звери у вас получились, а я предлагаю вам попробовать нарисовать таких же животных, как у художника Чарушина. Согласны? Каждому выдают листы с нарисованным силуэтом животного. Воспитатель показывает как рисовать «набивкой», затем дети выполняют работу самостоятельно. Ну что, ребята, понравилось вам наше сегодняшнее путешествие? (воспитатель выслушивает ответы детей.) А что вам запомнилось больше всего? С творчеством какого художника я вас сегодня познакомила? Воспитатель обобщает: мы сегодня познакомились с творчеством художника – анималиста Евгения Ивановича Чарушина
Приложение 5.
Экскурсия в школу.
(Подготовительная группа)
Цельэкскурсии:
• знакомство детей с помещениями школы, с ее работниками, содержанием учебной деятельности;
• воспитание интереса к школе, желания учиться в ней.
Предварительная беседа:
Какие здания находятся возле нашего детского сада? (Дети перечисляют известные им здания.Воспитатель обращает их внимание на то, что возле детского сада расположена школа).
• В следующем году многие из вас пойдут в школу. Хотите учиться в школе? Почему? Как вы думаете, что будет интересного в школе?
• Да, в школе очень интересно учиться: каждый день ученики узнают что-то новое, необычное на уроках, учатся читать и писать, устраивают разные игры, соревнования, ходят в походы, помогают друг другу…
• А как вы готовитесь стать школьниками? (Воспитатель обобщает ответы детей, подчеркивает, что прежде, чем идти в школу, дети должны многому научиться)
Во время прогулок мы часто бывали возле здания школы.
• Какое оно?
• Что находится во дворе школы?
• Раньше мы знакомились с внешним видом здания школы, а сегодня мы посмотрим, какие помещения есть в здании школы, кто там работает, побываем в одном из классов, узнаем, как дети учатся в школе.
Ход экскурсии
В школе дети рассматривают вестибюль, коридор, гардероб, заходят в первый класс, здороваются и знакомятся с учительницей. Ребята рассматривают классную комнату, называют обстановку. В классе светло, уютно, чисто. Учительница расспрашивает, чем дети занимаются на занятиях в детском саду, как ведут себя.
Затем она подробно знакомит детей с особенностями школьной жизни, объясняет:
• чем занимаются ученики на уроках (читают, считают, пишут, рисуют, ноют, мастерят, занимаются физкультурой);
• как ведут себя школьники на уроках (не шумят, слушают то, что говорит учитель, поднимают руку, если хотят ответить или что-нибудь спросить, друг друга не перебивают, если отвечает кто-то из детей, другие молчат, не подсказывают и т. д.);
• что такое перемена (перерыв между уроками; когда перемена начинается, можно узнать по звонку);
• чем занимаются школьники на переменах (готовятся к следующему уроку, играют в спокойные игры, общаются друг с другом, ходят в столовую и т. д.);
• что делает учитель (учит детей новым знаниям, объясняет, как себя вести, помогает, если что-то не получается, организует разные интересные мероприятия: поездки в другие города, экскурсии по родному городу, конкурсы, утренники, развлечения и т. п.).
Далее дошкольники рассматривают школьные принадлежности.
Учитель отмечает, что в школе работают люди разных профессий: учителя, библиотекарь, повар, уборщица; в школе много различных помещений: классы, библиотека, столовая, спортивный зал, бассейн, мастерские и т.д.
Дети слушают, как звенит звонок, уточняют, что он означает, наблюдают за тем, как в класс входят ученики и садятся за парты.
Приложение 6.
Рассказы о школе
В. Драгунский
ГЛАВНЫЕ РЕКИ
Хотя мне уже идёт девятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать.
У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. Ну, он в космос всё-таки не залетел, потому что у него был чересчур лёгкий хвост, и он из-за этого крутился как волчок. Это раз. А во- вторых, у меня было мало ниток, и я весь дом обыскал и собрал все нитки, какие только были; у мамы со швейной машины снял, и то оказалось мало. Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса ещё было далеко.
И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всём на свете. Мне было так интересно играть, что я и думать перестал про какие-то там уроки. Совершенно вылетело из головы. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор.
Я утром немножко заспался, и, когда вскочил, времени оставалось чуть-чуть... Но я читал, как ловко одеваются пожарные, — у них нет ни одного липшего движения, и мне до того это понравилось, что я пол-лета тренировался быстро одеваться. И сегодня я как вскочил и глянул на часы, то сразу понял, что одеваться надо как на пожар. И я оделся за одну минуту сорок восемь секунд весь как следует, только шнурки зашнуровал через две дырочки. В общем, в школу я поспел вовремя и в класс тоже успел примчаться за секунду до Раисы Ивановны. То есть она шла себе потихоньку по коридору, а я бежал из раздевалки (ребят уже не было никого). Когда я увидел Раису Ивановну издалека, я припустился во всю прыть и, не доходя до класса каких-нибудь пять шагов, обошёл Раису Ивановну и вскочил в класс. В общем, я выиграл у неё секунды полторы, и, когда она вошла, книги мои были уже в парте, а сам я сидел с Мишкой как ни в чём не бывало. Раиса Ивановна вошла, мы встали и поздоровались с ней, и громче всех поздоровался я, чтобы она видела, какой я вежливый. Но она на это не обратила никакого внимания и ещё на ходу сказала:
— Кораблёв, к доске!
У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не хотелось вылезать из-за своей родимой парты. Я прямо к ней как будто приклеился. Но Раиса Ивановна стала меня торопить:
— Кораблёв! Что же ты? Я тебя зову или нет?
И я пошёл к доске.
Раиса Ивановна сказала:
— Стихи!
Чтобы я читал стихи, какие заданы. А я их не знал. Я даже плохо знал, какие заданы-то. Поэтому я моментально подумал, что Раиса Ивановна тоже, может быть, забыла, что задано, и не заметит, что я читаю. И я бодро завёл:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь:
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь...
— Это Пушкин, — сказала Раиса Ивановна.
— Да, — сказал я, — это Пушкин. Александр Сергеевич.
— А я что задала? — сказала она.
— Да! — сказал я.
— Что «да»? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблёв!
— Что? — сказал я.
— Что «что»? Я тебя спрашиваю: что я задала?
Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал:
— Да что он, не знает, что ли, что вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса, Раиса Ивановна.
Вот что значит верный друг. Это Мишка таким хитрым способом ухитрился мне подсказать. А Раиса Ивановна уже рассердилась:
— Слонов! Не смей подсказывать!
— Да! — сказал я. — Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.
Мишка стал красный и отвернулся от меня. А я опять остался один на один с Раисой Ивановной.
— Ну? — сказала она.
— Что? — сказал я.
— Перестань ежеминутно чтокать!
Я уже видел, что она сейчас рассердится как следует.
— Читай. Наизусть!
— Что? — сказал я.
— Стихи конечно! — сказала она.
— Ага, понял. Стихи, значит, читать? — сказал я. — Это можно. — И громко начал: — Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.
— Ну! — сказала Раиса Ивановна.
— Что? — сказал я.
— Читай сейчас же! — закричала бедная Раиса Ивановна. — Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!
Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул, не разжимая рта, но я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперёд и продекламировал:
— Мужичонка!
Все замолчали, и Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку ещё внимательнее. Мишка показывал на свой большой палец и зачем-то щёлкал его по ногтю.
И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал:
— С ноготком!
И повторил всё вместе:
— Мужичонка с ноготком!
Все засмеялись. Раиса Ивановна сказала:
— Довольно, Кораблёв!.. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись.
Потом она добавила:
— Ну а как насчёт кругозора? Помнишь, мы вчера сговорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?
Конечно я не выучил. Этот змей, будь он неладен, совсем мне всю жизнь испортил. И я хотел во всём признаться Раисе Ивановне, но вместо этого вдруг неожиданно даже для самого себя сказал:
— Конечно выучил. А как же!
— Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвёл чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.
Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово. В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел в потолок. И думал, что сейчас уже наверняка я умру. До свидания, все! И в эту секунду я увидел, что в левом последнем ряду Петька Горбушкин показывает мне какую-то длинную газетную ленту и на ней что-то намалёвано чернилами, толсто намалёвано, наверное, он пальцем писал. И я стал вглядываться в эти буквы и наконец прочёл первую половину.
А тут Раиса Ивановна снова:
— Ну, Кораблёв? Какая же главная река в Америке?
У меня сразу же появилась уверенность, и я сказал:
— Миси-писи.
Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слёз, но двойку она мне влепила будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.
Ю. Вийра
«ДЕДУШКИНЫ ВАЛЕНКИ»
Недавно мне исполнилось шесть лет. Однажды папа пришёл и говорит:
— Я был в соседней школе...
Мама заволновалась:
— И что?!
— Школа хорошая, с первого класса немецкий язык. Желающих поступить много, а первых классов всего два. Поэтому берут самых подготовленных, кто умеет читать, писать и считать...
— А чему их тогда будут в школе учить? — спросил дедушка и швырнул с печки валенком.
Дедушка у нас сиднем сидит на печи, отращивает бороду, стрижёт её и делает из бороды валенки. Там у него этих валенков целый склад. Время от времени он ими бросается, говорит, что это развивает глазомер. Я бросаю ему обратно.
— Машу не примут! — сказала мама и схватилась за сердце.
— Пусть только не примут, — сказал дедушка и прицелился с печки чёрным валенком.
— А что значит: уметь читать, писать и считать? — спросила мама, вытряхивая в рюмку сердечные капли.
— Я там встретил одну мамашу. Её дочь в прошлом году не приняли: не могла разделить семь на два и не прочла сорок слов за минуту.
— Семь на два?! Сколько это? — Мама стала считать.
Мы с папой ей помогали. У всех получилось разное. Тогда дедушка швырнул с печки три с половиной валенка и ещё три с половиной валенка. Мы их сложили. Получилось семь целых валенков. Мама облегчённо вздохнула. Она достала свой старый букварь, положила перед собой часы и заставила всех читать. Я прочитала за минуту рассказ про девочку Иру: «У И-ры рас-тут как-ту-сы...» Папа прочитал два рассказа, мама — три, а дедушка — полбукваря. Мама заплакала. Я спросила:
— Тебе Иру жалко?
— Какую Иру? — Мама всхлипнула.
— Из букваря. «Ира тронула кактус и уколола руку. У Иры ранка».
— Нет, мне тебя жалко. Дедушку в школу примут, а тебя нет.
— Примут как миленькую! — сказал дедушка и подкинул валенок в руках.
— Ещё про реки спрашивали, — сказал папа. — Какие знает реки.
— Какие ты знаешь реки? — спросила у меня мама.
— Москву-реку, — ответила я сразу и замолчала.
— А в Санкт-Петербурге какая река? — спросила мама.
— Нева.
— Правильно. — Мама погладила меня по голове. — А какая самая великая русская река? Так ещё называется машина у Славы, нашего соседа...
— Пикап, — сказала я неуверенно.
Дедушка от смеха чуть с печки не свалился.
— Великая русская река Пикап! — Он загорланил: — «Волга-Волга! Мать родная...» — и устроил целый салют из валенков...
А в школу меня всё равно приняли. Там директор женщина. Она увидела мои валенки — я пришла на собеседование в валенках — и спросила меня:
— Откуда у тебя, Машенька, такие распрекрасные валенки?
Я сказала:
— Дедушка свалял.
— А мне он такие может свалять? — спросила директор.
— Конечно. У вас тридцать шестой размер, да?
Она похвалила мой глазомер и записала в первый класс «Б».
M. Зощенко
«ПОРА ВСТАВАТЬ!»
Один мальчик, по имени Павлик, поступил в этом году в школу. И он очень боялся опоздать на уроки.
А в доме у них будильника не было.
Только были стенные часы-ходики.
Тогда мальчик решил сделать себе будильник.
Он заметил, что, когда он встаёт утром, гиря от часов доходит почти до табуретки.
Тогда он поставил на табуретку чайник с водой. Утром гиря опустилась в воду и, по закону физики, вытеснила воду из чайника.
Но из чайника вода потекла не на пол, а она потекла по резиновой трубочке, которую мальчик приделал к чайнику.
И вот течёт вода из чайника по трубочке и капает на мальчика. И мальчик уже знает, что восемь часов — пора вставать.
Но потом родители мальчика не разрешили ему пользоваться этим будильником, потому что вода текла прямо на кровать и это было неудобно.
И папаша принёс откуда-то настоящий будильник. И с тех пор мальчик сам заводил этот будильник и каждое утро вставал в указанное время.
К. Драгунская
«КОГДА Я БЫЛА МАЛЕНЬКАЯ»
Когда я была маленькая, я была очень забывчивая. Я и сейчас забывчивая, но раньше — просто ужас!..
В первом классе я забыла прийти в школу первого сентября, и пришлось целый год ждать следующего первого сентября, чтобы идти сразу во второй.
А во втором классе я забыла свой ранец с учебниками и тетрадками, и мне пришлось возвращаться домой. Ранец я взяла, но забыла дорогу в школу и вспомнила о ней только в четвёртом классе.
Но в четвёртом классе я забыла причесаться и пришла в школу совершенно лохматая.
А в пятом классе я перепутала — осень сейчас, зима или лето — и вместо лыж принесла на физкультуру ласты.
А в шестом классе я забыла, что в школе надо вести себя прилично, и притопала в класс на руках. Как акробат!
Но зато в седьмом классе... Ой, фу-ты... Снова забыла.
Ну, потом расскажу, когда вспомню.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Примерный план недели игры по гендерному подходу в воспитании: «Я мальчик – будущий мужчина, Я девочка - будущая женщина» в подготовительной к школе группе.»
Задачи:• Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками;• Закреплять знания о здоровом образе жизни;• Способствовать укреплению физического здоровья детей;• Упражнять в различ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-205217-1361021981.jpg)
календарно -тематическое планирование работы с будущими мамами "Оказание консультативной помощи будущим мамам"
№тема, цельматериалы, оборудованиеформа проведенияЦель: формировать представление будущих мам о психологической составляющей беременности, помочь расслабиться, погрузиться в свою беременность, н...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/16/picture-198608-1413441029.png)
Клуб будущих первоклассников Консультация Тема: «Что нужно знать родителям будущих первоклассников».
Часто родители прибывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребёнок считается подготовл...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/13/picture-706142-1447392360.jpg)
Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».
Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/12/picture-893428-1486912022.jpg)
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-1042628-1528434098.jpg)
Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/07/picture-294123-1381089758.jpg)
«О будущем не говорят, его делают!» Мастер класс «Играющие дети – взгляд из будущего»
В современном мире дети стали очень зажаты и внутренне и физически (пластически). Редко встретишь сейчас ребёнка открытого с природной естественностью, которой ребё...