Конспект интегрированного занятия " Какую одежду носили на Руси".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Занятие для детей старшей группы в форме игровых посиделок. Участвуют дети всей группы. На протяжении занятия дети вспоминают особенности ношения праздничной и будничной одежды мужчин и женщин, детей.Повторяют названия одежды: рубаха, портки, сарафан, калита, кокошник.Вспоминают материалы, из которых делали одежду : лён, шерсть.В ходе занятия дети исполняют народные песни, играют в народные игры: " Заря-заряница, " ручеёк".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kakuyu_odezhdu_nosili_na_rusi.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа города Михайловки.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением
по художественно-эстетическому развитию № 1 имени П.А.Юдина»
Конспект занятия: « Какую одежду носили на Руси».
Составила: воспитатель 1 категории Загороднева Т.А.
Город Михайловка.
2015 год.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возраст детей: 5-6 лет.
Форма занятия: игровые посиделки.
Форма организации: группа детей.
Задачи: - закрепить знания детей об одежде русских людей, живших в 18-19 веках, особенностях тканей, названиях одежды и головных уборов, правилах
ношения праздничной и повседневной одежды,
- развивать связную речь, воображение, мышление, эмоциональную отзывчивость,
- воспитывать интерес к традициям, быту русских людей.
Словарь новых слов: порты, рубаха, калита, кокошник, кушак.
Предварительная работа: чтение воспитателем произведений русских писателей о жизни наших предков, рассматривание иллюстраций с изображением одежды, тканей, заучивание закличек, припевок, песен, игр.
Оборудование и материалы: декорации и костюмы в русском стиле.
Ход занятия:
1 мальчик: Ото всех дверей, ото всех дверей, приходи народ скорей!
2 мальчик: Приходи кому охота, а кому неохота - тоже приходи!
Нашу беседу послушай, погляди!
3 мальчик: Заиграй-ка балалайка, заиграй-ка звончата!
Дома ль Настя, дома ль Василиса, дома ль душенька
Катюшенька?
Девочки: Мы туточки.
1 мальчик: Красны девицы, выходите погулять, себя показать.
( Девочки выходят, садятся на лавочки, приходит гостья)
Гостья: Здравствуйте, ребята! Какие все нарядные и красивые!
Дети: Здравствуйте, гостья дорогая! Будьте хозяйкой на нашей беседе.
Гостья: Спасибо за приглашение, с удовольствием останусь, только скажите, на какую беседу вы у терема собрались?
Дети: А собрались мы у терема погулять, да о русской одежд рассказать.
Хозяйка: А кто и когда носил русскую народную одежду?
Дети: Такую одежду носили наши предки давным-давно.
Хозяйка: А вы, знаете из чего делали одежду?
Дети: Да, знаем. Её делали из льна и шерсти.
Хозяйка: Расскажите, как делали такие полотна?
Дети: Сначала на прялке пряли лён и шерсть животных, получались нити, затем нити ткали на ткацком станке - получали полотно, серую холстину.
Хозяйка: Всё правильно, так и было. А чтобы ткани были яркими, их красили. Как вы думаете, чем?
Дети: В те времена красок не было. И ткани красили васильком, зверобоем, листьями ягод черники, голубики, корою дуба, липы.
Хозяйка: Вот и выходили такие яркие ткани. А кто шил одежду?
Дети: Портные шили одежду всю зиму, а то и год.
Хозяйка: Как вы думаете, ребята, трудно было шить такую одежду?
Дети: Да, много труда требовалось портным, чтобы сшить и украсить одежду. После работы все шли петь и плясать.
Хозяйка: Давайте и мы споём русскую хороводную песню « Как у наших у ворот!»
( дети водят хоровод)
Хозяйка: Молодцы, ребята! Только на Руси есть пословица: « Делу время - потехе час!» И нам пора продолжить беседу. Скажите, что за одежда на вас одета?
Дети: Рубаха, порты, сарафан, лапти, кокошник.
Хозяйка: Расскажите, что такое рубаха?
Дети: Рубаха была главной одеждой на Руси, её носили все: и женщины и мужчины, и дети. Рубахи шились широкие, мужские- короткие, женские- длинные, ниже колен .Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубахи на груди имели узоры, считалось, что они защищают сердце от злых чар.
Хозяйка: А мастерицы-рукодельницы вышивали рубахи и припевали.
Девочки: (поют) Как на Ваниной рубашке вышью я ромашки, ландыши и кашки.
Хозяйка: Так готовились праздничные рубашки, но шились и другие рубашки, которые носились каждый день, как оно назывались?
Дети: Повседневными, они были серого цвета.
Хозяйка: А что на рубашке повязано?
Дети: Это пояс-кушак. В старину рубаха должна быть всегда подпоясана. К поясу привязывали нож, ложку. Карманов на одежде в старину не было, их заменяла сумочка-калита, которую шили из кожи, эту сумочку вешали на пояс.
Хозяйка: А вы не забыли, что ещё носили мальчики на Руси?
Дети: В старину носили порты. Порты будничные были тёмного цвета, а праздничные шили из белого полотна в полоску, их заправляли в сапоги.
1-й ребёнок: Чтобы не замёрз сынок, взяли полотна кусок, и тёплые порточки сшили для сыночка.
2-й ребёнок: Ну а раз оделся ты, и в рубаху и в порты, надо обувь одевать и на праздник поспешать.
Хозяйка: А старинную обувь вы знаете?
Дети: Конечно. Веками на Руси повседневной обувью были лапти, их плели из лыка (липовой коры). Носили и летом и зимой, зимой ноги утепляли онучами(тёплыми портянками) и завязывали верёвочками. Снашивались лапти очень быстро, за 10 дней. А позже стали шить чёботы, простые башмаки, потом, сапоги, а позже появились валенки. Они стоили очень дорого, поэтому в семье была только одна пара.
Хозяйка: Про девочек мы забыли, что же они носили в старину?
Девочки: Носили сарафан. Сарафан -женская одежда, юбка на широких лямках. Простые сарафаны шили из льняного полотна, а дорогие - из парчи и шёлка. Сарафан красиво струился при ходьбе, делая женщину похожей на лебедя. В народе говорили: « Красна девица идёт, словно лебёдушка плывёт».
Хозяйка: А какие головные уборы носили в старину?
Девочки: Украшением девочки была длинная коса, заплетённая яркими лентами. Пословица гласит: « Девичья коса - всему миру краса». Кокошники носили в праздники, они были разной формы, очень красивые, расписные. Украшали их бисером, шёлковыми нитями, тесьмой. Девочкам заплетали волосы в две косички, приговаривали: Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса, расти косонька до пят, все волосоньки в ряд, расти коса, не путайся, дочка маму слушайся.
Хозяйка: А у мальчиков были головные уборы?
Дети: Да, мальчики носили в будни шапку-колпак, а в праздники - валяную шапку с козырьком и цветком.
Хозяйка: Правда, красиво жили и одевались наши прабабушки и прадедушки?
Дети: Да!
Хозяйка: А когда кончался день трудовой, открывали они тяжёлые сундуки, доставали нарядную одежду и шли на игрища: петь, плясать, да в игры играть. Вот и у нас, ребята, беседа подошла к концу, можем и в игру поиграть, а называется она « Заря-заряница».
Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят следующие слова:
- Заря-заряница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые, кольца обвитые, за водой пошла!
В это время ведуший - заря, ходит за спинами игроков по кругу с лентой.
На последних словах, ведуший кладёт ленточку на плечо играющего, и оба бегут по кругу в разные стороны, стараясь занять освободившееся место. Тот, кто первым добежал, побеждает, а другой игрок становится зарёй.
Хозяйка: На этом наш праздник закончен, всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Зимняя одежда"
Образовательные области:Познание. Художественное творчество. Коммуникация. Социализация. Здоровье.Задачи: Закрепление названий зимней одежды, их назначение; уточнение последовательно...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста "Какую одежду носили на Руси"
Материал будет интересен воспитателям, реализующим программу "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...
Конспект Интегрированного занятия на тему: «Носит одуванчик желтый сарафанчик»
Формировать интерес детей к эстетической стороне действительности, положительное отношение к рисованию красками, удовлетворить потребности детей в самовыражении через рисование....
Конспект интегрированного занятия по формированию духовно-нравственного воспитания у детей в группе раннего развития. Тема: «Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок».
Конспект интегрированного занятия по формированию духовно-нравственного воспитания у детей в группе раннего развития.Тема: «Вместо хвостика крючок, вместо носа пятачок»....
Конспект НОД "Какую одежду носили на Руси"
Познавательное развлечение для детей в русско-народном стиле. Расширить представления детей о народных традициях и обычаях....
Конспект интегрированного занятия "Их героические имена носят улицы нашего города. Георгий Дмитриевич Костылев" (для детей старший и подготовительной группы ЗПР)
Цель: продолжать формировать чувство гордости за соотечественников, защищавших нашу Родину во время Великой Отечественной войны.Задачи:Обучающая:через организацию интегрированного занятия ...
Конспект занятия: « Какую одежду носили на Руси».
Закрепить знания детей об одежде русских людей, живших в 18-19 веках, особенностях тканей, названиях одежды и головных уборов, правилахношения праздничной и повседневной одежды....