ТРИЗ игры для дошкольников
материал на тему
Детское мышление еще не способно оперировать абстрактными категориями. Обучение дошколят даже таким простым мыслительным операциям, как сравнение или обобщение, требует особых форм занятий. Как построить такие занятия?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведущая деятельность детей 3-7 лет - игра. В ней дети репетируют социальные роли и отношения. Поэтому логично приспособить сюжетно-ролевые игры в качестве оболочки занятий с элементами ТРИЗ.
Что же такое «ТРИЗ» — это теория решения изобретательских задач, автором которой является Генрих Альтшуллер. Это программа, которая учит детей не мыслить шаблонно, стереотипно. Она учит мыслить диалектически, системно, функционально.
Технология ТРИЗ не просто развивает фантазию детей, но и учит понимать происходящие процессы. Это достигается в ходе коллективных и индивидуальных игр, которые предполагают, что тему и вид деятельности ребёнок выбирает сам. В процессе малыш учится выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и решать эти противоречия. Ведь разрешение противоречий — это ключ к творческому мышлению.
Четыре этапа технологии ТРИЗ
Основное средство работы — это педагогический поиск. Воспитатель не дает готовых знаний, а учит их находить. К решению творческих изобретательных задач подходят в четыре этапа:
- на первом занятии малыша подводят к вопросу многофункционального использования объекта. Ребёнок учится искать истину, суть.
- на следующем этапе ребёнок учится искать противоречия в объекте: что в нем хорошо, а что плохо и т. д.
- третий этап — разрешение противоречий. Для этого создана целая система разнообразных задач. Третий этап является очень важным — дети учатся искать и находить решения. Пусть ребёнок фантазирует, придумывает что-то новое.
- ещё один этап работы по технологии ТРИЗ — придумывание новых сказок и решение сказочных задач, для чего разработаны специальные методики. Это включает в себя речевые упражнения, игру, лепку, рисование, конструирование и т. д.
Пройдя все этапы, ребёнок научится находить оригинальные решения многих проблем, а также мыслить более широко.
Вот несколько игровых занятий для детей в дошкольных учреждениях, которые с легкостью можно проводить и дома. Эти игры вошли в сборники “Педагогика+ТРИЗ”. Автор сборника Ингрида Николаевна Мурашковска.
| Игра “Теремок” Цель: Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять общие признаки путем сравнения.
|
Как играть:
Каждому игроку раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника. Если играете вдвоем, то можно просто положить колоду с детскими картами рубашкой верх и поочереди вытаскивать картинки. Один из игроков назначается хозяином условного теремка (коврик или детский домик), а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки):
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, Гитара. А ты кто?
- А я - удочка. Пусти меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.
Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. И так, пока все карточки не окажутся в теремке, и ведь правда, все изображения чем-то похожи на гитару.
Можно играть немного по другому, все время меняя хозяина теремка. Сначала, гитара - хозяин, потом гость удочка становится хозяином и так далее.
| Игра. “Маша-Растеряша” Цель: тренируем внимательность, учимся решать проблемы.
|
Как играть: Один из игроков назначается Машей-Растеряшей. Ведется диалог Маши с другими участниками игры:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла Нож (называется любой предмет либо изображение на детской карточке). Чем я теперь буду хлеб резать (здесь обозначается функция предмета)?
Другой игрок или игроки должны предложить альтернативные варианты нарезки хлеба, например: пилой, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша выбирает лучший ответ и выдает за него награду (монетку).
В конце игры подсчитываем монетки и определяем победителя.
| Игра “Красная шапочка” Цель: развитие творческого воображения.
|
Как играть: Выбирается предмет, в который превратится бабушка (предмет можно выбрать из детских карт. Игроки вспоминают свойства этого предмета (например, стакан: прозрачный, пустой).
Начинаем играть, а для наглядности изобразить бабушку с телом-стаканом, руками, ногами, растущими из стакана и косыночкой на голове наверху стакана.
Один из игроков назначается бабушкой. Другие или другой обращается к нему: - Бабушка, бабушка, почему ты такая прозрачная (называется одно из свойств предмета)?
- Чтобы видеть, сколько я съела.
И так играем до тех пор, пока не будут обоснуем все странности бабушки.
После этого переходим к обсуждению, как бабушка может защититься от волка (например, расколоться на острые кусочки - чтобы волк не мог съесть ее, а потом, когда волк уйдет, склеится клеем для стекла).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ - игры для дошкольников
Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал эту удивительную технологию писатель-фантаст Г. С. Альтшуллер. Последнее десятилетие показало, что а...
Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...
Игры для дошкольников (ТРИЗ технология)
Картотека дидактических игр по развитию связной речи, мышления....
Технология ТРИЗ: игры и упражнения с дошкольниками
В презентации представлен комплекс игр и упражнений с использованем технологии ТРИЗ....
Буклет для родителей "ТРИЗ-игры по развитию речи дошкольников"
Буклет будет полезен педагогам ДОО и родителям воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста....
Подборка игры для дошкольников 3-4 лет по технологии ТРИЗ
Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей 3-4 лет Игры на формирование умения выделять функции объекта ...
Интеллектуальная игра для дошкольников по нравственному воспитанию с использованием технологии ТРИЗ, "Плохо, хорошо"
Интеллектуальная игра развивает у детей находить выход из создавшейся проблемной ситуации....