Технология ТРИЗ: игры и упражнения с дошкольниками
презентация по коррекционной педагогике на тему

Прокопенко Светлана Геннадьевна

В презентации представлен комплекс игр и упражнений с использованем технологии ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_igry_i_uprazhneniya.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прокопенко Светлана Геннадьевна Учитель-логопед ГБДОУ № 14 Петродворцового района Санкт-Петербург Технология ТРИЗ: игры и упражнения с дошкольниками

Слайд 2

Игры на формирование умения выявлять функции объекта "Что умеет делать?" (игра для детей с 3-х лет) "Мои друзья" (проводится с 4-х лет). 2. Игры на определение линии развития объекта " Чем был - чем стал" (с 4-х летнего возраста) " Раньше-позже " (с 3-х летнего возраста). "Паровозик" (с 3-х летнего возраста).

Слайд 3

3. Игры на выявление над-системных связей. "Где живет?" (с 3-х лет). 4. Игры на определение под-системных связей объекта "Что можно сказать о предмете, если там есть…" (с 5-летнего возраста). 5. Игры на объединение над- и под- системы объекта "Хорошо-плохо" (игра с младшего дошкольного возраста).

Слайд 4

6. Игры на умение выявлять ресурсы объекта "Аукцион" (со старшего дошкольного возраста). 7. Игры на сравнение систем "Раз, два, три… ко мне беги!" (с 3 - летнего возраста). "На что похоже" (с 3-летнего возраста). «Теремок» "Найди друзей" (с 5 - летнего возраста).

Слайд 5

Игра «Что умеет делать» Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать , его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять… Предложите детям поместить велосипед в фантастические условия.

Слайд 6

Игра «Паровозик» Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».

Слайд 7

Игра «Теремок» Цель : тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. Реквизит: рисунки разных объектов, например: гитара, чайник, дом, сумка, дерево, яблоко, карандаш и т.д. На каждого ребенка - один рисунок. Ввод в игру: напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Слайд 8

Игра «Маша-Растеряша» Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем. Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?.. Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

Слайд 9

Первый ребёнок называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т.д. Игра «Цепочка»

Слайд 10

Игра « Черное-белое » Взрослый (ребёнок) поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества .

Слайд 11

Игра «Аукцион» На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает. - Что можно делать ложкой? (кушать, перемешивать, копать, и.т.д.)

Слайд 12

Игра «Чем был-чем стал» Правила игры: 1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют… 2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении

Слайд 13

Игра «Волшебные картинки» Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Слайд 14

Игра «На что похоже» Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. Правила игры: Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него. Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.

Слайд 15

Игра «Фантазия» Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Слайд 16

Обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей). Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия) овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим), знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. Задачи речевого развития

Слайд 17

Игра «Волшебные очки» Цель: формировать умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным .

Слайд 18

Игра «Рассказ из слова» Цель: формирование навыка фонематического анализа, развитие образного мышления, связной речи (метод синектики , символическая аналогия). М А К мама автобус кот

Слайд 19

Обратная игра «Рассказ в слово» Ослик встретил Собачку . И угостил её Арбузом. Цель: формирование фонематического восприятия, развитие образного мышления, связной речи. О С А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум "Применение технологии ТРИЗ в коммуникативном развитии дошкольников."

Материал адресован старшим воспитателям для повышения профессиональной компетентности воспитателей в области коммуникативного развития детей дошкольного возраста....

буклет "Применение технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками"

буклет "Применение  технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками"...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...

«Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»

laquo;Применение методов ТРИЗв повседневной жизни детского сада.Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника»...